Без дураков. Его еще в десятом классе "ВиртуОз" законтрактовал. Потом лабу, то есть, лабораторию выделил. Фонды. Оборудование.
А меня с Русей он к себе выцепил, потому что мы еще со школы как-то сдружились, и ему, видимо, не доставало нашей компании. Воображение у всех троих у нас было буйное, мы часами могли бродить по городу и фонтанировать идеями, какими-то никогда не снятыми фильмами, безумным будущим, продолжениями прочитанных книг. Я, в основном, отвечал за боевку, Руся за сюжетные тонкости, а Лешка - за техническую поддержку.
Кто-нибудь начинал: "А представьте, люди потеряли контроль над своими телами... Ну, что-то они периодически делают, но не помнят, что..."
Другой подхватывал: "Не, их, типа, вырубает, и они бессознательно..."
"Ага, а один очнулся и видит - идет куда-то на автомате, а из всех возможностей - только плюнуть..."
"...в кого-нибудь!"
В общем, Русю, так как он тоже был головастый, Лешка к себе в штат разработчиков взял, они даже сидели - монитор к монитору в отдельном боксе. Я же стал тестером или, как выразился Лешка, полевым агентом.
Полевой агент, понятно, солидней звучит.
Лаба работала над виртуальными тренажерами, автоматами с виртуальной клавиатурой, технологиями оцифровки и моделирования, но Лешка попутно занимался еще одним проектом, о котором мне было сказано: "Миха, это бомба!".
Ну а что? Нормально.
Но с "бомбой" я начал работать позже, а пока меня нагрузили видеокамерами и отправили снимать город. Связь была дистанционная, и Лешка иногда говорил мне: "Замри" или "Здесь помедленнее", или "Запускай мушку".
Мушкой называлась миниатюрная камера, которую выстреливаешь пневмопистолетом в небо, а она сверху дает панорамное видео. Ну и опускается потом. У нее пропеллерчик небольшой, чтобы медленно.
Вот я мушку и запускал.
Прохожие, конечно, шарахались. Ну, как бы странный парень, увешанный "глазками", стебельками да клипсами мини-камер, шизик не шизик, но с пистолетом - поди знай, что у такого на уме. Может, это я только по первости в воздух стреляю, предупредительными.
Прикольно было.
Полицейским-то я разрешение на видеосъемку показывал.
Наверное, где-то две недели снимал. Городок у нас небольшой, но старинный, торговый, купеческий, в центре дома крепкие, стены из царского еще кирпича, в полметра, если не больше, два-три этажа, фасады где с колоннами, где с атлантами-кариатидами, где с портиком цельным или колоколенкой наверху. Красиво, на самом деле. Кое-где даже государством охраняется. То есть, эти, таблички висят. А в стороны от центра - кварталы попроще, бывшие ремесленные слободки и дачи, старье все, правда, уже снесено и застроено советского образца домами, но улочки узкие и иногда даже заплутать можно.
На юге - промзона, а на северо-западе - новый район и намытые пустыри под застройку. Ну и садоводство на востоке.
Сколько я нового о своем городе узнал!
Одних улиц у нас - тридцать восемь. Есть, оказывается, дом с одним-единственным окном, Застенок называется, есть "еврейский" домик, есть улицы декабриста Муравьева, Второй гильдии и Желтобинская, есть переулок Крючок, есть очистные, есть четыре ТЭС, три автобазы, два пожарных депо и одно вагонное.
Парки, аллеи, дома, дома, дома.
Все я обошел, все снял, а Лешка все принял и перекодировал.
Дня три потом я еще доснимал неполучившиеся участки, как назло, в разных концах города. Один закоулок аж четыре раза - Лешка говорил то "темно", то "угол не получился", то "картинка битая".
Я, конечно, скрипел зубами, но - полевой же агент, работа такая.
А еще где-то через неделю Лешка позвал меня к себе в бокс на демонстрацию "бомбы". Только т-с-с-с, пока прототип.
