Главное дело холмитян ― сплав лесов Ловатью, дело старое,
не двигающееся вперед, не обогащающее город, но дающее
холмитянам кое-какие заработки
К. К. Случевский. По Северу России (1888)
1) Топонимика
* Барда - село в Бардымском районе Пермского края при впадении реки Барда (дл. 75 км) в реку Тулва в лесном массиве. Первое упоминание о селе в дозорной книге 1630-1631 гг., в 1750 г. мечеть. Показано на Карте Вятского наместничества из атласа Сытина 1796 г. На Карта Европейской России и Кавказского края 1862 г.; на карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте юга Пермской губ. 1909 г.
* Верхняя Барда - деревня в Еловском районе Пермского края на речке Барда (75 км) в лесном массиве. Показана на Карте юга Пермской губернии 1909 г. На O-40 карты СССР. Пермь 1970 г.
* Нижняя Барда - село в Еловском районе Пермского края на реке Барда (75 км) в лесном массиве. Показана на Карте юга Пермской губернии 1909 г. На O-40 карты СССР. Пермь 1970 г.
* Барда - деревня в Эхирит-Булагатском районе Иркутской обл. на речке Барда при слиянии с рекой Оёк в лесном и горном массиве. Показано на Карте Иркутской губ. 1909 г., 1913 г. - Бардин В. П (Н). На карте Иркутская губерния. Атлас азиатской России 1914 - Бардинская. На Карте озера Байкал 1920 г.
* Спасо-Барда - село в Кишертский районе Пермского края, в месте впадения реки Барда (209 км, сплавная) в реку Сылва (дл. 493 км., судоход. и сплавная) в лесном массиве. Точка впадения - граница между Сарапульским, Кунгурским и Красноуфимским уездами. Показано на ПГМ Кунгурского уезда Пермской губ. 1790 г. - Спаское, 2 участка церковной земли; на карте Стрельбицкого 1871 г. - Спаское, 12 дворов, церковь. На Карте Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток - Спасобардинское. На Топографической карте СССР 1971 г. - Спас-Барда.
* Бардово - деревня в Киржачском районе Владимирской обл. в лесном массиве при слиянии рек Большой (дл. 133 км) и Малый (дл. 78 км) Кержач. Показано Генеральной карте Владимирской губ 1802 г. - Бардова. На карте Шуберта 1832 г. и на карте Стрельбицкого 1871 г., пространство между реками очищено от леса.
* Бардово - деревня в Бежаницком районе Псковской обл. у озера Бардово в лесном и болотистом массиве (сосна, ель) на реке Алоля. Показана на карте Географического атласа Российской Империи В.П. Пядышева 1822 г. На карте Шуберта 1832 г., церковь, 32 двора. На Карте Новоржевского уезда 1838 г.
2) Гиронимы. Барда - реки в России
* Барда (приток Сылвы) - в Пермском крае, дл. 209 км. ЭСБЕ/Барда: "Население по Б. редко; берега часто лесисты; в местах пересечения ее сибирским трактом - переправы на паромах. Весною по Б. сплавляется лес в Кунгур и Пермь".
* Барда (приток Тулвы) - в Пермском крае, дл. 75 км. См.Карта Осинского уезда 1913 года.
* Барда (река, впадает в Воткинское водохранилище, Кама) - в Пермском крае, дл. 19 км., в лесном массиве.
* Барда (приток Чапши) - в Красногорском (ранее с. Старо-Бардинское) районе Алтайского края. На границе между Старо-Бардинской и Быстрянской волостью. См. Карта Томской губернии с указанием границ волостей 1914 г.; землеустройство этой местности происходило в конце XIX- нач. XX века.
3) Термин "барда" и гидроним Барда в старых источниках
а) ЭСБЕ/Барда - речка в евр. России, в Кунгурском уезде Пермской губ., выходит в северной его части, вблизи Кыновского завода (ос. 1761, железо, чугун) и истоков р. Кына, Лысвы и Кумыша - левых притоков р. Чусовой - и, пройдя около 110 км, впадает в р. Сылву между ее Спасо-Бардинским и Кишерским. Население по Б. редко; берега часто лесисты; в местах пересечения ее сибирским трактом - переправы на паромах. Весною по Б. сплавляется лес в Кунгур и Пермь. В Б. много раков, которые везутся на Серебрянский и Кушвинский заводы. Наиболее значительный приток Б. слева - р. Асов. - Другая рч. Барда, гораздо меньшей величины, течет в Осинском уезде Пермской губ. - левый приток р. Тулвы, впадающей слева в р. Каму. См. Чупин, "Геогр. и стат. словарь Пермской губ." (Пермь, 1873).
Дополнение
Барда - р. Пермской губ., Кунгурского у., правый приток Сылвы, впадающей в Чусовую. Длина 150 вер., шир. 15-20 саж., глубина до 2 фт. Б. течет быстро среди крутых берегов по лесистой местности; весною сплав леса.
