Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Аахен (нем. Aachen) - этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  И освящу скинию собрания и жертвенник;
  и Аарона и сынов его освящу, чтобы они
  священнодействовали (КОХЕН) мне
   Исход 29:44
  
  
  Трансформация германского социального пространства и времени (возникновение феодальной формации), началось с заимствования иудеохристианского учения. Однако в историографии нет внятного объяснения этому явлению, а успехи в развитии германского общества обычно приписывают косвенному влиянию римлян.
  Каким "чудесным" образом идея еврейского Бога Яхве оказалась на берегах Рейна? Кто принес идею единства, обучил и воспитал в понятиях иудеохристианства германский племенной мир? Кто способствовал духовно и материально (в Европе этого периода драгоценные металлы не добывали, серебро, золото - привозное), в организации христианских королевств, герцогств и княжеств?
  
  Рим не создал своей Сверхидеи, а присвоил иудейскую, и начал её распространять на Рейне и Дунае. Причина заимствования идеологии, повлекшей явление развития - несостоятельность духовной и материальной культуры, как римлян, так и германцев.
  Если мы обратим внимание на процесс формирования старых немецких городов, то легко обнаружим, что на городской (рыночной) площади соседствуют: церковь, ратуша, синагога и еврейский квартал. Сама инфраструктура города направляет поиски основ германской культуры и экономики (а соответственно - и языка) в совершенно определенном направлении, к "краеугольному камню" - иудейской общине немецкого города.
  Следовательно, германскую городскую культуру средних веков мы можем связать с жизнью и деятельностью евреев, которые были как иудеями, так и христианами, христианство ведь еврейское вероучение, католичество лишь чуть трансформировало его обрядность (форму, культовый спектакль), без изменения содержания.
  
  1) Существующая этимология
  
  Стандартное немецкое название города - Aachen или Bad Aachen; франц. Aix-la-Chapelle, рип. Oche, лат. Aquisgranum, нидерл. Расположен на холмистой местности (170-266 м.), в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды.
  В античности были известны Аахенские минеральные воды - горячие источники (+45-74 град. C), содержащие соляно-сернокислые щёлочи, они привлекли внимание римлян и дали начало развитию в этом месте города, первый раз эти источники упоминаются при императоре Александре Севере (222-235).
  
  а) Викисловарь
  
  Корень: Аахен. Значение - устар. то же, что Ахен; город в Германии. В начале Средних веков Аахен часто служил резиденций франкских королей. Этимология - происходит от др.-в.-нем. aha "(бегущая) вода", под влиянием лат. aqua "вода" в выражении Aquisgrani (римское название Ахена).
  
  б) Немецкая Википедия (перевод Гугл)
  
  "Свидетельство позже оккупации являются франкского гробницы 7 Века. Король франков Пипин построен в Аахен, двор и сделал 765 для первого письменного упоминания о Аахен как Aquis вилле. Пиппина сын Карл, впоследствии Карл Великий называется, унаследованная франкского королевства и Aachener Hof. Он избрал его своей резиденцией и построил себе императорский дворец с дворцом и часовня, называемая часовня Палатин".
  
  "Название города Аахен, вероятно, происходит от старого - ах-ха (как Acha выраженными) и средства водой. Аахен был особенно известен своими многочисленными родниками, сильный сернистый, довести до +74 С горячей воды на поверхность".
  
  в) Лингвистика
  
  Формирование немецкой народности и её языка проходило первоначально в рамках Франкского государства (до середины IX в.), а после обособления его восточных областей (зарейнских, собственно Германии) в 843 г. - при внуках Карла Великого.
  В начале древневерхненемецкого (языкового) периода не было общего названия народности и ее языка. Были франки, бавары, алеманы, саксы, и др. и их племенные языки, родственные и находившиеся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  В древневерхненемецком периоде (750-1050) формируется новая форма языка в виде совокупности областных, территориальных диалектов, которые унаследовали многие черты племенных диалектов. Областные диалекты утрачивали связь с какой-либо определенной этнической группой (племенем), закрепляясь за определенной территорией (феодальная земля, герцогство).
  
