Команда Кочующие : другие произведения.

Озеро Ожгар-Ер - Деревня Керебеляк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   ОЗЕРО ОЖГАР-ЕР - ДЕРЕВНЯ КЕРЕБЕЛЯК
  ____________________________________________________________________________________
  
  ФОТО СЕРГЕЯ МАЛАНОВА
  
   []
  
  Озеро Ожгар-ер (Моркинский район) расположено в деревне Керебеляк.
  Предположительно, название произошло от слова доспехи, вероятно, там раньше стояла кузница, где ковались подобные изделия. По второй версии, что более вероятно, название озера произошло от вымачиваемой овчинной (козьей) шкуры, скорее всего, тут выделывали шкуры домашнего скота.
  
   [Бортякова Наталья]
  
  Маленькое озеро размером 300 на 200 метров.
  Озеро зарастает и заболачивается. Используется для водопоя скота.
  
  
  
  
  О происхождении села Керебеляк рассказывает следующая легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу. Затем, чтобы определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики.
  (вид с керебелякской вышки на Кленовую гору и долину РЕКИ ИЛЕТЬ)
   [Бортякова Наталья]
  
  Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут. Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково.
  А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн.
  
  вышка:
   [Бортякова Наталья]
  
  Керей поселился на опушке леса, где теперь расположена деревня Филиппсола. На замечание, что земля здесь песчаная, неплодородная, Керей отвечал, что он может жить и охотой, что стрелять сидящих на деревьях глухарей можно даже из окна дома.
  Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев деревни Керебеляк занимала охота. Территорию нынешнего сельсовета в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи.
  Род Керея разросся. Отсюда и происходит название поселения - деревня Керебеляк, по-марийски Керейвлак тукым. Керей-влак впоследствии преобразовалось в Керебеляк, то есть род Керея.
  
  ДЕРЕВНЯ КЕРЕБЕЛЯК:
   [Бортякова Наталья]
  
  Кроме речушек и озер, в этой местности было много болот. Росли клюква, брусника, в лесу - черника, малина, орехи и грибы. Люди в свободное время собирали дары леса, часть для себя, а часть увозили на продажу в город Казань. Природные богатства создавали условия для проживания на этой земле.
  Постепенно люди начали вырубать лес, корчевать пни, заниматься земледелием и скотоводством. Вместе с Кереем на территорию деревни Керебеляк пришли и другие марийцы. О них мы можем узнать по сохранившимся названиям полей, лугов и мест расположения отдельных дворов. Например, около деревни Памашсола (так называлось село Керебеляк до открытия церкви, другой вариант названия - Помашсола, судя по всему, ошибочен) сохранились названия полей и лугов: Яштык пече - жил Яштык, Кындыган олык - луга Кындыгана, Сенлан пече - жил Сенлан.
  
  ШЕЛАНГЕРО-МОРКИНСКОЕ ШОССЕ:
   [Бортякова Наталья]
  
  
  Для кораблестроения в районе марийской деревни Керебеляк рубили исключительно дуб и вывозили его хлыстами по дороге, называемой Лашман корно. Так как дуб нельзя было сплавлять по воде, его вывозили к Волге по суше - через деревни Ошутьялы и Озерки, село Красный Яр. Для перевозки деревьев у лашманов имелись особые большие, специально устроенные сани - дровни, в которые лошади впрягались парами. Для транспортировки леса отбирались самые сильные и выносливые крестьяне. Срубая могучий дуб и запрягая в него до 25 лошадей, лашманы тянули дерево по дороге на берег реки Юшут.
  
  
   [Бортякова Наталья]
  
  
  
  Село КЕРЕБЕЛЯК (ПАМАШСОЛА, ПОМАШСОЛА, КЭРЭМ-ВЛАК, МУШМАРИЙ)
  (информация с сайта - http://www.12rus.ru/)
  
  Сельский административный центр Керебелякского сельсовета, расположен в 65 км к северо-востоку от центра муниципального образования - города Звенигово.
  Инициатором открытия школы в деревне Керебеляк была чебоксарская мещанка, семнадцатилетняя девица Александра Александрова, проживавшая тогда в селе Кожласола. Ее деятельность, направленная на открытие этой школы, хронологически совпадает с народническим движением. Она обратилась с просьбой к уряднику Шубину, тот объяснил ей, какие необходимы документы для открытия школы. Крестьяне деревень Керебеляк, Дубовка, Кучук-Памаш, Филиппсола, Озисола и Чингансола дали ей согласительный приговор. 1 марта 1882 года школа была открыта. Первое время учительствовала в ней сама Александра Александрова, учебники для крестьянских детей она купила на собственные деньги и никакого вознаграждения за свой труд не получала. К сожалению, через год она скоропостижно скончалась. Училище размещалось в частном доме Коротковых в деревне Керебеляк.
  В 1905 году Царевококшайское земство специально для школы построило одноэтажное здание. Местное сельское общество выделило школе десятину земли. 1 сентября 1910 года открылся второй класс. Заведующей назначили Анну Бонифатьевну Копкину. Если в 1882 году в школе обучались только 10 мальчиков, то к концу 1912-го - 65 учеников. В 1913 году для школы было построено специальное двухэтажное здание. В 1938-1962 годах Керебелякская школа была семилетней, с 1962 по 1966-й - восьмилетней, с 1966 по 1969-й - средней.
  В 1844 году деревня Керебеляк была самым крупным населенным пунктом в Большешигаковской волости, здесь насчитывалось 87 дворов, проживали 245 мужчин и 240 женщин, а в 1864 году - 618 человек.
  В Керебеляке находился единственный в волости медицинский пункт. Им заведовал фельдшер Федор Михайлович Куприянов, примерно 1865 года рождения. Он начал работать в волости в конце 90-х годов по назначению Царевококшайской земской управы. Фельдшер имел график обслуживания жителей всей округи.
  В 1897 году в селе работала мелочная лавка по продаже съестных припасов, табака, керосина и свечей. Она принадлежала местному крестьянину Николаю Павлову, позже здесь появилось еще несколько лавок, в том числе и винная. В 1897 году жители имели на своих подворьях 195 голов крупного рогатого скота, 145 лошадей, 350 овец, 50 свиней. В 1910 году работало предприятие по скупке скипидара и смолы. Его владельцем был Василий Петрович Кривенков.
  В 1899 году построили церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
  В 1917 году в селе Керебеляк Большешигаковской волости проживали 572 человека.
  