Стеклянная дверь, приложите вашу смарт-карту, спасибо, входите, короткий коридор, еще одна дверь, скрип пластика под ногами, а у бокса уже Руся - стоит, лыбится в свете круглых потолочных светодиодов.
Мы поручкались, он похлопал меня по плечу:
-Ну, Миха, держи челюсть!
-Что, нужно?
-Ага!
В боксе я уже бывал, так что ничего нового не увидел. Кремовые стены, аккуратные пакеты проводов, уходящие прямо в пол, в серверную, кофемашина, несколько круглых стульев, два шкафчика, вешалка и четыре стола: два с мониторами и клавиатурой, один проекционный и один заваленный дисками и полуразобранными гаджетами.
Лешка встретил меня, пряча за спиной левую руку.
-Ну, Мишка, в общем, так...
Я увидел, что его распирает от торжественности момента, от гордости за себя и за Русю, от радостного ожидания, что и у меня сейчас - бум-трям-бамс! - от восторга крышу снесет, поэтому сразу предупредил:
-Только без лекций!
-Ну хотя бы маленькую, - показал пальцами Лешка.
-Предысторию, ага? - сказал Руся, сел на стул и крутнулся.
Я вздохнул.
-Изверги. У меня ж мозг маленький...
-Как у котенка! - хохотнул Руся и толкнулся ногами в другую сторону.
Лешка почесал бровь.
-Помнишь, мы как-то обсуждали городскую ролевку? Типа знаки, письма с указаниями, секретные места?
-Не-а, - сказал я и попытался заглянуть Лешке за спину.
-Эй-эй, - Лешка отступил. - Так вот, я еще тогда подумал, что на дома можно виртуальные маркеры нанести, точки сбора, пунктир марштрута...
Я фыркнул.
-Не ново.
-Ха! - прокомментировал Руся.
Темная макушка Руси самозабвенно вращалась по часовой. Лицо тоже проскальзывало, сменяясь ухом, затылком, вторым ухом.
-Конечно, не ново, - сказал Лешка. - Но дальше я подумал: к черту маркеры! В наших силах надстроить реальность.
-Чего?
-Того.
-Тупите, полевой агент, - остановил стул Руся. - Кодовое название девайса - Апрель. То есть, "Up" энд "Real".
-Вы посмотреть-то дайте, умники.
Я протянул ладонь, и Лешка, качнув головой Русе ("Посмотреть ему"), вложил в нее...
Оказалось, очки. Тяжелые, под двести грамм, с резиновой лентой вместо дужек, с большой скругленной оправой и чуть выступающим из нее прозрачным пластиком.
-Опять не ново, - сказал я, поворачивая очки и изучая плывущие по пластику искривленные отражения: свое, столов и Руси.
-Ты надень, - сказал Лешка.
-Да пожалуйста.
Я забросил ленту на затылок, приладил оправу к переносице. Руся помог, зафиксировал ленту, спросил:
-Не жмет?
-Нормально.
Через пластик видно было удивительно хорошо, четко. Вот мониторы, вот Лешка. Вот стена и потолок. Я подвигал очки. Дышится нормально, не пережимают. Ни искажений, ни увеличения нет.
-И что?
-Голову наклони вниз, - сказал Лешка, - подбородок упри в грудь и подержи три секунды.
-Издеваетесь?
-Ага, - Руся встал рядом с Лешкой, глядя на меня насмешливыми глазами. - Ты голову опустишь, а мы тебе пендаля!
-Да идите вы! - Я наставил на них палец. - Я запомню все.
-Благодарит, - сказал Руся Лешке тоном переводчика с тарабарского.
-Придурки...
Наклонив голову, я увидел складки рубашки, ремень, джинсы и носки любимых своих мокасин. Ну, еще пол в бежевую и желтую плитку.
Раз, два...
Обводы виртуальной клавиатуры повисли в воздухе на уровне живота. Бледно-зеленые, с подсветкой кнопок.