  Такова официальная позиция языкознания - "от народа", развитие немецкого языка на базе идеологии иудаизма и сакрального иврита не признаётся; еврейский Бог - есть, терминологии Бога - нет. Возможно, ли это, в условиях, когда вся жизнь средневекового населения, от короля и до последнего нищего вращалась вокруг идеи Бога Яхве?
  
  2) История
  
  В средние века Аахен служил резиденций франкских королей, первый европейский реформатор и объединитель Карл Великий (742-814) в конце 790-х годов сделал Ахенский дворец своей зимней резиденцией, а в 807 - столицей Франкского государства; был похоронен в Ахене в 814, почитается как святой покровитель города. С 1306 Аахен имел статус "вольного города святого римского престола", здесь короновались германские короли (37), проходили императорские сеймы (всего 17) и церковные соборы. В 1531 в Ахене был последний раз коронован император Священной Римской империи Фердинанд I, в дальнейшем акт коронации был перенесен во Франкфурт.
  
  Город известен своим Имперским собором, древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох - дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796-806). Строительство собора было начато около 800-го года Карлом Великим, строили византийские специалисты, в 805 году собор был освящен папой Львом III. Таким образом, собор в сердце новой империи призван был служить напоминанием о Святом Граде (Соломон строит Храм в Иерусалиме, а Карл - собор в Аахене).
  
  Коллекция собора (доставшейся ему от Карла - собирателя священных предметов), крупнейшая на всем континенте: рубашка Девы Марии, пелены Младенца Христа, набедренная повязка Спасителя, и покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Неудивительно, что с самого раннего Средневековья Аахен привлекал паломников со всего христианского мира.
  
  Таким образом, небольшой город Аахен формировался как центр новой праведной христианской земли, в которой король (император), правил бы именем Бога и по его Законам (Иисус - иудейский Учитель, борец за чистоту исполнения иудейских законов). Карл был весьма набожным человеком и много потрудился для обращения в христианство язычников (саксы например).
  
  а) Эйнхард. Жизнь Карла Великого
  
  Предисловие к "Жизни Карла Великого"
  
  Биографа Карла Великого Эйнхарта(770-840) в придворной академии звали Веселил, подобно библейскому герою, строителя скинии собрания и ковчега завета, он отличился в резьбе по камню, обработке дерева и работе по металлу, в 807 году некоему Ангисию, аббату Сен-Жермен-де-Фле, были поручены в Аахене общественные работы под руководством Эйнхарда.
  "И сказал Господь Моисею, говоря; Смотри, я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина... Работать из золота, серебра и меди, Резать камни для вставливания и резать дерево для вставливания" (Исх.31:1-5).
  
  Текст
  "(17) Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и покорению чужих народов и постоянно был занят такого рода деяниями, в различных местах он начал множество работ, относящихся к украшению и благоустройству королевства, а некоторые даже завершил. Среди них, по всей справедливости, выдающимися можно назвать базилику Святой Богоматери в Аахене, строение удивительной работы... Но особенно важно то, что если он узнавал о рухнувших от старости храмах, в каком бы месте его королевства они, ни находились, он приказывал епископам и пастырям, в чьем ведении они были, их восстанавливать, а сам следил через посланников, чтобы повеления его выполнялись".
  
  * Прим. переводчика: "Во время своего правления Карл Великий организовал строительство 232 монастырей, 27 соборов и 65 дворцов".
  
  * Эйнхард. Фульдские анналы
  
  829. В святую субботу перед Пасхой ночью в Аквисгране (Ахен) произошло землетрясение.
  
  б) Бертинские анналы
  
  835. "вернулся в Аквисгран", "приехал в Аквис"; прим. переводчика: "Аахен, также назывался Аквис".
  
  в) Кведлинбургские анналы (копия, оригинал не сохранился, до 1025 г.)
  816 г. Император Людовик провёл в Ахене великий собор и учредил на нём устав каноников.
  
