И сказал Господь Ною: войди ты и семейство (БАЙТ род, семейство) твое в ковчег,
ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем
Бытие 7:1
Господь выбрал для общения из членов семьи старшего по возрасту человека, в силу его способности правильно оценивать окружающую действительность и разрешать противоречия возникшие в ходе природных и общественных явлений.
1) Фамилия и топонимика
а) ЭСБЕ/ дворянский род Батюшковы Родословие начинается с Ивана Михайловича Батюшкова, есаула в казанском походе 1544 г. Семен Данилович Батюшков ездил послом в Молдавию и Валахию в 1543 г. Иван Степанович и Петр Никитич, дворяне Бежецкого верха, убиты при осаде Смоленска в 1634 г. В XVII ст. Батюшковы служили в стряпчих, стольниках и дворянах московских. В 1699 г. восемнадцать Батюшковых владели населенными имениями. Павел Львович, род. в 1765 г., ум. 2 янв. 1848 г., был сенатором и действ. тайным советником.
б) Топонимы XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи (данные не полные)
* Батюшкова - Гжатский уезд Смоленской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батюшкова - Юхновский уезд Смоленской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батюшково - Владимир. уезд Владимир. губ. Список. нас. мест 1859 г.
* Батюшково - Дмитровский уезд Московской губ. Сп-ок нас. мест 1862 г.
* Батюнина/о - Московский уезд Московской губ. Список нас. мест 1862 г., известна с 1682 г.
* Батюково - Зубцовский уезд Тверской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батюково - Ржевский уезд Тверской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батеевка - Весьегонский уезд Тверской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батеевка - Дмитровский уезд Московской обл. Список нас. мест 1862 г.
* Батино - Тверской уезд Тверской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батино - Зубцовский уезд Тверской губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батино - Тверской уезд Тверской обл. Список нас. мест 1859 г.
* Батищево - Мосальский уезд Калужская губ. Список нас. мест 1859 г.
* Батищево - Вяземский уезд Смоленской губ. Списки нас. мест 1859 г.
* Батищево (2) - Дорогобужский уезд Смол. губ. Списки нас. мест 1859 г.
в) Современная топонимика (данные не полные)
* Байтичи (Бойтичи) - село Жирятинский район Брянская обл. Впервые упоминается в 1615 году как село ("Балтичи") с церковью Архангела Михаила, запустевшей в Смутное время (не сохранилась). Бывшее владение Толбузиных, Борятинских...
* Батаевка - село Ахтубинский р-он Астраханская обл. Основано в 1740 году беглыми крестьянами из Черноземья. По другой версии, Батаевку основали молокане, прибывшие сюда в начале XIX века. В "Списке нас. мест Российской империи" 1859 года Батаевка упомянута как казенное село Царевского уезда.
* Батайки - село Ступино городское поселение Ступинский р-он. В древних описях 1578 года место это значится пустошью (брошенное поселение), запись от 1677 года - вновь заселенная деревня Батайки.
* Батайск - город Ростовская обл. В 1769 году крестьяне-великороссы поселились на берегу реки Койсуг, основав Батайскую слободу.
* Батакан - село Газимуро-Заводский район Забайкальский край. Основано ок. 1817 г. крестьянами, приписанными к Газимурскому сереброплавильному заводу. С 1851 года Батакан в составе пешего войска Забайкальского казачьего войска.
* Батеевка - дер. Весьегонский район Тверская область, по спискам существовала в 1859 г.
* Батеево - село Урмарский район Чувашия. Основано в 1640 году чувашами, прибывшими из-под Казани; в 1649 году было утверждено знамя (символ) деревни. В первое время она называлась Новая Батеева.
* Батецко - деревня Батецкий район Новгородская обл., известна с XVI века.
* Батино - деревня Карагайский район Пермский край. Зафиксирована на Карте Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток.
* Батино/а - деревня Зубцовский р-н Тверская обл. Отмечена на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.
* Батино - деревня Калининский р-н Тверская обл. Отмечена на карте Шуберта 1832 г. * Батино - деревня Юхновский район Калужская обл. Отмечена на карте Трехверстовка Калужской области. Военно-топографическая карта 1850 г.
* Батищево - деревня Мосальский район Калужская обл. Показана на Карте уездов Калужского наместничества 1785 г.
* Батищево - деревня Вяземский район Смоленская обл. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.
* Батищево/а - деревня Ленинский р-н Тульская обл. Показана на Карта Стрельбицкого онлайн. Специальная Карта Европейской России, 1871 г.