-Вижу "клаву", - сказал я.
-Алилуйя! - воскликнул Руся.
-Набери "готика", - пихнув Русю, сказал Лешка.
-Пальцами?
-Ну.
Я примерился.
-Он держит руки как тиранозавр, - шепнул Руся.
-Блин, можно без подначек?
Клавиши вспыхивали под пальцами. "Готик...". Где "а"? Вот "а"!
Потолочный свет моргнул и вдруг сделался зыбким, мерцающим. Как от живого огня.
Я поднял голову и увидел чаши на цепях, горящие маслом, увидел неровную каменную кладку, деревянные верстаки вместо столов, квадраты зеркал вместо мониторов, гобелен на стене, распятие в углу.
Только Лешка и Руся остались прежними.
-Это как это?
Я повернулся и вместо стеклянной двери обнаружил арку, забранную решеткой.
-Ребята...
Я не сразу справился с голосом.
-Мне кажется или я слышал звук отвалившейся челюсти? - спросил Руся.
-Ребята, это... Блин! Это грандиозно! - завопил я. - Это супер! Это же, блин, все другое!
-Наложение текстур, синхронизация, моделирование света, теней, параллакс, шейдеры, - скучно пояснил Лешка. - Все дело в очках.
-Да?
Я потянул очки вверх, но опустил их снова, едва мертвое электрическое освещение прыгнуло в глаза. В "готике" все же было поинтересней.
-То есть, все как бы то же самое?
-Только приукрашенное, подстроенное под эпоху, - сказал Руся. - Похоже, ты проникся.
Я кивнул.
-А это по всей лабе?
-Мишка, - улыбнулся Лешка, - ты зачем город-то снимал?
-Город?
Я присвистнул и сел на колченогий табурет, который на самом деле был круглым стулом.
-Будет несколько типовых надстроек, - жарко заговорил Лешка. - Готика, футуристика, Руся пост-апокалиптику жаждет заделать (Руся важно кивнул), у ребят есть мысль кварталы под лубок расписать, а мне хочется с помпезным советским стилем поэкспериментировать...
Голова у меня поплыла куда-то вдаль.
-А что-нибудь еще сейчас есть? - спросил я.
Лешка кивнул.
-Набирай "футуристика".
Я с готовностью прижал подбородок, но клавиатура почему-то вылепилась лишь до половины.
-Тут что-то... - я легонько постучал по оправе.
Мерзко пискнуло у виска, видимый сквозь пластик мир подернулся рябью, и клавиатура исчезла.
-Все, - сказал, подходя, Руся. - Кина не будет.
Он снял с меня очки, в которых через кладку уже неотвратимо проступала бежевая стена.
-Все? - растеряно спросил я, моргая.
Бокс вдруг показался мне ненастоящим.
-Аккумулятор слабенький, - сказал Лешка. - Минут на двадцать работы. Но мы присобачим более емкий, правда, он, скорее всего, будет носимый.
Я посмотрел на него.
-Лешка, это же у каждого будет своя реальность! Надел очки - и вперед. Хочешь - Ракун-сити, хочешь - Вавилон с башней вдалеке, хочешь - Космополис какой-нибудь...
-Ну, можно, конечно, - усмехнулся Лешка. - Только дополнять мы будем очень аккуратно.
-А то сиганешь с реальной крыши на виртуальную - и ага, - добавил Руся.
-Что ага? - не понял я.
-Ну, на реальную мостовую реальным трупом.
Меня продернуло холодком.
Я представил, как казавшаяся надежной металлочерепица проламывается под ногами, и неожиданная пустота увлекает тело вниз.
На столе с железяками под звяканье плат нашелся адаптер. Лешка воткнул его в сеть, приладил проводок.
Я поймал себя на том, что с нетерпением жду зарядки.
Черт, это ж можно такие виртуальные экскурсии устраивать! А если еще каких-нибудь NPC запустить...
