|| Из *bez- + *sěda "сидение снаружи" со стар. знач. bez- "снаружи"; ср. др.-инд. bahis "снаружи", bahirdvaram "место перед дверью"; см. авторы... В семантическом отношении Ванстрат сравнивает беседа с др.-исл. utiseta "сидение снаружи в ночное время для гадания, прорицания". Вряд ли правильно сравнивают Брандт (...) и Погодин (...) бе- с лит. дуративной част. bе-; против см. Преобр. (...) и Ильинский (...), собственные сопоставления которого с басня, бахорить, а также с нем. faseln "молоть вздор" принять нельзя" (???).
** Примечание
Истолкование "сидеть снаружи" у ряда авторов, лишено здравого смысла, нарушение логического "Закона достаточного основания" (нет основания, принимается на веру).
Беседа (термин) - получение (передача) знания о каком-либо предмете или явлении; исследователи путают второстепенное (сидящих и говорящих людей) с главным значением термина - получение знаний о предмете (поучением).
2) Термин в старорусских актах и литературе
а) Словарь Академии Российской 1789-94 гг., с. 1029-1030; подобно у И.И. Срезневского. Материалы для словаря... 1893г. Санкт-Петербург; http://it-claim.ru/Projects/ESAR/SAR/PDFSAR/Frame...
* Бесѣда, ы - 1. разговор (Примеры из Нового Завета). 2. Инде в Свят. пис. берется за свойство языка, за наречие... (прим. из Нов. Зав.). 3. Значит тоже что поучение. Беседы Иоанна Златоустого. 4. В обыкновенном употреблении берется за собрание, общество.
* Бесѣдка. Так называется шалашик из деревьев переплетенных между собой сделанный; или небольшой покоец каменной, либо деревянной, каковые в садах для украшения и приюту от зноя делаются.
* Бесѣдую - разговариваю..., поучаю, наставляю (прим. из Нов. Зав.).
* Собесѣдую - (Исаия 7:6, "Бог говорит"); и т.д., термины связанные с понятием "седѣть".
б) ЭСБЕ/Беседа, Беседка, Беседы с Богом и т.д.
* Беседа, т. е. разговор - заглавие большого количества народных русских легенд, повестей и стихов. Содержанием таких "бесед" служит решение таинственных вопросов, о которых не упоминает Священное Писание. Необразованный и вместе с тем любознательный русский христианин средних веков с помощью собственной фантазии решал все вопросы, на которые не мог найти определенных ответов в христианском учении...
Таким путем возникли апокрифические сочинения вроде всякого рода "вопросов", например: "Вопросы Иоанна Богослова Господу", "Вопросы князя Антиоха" и "беседы" вроде "Беседы трех святителей".
Беседа трех святителей (по мнению Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности", т. II стр. 15) занесена в Россию из Болгарии, потому что она встречается в болгарских рукописях, в которых не видно следов русского влияния; но в России она получила местный колорит и пустила глубокие корни в древнерусской поэзии...
* Беседка - легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название.
Форма беседок - самая разнообразная. Простейший вид - четыре столбика, покрытые четырехскатной крышей; по низу столбики обносятся с трех сторон стенкой высотой по локоть; с четвертой - открытой делается вход; скамьи идут по стенкам, а посередине ставится на неподвижной тумбочке стол. ...
* Беседующий гражданин - ежемесячное издание, выходившее в Петербурге в продолжение 1789 г., заключавшее в себе "Рассуждения вольным слогом и на стихах, как на природном Российском языке сочиненные, так и заимствованные переводом у самых лучших Иностранных Писателей, через разные роды Творений открывающие путь к ясному познанию главнейших обязанностей человека в особенности, а наипаче Гражданина". Всего вышло 3 части, по 4 книжки в каждой, in 8№, около 1200 страниц текста. ...
* Беседы с Богом или размышления в утренние часы, Беседы с Богом или размышления в вечерние часы и Размышления о делах Божиих в Царстве натуры и Провидения, все три на каждый день года - периодические издания, выходившие в 1787-1789 гг. одновременно под редакциею протоиерея Московского Покровского собора Иоанна Герасимовича Харламова ...
в) Национальный корпус русского языка
* Пчела (XI-XIII вв.): "Златаѹстъ р(ч҃)е. Егда мл҃твою что просимъ ѹ вл(д)кы, не скоро изнемагаимы, да ѹдолѣемъ неѹлѹченью частымъ прошеньемъ. Добро воинѹ мл҃твою бесѣдовати съ бг҃омъ˙ аще бо бесѣда бл҃га мѹжа лѹчьша творить бесѣдѹюща с нимъ, кольма мы бесѣдѹюща съ бг҃омъ по всѧ дн҃и и нощи лѹчьшаꙗ приимемъ. ...".
* Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560-1570): "три книги в десть Евангельскиа беседы".
* И. С. Барков. "Желал иметь земли посредственной уделец...": Загородной дом [Сатиры Горация, Книга 2, 6] (1763)
Но идет тихая беседа тут любезно
О том, что нужно, что знать умному полезно:
В богатстве ли людей блаженство состоит,
Иль в добродетели, кто прямо ону чтит?