* Батищево - деревня Сафоновский район Смоленская обл. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. Известна с 1627 года (упоминается в привелее польского короля Сигизмунда III); до 1861 года в деревне 9 дворов и около 100 жителей. * Батьково (Батьков-Конец) - деревня Бокситогорский район Ленинградская обл. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. под именем Батьков Конец.
* Батьково - деревня Палкинский район Псковская обл. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта, 1832 г., второе имя Архангелькое.
* Батьково - деревня Тульская область Одоевский район. Показана на Специальная карта Западной части России Шуберта 1832 г.
* Батькополье - деревня Каширский район Московская область. Показана на Специальная карта Западной части России Шуберта 1832 г., под именем Пог Баткополье. На карте Стрельбицкого 1871 г. и Военно-топографической карте 1874 г. - Батькополье. В писцовых книгах 1578-1579 гг. упоминается этот приход под именем Батькопольского погоста : "а на погосте церковь Никола Чудотворца, стоит на церковной и в.князя земле, а церковное поставленье и церковное строенье попа Офанасия Федосеева да диакона Ивана Аврамова".
* Батюшково - деревня Собинский район Владимирская область. Показана на Карте Менде Владимирской губернии 1850 г.
* Батюшково - 2 рядом расположенных деревни, Гагаринский р-н Смоленская обл. Показана на Карте Стрельбицкого онлайн. Специальная Карта Европейской России 1871 г.
* Батюшково - деревня Темкинский район Смоленская обл. Показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г.
* Батюшково село Дмитровский район Московская область. Показано на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. В середине XVII века оно было вотчиной думного дворянина А. И. Нестерова (1660 г.), затем - боярина Б.М. Хитрово и князя Ф.С. Урусова... Главной достопримечательностью является Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь), построенная в 1666 году на средства А. И. Нестерова (по другим данным в 1670-х Б. М. Хитрово). См. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_...
2) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (Викисловарь и др.)
Батя, батько "отец", укр. батьо, батько, блр. баця, болг. баща, сербохорв. бата - ласкательное название брата, чеш. bat′a "брат, родственник, приятель", диал. морав. bat′a "дядя". Попытки рассматривать это слово как заимств. из венг. batya "старший брат, дядя" были справедливо отвергнуты Бернекером (1, 45 и сл.). Он считает *bate, *bat′a усеченными формами от brat(r)ъ "брат". Следует, во всяком случае, отвергнуть попытку Соболевского (РФВ 64, 149) рассматривать это слово как ир. заимств. "Для того, кто знает Авесту, авест. формы *patar больше не существует" (Хюбшман, Arm. St. 37; Фасмер, RS 4, 161). (???)
3) Применение термина и топонима в русском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 36; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=36
БатЯ (юс малый, Я - предположительно). В этом значении впрочем слово батЯ встретилось в древних памятниках только один раз. Роман Ростиславич посылает из Смоленска попа своего к Изяславу, река тако: отдавает ти батЯ Чернигов, а со мною в любви поживи. Ипат. Лет. 6669 (1161 г.). Роман Ростиславич назвал тут батей отца своего Ростислава Мстиславича в. князя Киевского. ...
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975 http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Батенько - батюшка, 1673. Батько, батко. 1. Отец, XV в. II Глава, покровитель (Батько де их воров Степан Разин...), 1672 г. 2. Священник, 1673 г. Батьков - батько, 1497 г. Батюшко/а - отец. 1619. Лицо проявляющее заботу, покровительство кому-то; обращение к старшим. Батя - отец, 1161.
в) Национальный корпус русского языка
* Иван Грозный. Второе послание Ивана Грозного Курбскому (1577): "чюдотворцовъ молитвою, и Сергиевою милостью, и батюшковым благославениемъ, и меня Прозоровскихъ было не одно сто". * Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675) "Батюшка-г[о]с[у]д[а]рь, Евфимей Степанович при кончине и кричит не удобно, бьет себя и охает, а сам говорит: "Дайте бат[ь]ка Аввакума, за него меня б[о]гъ наказует!".
* Льготная грамота владимирского писца Романа Игнатьевича Образцова арх. Рожд. монастыря Ефросину на запустевшее сц. Батюшково в вол. Колпь Владимирского у. (1541) По великого князя слову Ивана Васильевича всеа Русии, се яз, великого князя писец Роман Игнатьевич Образцов, с товарыщем дали есмя лготы в Володимерьском уезде в волости в Колпи Рожества Пречистые из Володимеря архимариту Еуфросину з братьею на их пустое сельцо на Батюшково. А запустело то сельцо лет з дватцать, хором нет, и поля лесом заросли. ...