-Ребята, а моделей всяких тоже ведь можно?
-На фиг, - скривился Руся. - Ресурсов жрут много. Потом наложение, синхронизация. Вся статика - она статика и есть, а с динамическими объектами мороки столько...
-Мы тут попытались автомобиль в карету переделать, - сказал Лешка, вернувшись к своему монитору. - То есть, привязать модель кареты... к "пежо", да?
Он посмотрел на Русю.
-К "сузуки", кажется, - сказал Руся. - А вышло - да, "пежо", только буквы переставить.
-Жалко, - сказал я.
-Да ладно, - Лешка уставился в монитор. Защелкал клавишами. - Возрастут мощности, напишем алгоритм, тогда уж...
Я потоптался.
Лешка с Русей вовсю терзали клавиатуры, по экранам бежали строчки программного кода, крутились трехмерные колонны и башенки.
Было им уже не до меня.
-Завтра приходить? - спросил я, косясь на очки, венчающие собой кучу хлама.
-Блин, да! - обернулся Лешка. - Город же будем тестить.
-А может я здесь?..
-Знаем мы таких, - сказал Руся, не отрывая глаз от монитора. - Спать не будут, очки, любопытствуя, замацают, а то еще и сломают.
-Откуда знаете? - надулся я.
-Сами такие.
Я фыркнул.
-Ну и счастливо оставаться.
Жил я на Партизанской.
Улица вполне оправдывала свое название - двухэтажные дома маскировались за высаженными в два ряда липами и с вертикальным прищуром (окна узкие) глядели на соседей сквозь ветки.
Трамвайчик довез меня до Партизанской-четыре и готов был везти и дальше, к Партизанской-восемнадцать, остановка "Мебельный магазин", но я сошел к ларьку за хлебом и вообще решил проветрить голову.
А то как-то сильно смешалось все в мозгу.
Было уже темно, зыбкая синева стояла между домами, пакет с круглым ржаным обмахивал голень, и мне думалось: а вот надеть бы очки, а там - Партизанская уже не Партизанская, хотя та же самая Партизанская, но с джунглями, или в воронках, или вся в снегу, а еще небо...
Да, спохватился я, надо Лешке сказать, чтобы небо сделали разное, звездное, чужое, с четырьмя лунами, или пасмурное. Такое, ну, темное, с редким просверком месяца.
Зловещее тоже мо...
Что-то льдисто-серое, обдав скоростью и золотым светом, с протяжным визгом прокатилось от меня в сторону. Встало. Хлопнуло дверцей.
-...м-мать! - услышал я.
Рассерженная тень, пахнущая кожаной курткой, коричневая и синяя, с неровным овалом лица, рванула ко мне.
-...дак! Что тебя под колеса-то понесло?
Меня встряхнули.
Я хлопнул глазами, зрение прояснилось - в меня, безумно кривя рот, смотрел небритый остроносый мужчина.
Он сплюнул, покачал головой, сел в свое льдисто-серое и, светя габаритами, пропал где-то в конце Партизанской.
Я вернулся на тротуар.
Да уж, полевой агент, подумалось мне. Куда тебе в виртуальность, тебе от реальности подальше держаться надо. Размечтался-то, размечтался...
Правильно Лешка сказал, аккуратнее надо.
Однокомнатная квартира, доставшаяся мне после разъезда с родителями, встретила меня обоями с привычным бамбуковым частоколом и плывущим от сквозняка тюлем.
Я включил свет, закрыл форточку на кухне, поставил чайник греться, сползал в холодильник за бутербродом.
Тикали часы, прилепленные под вентиляционной отдушиной. Кварц на батарейке. А мне всегда хотелось старинных, напольных, с маятником.
Из кухни, наверное, можно было бы сделать грот, с переливами отсветов по потолку, из плиты - костер, и самоцветы чтоб во всю стену, водопровод - ручьем, чайник...
