Лёгкая одержимость, лишённая риска, по сути, бесплодна. Когда всё лишь - образ, никому не угрожает опасность.
Джим Дуглас Моррисон
Люди в вакууме,
или один несчастный день Виталия Дмитриевича.
Комедия.
В одном действии.
Примечания к декорациям.
На заднем плане находится огромная черная ширма. В верхнем левом углу желтый круг (луна). Посередине ширмы расположено окно, на сцене деревянный дубовый стол (за столом стоит стул с кремовой обивкой). Столешница обтянута зелёной фактурой. На столе стоит светильник, графин с водой и стакан, возле стола стоит корзина для мусора. По сцене разбросаны сухие листья. Посреди сцены находится диван (возле него стоит стул с кремовой обивкой).
Действующие лица.
Константин Афанасьевич-нищий аристократ (фрак на голое тело, чёрная бабочка, цилиндр).
Виталий Дмитриевич - писатель футурист (серые штаны, небрежно заправленная рубаха, подтяжки, чёрные лакированные туфли, одетые на босую ногу).
Апполон Григорьевич - редактор, лысый, полный брюзга, питающий ненависть к футуристам (чёрный костюм, галстук, белая рубаха).
Мария Эдуардовна- возлюбленная Виталия Дмитриевича (чёрное вечернее платье тридцатых годов двадцатого века с декольте, короткие чёрные волоса, черные туфли на каблуке).
Климентий Павлович- друг Виталия Дмитриевича (бежевый костюм, чёрная рубаха, первые две пуговицы расстёгнуты).
Аркадий Васильевич - врач (белый халат, кожаный чемоданчик)
Василий - санитар (белый халат).
Николай - санитар (белый халат).
Фома Петрович - заместитель главного редактора, плешивый мужчина среднего возраста, человек с комплексом неполноценности ( чёрный костюм, галстук, белая рубашка)
Акт первый.
Действие первое.
Явление первое.
На сцену вбегает Виталий Дмитриевич и скороспешно собирает бумаги, которые разбросаны по сцене. Он складывает их и кладёт на край стола.
В.Д. Хуууу. Успел (переводит дыхание).
На сцену медленным шагом входит Апполон Григорьевич, руки держит в карманах.
А.Г. Что ж, молодой человек, показывайте.
В.Д. Вот, вот. Держите (дрожащими руками берёт бумаги со стола и отдаёт Апполону).
Апполон Григорьевич садится за стол. Просматривает бумаги, фыркая и качая головой.
Отдает бумаги Виталию.
А.Г. Ну, что, молодой человек. Слишком громоздко! Такое ощущение, что вы прикрываете свою безграмотность отрицанием всех азов, всех вершин. Юношеский максимализм (надменно улыбается)?
Уходит.
В.Д. Сволочь (делает жест рукой в сторону ушедшего редактора)!
Садится за стол, обхватывает голову руками и недовольно что-то бормочет себе под нос.
Явление второе.
Входит Климентий Павлович. Не снимая черного плаща ложиться на диван. Бросает шляпу на сцену.
К.П. Да (вздыхает), хороший денёк (Достаёт из портсигара папиросу, закуривает). Ну, как?
В.Д. Лучше не бывает (расстегивает верхнюю пуговицу рубахи, встает из-за стола и наливает стакан воды, выпивает, садится за стол, роется в ящиках, находит трубку и спички, закуривает). Провал, снова провал! Тысячу раз провал! (лёгким движением руки сметает бумаги с края стола на сцену). А у Вас как?
К.П. Ушёл с очередной работы. Я по горло в долговой яме, кончились деньги. Нет места свободным художникам в этом тесном мире (смеётся). Это, кстати, последняя папироса.
А у кого-то там, за Беринговым проливом, в золотом портсигаре кубинские сигары (смеется). Вот она - несправедливость жизни.
На сцену выходит Константин Афонасьвич со стремянкой. Подходит к луне. Поднимается по стремянке наверх. Достает из кармана жёлтую пятиконечную звезду и прикрепляет её рядом с Луной. Уходит со стремянкой.
В.Д. Вот видишь (показывает на луну), зажглась ещё одна звезда.
Явление третье.
На сцену выходит Мария Эдуардовна. Играет свинг.
М.Э. Я хочу танцевать (подходит к Виталию Дмитриевичу, берёт его за шею и тянет за собой в танец)!
Мария Эдуардовна и Виталий Дмитриевич танцуют. Мария целует в щёку Виталия, садиться на диван. Он, бухтя, располагается с Марией Эдуардовной.
М.Э. Ты болен (трогает тыльной стороной ладони лоб Виталия)?
В.Д. Ага, (раздражённо) и ты, и я, только они - владыки - здоровы ( встает, подходит к луне, и пытается сорвать жёлтую пятиконечную звезду)!
М.Э. Да остановись же ты (подбегает к Виталию, берёт за руку и оттаскивает к дивану, сажает)!
В.Д. Спасибо, за поддержку, Маша (обхватывает лицо руками)!
Мария Эдуардовна подходит к столу, берёт графин с водой, возвращается к Виталию и выливает воду ему на голову. Виталий исступлённым взглядом смотрит в зал, потом переводит взгляд на Марию, затем обратно в зал. Мария Эдуардовна в испуге убегает.
Явление четвёртое.
Виталий Дмитриевич сидит на диване и вытирает рукавом рубахи лицо. Сверху падает белая стружка, изображающая снег, слышится звук вьюги. На сцену выходит Константин Афанасьевич в сером шерстяном шарфе, со стремянкой. Он подходит к луне, поднимается по стремянке наверх и вешает ещё одну жёлтую пятиконечную звезду. Константин Афанасьевич уходит. Снегопад прекращается. Звук вьюги утихает.
В.Д. Кара (смеётся)! О, кара (смотрит наверх, разводит руки)! Постигни меня (истерический смех). Траур по цинковой правде. Да? Ответь! Или я не достоин?! Погадаем на ромашке, достоин я, не достоин, достоин, не достоин? Бог-кривобок!
Товарный вагон на небо задержался ( ищет листы бумаги и рвёт их)!
На сцене появляются Николай, Василий и Аркадий Васильевич. Николай и Василий берут под руки Виталия и уводят. Следом уходит Аркадий Васильевич.
Явление пятое
На сцену быстрым шагом входят Фома Петрович и Апполон Григорьевич. Встают на колени и собирают уцелевшие бумаги. Отряхнувшись, убегают.
Явление последнее.
На сцене появляется Виталий Дмитриевич в пижаме. Слышится звук дождя и грома. Виталий садится за стол. На сцену выходит Константин Афанасьевич со стремянкой и зонтиком . Ставит зонтик в мусорную корзину, стремянку возле луны. Подходит к Виталию Дмитриевичу. Медленно вытягивает из кармана пятиконечную звезду и подает Виталию. Виталий с радостным видом восходит наверх и вешает звезду. Спускается. Садится обратно за стол и включает светильник. Затемнение.