Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Барабинская степь, Бараба - топонимы, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Барабинская степь (Бараба) - низменность в пределах Новосибирской и Омской областей, волнистая равнина высотой 100-150 м площадью около 117 тыс. кв. км. Берёзовые колки (небольшой лес) перемежаются с болотами и лугово-степной растительностью, в понижениях имеются пресные и солёные озёра.
  
  1) Краткая история освоения Барабы
  
  а) ЭСБЕ/Бараба "Ни на одном материке нет мест, столь мало возвышенных над уровнем океана в расстоянии около 1600 верст от ближайшего моря, как в этой части Западной Сибири. ... Бараба уже давно стала заселяться оседлыми жителями. В 1744 между Тарой и Томском было построено 20 почтовых станций. Окончательное устройство тракта и заселение произошло при губернаторе Чичерине в 60-х и 70-х годах XVIII ст. Он поселил здесь ссыльных помещичьих крестьян и беглых солдат. Они же построили прекрасную дорогу; в 20-х годах Словцов и в 30-х Гельмерсен нашли здесь рослое, сильное население, совершенно не похожее на ссыльных, от которых оно произошло. Большое количество плодородной земли дает возможность жителям Барабы вести обширное хлебопашество и скотоводство".
  
  б) Заселение озерного края https://sites.google.com/site/izivypamatustoleta/...
  "Шествие русских людей на восток было по большей части через Барабу, отделенную от Кулунды в те времена широко разливающимися Чанами (озеро 91х88 км). Северная окраина кулундинского степного пояса долгое время оставалась неустойчивым пограничьем между русскими, джунгарскими (западно-монгольскими) и казахскими владениями, и поэтому до начала прошлого века являлась опасной для жизни глухоманью, "диким полем", неконтролируемым по-настоящему русскими властями. ... Когда перед российскими властями встал вопрос об обеспечении Западной Сибири своим хлебом, они обратили внимание, прежде всего на Барабу, а не на недосягаемую Кулунду. В 1760 году вышел указ сената о переселении в Сибирь из Европейской России крестьян-земледельцев. ... Подати поселенцы начинали платить лишь на четвертый год. По тем временам это была весьма солидная государственная помощь, но власти требовали за нее полную трудовую отдачу. Западно-Сибирский губернатор Чичерин (1762-1786 годы) то и дело посылал в Барабу нарочных проверить, не будет ли где по лености крестьян неубранных хлебов.
  Посланцам-инспекторам вменялось в право: кого застанут на полях в половине сентября при жатве, тех сечь нещадно кнутом. Столь жесткие меры осуществлялись не по злой прихоти, а в силу необходимости, ибо одну часть поселенцев составлял преступный люд, а другую - помещичьи крестьяне (в счет рекрутов), из числа тех, которых хозяева с радостью отдавали вербовщикам, избавляясь от ленивых и "предерзостных" крестьян. Поэтому многие крестьянские семьи в Барабе, а иногда и целые деревни пытались первоначально жить не столько хлебопашеством и животноводством, сколько душегубством и разбоем".
  
  в) Этнодемографическая ситуация у барабинских татар Новосибирской области; http://tatar.org.ru/articles4.html
  Барабинские татары - одна из этнических групп сибирских татар. ... В среднем численность населения барабинских татар (см.рис.1) с 1760 по 2007 держится в пределах примерно 4000 тысяч человек, колебания в сторону увеличения происходят 1795, 1805 годах до 5060 тысяч человек. ... Например, факторы, влиявшие на демографическую ситуацию XVII - первой половины XVIII в.: многочисленные войны в Барабе, бои с калмыками (джунгарцы), кучумовцами, казахами, русскими, восстания, грабежи, набеги кочевников с последующим уводом жителей Барабы в плен, эпидемические заболевания, ухудшение условий жизни.
  
  2) Религиозные группы в Томской и Омской области
  а) Томск, http://www.dumrf.ru/regions/70/history "Утверждение ислама на территории современной Томской области в 15-16 вв. связано с событиями, происходившими в Западной Сибири после распада Золотой Орды, усилением влияния сибирских шейбанидов, связанных кровным родством с шейбанидами Бухары - средневековым научным, миссионерским центром тюркского ислама. Томская крепость возникла в 1604 году в результате прошения эуштинского мурзы Тояна к царю Борису Годунову о включении его народа в состав Московского государства.
  Находясь на периферии мусульманского мира, томские татары (эуштинцы, чаты) к тому времени продолжали придерживаться и прежних доисламских верований. Усиление ислама среди тюрков Сибири происходило, благодаря бухарцам, создавшим свои слободы на окраинах новых крепостей и острогов (Томске, Тобольске, Тюмени). Тому способствовал указ Бориса Годунова от 1596 года о привлечении в Сибирь торговых бухарцев".
  * Первый христианский монастырь в Томске основан в 1605 году.
  