Ай, блин, чайник!
Я схватился за него, и он, пышущий паром, почти выкипевший, благодарно обжег мне руку. Вот жестянка!
Нет, что-то я сегодня не торт.
А кто был бы торт? Кого другого бы, не меня, так идеей по темечку обстучали! Ведь все вокруг можно поменять! Пусть понарошку, пусть только в очках, но хочешь оказаться в пустыне - пожалуйста, ты почти в пустыне. Или в храме. Или в спальне Людовика Четырнадцатого. Знай шаблоны подгружай. Тык-тык - "Людовик Четы...", и все!
О! - думал я уже в постели.
Ну, Леха! Ну, Руся! Я же буду первоиспытатель! Этот, блин, первонах!
Утром я рванул в лабу, даже не позавтракав.
По пути я мысленно прилаживал текстурки ко всему, что попадалось на глаза: к домам, деревьям, киоскам, заборам. Как-то будет?
Выходило так, что дух захватывало и грудь спирало.
Руся стоял на входе с секундомером, сонный Лешка его подпирал. При моем появлении Руся щелкнул кнопкой, фиксируя время.
-Бинго, агент. Лаба официально еще закрыта.
-А вы? - спросил я.
-А мы, - Руся прихватил Лешкино плечо в районе подмышки, притянул к себе, - мы, собственно, живем здесь. Вполне сложившейся рабочей парой.
-Ты больше слушай его, - Лешка, зевнув, дернул плечом, - он тебе еще не такое...
Лаборатория обреталась на границе промышленной зоны, заполненной телом давным-давно почившего оборонного завода и как грибы выросшими складами, автомобильными разборками и ремонтными мастерскими. Небольшой домик, огороженный щитами, бывшая то ли приказчицкая, то ли иная какая контора.
С одной стороны - оргтехника, канцтовары и агенство недвижимости, с другой - через отдельные въезд и вход - филиал "ВиртуОза".
Охранник, будто в пластик упакованный, настолько тесным был его закуток, кивнул нам, Лешка сунул карточку, открывая дверь.
-Небо! - вспомнил я. - Ребята, небо еще!
-Уже, - сказал Лешка.
В узком коридоре светильники горели через один.
-И птиц! - сказал я.
-Остапа понесло, - хмыкнул Руся.
-А чего понесло? Вовсе не понесло. Я, например, рассуждаю как потребитель. А чтобы мне было интересно, не на первых порах, а так, достаточно долгое время, необходима если не жизнь вокруг, то хотя бы ее иллюзия.
-А люди вокруг тебя не устраивают? - спросил Руся.
-Не, ну это и так...
Мы уперлись в двери бокса.
Снова карточка, Лешка пропустил меня вперед.
-Честно, - сказал он, - я не представляю пока, зачем это, Мишка. Пока делал, вроде казалось, нужно, а сейчас... Если только для ролевок.
-Но ты же говорил - бомба! - сказал я. - И я вижу, что бомба. Классная штука. Ее, знаешь, куда хочешь можно.
-Куда?
-В квартиру. Надел очки - и ремонта не надо. Один день - Версаль, другой - Кремль, Грановитая Палата...
Я присел на угол стола.
Один за другим при Русином участии выдали заставки мониторы. Невидимый, зашелестел кондиционер. Лешка полез в шкафчик.
-Потом, - сказал я, - те же ролевки, или вот для концертов, постановок всяких... Экономия на декорациях бешеная!
-И все в театре - в очках? - кисло спросил Лешка, вытягивая из шкафчика какую-то самодельную разгрузку.
-А три-дэ? - не сдавался я.
-Резонно, - произнес Руся.
Они зависли над разгрузкой вдвоем, затеребили прошитые по ремням провода и серебристые пластинки аккумуляторов.
-А еще можно сообщения писать! - крикнул я им в спины.
-Эс-эм-эс проще, - не поворачиваясь, сказал Лешка.
