Аннотация: Не уверена, что успею написать много рецензий. Но что-то обязательно успею. Постараюсь по делу.
Я в этом заходе не участвую, так что выдерну несколько текстов на свое усмотрение и по ним напишу что-то вроде обзора.
А по ходу дела буду пополнять его новыми заметками. Насколько сил хватит.
Начнем потихоньку!
Наталья Болдырева, "Дуэль"
Рассказ в очень своеобразном антураже, интересный и создающий атмосферу целого мира за своими пределами.
Причем, этой атмосферы столько, что рассказ сам по себе кажется слишком "быстрым". Это при том, что эмоции, переживания, смены настроения главного героя воссозданы с потрясающей четкостью и любовью к деталям.
И я понимаю, что именно они, внутренние переживания героя, его конфликт с самим собой, на самом деле в рассказе главный, и именно на нем сделан максимальный акцент. Граф Барка - побоку. Он тут выступает, как некая стихийная сила, готовая перемолоть героя в паштет, и от которой нет спасения, если судьба не подкинет шанс.
Если я правильно угадала, то причина дуэли не столь уж важна.
Однако тут слишком многослойный, атмосферный мир играет с автором злую шутку. Он слишком "цеплятелен". Он заставляет отвлекаться на "визу", на желание героя уехать. Приходится гадать, что там за конфликт у него с графом, который можно разрешить не очень законной дуэлью... да там еще графиня мелькала где- то. Видимо, она каким-то боком к истории тоже причастна. Эти лакуны мешают целостно воспринимать героя, хотя на сопереживание работают все инструменты.
И эти же лакуны не дают четкого представления, почему гг - "не такой" и почему именно в момент "разоблачения" Карины он осознает свою инаковость? (не я помню, что он честней Барка и честней собственного отца, ну по крайней мере, он сам так считает. А еще Барка - толстый! Но достаточно ли этого? Очень тонкая грань, доверия, потому что задействованы в основном эмоции).
Кстати, о Карине. Чтобы вспомнить, что там было за "Ричи" пришлось перечитать последнюю треть рассказа. Я тупо не поняла финальный диалог, потому что значимым в нем было случайно мелькнувшее выше по тексту имя.
Несмотря на все вышесказанное, рассказ держал меня в напряжении и заставлял переживать героям. Я тут пока немного прочитала, но этот один из самых "саспенсных".
Так что может, действительно стоит добавить еще текста, приоткрыть некоторые пока оставленные за кадром кусочки истории.
Татьяна Буденкова, "Сережка для Галки"
Так. У этого рассказа есть серьезный плюс - у него есть сюжет. Он биографичен, главному герою не позавидуешь. И еще здесь есть любовь и верность.
И все-таки. Рассказ на мой взгляд требует серьезной доработки и переосмысления. И тому есть несколько причин.
Первая - это читательское доверие к научной составляющей текста. Поскольку рассказ позиционируется, как НФ, надо внимательней отнестись к тому, что говорит и что думает герой-космонавт, образованный вообще-то парень.
Привожу дословную цитату космогонических мыслей героя, после которой мне захотелось его отправить в среднюю школу на встречу с учительницей физики. И пусть им обоим будет стыдно:
"Каждый знает, что есть воздух, но мы его не можем увидеть, потому что он состоит из молекул меньших размеров, чем в состоянии различить наш глаз. А, например, место, которое занимает ядро в атоме, - это одна десятитысячная самого атома. И значит, частицы большего измерения совершенно свободно могут проникать через атомы. Когда мы наблюдаем космос, все кажется темным, говорят, что это вакуум. Фактически, там молекулы меньше чем молекулы воздуха. И наш глаз не способен увидеть эти меньшие молекулы даже с помощью приборов"
Я надеюсь, пояснять не нужно, что тут не так?