  ДОБАВЛЕНИЕ: к сожалению, от церкви сейчас ничего не осталось, местные жители даже не помнят - где она стояла, и тем более, никто не пытается её восстановить, нет денег, нет народа, да и нет той старой веры...
  Но есть интересная информация: на одном из финно-угорских порталов удалось узнать, что Марийский край - это географический центр расселения финно-угорских народов, то есть когда сделали воображаемый прямоугольник Евроазиатской территории: от венгров и финнов на западе, хантов и манси - на востоке, карелов и коми на севере, мордвы на юге, то оказалось, что именно в Марий Эл расположен центр финно-угорского мира. Не было понятно только одно - это современный финно-угорский мир, или за основу было взято расселение финно-угоров в домонгольские времена, когда еще не исчезли многие племена, такие как, водь, ижора, берендеи, мурома, чудь и т.д. При этом данный географический центр расположен около Керебелякского нагорья, случайность, конечно, но вот такой интересный факт, хотя мерить и считать можно по-разному. Кто-то может определить этот центр по-своему. Но для нас это очень приятно, так как считается, что мари - единственный европейский народ, кто сохранил своё природное исконное верование и свои традиции. Где, как не здесь, располагаться центру финно-угорского мира.
  
  
  
  
  
  (также история от лица Капитана).
  Деревня Керебеляк также связана с нашей семейной историей.
  Моя родная мать - Галеева Гёльсара Валеевна около 5 лет прожила в Керебеляке, когда в голодные послевоенные годы с моей бабушкой сбежала из колхоза (деревня Сосновый Юраш, Елабужского района Татарстана).
  Мой дед попал на службу в конную артиллерию, и пропал без вести на войне в 1942 году, где-то под Сталинградом, где неизвестно. Но это неудивительно - в Сталинградской битве погибло более миллиона человек, поэтому там пропадали без вести многими тысячами.
  На плечах бабушки осталась семья - 6 человек детей, в том числе и мать - ей тогда было всего 9 лет. Из-за голода, болезней и пожара в эти страшные годы - умерли все дети, кроме неё.
  Положение колхозных крестьян в те годы было бесправным, труд крестьянина был от зари до ночи, на колхозников было возложены непомерные налоги, а платили за трудодни очень мало. Фактически существовало советское крепостное право на селе.
  После войны в 1949 году мать и бабушка решили переехать в Марийскую республику, где в поселке Красногорский жила родная сестра бабушки.
  Поскольку паспортов тогда у колхозников не было, то мать через знакомых получила в сельсовете справку, что едет учиться в Елабугу на учителя в педучилище. Тогда ей было всего 16 лет. Получив такую справку, она тайно уехала в Марийскую АССР, где в то время велись активные лесозаготовки, и где требовалась рабочая сила, поэтому там особо не глядели на документы, и ей удалось получить паспорт.
  Пять лет мать прожила в Керебеляке, где выучилась хорошо говорить по-марийски, тогда она знала только татарский язык, а по-русски понимала буквально два десятка слов.
  Жила она в обычном бараке для наемных работников. Вокруг Керебеляка в те годы было много лесоразработок, при этом там работали депортированные немцы, крымские татары, латыши, поляки и т.д. Потом она переехала в деревню Шигаково, где тогда работал кирпичный завод, там она после обучения устроилась мастером кирпичного производства. Мать всегда очень хорошо отзывалась о мари, в те года её окружали простые и работящие люди. Деревенские жители всегда помогали друг другу, никого не оставляли в беде. Несмотря на очень тяжелые послевоенные годы, никто не жаловался на судьбу, одевались и питались очень просто, вместе справляли деревенские и советские праздники.
  
  
  
   [Бортякова Наталья]
  
   Команда тоже в свое время посетила это озеро. На фотографии две легендарные личности любуются им - Оксана Рахматуллина (на этой фотографии у нее осбенно удачно получилось улыбнуться) и Боцман (ввиду скромности пожелал сфотографироваться именно так.)
  
   [Бортякова Наталья]
  
  Отчет о той поездке находится здесь.
  
  
   - 2, 5 И 6 ФОТО С САЙТА:
  http://pashatroshin.narod.ru/
  
  ПРОЧИЕ ФОТО - ОТ КОЧУЮЩИХ
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"