  б) Омск
  "Название региона с центром в городе Омск (дата основания 1716 г.) неоднократно менялась: Омская область, Область Сибирских киргизов, Акмолинская область, Омская губерния. Ко времени вхождения Западной Сибири в состав Московского государства татары и казахи, исповедовавшие ислам, находились на разной ступени приверженности религии. Оседлые татары в Тобольской губернии имели свои мечети и медресе. Кочевой образ жизни казахов ограничивал такую возможность, что не могло не сказаться в сохранении ими приверженности к доисламским верованиям тюрков".
  
  в) Евреи в Сибири. Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/13784
  "По некоторым данным, первые евреи - пленные, захваченные русскими войсками в ходе войны 1632-34 гг. с Польшей, - появились в Сибири в 1630-х гг. Хотя после заключения мира "литовские и немецкие люди и жиды" получили возможность вернуться на родину, некоторые из них (в том числе, возможно, отдельные евреи) предпочли остаться в Сибири. В 1659 г. власти выслали из Москвы в Сибирь семьи, угнанные в плен во время русско-польской войны 1654-67 гг. и тайно поселившиеся в домах лютеран в Немецкой слободе (в это время в столице разрешалось жить только христианам). В первой половине 18 в., с созданием Нерчинского, Ачинского, Зерентуевского и других рудников ("заводов"), в Сибирь начали отправлять политических и уголовных преступников, среди которых были и евреи. В 1727 г. в Якутию был сослан первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга крещенный еврей граф А. М. Дивьер (1682-1745). Некоторые ссыльные евреи осели в Сибири".
  
  3) География, топонимика, этимология
  
  а) Топонимика Бараба - название населённых пунктов:
  * Бараба - деревня в Далматовском районе Курганской области (равнина, лесостепь).
  * Бараба - село в Кетовском районе Курганской области (равнина, лесостепь).
  * Бараба - деревня в Тогучинском районе Новосибирской области (равнина, лесостепь).
  * Бараба - село в Артинском городском округе Свердловской области (лесостепь).
  * Бараба - село в городском округе Богданович Свердловской области (2/3 области равнина, лесостепь).
  * Бараба - историческое название обширной территории вдоль Транссиба, расположенной примерно от города Барабинск до города Каргат (современная Новосибирская область). Барабинская низменность (степь).
  
  б) Список населенных мест, топонимов и лиц, указанных в русских географических чертежах Московского государства XVI - нач. XVIII века; http://www.history-ryazan.ru/node/11440?page=0%2C...; Бараба.
  в) Карта Тартарии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%...
  На карте Тартарии (Сибири) голландского картографа Н. Витсена 1705 года показано озеро в междуречье Иртыша и Оби, рядом топоним - Бараба.
  г) На карте Чертежная книга Сибири 1699-1701 С. У. Ремезова, территория около озера Чаны отмечена как БАРАВИЦЫ (Б+АРАВ+ИЦЫ (ивр. деревья)); т.е. лесостепь.
  
  д) Этимология и применения термина в русском языке Исследований (мнений) по этимологии хоронима (наз. территорий) "Бараба" установить не удалось, значение топонима утеряно. Освоение Барабинской степи русскими началось с начала XVIII века.
  
  Национальный корпус русского языка
  * А. Н. Радищев. Сокращенное повествование о приобретении Сибири (1773) Вся плоскость от гор Уральских до Енисея, а паче Бараба и степь Киргизская, свидетельствуют, что море покрывало сию землю и может быть позже других мест. ... Бараба, как известно, покрыта вся болотами и озерами, то иначе нельзя в сей поход отправиться как зимою.
  * М. П. Помус. Бараба // "Наука и жизнь", 1951: "Еще три столетия назад Бараба была почти не населена".
  