б) ЭСБЕ/Барда (корм для скота)
Барда- так называется остаток от винокурения, употребляемый как корм для домашних животных. Б. получается в виде более или менее жидкой гущи из затора после перегонки из него спирта, причем соответственно приготовлению спирта из хлеба или картофеля различают хлебную и картофельную Б.
в) Национальный корпус русского языка
* Приходная книга Новгородской четверти 1619/20 г (1619-1620): "{л. 109}Да на вологодцких же кабакех на винокурне барда и на кубках обмаска в откупу за вологженином за Микиткою Куверовым с Семеня дни нынешнего 128-го году по Семен же день 129-го году, а откупных денег на нынешней на 128-й год против 127-го году взяти тринатцать рублев десять алтын".
* Запись отписки М. Ф. Соболева о разделе поместья между Б. И. Скрипицыным, И. Ф. и И. Р. Мануйловыми во Владимирском у (1597): "А Ивану деи Родионову сыну Мануилову досталась, опричь усадища, (дрв) Репище, а в неи 4 (д) крестьянских, ... (перечень) (в) Барда Ушаков (выселки)...".
* Сотная с книг письма Поярка Ильича Квашнина на вотчину Возн.-Обн. монастыря сц. Коковылево с дд. и почч. в Служне ст. Костромского у (1544-1545): "Того ж селца деревни: (список) ...(в) Барда Федоров...".
* А. Дементьев, Т. Нощокина, Б. И. Морозов. Отписка приказчика с. Павловского (Звенигород. у.) А. Дементьева Б. И. Морозову с запросом по поводу перенятого плота вдовы Т. Нащокиной, разрушившего мост (1652): "А ноне, г., как пришла вода верховая, и тот плот подняло, и мост, г., в Павловском тем плотом взломило, и переклады с однова звена унесло".
* П. И. Челищев. Путешествие по северу России в 1791 г (1791): "Во оной деревне крестьянин Иван Васильев, прозванием Барда, от роду имеет сто десять лет, а еще в силе, совершенном разуме и хорошо видит глазами".
* П. И. Мельников-Печерский. В лесах. Книга первая (1871-1874): "На сплав рубить рядят лесников высковские промышленники, разделяют им на Покров задатки, а расчет дают перед Пасхой либо по сплаве плотов".
* Д. Н. Мамин-Сибиряк. Три конца (1890): "На Самосадке народ жил справно, благо сплав заводского каравана давал всем работу: зимой рубили лес и строили барки, весной сплавляли караван, а остальное время шло на свои домашние работы, на перевозку металлов из Ключевского завода и на куренную работу.
г) С. Б. Веселовский. Ономастикон..., М., 1974 г.
Барда Иван Филиппович Философов [см. Философовы], 1556 г.
4) Этимология
а) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древне-русского языка... Санкт-Петербург, 1896 г.; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf
* БРАДЫ = БРАДЪВ - секира. Имать же и саблю в деснице и брадовь. Послание Иеремии 1:14 (в церковнославянском переводе - секира).
* Бардъ - имя собственное. Бардова улица в Новгороде (А се Устввъ Ярослава князя о мостьхъ, XIII в.). Бардово - поселение в Новгородской республике, под 1435 г., Новгород. 1 летоп. XIII в. (брод, топор???).
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
* Ба́рда́ -"гуща, отходы винокуренья" (напр., у Мельникова). По-видимому, к бурда́. Ср. салта́н и султа́н. Другое слово барда́ см. на бордо́, бардо́вый.
* Брадва, "топор", только русск.-цслав., также брадъвь, ст.-слав. брады, -ъве (Супр.), болг. брадва, сербохорв. брадва, словен. bradva, bradlja, bradlj "секира". Слав. *bordy - стар. заимств. из герм. *bardo, др.-исл. bara "вид топора", д.-в.-н. barta - то же, нов.-в.-н. Barte "секира", первонач. "бородатая", ср. др.-исл. skeggox; см. Торп 262; ... . Судя по географическому распространению, *brady не могло быть заимств. из древнего нж.-нем. *barda, вопреки Кнутссону (GL 47 и сл.). Излишни сомнения Штрекеля (у Пайскера 71).
Происхождение этого слова (барда-бурда) неясно. Иногда, по недоразумению, считают его тюркизмом но в тюркских языках СССР (напр. каз.тат. барда-бурда) оно из русского...
г) А.И. Лазаренко.Томский государственный университет. История и этимология слов бурда и барда; https://core.ac.uk/download/pdf/287420585.pdf
Однако признание родства существительных брага и барда не делает ясной этимологию этих слов. Происхождение и семантика гипотетического общего корня *bъr-, который можно выделить в этих словах, неясны...
5) Обобщение и вывод
а) Промышленно-хозяйственная действительность в России XVI-нач. XX вв.
В условиях холодного климата России, городским промышленным центрам для производственных и бытовых нужд (отопление) требовалось большое количество разного по качеству леса. До промышленного переворота в 1830-90 гг. в во всех отраслях России преобладало дерево: домостроение и судостроение, дорожное строительство (мосты, дороги) и транспорт (телеги, сани), инструменты, мебель, посуда, отопление и приготовление пищи, солеварение и т.д.