Второе. Я постоянно об этом говорю на разных площадках. Герой, который вызывает только жалость - жалок. Герой, чтобы вызывать сочувствие и сопереживание, должен действовать сам. Сам совершать ошибки и на них напарываться. В этом же рассказе герой как будто что-то совершает важное, но всегда за кадром. То есть, как. В первом случае говорится, что он сбегает к жене потихоньку чтоб никто не заметил (это перед полетом). Во втором он так же тихо радуется, что машина террора дала сбой, и жена это поняла . И это дает ему моральный повод не идти на конфронтацию с системой, а согласиться плыть по течению. И приплыть к жене только через пятнадцать лет. Очевидно, исключительно потому, что режимность "объекта" изменилась.
Он возвращается, но не проходит через конфликт и борьбу, предшествующую возвращению. Верней, нам эту борьбу не показали. Показали только невнятные умозаключения про лампочку и резонанс биоволн человека и динозавра.
Кроме того, рассказ следует вычитать еще раз, обращая внимание на неточности и корявые фразы.
Примеры:
утробный вопль. - очевидно, вой? Или рев? Неточное сочетание.
"Вы...согласны рассмотреть наше предложение о работе?
- А что есть выбор?" - предложение о работе еще не было озвучено. Кроме того, тяжелую артиллерию с шантажом пускают в ход только если объект сам не идет на сотрудничество. Потому что если эта карта сыграна, а других козырей нет, то клиент сорвется. А у вас - уже и похоронить успели и никакой предварительной обработки. Впрочем, автор волен считать это замечание домыслом. В отечественных сериалах эта глупость демонстрируется из раза в раз.
"После титула космонавта это несколько обескураживает?" - космонавт - это не титул (см словарь). Это у них работа такая :(
Прибор, испытанный во время пролёта - "пролета", очевидно, опечатка.
когда никогда выйти - очевидно, не хватает дефиса. Но и само по себе сочетание так себе.
Резюмирую:
Если работа эта - ученическая, то старт неплохой и есть, куда копать дальше. Удачи.
Бариста Агата, "Столетняя война"
Здесь у нас притча. На тему "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".
Персонажи подобраны, какие нужно и делают то что нужно, но поскольку написаны грамотно и образно, то и представляются вполне живыми.
Перечитывать бы не стала - не очень люблю поучительные сказки в сатирическом оформлении. А вот для урока этики в среднем и старшем звене оно вполне бы подошло.
Да, подход утилитарный. Но я сразу прикидываю, а в каких обстоятельствах эта книга смотрелась бы органично? И вот тут сразу представляется этакий разбор характеров и поступков с последующим анализом мотивов и результатов.
На что обратить внимание. Есть неточные красивости. Вот пример:
Тормоза издали душераздирающий вой, и состав, содрогнувшись в агонии всем своим длинным суставчатым телом, остановился.
Агония наводит на мысль как минимум о взрыве локомотива. Это самое начало рассказа, и этот взорванный локомотив - часть экспозиции.
Дальше я не вылавливала, но глаз периодически цеплялся.
Ну и, наверное, кто-нибудь уже говорил. Курляндия, Столетняя война - названия и топонимы, созвучные реальному миру. Но при этом, никак созвучие не обыгрывается. Ни к истории Англии/франции, ни к Латвии рассказ отношения не имеет. Это вызывает недоумение и некоторую обиду.
В целом рассказ скорей понравился. С поправкой на вкусовщину.
Цуркан Валерий "Новое поколение"
Автору на заметку - у вас есть сильные стороны в тексте. И это не политика.
Сильное это то, что дает динамику и конкретику - это пьющий и страдающий от собственного неправильного выбора олигарх Сережа (да, он неприятный, но он - как живой). Сильно - буржуйка в классе, где парень учился (у меня возникло подозрение, что рассказ писался в середине девяностых). Сильна тетка, которая предлагает греть класс дыханием.
Кстати, автор "Сережки для Галки" видите ли вы композиционное сходство вашего текста и этого? При всех отличиях, рассказы очень похожи.
Во-первых - биографичностью истории. Во-вторых - ретроспективностью. В-третьих - тем, что идея рассказа - социальная ли, фантастическая ли, изложена прямым текстом, направленным на просвещение читателя. В четвертых, героем - энтузиастом. Потому следите за руками и применяйте на свой рассказ.