* Сотная с книг письма Романа Игнатьевича Образцова на дворы Рожд. монастыря во Владимире и монастырские вотчины в Опольском, Боголюбовском, Клековском, Ильмехоцком стт. и Яслицкой, Славцовской, Колпской, Санницкой и Медушской волл. Владимирского у (1544) В Колпи Рожественого ж манастыря из Володимеря сельцо Батюшково, двор манастырской, а в нем приказщик Малец, а крестьян ( в) Окиня, ( в) Васюк, ( в) Климко, ( в) Ферюта. А пашня того селца перелогом лежит и лесом заросла, а дворы ставят ново, лготы дано на пять лет, а после лготы давати им тягль с половины полтрети сохи.
* К. К. Сиверс. Документы (1812)
21 августа 1812 года Лагерь при селении Батюшкова в 6 часов утра получив чрез прапорщика Гевлича письменно от начальника Генерального штаба объявление неудовольствия Вашего Сиятельства на меня...
* А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни (1872-1887 гг.). Письмо двенадцатое (1887) С. Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии. ... А там еще земли прикупить можно; банк опять поможет, коли хорошо будете выплачиваться. Когда-нибудь все мое Батищево купите. Купили же соседи бывший княжеский хутор.
4) Обобщение и вывод
а) Кто такой "батя"?
Батя, батюшка: 1. Отец, глава семьи; 2. также почтительно-вежливое обращение к личности имеющему высокое общественное положение (к царю, вождю, отцу семейства, священнику и т.д.), способного в силу своего положения (много ресурсов) оказать помощь (или причинить неприятности). Зависимость жизни и имущества рядового человека от воли высокопоставленного лица, вне степени кровного родства, вызвало в средневековье появление терминов "батя, батюшка". Почтительно обращаясь к лицу наделенному властными функциями, человек как бы признавал его превосходство, показывая своё полное подчинение решениям этой личности.
б) Библейский образ
В стихе Библии выведенного в эпиграф сказано, что Господь выделяет Ноя в большой семье, которая состоит из малых, индивидуальных семей. У Ноя были три сына: Сим, Хам и Иафет, на момент Потопа сыновья имели жен. Господь общается только с Ноем и указывает причину - праведность. Праведностью называют внешнее и внутреннее состояние человека живущего в гармонии с природой и Законами Бога.
Господь выбрал из членов семьи старшего по возрасту человека, в силу его способности правильно оценивать окружающую действительность и разрешать противоречия возникшие в ходе природных и общественных явлений; что приходит только в результате жизненного и профессионального опыта (опыт - сын ошибок трудных). В еврейской традиции мужчину младше 30 лет не воспринимали серьёзно, считалось, что до 30 лет в мужчине преобладала сексуальность, а в связи с этим он не мог принимать правильные решения и быть авторитетом для других.
* ЕЭБЕ/Семья Семья (ивр. Бейт (дом, семья), БЕЙТ АВ дом отца). - В древности у евреев было два рода Семьи: "большая" и "малая", или индивидуальная. Так, Яков со всеми своими сыновьями и внуками (70 душ) составлял большую Семью (БАЙТ, Быт., 46, 31), между тем каждый из его сыновей со своими женами и детьми составлял, в свою очередь, индивидуальную Семью(БАЙТ, Исх., 1, 1). "Большая семья" является подразделением рода (см. Род и родовой быт) и представляла родственный союз индивидуальных семей. ... Во главе Семьи стоял отец, который имел большую власть над детьми, мог продать свою дочь в рабство, подвергнуть смертной казни провинившуюся невестку (Быт., 38, 24). Вообще все права членов Семьи определялись по отношению к отцу как к главе Семьи: родство, принадлежность к данному племени, право наследства - все это направлялось по отцовской линии.
Вывод
Светские исследователи XIX-XX вв. не смогли объяснить термин "батя, батюшка", т. к. искали связь содержания и графики в национальных языках; возникли на европейских территориях только после принятия иудеохристианства.
Целесообразно рассмотреть термин и топонимы в связи с библейскими образами и лексиконом.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ Господь даёт указание Моисею провести перепись израильтян, низшая ячейка общества (единица подлежащая учету) "семья, семейство", дословный перевод - ДОМ ОТЦА, обозначалась именем отца данной семьи.
* Числа 1:2: И сказал Господь Моисею... "Исчислите все общества сынов Израилевых по родам их, по семействам (БАЙТ АВОТАМ дом отца) их, по числу имен, всех мужского пола поголовно".