Реки в малонаселенных лесных и переувлажненных регионах России (80%) издавна - транспортные магистрали, вдоль русла рек формировалась дорожная и административная система (границы волостей, уездов, губерний). Металлургия (на Урале 250 заводов) работала на древесном угле до 1880 гг., поставки древесного угля обеспечивали закреплённые за заводами обширные лесные дачи. Как правило, города и заводы основывались на реках по которым сплавляли лес или осуществляли перевозки древесины (древесного угля) от ближайших рек гужевым транспортом.
См. В. В. Шибаев. Управление лесным хозяйством горонозаводского Урала в XVIII-XIX вв; https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/5031/2/1-200...
б) Топонимы ( и гидронимы) Барда, Бардово зафиксированы на картах в лесных массивах на сплавных реках. Крестьянин XVIII-нач. XX вв. в период полевых работ апрель-сентябрь занимался выращиванием зерновых культур, а с сентября по март - различными промыслами, в т.ч. и лесными, основной - лесоразработкой. Зимой рубили лес и вывозили его на берег ближайшей речушки, весной в половодье сталкивали бревна в воду и река выносила их к сплавной реке (молевой сплав) до запани, где бревна связывали в плоты для дальнейшей транспортировке по реке к месту назначения.
в) Топор (секира) - универсальный ручной инструмент русского крестьянина, предназначен для рубки дерева и обработки деревянных поверхностей (формы различны); также использовался как оружие. Жизнедеятельность в девственных лесных массивах без топора невозможна. Работая этим инструментом человек охватывает ручку топора двумя руками, размахивается и наносит удары по дереву. В зависимости от формы топора (для чего предназначен?), силы удара и направления происходит процесс рубки дерева, обрубки ветвей, строгания, обработки, вырезывания и т.д., все это делается при помощи обеих рук (ручной инструмент).
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимику БАРДА и подобную в связи с библейскими образами и терминологией. Скорее всего, топоним обозначал поселение лесорубов на сплавных реках, где осуществлялась рубка леса и организованный сплав древесины, или расчищали от леса земельный участок под посевы.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем терминологию БАРДА, БАРДОВО, БРАДЫ в форму близкую к терминам библейского иврита, и выделим корни.
БАРДА, БАРДОВО, БРАДЫ (топор церк.слав.) - удалим гласные и определим общий русский корень = соответственно Б.Р.Д., Б.Р.Д., Б.Р.Д. = общий корень Б.Р.Д. или Б.Р.+Д.
Иврит - Б.Р., БЕРЕ = ивр. Б.Р., БАРА בָּרָא - общий смысл творить, создавать (Бог сотворил деревья); конкретный термин - вырубать, рубить деревья в лесу.
+ Общий вид топонимов БАРДА
БАРДА, БАРДОВО = общий корень Б.Р.Д. или Б.Р.+Д. = ивр. Б.Р., БАРА בָּרָא вырубать, рубить деревья в лесу + ЙАД (Д) יָד рука, ручное орудие; т.е. рубящий лес ручным орудием (топором) - лесоруб, поселение лесорубов; Рублево (на срубленном участке леса).
Вариант: ивр. арам. Д דְּ который, что; или ивр. ДА דָּא это, эти; т.е. это (инструмент) для рубки деревьев.
+ Общий вид церковнославянского термина БРАДЫ
БРАДЫ = БР+АДЫ = Б.Р.Д. = ивр. без гласных Б.Р.алеф (буква не читается, звук утерян), с огласовками БАРА בָּרָא вырубать деревья в лесу, расчищать от растений + ЙАД יָד рука; руки, руками, ручное орудие, ручка, сила, власть; т.е. ручное орудие для рубки и обработки дерева.
АДЫ, АД = ивр. ЙАД יָד рука; имеет много значений в зависимости от содержания текста: руки, руками, ручное орудие, ручка, сила, власть. Также возможен вариант: ивр. арам. Д דְּ который, что; или ивр. ДА דָּא это, эти.
Источник
* См. Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 73 (БАРА), 174 (ЙАД)
* См. стронг ивр. 1254, БАРА; https://biblehub.com/hebrew/1254.htm
б) Библейский образ
* Иисус Навин 17:18: "и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь (БЕРЕ) его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны".
* Иисус Навин 17:15: "Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти (БЕРЕ вырубать лес) себе место, если гора Ефремова для тебя тесна" .
* Числа 35:17, 18 (каменное, деревянное орудие): "Если один человек ударит другого каменным (деревянным) орудием (ЙАД ручное орудие), которым можно убить человека, и тот умрет, этот человек - убийца. Убийца должен быть предан смерти".
Таким образом, деревни Барда, Бардово располагались в строевых лесных массивах, на сплавных реках. Население занималось рубкой леса, очищали площадь для посева земледельческих культур, а также рубкой и вывозом (сплавом) крупного леса, отсюда и имя - Барда = т.е. Рублево и подобные, поселения в лесных массивах и на реках.