Какие я вижу у этого текста проблемы, с которыми нужно бороться?
Давайте начнем с того, что представленный текст собственно не является рассказом, а уж тем более фантастическим рассказом. (Робот официант не сделает публицистическую статью на темы социального прогнозирования фантастикой, даже если очень постарается).
Обычно в моих рецензиях вопрос выбора стиля стоит на последнем месте. Но здесь настолько неудачно вышло, что я, пожалуй, готова считать его одной из трех главных проблем текста. Рассказ может быть смешным, серьезным, глупым или интеллектуальным. Но он не имеет права быть скучным. Этот рассказ похож, в тех местах, где повторяются идеи Руссо (и в чем-то Стругацких), на публицистическую статью, в тех, где идут воспоминания об унижениях молодого дарования - на бойкую статью из районной газеты. Это все вопросы выбора стиля написания. И в данном случае выправить стиль будет в разы сложнее, чем что-то сделать с образом главного героя. Вы создали мир, в котором ваш герой оказался прав. Ну, ок. Давайте с ним познакомимся.
А сейчас попробуем разобраться с идеями, мыслями и глубинными причинами поступков вашего героя. В том, что он профи, я усомнилась, когда запахло Эмилем, да еще и на полном серьезе. Он не знает историю педагогики, ладно, может лекцию прогулял. Но ведь он так же прогулял лекции и по возрастной психологии. А это уже - подрыв доверия к его профессионализму. Еще один подрыв - в пьяной беседе, где он сидит трезвым, а приятель уже казнит себя несовершенного, он нарушает корпоративную этику: "Если бы ты знал, какое в основном быдло эти учителя". В этой фразе смешались два маркера - обобщение !в основном! И отстранение !эти учителя! Фраза дополнена акцентом "Если б ты знал". То есть, герой в данном случае не ставит себя в один ряд с большинством учителей и отстраняется от самого учительства. А еще он жалуется. Этой фразой он жалуется на свою нелегкую долю в школе.
Следующий ретроспективный эпизод отсылает нас в школу, которую парень считает родной.
Эпизод начинается с фразы "Иван Глебович Пономарёв прожил интересную и насыщенную событиями жизнь" - любому ясно, что эту жизнь сейчас нудно и обстоятельно нам опишут. В деталях. То есть, жизнь может и интересная, но вот текст о ней - это как раз иллюстрация того, о чем я выше уже говорила: статья в районной газете "Трудовой подвиг педагога на хозяйственном фронте".
Ладно, лирику опустим. Возвращаемся к вопросам и действиям молодого человека. Что он делает, приехав в школу? Первым делом спрашивает у директорши: где мое тепло? И начинает решать хозяйственные вопросы, бегает по начальству и ездит в область. Об этом автор рассказывает подробно. И о том, как за парнем присматривают. И о том, как его гнобят. А вот о том, как он работает с детьми - два слова. Провел урок. Не, вру, больше. Пять: "провёл урок, затем ещё один".
Зато несколько абзацев потрачено на "плохих учителей из школы". На кляузы, на "выживание". Да, сельская общеобразовалка - не сахар. Но подвижников там не гнобят. На подвижниках там едут. В худшем случае.
Потом еще абзац на "Нет, хороших людей на Руси всегда гнобят".
Потом еще на: "Коллеги молодого учителя не уважали".
Потом идет абзац, который убивает образ подвижника напрочь: "Детей тоже бесполезно воспитывать - ведь они дети своих родителей, а яблоко, как известно, от яблони недалеко падает. Сколько бы ни бился над ними Иван Глебович, всё одно - дом перетянет".
Что здесь не так, хотя формально - пословица не врет. А то, что он сам несколько брезгливо и предвзято относится к ученикам. Цитата пословицы - то же отстранение. Собирательное "детей" - то же обобщение. Он не выделяет для себя Петьку-хулигана и Ваську со сбитой коленкой, и Маринку, которая всем врет. Он считает бесперспективными всех, и не желает тянуть тех, кто оказался на его попечении. И результат закономерен: "Как бы он ни старался сделать детей людьми, такими людьми, чтобы за них не было стыдно, но у него ни чего не выходило".