Что-то у них щелкнуло, что-то звякнуло, от огонька светодиода на мгновение вызеленились Русины щека и ухо, Лешка что-то пробормотал, Руся метнулся к одному из мониторов, обронил там: "Работает, сигнал ловит, канал - нормально", и они опять вместе, в четыре руки, распялили разгрузку на весу.
-Блин, ребята, а я? - сполз я со стола.
-Стой, - сказал Руся.
Я застыл.
-Руки, - сказал Руся.
Я вытянул руки.
-Ну и что ты глаза закрыл? - прыснул Лешка, продевая разгрузку в мои руки.
-Да фиг его знает...
Я разожмурился.
Пластиковые замки клацнули на груди и на поясе. Ремень через плечо справа, ремень слева, тепло в боку. Проводки и кармашки.
-Рэмба, - сказал Руся, отстраняясь и любуясь.
-Здесь, - Лешка постучал ногтем в коробочку на спине, - аккум, трехсекционный, часа на три хватит, может прилично нагреться. Здесь модем, - показал он, - здесь сопроцессор и ssd-память для подгрузки. Желательно ничего не трогать, не дергать и не крутить.
-А очки? - спросил я.
-Айн момент, - щелкнул пальцами Руся.
Очки прижались к моему лицу, лента стиснула голову, какая-то железная блямба надавила на затылок. Я поднял руку пощупать.
-Не шевелись, - сказал Руся. - Подсоединяю.
-Мы тут поколдовали, - возник передо мной Лешка, озабоченно вглядываясь в оправу очков, - но я не совсем уверен... В общем, из-за больших массовов информации есть сложности с передачей, будет два видеоканала, но наш - обычный реал с мини-камеры, а твой, с очков, - совмещенный. Заметишь фризы, глюки, артефакты, сообщаешь, мы тут пробуем исправить...
-То есть, вы не увидите, что я увижу?
-Увидим, - сказал Руся, - но в записи.
-В сущности, - сказал Лешка, - мы на связи и отреагируем оперативно, но картинки с очков у нас вживую не будет.
-Вы меня как в космос посылаете!
-Виртуальный, исключительно виртуальный, - Руся подвигал блямбу на затылке. - Так, здесь разъемы, головой особо не верти.
Они вместе отошли от меня на шаг. Викторы, блин, Франкенштейны.
-Пора выпускать? - спросил Лешка Русю.
-Да, - ответил Руся и растопырил на меня пальцы. - Иди, Буратино!
Пауза.
Минут пять затем мы ржали как сумасшедшие. Мне еще ржать приходилось осторожно, чтобы ничего случайно не открутилось. А Руся вообще зарылся в хлам на столе и икал оттуда.
-Го... - пытался сказать Лешка, но его перегибало смехом, и он терял продолжение.
-Го... - начинал он снова. - Готику забивай, Бу!..
-Хо... рошо...
Я выполз из бокса на подламывающихся ногах, подышал, слушая постанывания Руси сквозь звякание железяк и Лешкино: "Ты в сле... в следующий раз пре... дупреждай...".
Ладно, подбородок вниз.
"Готика" на клавиатуре вся уже в буквочках была подсвечена.
Я подырявил воздух пальцами.
Перед глазами выскочила строчка: "Загрузка текстур" и тут же пропала.
-Мишка, - прямо в ухо сказал мне Лешкин голос, - слышишь меня? Команда прошла, сейчас выходишь и топаешь от промзоны к Строительной, потом по ней до Князева и возвращаешься. Это пробный заход. Понял?
-Да.
Коридор был полутемен.
Дымный свет редкими гусеницами дрожал над головой. Кое-где по стенам сочилась вода, в щелях между камнями, там, где вымыло раствор, ершился мох. Склизкий, мокрый даже на глаз. Я, конечно, на всякий случай рукой потрогал - панели пластиковые, обычные.
Сухие.
-Мишка, что ты там дышишь? - прорезался в ухе Руся.