  г) Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  
  "Аахен... город в прирейнской Пруссии. Еврейское поселение возникло в А. еще во времена Римской империи. В эпоху Каролингов там существовала еврейская колония близ королевского замка; о еврейских купцах А. упоминается в одном капитулярии 820 года. В 802 г. совершил торжественный въезд в императорскую резиденцию А. еврей Исаак, сопровождавший посла Карла Великого к Гаруну ар-Рашиду.
  Среди евреев А. в 828 г. упоминается некто Давид, который был поклонником чудодейственной лечебной системы Эйнгарда. В следующие четыре столетия исторические документы ничего не говорят о евреях.
  В 1227 году император Фридрих II дарит графу Вильгельму Юлихскому аахенских евреев как принадлежность императорского лена. В записях церкви Св. Марии упоминаются имена многих евреев, обращенных в христианство в 13 в. Некто Исаак Аахенский и сын его Яков упоминаются в кельнском "Judenschreinsbuch" 1270-75 гг.; там же упоминается и Соломон Аахенский с сыном Вивисом в 1280-81 гг. О пребывании евреев в А. в 14 в. нет достоверных сведений".
  
  3) Исторический процесс в литературе IX века
  
  а) "Гелианд" (Спаситель) и "Христос" (Егер. О. Всемирная история. т.2. кн. 2, гл.1) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eger2/05.php
  
  "Известны два больших стихотворных произведения этого столетия (IX), рассчитанных на определенный круг читателей. Это две евангельских "гармонии" - "Гелианд" (т. е. "Спаситель"), сочиненный около 830 г. по приказанию Людовика Благочестивого на саксонском наречии, и "Христос", посвященный Людовику Немецкому, около 870 г. сочиненный монахом Отфридом из Вайсенбурга, учеником знаменитого Рабана Мавра.
  В своей поэме Отфрид в рифмованных строках хотел передать основное содержание Евангелий, а в особых добавочных главах изложить тайный, мистический смысл Писания, таким образом, одновременно создав богоугодное и полезное современникам произведение. В рифмованном предисловии, говоря о том, что "побудило автора продиктовать эту книгу на немецком языке", он добавлял, что люди дожили уже до того времени, когда и "франки Господу Богу на своем языке хвалу воспевают"...
  Обе поэмы важны тем, что вводят в круг мышления и ощущений общества того времени, показывая, в какую ФОРМУ речи приходилось облекать мысль ...
  Из поэмы Отфрида (870) видно, как на основании христианской религиозности среди германского народа зародилось чувство национального самосознания; из "Гелианда" (830) - насколько неглубоко еще проникли в народную жизнь зародыши общего христианского образования".
  
  б) Егер. О. Всемирная история. т. 2, кн. 1, гл. 4
  
  "Торговля того времени в основном находилась в руках двух племен: фризов и иудеев. ... За морем торговля была сосредоточена в руках евреев, в то время более искусных в мореплавании. В правление Карла они пользовались такой веротерпимостью, какой ни до него, ни после него им никто не оказывал. Им разрешалось строить синагоги во многих городах, например, в Кёльне и Нарбонне, они даже могли занимать общественные должности".
  
  4) Обобщение и вывод
  
  а) Евреи в Аахене с римского времени, т.е. еще до прихода франков, коренной этнос.
  
  б) Во времена Карла Великого город Аахен упоминается как Аквисгране или Аквис, термин Аахен появляется в Кведлингбурских анналах (под 816 г. время Людовика Благочестивого); в "Анналах королевства франков" (741-829 гг.) употребляется исключительно термин Аахен. Отметим, что анналы переписывались, дополнялись и редактировались, года первого упоминания топонима Aachen установить не удалось, мы можем указать только на период, когда предположительно возник термин.
  
  в) Город Аахен формировался как новый центр иудеохристианской культуры.
  
  г) Общий немецкий язык (к нему относят термин Аахен) во время Карла Великого не фиксируется.
  
