Многие полагают, что одна из причин, может быть самая главная, это отсутствие надлежащих военных кадров, которые она потеряла в результате репрессий. Так ли это? Последствия репрессий 1937-1938 гг. против комсостава были частично преодолены к лету 1941 г., поэтому их нельзя отнести к главным причинам неудач нашей армии в начале войны. Осталось достаточное количество кадровых военных, которые возглавили дивизии и корпуса. Нисколько не умаляя военного таланта таких полководцев, как Уборевич, Тухачевский, Якир, Блюхер, Егоров, Примаков и других, всё-таки поставим их на место Павлова и зададимся вопросом, чтобы изменилось в начале войны? Смог бы скажем Уборевич действовать иначе, чем Павлов при потере управления войсками, при нарушении проводной связи и отсутствии должного количества средств радиосвязи? Наверное, НЕТ! Скорей всего НЕТ! Или мог бы Примаков, блестящий кавалерист, своей конницей остановить немецкие танки? Конечно, НЕТ. Не смогли этого сделать героические усилия танкистов под Дубно. Не то у них было оружие, не то, которое требовалось в данной обстановке. Или смогли бы Смушкевич и Рычагов перехватить господство в воздухе, используя только бесстрашие сталинских соколов? Конечно, НЕТ! Все эти провалы начала войны, не нравится это нам или нет, были объективны и не зависели от проведённых репрессий. Тем более что по большому счёту, они не оказали существенного влияния на ход начала войны. Вспомним, в гражданскую войну рядовые и унтер-офицеры, выдвинутые всем ходом революции на командные должности, били царских генералов и доказывали свою природную способность к руководству большими массами войск. Не в этом дело. Изменились условия сражений и противник. Потребовалось переориентировать все командные кадры на эти изменения. Что и было сделано, но уже в ходе войны. Учились на горьком опыте и НАУЧИЛИСЬ ПОБЕЖДАТЬ.
На смену старым кадрам пришли кадры прошедшие "школу" Халкин-Гола и Финляндии, но этого оказалось НЕДОСТАТОЧНО. Для войны нужен не только опыт и умение воевать, но нечто большее, серьёзное понимание либо ты - либо он тебя. НФА была воспитана этим духом, проникнута им и потому воевала НАГЛО, ЦИНИЧНО, ПРЕЗИРАЯ противника, т.е. нашу армию.
Обсуждался ли этот вопрос в узком кругу. БЕЗУСЛОВНО. И Сталин и Политбюро понимали, что оставлять армию накануне войны в разобранном состоянии КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Тем более что армия переходила на кадровую систему комплектования (1939 г.) и остро ощущала недостаток в кадрах младшего и старшего звеньев. Но не успели. Время играло не на СССР, а на Германию.
Итак. Репрессии не могли и не оказали столь решительного влияния на боеспособность и боеготовность. Были другие слагаемые, от которых зависел ход и исход сражения и войны в целом. Сталин это понимал, меняя кадры, омолаживая армию, но не успел. Омоложение не подменяет понятие репрессий. Омоложение - понятие военное. Репрессии - понятие политическое, и в данном тексте не рассматривается.Вот только некоторые данные Из рядов Красной Армии в 1937 -1939 годах было уволено 37 тысяч командиров, по разным мотивам, в том числе и по политическим. Из общего числа уволенных 3-4 тысячи было расстреляно , как заговорщиков. Осуждено 6-8 тысяч. Возвращены в строй в 1941 году 13 тысяч. Если принять во внимание, что в строю армии находилось 680 тысяч командиров, то потери от репрессий составили менее 2% (10-12 тысяч)
3.ПОЧЕМУ ТРЕБОВАЛОСЬ ОМОЛОЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ?
Сталин и руководство партии, возможно не раз до подписания пакта, рассуждали в узком кругу, для чего нужно омолаживать кадры Красной Армии. Действительно, этот вопрос не мог не волновать их.
Наши старые кадры имели богатый опыт гражданской войны. И потому до середины 30-х годов действия полков и дивизий на войсковых учениях и маневрах отмечались как успешные. Действительно, главная ударная сила - пехота и кавалерия, поддержанные мощной артиллерией, представляли собой отличное сочетание огня и маневра. Танки, авиация, десанты только, только входили в общую раскладку сил на поле боя, операции. Но уже с середины 30-х годов они (кадры) перестали удовлетворять современным требованиям боя и операции. Следовательно, необходимо было их переучивать и обучать новому военному искусству, решительно омолаживать кадры, ибо старые представления о войне стали мешать повышению уровня боевой подготовки КА. Отсюда и решительные шаги в этом направлении.
11.04.1936 года заработала академия Генерального штаба для подготовки высшего командного звена. Красная Армия стала строиться не по территориальному принципу, а как кадровая. С 1.09.1939 года была введена всеобщая воинская обязанность. К 1941 году в стране действовали уже 19 академий, 10 военных факультетов, свыше двухсот военных училищ. Число слушателей и курсантов исчислялось сотнями тысяч. Но и в этом деле страна не успела. Для обучения военному делу требуется, не менее 2-х - 4-х лет, плюс войсковой практики, как минимум, столько же. Этого времени у армии не было. Можно ли было начать на четыре года раньше? Думается, НЕТ! Страна с 1917 года находилась, говоря языком шахмат, в глубоком цейтноте. Надо было в считанные годы поднять НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, решить задачи ЭКОНОМИКИ и, только решив их, приступать к решению задач Красной Армии, ибо невозможно было отвлекать молодёжь от решения экономических задач в интересах военных, тем более что это не могло повысить безопасность страны без создания тяжелой индустрии. Но этот вопрос СОЗНАТЕЛЬНО опускается в исследованиях этого периода, создаётся впечатление, что как бы ПРЕНЕБРЕГАЮТ этой составляющей готовности страны к 1941 году. Важнее взвалить всю ответственность на руководство страной и лично на Сталина, но не видеть Объективных условий, которые привели к неудачам начала войны. Это не исторический подход к оценке начального периода, а КЛЕВЕТНИЧЕСКИЙ, далёкий от истории вопроса.