В августе 1998 года в церковной жизни Марийской епархии произошло важное событие. Впервые за 70 лет после 1928 года состоялся крестный ход, возродился древний православный обычай. Этот крестный ход был необычным. Из Вознесенского собора г. Йошкар-Олы в сопровождении духовенства и мирян была изнесена икона Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, которая была главной святыней, сохранившейся после разорения Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря.
Путь лежал в килемарские леса, где весной 1997 г. на берегу реки Рутки начала строиться Богородице-Сергиева пустынь. В настоящее время в пустыни еще ведутся строительные работы. Богослужения совершаются в еще недостроенной церкви явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, возводящейся в традициях русского деревянного зодчества. Кроме этого храма в монастыре есть маленькая домовая церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Особенностью пустыни является то, что все постройки - храмы, жилые и хозяйственные помещения - деревянные. Сейчас в пустыни проживают 8 насельников во главе с наместником монастыря архимандритом Давидом.
Новости епархии. [09.10.2006] Престольный праздник в Богородице-Сергиевой пустыни. Православные храмы на Руси отметили большой праздник - обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. В Марий Эл, в Килемарском районе, тоже есть место, где особо трепетно прославляют Царицу Небесную и верного ее служителя преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это Богородице-Сергиева пустынь. В обители, на этом маленьком островке Троице-Сергиевой лавры, находится образ преподобного - частица мощей, к которым приложиться и поклониться приезжают паломники отовсюду. Царица Небесная покрывает своим чудесным омофором всех приходящих в эту обитель, где дается благодатная помощь во врачевании и исцелении от мощей святых, собранных в этом монастыре. И на этот раз со всей округи - не только с килемарской стороны, но и с кировской, саранской - съехались паломники 8 октября в монастырь на престольный праздник. Спокойно и радостно было молиться в храме во время праздничной литургии. После нее православные дружно отправились на молебен с водосвятием возле речки Кундыш, где всех окропили святой водой. Отзвонили свою праздничную песнь колокола Богородице-Сергиевой пустыни. Разъехались по домам паломники, увозя в сердце тот огонек, ту благодать, которую получили в монастыре. И пусть Господь по молитве преподобного Сергия Радонежского пошлет всем нам обильные духовные и телесные дарования.
ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Есть в Килемарском районе мужской монастырь - Богородице-Сергиева пустынь. Основали его семь лет назад. Назван он в честь явления Божьей Матери преподобному Сергию. Икона, изображающая это достопамятное событие, является главной святыней монастыря. В пустыни хранятся частички мощей святых из Киево-Печерской лавры. Есть здесь и несколько исцеляющих икон. Монастырь поставлен совсем недавно, но он уже привлекает к себе многочисленных паломников. Приезжают сюда и со всей республики, и из-за ее пределов.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком правом берегу реки Рутка. Со всех сторон его окружает лес. Вокруг торфяные болота, из-за которых вода в реке красноватого цвета. Говорят, когда-то в этих местах было сухо и комаров здесь не знали, но после возведения Чебоксарской ГЭС подземные воды поднялись и изменилась влажность почвы. Оттого комаров и мошек много вокруг развелось. Придя в эти места, монахи первым делом поставили небольшую домовую церковь. Это большая изба с единственной маковкой на крыше. Новая деревянная церковь, построенная недавно, увенчана восьмью куполами. Вообще здесь все постройки выполнены из дерева. Глядишь на них, и кажется, будто перенесся во времена средневековой Руси. При монастыре имеется питомник, где выращивают редкие в наших краях растения. Затруднительно всех их перечислить. Есть среди них саженцы хвойных пород - голубой и канадской ели, кедра, туи. А розы здесь цветут даже осенью. Когда растения подрастут и окрепнут, их высадят на территории монастыря. Монахов в пустыни вместе с архимандритом меньше двадцати человек. Бодрствуют они с двух часов ночи до одиннадцати часов вечера. Таким образом, спят они всего три часа, редко когда больше. Будь то день или ночь, монахи молятся и работают. На каждого возложено определенное "послушание", то есть у каждого - свои обязанности. Кто-то прибирает территорию, кто-то готовит еду, кто-то занят на строительных работах. К моему удивлению, обнаружилось, что монахи пустыни занимаются активной переводческой деятельностью. Некоторые имеют высшее образование, жили какое-то время в Греции и в совершенстве владеют греческим языком. Они переводят на русский греческие книги. Один из таких переводов получил весьма положительный отзыв в российской академии наук. Иноки переводят тексты и с церковнославянского языка на русский, и с русского на греческий. Приезжали в пустынь греческие монахи, прожили здесь несколько дней и попросили сделать перевод ряда книг с русского языка на греческий. В числе этих книг "Житие преподобного Сергия Радонежского". Все это означает, что в Килемарском районе появился не только духовный центр православной жизни, связывающий культуры двух близких по вероисповеданию стран, но и серьезный центр переводческой деятельности. Как знать, быть может, в будущем семена культуры, посеянные здесь, дадут богатые и обильные всходы, и о Богородице-Сергиевой пустыни будут говорить как об одной из святынь православия и культуры, составляющих гордость нашей республики.
Александр АКШИКОВ. МК в Марий Эл ? 43, 26 - 2 ноября 2005г