  Выводы
  
  а) Топоним Aachen (Achen) никак не может происходить "от др.-в.-нем. aha "(бегущая) вода", под влиянием лат. aqua "вода" в выражении Aquisgrani (римское название Ахена)" - не существовало во время формирования города, как столицы франкской империи, единого письменного древне-верхненемецкого языка.
  Под этим "языком" (750-1050, периодизация условна) исследователи понимают группу немецких диалектов распространенных ниже линии Дюссельдорфа; др.-франкский язык исчез в конце VIII. Др. верхненемецкий "aha" (бегущая вода) всего лишь лингвистическая реконструкция - предположение; кроме того, термин Aacen и Aha не связаны между собой графически и фонетически, разные слова, а соответственно понятия.
  
  б) В 751 г. при папе Захарии (741-752) Рим полностью освобождается от власти Византии, до этого требовалось разрешения византийских императоров на занятие папского престола. Римские папы заключают договора с франкскими королями, происходит слияние идеологии и военной силы, Западная Европа начинает самостоятельное развитие, возникает Папское государство (Царство Небесное силой берется... Матфей 11:12).
  Франкского короля Карла 25 декабря 800 года увенчивают в Риме короной "императора Запада", в 812 году Византия признаёт Карла Великого императором, и соглашается на существование двух империй, с этого времени над христианским миром распространяется власть двух императоров (наместников Бога на земле): восточного и западного.
  
  Новому императору Карлу Великому естественно понабилась столица, город Аахен и предназначался на роль столицы Западного христианского мира, его начали обустраивать как столицу (собор), святости (державности) город ещё не приобрел, что и отражено в топониме Аквис (вода).
  После завершения строительства собора, помещения туда предметов поклонения (святынь: рубашка Девы Марии, набедренной повязки Иисуса и т.д.) и погребения в Соборе Карла Великого (814) город входит в иудеохристианскую традицию.
  Место осознаётся немецкими христианами как - святое (там, где проходит священнодействие, решается судьбы людей и народов): сюда начинают совершать паломничество, проводят церковные соборы и коронуют королей; соответственно возникла необходимость нового, святого имени.
  
  5) Терминология иврита и образы иудаизма
  
  а) Топоним Aacyen нельзя истолковывать немецким языком, т.к. его просто не существовало в этот период. Очевидно, что имя - транслитерация еврейского термина латинскими буквами, передачей букв одного алфавита на другой алфавит.
  
  Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень - Aacyen = A + a + chen. У нас сразу же (святым духом?) выявляется еврейский корень К.Х.Н., или КОХЕН священник, или КИХЕН священнодействовать.
  
  * A = ивр. алеф первая буква алфавита, число 1; (ивр. א) первый.
  
  * A = определительный член, артикль А (ха, или га, или а) (ивр. הָ).
  
  * CHEN = корень К.Х.Н., КИХЕН (ивр. כִּהֵן) священнодействовать.
  
  * CHEN (КОХЕН) (ивр. כֺּהֵן) священник, ааронид.
  
  * ХА-КОХЕН ХА-ГАДОЛЬ = ивр. הַגָוֺל הַכּהֵן первосвященник (большой священник).
  
  Примечание
  
  Согласно правилам транслитерации (ЕЭБЕ, ст. Транскрипция) еврейская буква Алеф передавалась латинской буквой - А. Буква иврита he ה несёт средний звук - Х-Г; Википедия: "Хе (иногда хей или ѓей)".
  
  б) Библейские образы
  
  В библейских книгах термин кохен (коген) употребляется в указанных значениях 467 раз, он был хорошо знаком христианам.
  
  * Исход 2:16: "У священника (кохен) Мадиамского".
  
  * Исход 29:1: "Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники (кохен) Мне".
  
  * Исход 30:30: "Помажь и Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками (кохен) Мне"; и т.д.
  
  Таким образом, топоним Aachen (Achen, Aacyen) означает - первый священный, город, где осуществляется священнодействие (решаются судьбы людей и народов), что соответствует процессу христианизации (социальной действительности) на территории франкского государства. Топоним заимствован из оригинальных библейских текстов.
   Кишинев, 12.7. 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"