- ...Уважаемые пассажиры! Пожалуйста, уступайте места инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам.
Эти слова, знакомые каждому, кто хоть раз пользовался наземным или подземным транспортом, кажутся, несомненно, правильными для обывателя. Звучат они привычно, и городские труженики, направляясь по своим делам, традиционно пропускают их мимо ушей. Хотя, если бы они хоть на миг задумались, эти слова вызвали бы в их сознании сильнейший диссонанс.
Попытаемся осмыслить и мы.
И начнем с того, что же является общепризнанными этическими нормами для существующего в рамках социума человека. Первыми на ум приходят основополагающие для большинства религий заповеди. Это известные каждому: "Не убий!", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и прочая, прочая. Все знают, что это - "нехорошо". Далее. Есть определенные правила приличия. Они заключаются в уважительном тоне во время разговора со старшими, в вежливости с равными, в снисхождении к чужим ошибкам, в доброжелательности, в традиции здороваться при встрече и прощаться при расставании, употреблении разнообразных "пожалуйста" и "спасибо". Дальше - ожидаемые от человека действия. Убрать за собой мусор. Не загрязнять речь нецензурными выражениями и нетолерантными высказываниями. Помогать тому, кто нуждается в твоей помощи. Это - "правильно".
Подведем предварительные итоги. Есть вещи, которые человек культурный (Человек Интеллигентный, Человек Общественный) должен знать и делать по определению. Этим вещам - нормам, правилам, основам поведения - детей предполагается обучать с детства, чтобы позже, во взрослом сознательном возрасте, эти нормы были естественными и не вызывали никакого внутреннего протеста и напряжения. Однако мы видим, что такого не происходит. Человек забывает о том, что, как Человек, делать должен. И ему приходится постоянно напоминать.
Сам факт того, что напоминающие слова (речь сейчас снова об "уважаемых пассажирах") звучат повсеместно, говорит о том, что даже государство не уверено в способности людей следовать простым правилам этики и быть элементарно вежливыми. Можно возмутиться: "Как же так! Какое неверие в наши силы!" - однако повторяющиеся ежедневно ситуации говорят о том, что возмущение будет беспочвенным.
Возьмем простой пример: в шесть часов вечера в вагон заходит молодая хрупкая девушка на каблуках, у нее в руках - две, а то и три тяжелые сумки. Они оттягивают руки, видно, что пережатые пальцы мгновенно белеют, ноги дрожат от усталости, а на лице - болезненная гримаса. Все "сидячие" места заняты, причем большая часть - мужчинами. Вагон трясется, стоять неудобно и тяжело - но никто не поднимается. Возможно, девушка недостаточно "ребенок", чтобы ей уступали место, или излишне для проявления к ней сочувствия полноценна?.. А ведь можно было бы вспомнить джентельменские заветы. Проявить уважение, снисхождение к "слабому полу". Не говоря уже о том, чтобы увидеть, что стоящему рядом человеку трудно, а ты имеешь возможность помочь.
Не думаю, что дело в том, что все, сидящие в этот вечер в метро, поголовно злы или бесчувственны. Скорее, им лень совершать добро. Лень заметить, что кому-то плохо. Лень посмотреть по сторонам... Они не злы, это лень души. А развивать, "разрабатывать" душу в детстве их не научили. Что уж теперь... сокрушаться!
Осуждать таких людей бессмысленно. Надо говорить о способах решения проблемы. В наши дни мало времени уделяют изучению таких дисциплин, как литература, история. А ведь именно они - те предметы, которые формируют душу ребенка. Литература учит детей настоящим чувствам и их проявлениям, учит честности, способности к самопожертвованию, любви, дружбе, сопереживанию. История учит уважению к прошлому, из которого проистекает уважение к настоящему, которое творит сам человек. Потому тот, кто не читает, кто не знает, что было до его прихода в этот мир, никогда не сможет ни чувствовать правильно и в достаточной степени, ни развиваться, ни становиться нужным членом общества.
Значит, надо начинать сейчас. Если эти привычки - ежедневное чтение или потребность в познании - не были развиты в детстве, надо заводить их в настоящий момент. Никогда не обвинять свое прошлое и воспитателей в том, что они "не так научили" или "недостаточно вложили", чтобы это проявилось в человеке сейчас. Надо стремиться к самосовершенствованию и постоянно расти. А не становиться тем, "уважаемым", которому приходится напоминать о таких естественных вещах, как почтение к старшим, сочувствие к слабым и готовность помочь нуждающимся.
Иначе скоро по всей стране у нас развесят громкоговорители, из которых будут звучать такие слова:
"Граждане! Уступите место падающему пассажиру. Пожалуйста, не забывайте вымыть руки перед едой. Переведите старушку через дорогу. Не убивайте вашего соседа. Не крадите чипсы из магазина. Не обманывайте своего кота. Прочтите на ночь страничку Достоевского. Послушайте Моцарта.
И, ради всех богов, будьте добрее. Так не хватает добра этому ленивому миру..."