То есть, фактически, человек не справился с миссией.
Но в рассказе эта неудача и не является неудачей. Герой воспринял ее, как повод для формирования педагогической идеи, которая, мягко скажем, не нова.
А вот тут герой дает определение своим "сельским" ученикам: "их дети будут такими же жестокими, такими же подлыми и мелочными!"
Выделить последние слова жирным?
Автор, этой фразой вы из экзальтированного нытика сделали героя просто профнепригодным.
А вот в следующем эпизоде - явная удача. Автор "Сережки!" Вы тут? Смотрите, как надо вербовать энтузиастов:
"- И я вам нужен именно как учитель, которому можно доверить детей?
- Не совсем так. Вы нужны именно потому, что, во-первых, вы сами этого хотите, а во-вторых, потому что без вашего участия у нас ничего не выйдет. Это ваш проект, мы только хотим помочь вам его осуществить. И попутно решить некоторые свои вопросы".
1. Лесть. 2. Работа мечты. 3.избавление от бытовых проблем. 4 Снова лесть.
И не надо фальсифицировать смерть.
Я думаю, кстати, проблема вашего рассказа тут в другом: вы оберегли вашего героя от необходимости выбирать - работа или семья. А ведь в таких выборах и живет драматизм человеческих отношений.
Однако вернемся к "поколению", у которого проблемы "оберегания" вылезают в финале:
"Молодым, чистым и честным - им не прожить в таком мире". - что называется, фейспалм. То есть, наш педагог новатор находился в культурной изоляции 18 лет вместе со своими "тепличными" детьми? Не общался с коллегами, не следил за конференциями, не писал статьи?
Еще "говорящая фраза": Но нет, уже в семь - восемь лет они обсуждали такие проблемы, до которых ему и в двадцать дела не было.
Явный потерянный контакт в системе учитель-ученик. На это намекают и другие маркеры.
Ну и апофеоз: "Ничего, выдержим, - твердо сказал Иван Глебович. - Не для того мы столько лет потеряли, чтобы теперь сдаваться".
Потеряли. Действительно ведь потеряли. Теперь это вот все кто-то должен социализировать. Отгораживать от искушений и контролировать "саморазвитие".
Если система требует постоянной опеки и контроля, значит, она нестабильна.
Как бы ни хотелось верить, что придут "добрые и чистые", все нам почистят, и не запачкаются.
Но все вышесказанное - это те моменты, на которые следует обратить внимание при чистке или доработке текста, а вовсе не причина закрыть тему. Стругацкие свою Высокую теорию толго разрабатывали и все равно сами считали утопической. А вы даже не приступили к работе.
Только ходите вокруг нее, присматриваетесь. Делитесь своими мыслями.
Что и как делать.
Первое - хотите приличный рассказ, придется почти полностью переписать то, что уже есть.
ГГ исправить легче легкого - выправить речевые ляпы, сделать акцент на пед деятельности, показать, как ловко он решает конфликты между детьми. Показать, как у него получается обходительно и корректно разрулить ситуацию со "старперами". Без оскорблений и претензий, но так ловко, что они его все резко залюбили. Со стариками просто - покрась одному забор, скажи другому доброе слово, третьему выбей грошик к пенсии. Проще, как с детьми, потому что благодарность прилетает сразу, а не через десять лет.
Что делать с сюжетом. На мой взгляд, тут или делать героя немного сумасшедшим, что не желательно и не соответствует авторской задумке. Или делать фантастический мир, в котором изоляция - единственный шанс спасти детей. Не возможный: какая там стагнация и голод! А вот если прямо сейчас не спрятать, завтра будут на игле/мертвы/выброшены в космическое пространство. Можно кусочками детской биографии показать, как он нашел конкретно этих детей. Какими они были, когда он их нашел. Какими стали?
Напоминаю, что все, о чем я сказала нужно воспринимать исключительно как мое личное мнение. Одно из множества частных мнений. Однако я призываю относиться к любому мнению серьезно.