Известно, что Сократ был очень удивлен, когда Дельфийский оракул назвал его самым мудрым человеком в мире. Ведь его "Я знаю, что ничего не знаю!" было философским и жизненным кредо. В отличие от заурядного невежества, незнание Сократа опиралось на всесторонние и многообразные знания времен Древней Греции и острый критический ум. Чтобы понять, что ты ничего не знаешь, нужно сначала узнать довольно много и довольно много размышлять над всем этим. Груз вопросов и проблемных сторон своего знания при этом будет неизбежно расти и.... в какой-то момент приходит спасительное незнание, которое освобождает от груза. Студент, который на экзамене по философии или матану решит воспользоваться методом Сократа и заявит, что, мол, даже Сократ ничего не знал, а я же не могу сравниваться с Сократом, - получит за свое незнание законную двойку. Впрочем, самого Сократа мало волновала оценка его знаний окружающим обществом. Более того, известно, что она была отрицательна и его, в конце концов, осудили на смертную казнь - чашу с ядовитой цикутой. Однако, про Сократа и его жизнь человечество будет помнить, пока оно существует, а про его судей оно знает только лишь потому, что они судили Сократа...
Попробуем реконструировать незнание Сократа. Как совместить сократовское "Я знаю, что ничего не знаю!" с образованием и жизненным опытом? Хотя Сократ не имел высшего образования в нашем понимании, вряд ли у кого-то повернется язык называть его темным. Неужели он лукавил, когда озвучивал эту максиму своей личности? - Вряд ли! Мне кажется здесь он был абсолютно честен. Разумеется, любой умный человек может сказать это и про себя, придя после продолжительного интеллектуального вояджа к отрезвляющим мыслям об ограниченности возможностей познания - временных или принципиальных - не так важно! Однако далеко не всякий может сказать о себе это абсолютно честно, как Сократ! Где-то в глубине сознания остается мысль, которая начинается примерно как-то так: "Нет, я конечно кое-что знаю а может даже и немало, но..." Дело здесь, как мне кажется, не в образовании и ни в эпохе, а в особом сократовском состоянии ума. Его можно условно охарактеризовать как "динамическое незнание". Современный образованный человек ориентирован на накопление самых различных знаний впрок - на всякий случай или для внутреннего самоутверждения. Но истинная ценность знаний проявляется только в момент их конкретного применения, т. е. в действительности важно не кто сколько знает, а кто сколько и как умеет делать, в чем бы это делание не выражалось. Сократовское "динамическое незнание" ориентировано на делание. До определенного момента - а именно до ситуации, в которой необходимо действие - сознание находится в состоянии "динамического незнания" - оно ничего не знает! Непосредственно перед деланием оно формулирует вопрос куда-то в сторону Высшего Сервера, и в момент делания получает ответ: как поступить. Вот и все! И нет нужды запоминать рецепт: во-первых, запоминать нечего, во-вторых, в следующий раз в подобной ситуации придет другой рецепт. Обычное "частично знающее сознание" работает намного сложнее и инертнее: сначала надо классифицировать ситуацию, потом проверить соответствующие стеки памяти, потом оценить - достаточно ли информации или стоит отказаться от делания, потом еще психологически убедить себя в возможности, потом... и т.д. Если "динамическое незнание" и "частичного знание" сравнивать по результатам, то можно сказать, что "динамическое незнание" на самом деле знает все, хотя и ничего не знает, в то время как "частичное знание", несмотря на то, что оно что-то знает, оказывается всегда неполным, сомнительным и условным даже в той области, которую оно вроде бы знает хорошо. Из биографии Сократа нам известно, как Сократ общался с Высшим сервером - у него был личный даймон (гений)...
Есть и другая сторона незнания - не менее неочевидная! Если не смотреть на номиналы железных дисков, висящих на концах штанги, то можно поднять и удержать гораздо больший вес, чем если знать номиналы и мысленно соотносить их со своими или чужими рекордами. Представление о пределах возможностей, которое живет в мозге, сильно опережает реальные пределы, а может быть даже по какому-то таинственному механизму и предопределяет их. Никто не знает, какие пропасти и бездны он преодолел сегодня, просто гуляя по городу, или делая свою работу, или делая обычные покупки в магазине, или решив проехать на трамвае, а не на маршрутке и т.д. И даже когда жизнь обретает тяжесть, которая давит и пригибает к земле, мы все равно не имеем никакой объективной меры ее величины и это, а часто - только это, помогает держать ее вес без жалоб и сомнений. Это тот случай, когда знание могло бы убить своим первым же озарением, а незнание сохраняет, и его неопределенность парадоксальным образом дает и надежду, и новые силы...
...Всегда, когда отвожу тяжелую сумку с книгами в московский магазин и шагаю обратно налегке счастливый, меня не покидает мысль о весомой тяжести информации и знаний. Кажется, что гравитационно взаимодействует не только энергия, но и информация. Я могу без труда сбросить сумку с книгами с плеча, но не могу так же запросто сбросить объем информации из мозга, почерпнутый из этих книг. Информация откладывается там необратимо: не существует операции, обратной познанию. Разве что спасительное забвение, но оно не слишком надежно, так как мы умеем вспоминать! Трудно представить себе ощущения человека, который бы умел сбросить свои знания так же легко, как сумку с книгами. Может быть это неуловимое ощущение мы и называем счастьем?