* Числа 1:4: "с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своём (БЕЙТ АВОТАИВ дом отца) есть главный".
* Числа 1:18: "и собрали они все общество в первый день второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам (БЕЙТ АВОТАМ дом отца) их, по числу имен, от двадцати лет и выше, поголовно".
* Иисус Навин 22:14: "и с ним десять начальников, по начальнику поколения (БЕЙТ АВ дом отца) от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения (БЕЙТ АВ дом отца) в тысячах Израилевых.
* Числа 3:20: "И сыны Мерари по родам их: Махли и Муши. Вот роды Левиины по семействам (БЕЙТ АВ дом отца) их". Итак, библейские стихи прямо указывают на руководителей Семей (ивр. БАЙТ) - отцов, родоначальников.
б) Терминология
Общий вид
* русск. БАТЯ, без гласных Б.Т. = ивр. Б.Й.Т., с огласовками БАЙТ בַּיִת семейство, род, дом; т. е. глава семейства, дома, от которого зависит благополучие членов семьи, коллектива.
* русск. БАТЮШКА = БАТ+ЮШ+КА = иврит Б.Т., БАЙТ בַּיִת семейство, род, дом (глава) + ЙЕША יֶשַׁע помощь, спасение, избавление, безопасность, благополучие + К как, подобие. Человек существует в материальном и духовном мире, его благополучие в мире материальном зависит от начальника (дворянина, помещика, главы поселения и т. д.); за благополучие в мире духовном отвечает священник.
в) Источник
* См. стронг иврита 1004, БАЙТ בַּיִת и арамейского БАЙТА בַּיְתָא (БАТЯ) https://biblehub.com/hebrew/1004.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 62. * См. стронг иврита 3468, ЙЕША; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/03468....
Библейский образ Исаия 62:11: "вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель (ЙЕША) твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним".
6) Заключение
Топонимы: Батюшково, Батино, Батищево, Батьково, Батькополье и подобные, в старорусских текстах фиксируются с XVI века, образованы от терминов БАТЯ, БАТЮШКА, которые, в свою очередь были заимствованы из терминологии библейского иврита - БАЙТ семья. Фамильную связь (от фамилии - топоним) установить не удалось, нет текстов.
Землевладения в средние века
* В XV-XVI вв. в России оформилась Поместная система землевладения. В её основе было - поместье (участок земли) данный царём на срок службы или пожизненно в личное владение под условием службы и как источник дохода, с которого владелец (кормился) снаряжал себя для службы. Жизнь и имущество семей крепостных крестьян Поместья, полностью зависила от владельца (суд, администрация, права и обязанности, распределение земли, лугов, леса и т.д.). Дворянина-помещика (владельца земли) население воспринимало как Отца, соответственно выработалась и словесная уважительная форма обращение - Батя, Батюшка. Поселения, которые получали какие-либо привилегии могли назвать (уважительно) в честь владельца земли - Батино, Батьково, Батюшкино.
* Некоторые деревни из указанных в списке связаны с монастырским землевладением, Церковь в средние века крупнейший земельный собственник (ко. 30% земель). Монастыри и храмы существовали за счет приношений (власть дарила деревни с землями), а также от доходов принадлежащих им земель (основная ценность), ремесел и торговли. Часть указанных топонимов: Батино, Батюшкино и др., могла быть сформирована как указание на принадлежность данной деревни к монастырскому или церковному землевладению, или по наличию в данном поселении церкви (прихода).
* Другая часть топонимов могла быть образована от способа колонизации земель. На освоение пустующих земель отправлялись большими многочисленными семьями-родами, группой старших мужчин связанных кровным родством, каждый из которых имел своё семейство. Руководителем избирали старшего (авторитетного) в семье-роде мужчину (как в Библии, Бейт Ав - дом отца), который и получал титул - Батя, Батюшка.
Таким образом, титул "батя, батюшка" и топонимы Батюшково, Батино и подобные указывают на главу коллектива людей (царя, вождя, владельца земли, главу поселения или семьи, группы переселенцев, священника) от которого зависела жизнь и благополучие рядового члена этой группы.
Терминология БАТЯ сформирована на основе образов и лексикона оригинальных библейских текстов, начальная терминология фиксируется в летописании с 1161 г., топонимика с XVI века. Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести только к религиозно-культурной деятельности Русской Православной Церкви, которая имела обученные богословские кадры, средства и условия для тиражирования термина и топонима в пространстве и времени.