  4) Обобщение и вывод
  Из приведенной выше историко-лингвистической информации ясно, что Барабинская степь вплоть до конца XVII века была малозаселенной и малоизвестной территорией, в начале XVIII века начался процесс освоения Барабы русскими (Омск, 1716). На этой территории сошлись два колонизационных потока, православный (сакральный язык иврит) и мусульманский (сакральный язык арабский), в ходе пограничного хозяйственного противостояния и взаимодействия на территории был выработан общепонятный термин - Бараба. Установить время возникновения и принадлежность термина к какому-либо языку не удалось в связи с отсутствием источников, но очевидно, что термин обозначающий территорию существовал в XVI веке.
  
  Вывод
  Так как еврейский и арабский языки принадлежат семитской группе, целесообразно искать содержание (значение) термина в терминологии этих языков.
  
  5) Терминология
  
  Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень - БАРАБА = Б + АРАБА (АРАБ+А).
  
  а) Википедия. Араб. Этимология по Максу Фасмеру "От семитск., ср.: арабск. عربي - самоназв. арабского народа, ивр. ערבים. Слово встречается с IX века до н. э. В семитских языках корень слова означает в числе прочего "запад", "пустыня". В ряде европейских языков слово заимств. через др.-греч. Ἀραψ Araps и лат. Arabs Русск. араб, вероятно, заимств. через франц. arabe из латинского".
  
  б) ЕЭБЕ и ЭСБЕ. Араб, Араба
  * ЕЭБЕ. Араб. "Город, находившийся в уделе Иудином (Иош., 15, 52). Из этого города происходил один из тридцати семи героев Давидова войска - Паарай Арабитский. К востоку от Хеброна находятся древние развалины какого-то города, ныне называемого арабами el-Arabije. Кондер предполагает, что здесь именно и находился древний Араб".
  * ЕЭБЕ. "Араба ערבה - по-еврейски "пустыня", "степь" вообще. В узком смысле под этим словом разумеется та обширная низменность, центр которой лежит вблизи Мертвого моря. Но, по одним библейским данным, этим именем называется южная часть низменности, а именно лежащая между Мертвым морем и заливом Акаба (Второз., 1, 1; 2, 8); по другим - северная часть (Второз., 3, 17; Иош., 11, 2, 16; II кн. Сам., 4, 7; II кн. Цар., 25, 4; Иезек., 47, 8); по третьим - область к востоку и к западу от Иордана (Иош., 12, 1, 3; II кн. Сам., 2, 29). ... По обоим берегам Иордана и вблизи источников (как, напр., близ Иерихона) Араба покрыта богатой растительностью; в остальной же части она представляет собою сплошную пустыню".
  
  * ЭСБЕ. Араба, или Вади-эль-Араб - пустынная и дикая долина между Мертвым морем с С. и заливом Акаба с Ю., с В. же и З. она заключена между крутыми скалами, которые на В. называются Джебельшера. Итак, мы нашли семитскую основу, термин "араб" означал в семитских языках кроме самоназвания арабов, также - запад, пустыня.
  
  6) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Топонимика
  
  Общий вид
  
  русск Б+АРАБА = ивр. БА בָּ как, в виде + АРАВА (АРАБА) עֲרָבָה степь, пустыня, пустынная равнина. Исходя из примеров употребления термина АРАБА в указанной выше справочной литературе, его в XIX веке произносили как АРАБА, возможно термин был перенесен с ранних европейских географических карт.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6160. Оригинал: עֲרָבָה. Произношение: ‛араба. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H6150 (в смысле sterility) - необитаемая равнина, пустыня, степь
  в) Библейский образ
  * Второзаконие 1:1: "Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине (БА+АРАВА) против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом".
  * Второзаконие 1:7: "обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину (БА+АРАВА), на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата".
  * Иов 39:6: "которому степь (АРАВА) Я назначил домом и солончаки - жилищем?", и т.д.
  
  Таким образом, очевидно, что общеевропейский хороним Б+АРАБА, является транслитерацией (передача знаков другим алфавитом) библейского термина АРАВА в форме БААРАВА (степь, пустынная равнина). Совпадает фонетика, графика с учетом транслитерации, смысл (значение) термина с действительностью - БАРАБА, Барабинская степь.
  Работая с именем или термином, сформировавшимся в средневековом мире мы должны понимать, что оно представлено нам в религиозно-терминологической форме. Данный факт не отрицает научность; описывая мир вещей и явлений древние путешественники, писатели, картографы использовали религиозную терминологию - другой не было.
   Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"