г) Словарь русского языка XI-XVII вв.; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Беседка. "В ней (саду) тако ж можно зделати прохладный виридарин (лат. внутрениий дворик), сиреч травничек, и беседку гсдиу", Надзиратель, XVI в.
3) Обобщение и вывод
Период появления термина XI-XIII вв. - время организации Церкви (общественного института) на местах: приходы, погосты, монастыри.
"Беседа" - ежедневная работа священников и монахов; устное разъяснение христианского учения, Дел и Слов Божьих, форма общения с населением. Термин "беседа" зафиксирован в актах и старорусской литературе, скорее всего, сформирован Русской православной церковью, в других языках не отмечен (болгарский?).
В абсолютном большинстве случаев древние авторы вкладывают в слово - смысл поучения, беседы с Богом (молитвы). В общем - обсуждение какой-либо проблемы, получение знания о предмете или явлении.
Маловероятно происхождение термина от термина "сидеть" - положения тела беседующих; "беседу" можно проводить и в движении или в положении лежа, стоя, или занимаясь какой-либо деятельностью.
* А.С. Пушкин. Движение (1821): "Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить".
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. слово распространено в церковной среде.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
БЕСЕДА = БЕ+СЕДА= без гласных Б.С.Д.; скорее всего слово составлено из корней иврита Б+ЕСЕД+А.
** Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 68 (БАА спрашивать, просить); с. 186 (ЙСАД утверждать, совещаться...).
* БЕ = ивр. БАА בָּעָה спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва; БЕАИА בְּעָיָה проблема, вопрос (вопрошать).
* СЕДА = ивр. ЙАСАД, ЙИСАД יָסַד, יִסַּד 1. садить, ставить, утверждать на основании. 2. перенос. устанавливать, определять, назначать; заседать, садится для совещания, совещаться и т.д. в общем значении - основание в прямом и перенос. смысле.
Общий вид
+ вариант БЕСЕДА = без гласных Б+С+Д, Б.С.Д = ивр. Б.0 звука.0 звука - утеряны, с гласными БАА בָּעָה спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва + ЙИСАД יִסַּד полагать основание, полагать, утверждать, устанавливать обычай, закон, заседать, совещаться.
Смысл термина "беседа" - выяснить, узнать согласно установленному обычаю, закону (о Боге) или выяснить на совещании, собрании, заседании. См. работу "Баять": https://www.chitalnya.ru/work/1545445/; https://proza.ru/2014/05/26/806
++ Скорее всего прямое заимствование термина из стиха Иов 38:4 (Где ты был, когда Я землю основал. Б.С.Д.?)
БЕСЕДА = Б + ЕСЕДА = ивр. Б.+ Й.С.Д.Й., Б, БЕ слитный предлог: в, внутри, среди, среда действия + ЙАСДИ בְּיָסְדִי основал, утверждал, устанавливал, утверждал на основании...
Термин обозначает специальный, универсальный метод ответа на вопросы религиозного и светского содержания - на основании библейских текстов. Собственно метод обучения и воспитания населения - Вере.
* Из беседы трех святителей; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4...
Вопрос. Сказал Господь: "Будет дерево, куда прилететь птицам небесным и поселиться на ветвях его".
Ответ. Дуб есть мир, ветви - народы, а птицы - апостолы, по всему миру и всем народам проповедающие Слово Божие.
Вопрос. Кто это, о ком сказано: от двоих мне убежать невозможно, а двоих не догнать?
Толкование. От смерти и старости не убежать, а жизни и юности не догнать.
Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
* Исаия 21:6: "Отвечает стражник: "Наступило утро - и все же ночь длится! Захотите спросить (ивр. ТИВАИУН форма от БАА) еще - спрашивайте (ивр. БЕАИУ форма от БАА), приходите снова".
* Даниил 2:16: "Даниил пошел к царю и упросил (УВЕА, форма от БАА) его дать время на разгадку царского сна".
* Исаия 28:16: "Так говорит Владыка Господь: "Я закладываю (ивр. ЙИСАД) камень на Сионе, глыбу гранитную, крепкую, камень краеугольный кладу в основанье (МУСАД, от ЙИСАД) стены. Чья вера тверда - тот не дрогнет".
* Исаия 21:16: "Слова Мои Я вложил тебе в уста, укрыл тебя под сенью Моей руки; Я простер небеса и землю утвердил (Й.С.Д., ЙИСАД), Я сказал Сиону: "Ты - Мой народ!".
* 1 Паралипоменон 9:22: "Всего в стражи ворот было отобрано двести двенадцать человек. Их родословие определено (ЙИСАД) по месту жительства. Давид и провидец Самуил назначили их, доверив им это служение".
Таким образом, термин русского языка "беседа", сформирован на библейских образах и терминологии. Беседа - один из методов агитации (распространение идей) и пропаганды (разъяснение идей) христианского вероучения в народе.