Марийский край за Малой Кокшагой остается для многих жителей Татарстана терра-инкогнитой, что конечно и к лучшему.
Но мы то не все, и соблазненные хорошими людьми из Марийского клуба повышенной проходимости, решили проехаться по тем диким и загадочнам для нас местам.
Места кстати были без преувеличения дикие и незагаженные туристами, но обо всем по порядку.
Итак было решено посетить озера Большой и Малый Мартын, побывать на одном из самых чистых озер - Светлом, найти оттуда короткую дорогу на Большой Чуркан и успеть вернуться домой.
Озеро с самой чистой береговой линией - потому как ее "невозможно испачкать". Озеро давно застроило руководство республики под свою зону отдыха и проехать к нему простому смертному невозможно - на дорогах знаки кирпич и ГАИ.
Мы пробовали проехать во время похода на озеро Щучье как нормальные люди - не вышло.
Пришлось проехать по другому - лесом. Конечно там было все перекопано рвами - но для нашей машины это все как-то несерьезно и вот мы здесь.
Посмотрев на это грустное зрелище, и проникнувшись грозными табличками уезжаем по запланированному маршруту - такие озера не для нас.
Озеро поразило своими размерами, на мой взгляд оно даже больше впечатляет чем Яльчик, там все таки лагерь на турбазе сидит, а здесь природа еще не благоустроена людьми.
Правда местами ее уже начали благоустравать, но это строение типа "М/Ж" полезное, а местами жизненно необходимое.
Причем сделано оно с привычным Русскому человеку юмором - вход, который ничем не закрывается смотрит на стоянку.
Но все-таки на Большой Мартыне больше всего захватывает дух от простора и красоты данного места:
Вдоволь налюбовавшись, и перекусив на отлично оборудованной стоянке мы отправились к следующему озеру - Малый Мартын.
А это уже он, во всей своей заросшей красе.
По разным данным на нем стоит то ли дом егеря, то ли дача налоговых инспекторов, но мы торопимся на самое чистое и Светлое озеро. Поэтому уточнив дорогу у местных трактористов мы отправились дальше.
По дороге всечаем такое странное сооружение, то ли местным лес некуда девать, то ли для сбора снега поставлено.
Переезжаем несколько ручьев, овраг одного из которых, проходится только с помощью лебедки.
Правда оно в тот день, по численности отдыхающего народа, очень напомнило Глухое.
Самым безлюдным местом оказался дом егеря.
Что отрадно, так это то, что на озере активно используются три стоянки, весь остальной берег дик и пуст.
Правда искупаться там проблематично из-за камышей - об их "пеньки" очень даже запросто разрезать ногу.
Ну и так как я обещал показать свой половинке озеро Большой Чуркан, туда мы и отправились.
Правда она не обратила внимание на мои слова что по дороге будет БОЛОТО. А зря...
Пропетляв 15км по холмам и пригоркам мы почти доехали до Чуркана и уперлись в ожидаемое мной болото. А надо сказать, что штурмы болот на машине, да и выковыривание ее оттуда, моя половинка всячески не приветствовала и избегала.
Но 30 градустная жара и духота сделали свое дело, поэтому на предложение повернуть обратно мне было сказано:
"Что??? .... Обратно по холмам и по жаре ехать? Когда до Чуркана всего два километра осталось?
Вот что дорогой: хочешь с лебедкой, хочешь с лопатой, джеком или еще чем, но чтобы болото было ПРОЕХАНО!"
Вот после таких слов, я ее еще больше полюбил, а главное, зауважал - наш человек!
Ну что оставалось делать - спускаем колеса и ехаем:
Правда не с первого раза, с первой попытки мы сразу же сели, не помог и уазиковский просвет.
Но со второй, аккуратно все осмотрев, мы проехали!
На этом болоте мы были с Капитаном две недели назад, жалко что поленились его просмотреть и побоялись ехать. Оказалось что оно в принципе легко проходимо - на Ниве с 29" резиной, лебедкой и хай-джеком.
Причем в том болоте просто залежи лисичек, пока ходили на разведку могли насобирать ведра два минут за 15!
Да и места там действительно дикие - на одном из ручьев мы видели недостроенную бобровую плотину:
А такие птицы спокойно разгуливают по "дорогам":
Однако добавлю в который раз, даже водитель уазика не назовет дорогой то место по котому мы проехали, и наверняка там не поедет без лебедки и "друга на тракторе".
Что конечно и к лучшему, потому как нечего там ездить - без людей там лучше. Вот и мы полюбовались на нетронутые человеком места, и побыстрому оттуда уехали.
Так же добавлю для всех, кто любит природу - я не езжу там где никто не ездит - только по наезженным дорогам. За время поезки не было испорчено ни кусочка болотного мха и не уронено ни одно живое дерево.
Конечно, наезженные дороги в моем понимании, и в понимании владельцев стандартных автомобилей это разные дороги.
В воскресенье вечером на нем тишина и безмолвие, все туристы уже разъехались по домам, стоянки и пляжи пусты и свободны. Причем мы успевали как раз постоять и полюбоваться закатом.
Озеро очень красивое чистое и прозрачное. Оно настолько понравилось Наталье, что сразу была забыты трудности дальней дороги, жара, пыль и преодоление болот.
Озеро настолько пришлось по душе, что мне был задан законный вопрос:"А почему мы до сих пор здесь не были?"
Причина, в принципе проста - без машины, добираться до него из Казани проблематично, а слава богу, машина до него не всякая доедет.
Очень был показательный сюжет на обратном пути - женщина на новенькой тойоте переезжала ручей возле Малого Чуркана, в который какая-то добрая душа накидала бревен. Надо было видеть ее глаза, когда машина начала подпрыгивать на бревнах в середине ручья (а деться уже некуда - теперь ехать только вперед до победного), в них явно читалось:
"Господи что я тут делаю! Машинка, моя машинка!"
Сфотографировать это не удалось, от хохота мы с Натальей слегли на сиденья. Ну и думаю население той машины побило бы нас за попытку их сфотографировать.
К слову сказать ее машиной был "легендарный внедорожник". Представьте каково там ездить на обычном недоприводе.
А "ездят" там обычно вот так:
Когда мы вытащили эту машину, спросили хозяина:"Ты чего за нами поперся?"
На что был получен совершенно замечательный ответ:"А мне показалось что у меня просвет у машины такой-же как у вас!"
Это озеро Щучье, при стоянках на котором можно существенно съэкономить на заварке.
Вода в озеро течет из торфяных болот, поэтому у нее цвет слабо заваренного чая.
Уже совсем стемнело, и, последний раз полюбовавшись на заходящее солнце, мы двинулись в обратный путь "к цивилизации".
Несмотря на длинный и погожий день, выбирались на асфальт мы уже в темноте.
Пройдено 250 км из них без асфальта 60 км, бездорожья 20 км.