Клинкова Ирина Олеговна : другие произведения.

О том, как Стас начал учить Сашу тому, что знал...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лида порхала между светящихся разноцветных кругов, нарисованных на полу. А Саша со Стасом стояли возле кофейного аппарата, и проникали в тайны мироздания. Точнее, это мальчик должен был проникать под чутким руководством его старшего товарища, но делал это без энтузиазма, и Стасу приходилось заталкивать школьника в эти тайны насильно. Почему-то он очень любил всё объяснять...

  Лида порхала между светящихся разноцветных кругов, нарисованных на полу. А Саша со Стасом стояли возле кофейного аппарата, и проникали в тайны мироздания. Точнее, это мальчик должен был проникать под чутким руководством его старшего товарища, но делал это без энтузиазма, и Стасу приходилось заталкивать школьника в эти тайны насильно. Почему-то он очень любил всё объяснять.
  - Саша, мы находимся в весьма тяжёлом положении. С одной стороны, наши исследования, наконец, могут проходить официально, нас признают. Но с другой стороны побочной работы стало больше чем непосредственно исследований. То, что нас признали официально, ещё не значит, что все разом поверят в "потусторонний мир".
  - Примерно, как с Землёй. Всем трудно было поверить, что земля - круглая. - Саше хотелось хоть как-то обрадовать Стаса участием в разговоре.
  - Боюсь тебя разочаровать, Саша... - Стас сделал многозначительную паузу.
  - Только не говори мне... - медленно произнёс Саша.
  - Да. Дело в том, что она не круглая, а плоская.
  - Но исследования, показания приборов, снимки из космоса. Вы не можете это отрицать! - мальчику было трудно воспринять такую теорию вот так, сразу. Он был уверен, что это только теория, но твёрдый тон Стаса вселял ему страх. Всегда трудно узнавать, что всё, во что ты верил, совсем не так. За несколько месяцев общения со Стасом, Саша уже научился стойко переносить подобные потрясения. Но поверить в то, что Земля плоская, он просто не мог.
  - Мы их и не отрицаем. Понимаешь ли, все наблюдения ведутся людьми, все показания дают приборы, созданные людьми. Следовательно, на эти данные влияет кривизна реальности. Люди просто мыслят так, что не способны увидеть истинного положения вещей. Это не постыдно, нет. Просто мы так устроены.
  - Почему же вы решили, что Земля плоская? Откуда вы берёте свои данные.
  - Из "потустороннего мира", конечно. Его обитатели как раз способны увидеть Землю правильно. Согласен, в это сложно поверить. И мы, пока "Серый дом" ещё "на коне", всеми силами стараемся привить новые знания мировому научному сообществу. Это очень сложно. Однако они всё же пошли на некоторые уступки, и теперь мир будет излучаться двумя семействами наук: наук человеческого взгляда и взгляда потустороннего.
  - А вдруг потусторонние просто видят мир иначе, вдруг это они ошибаются? Почему ты веришь им, а не научным доказательствам?
  - Видишь ли, моя уверенность кроется как раз в природе мировосприятия потусторонних и способе хранения ими информации об окружающем мире. Человеку, чтобы считать полученное знание о мире, нужно либо поверить кому-то, либо проверить самому. Ты, например, можешь поверить мне, что в этом стакане яд, а можешь проверить. И никак иначе. Различны лишь способы проверки. Конечно, пример несколько приниженный, но суть уловить можно. Так вот, потусторонним нет нужды получать информацию о мире от кого-то или проверять самим. Они просто знают, и всё. У них нет необходимости сомневаться, они ощущают мир таким, какой он есть. Это сложно объяснить... - Стас замялся. Потом тряхнул головой и заговорил с прежним энтузиазмом.- Например, зрение для человека естественный способ воспринимать мир, так? Но каждый видит по-разному: близорукость, дальнозоркость, иногда вообще слепота. Но вообще зрение естественно и является неотъемлемой частью нас. Так и у потусторонних с их мировосприятием. Есть такие, которые в этом плане как люди - им нужно узнавать об окружающем их мире, как и людям. Они как бы "слепы" в их понимании.
  - Я не знаю, что сказать. - Саше было всё ещё трудно поверить, но уже стало интересно узнать больше. - Значит Земля плоская, как блин?
  - Нет, я бы не сказал. Плоская земля имеет сложные и непостоянные очертания. Предвижу твой следующий вопрос: края Земли, скорей всего, не существует. Пока мы ещё не можем объяснить, как это описать. Потусторонних не так легко понять. Но мы уже выяснили, что она как бы поверхность, и, кстати, не всегда абсолютно плоская. На ней бывает рябь, иногда штиль, а иногда и шторм. Она похожа на поверхность моря. Только мы, находясь на этой поверхности, в её системе измерения, не чувствуем этих штормов, они вне нашего поля зрения. Хотя некоторые люди могут их чувствовать. Но они не могут это точно описать или объяснить.
  - Ты всё время говоришь "поверхность". Поверхность чего?
  - Хм. Можно сказать, потустороннего мира. У них свои измерения, поэтому мы их обычно не видим. Представь себе море. Земля распластана на поверхности (я имею в виду реальность нашей Земли, если ты меня понимаешь), а под ней, "в воде", и живут потусторонние. Представил? Так вот, когда в наш мир попадает, например, так называемый демон, то это значит, что он как бы выпрыгивает из воды на поверхность. Как дельфины, например, или летучие рыбы. А вот призраки, это видения потусторонних, "подплывающих" к самой поверхности. Опять же, как рыба. Мы видим тени в воде, или поблёскивающие спины, но движения самих рыб различить не можем. Так мы и видим призраков и приведений. Интересно?
  - Жуть... - Саша не хотел говорить вслух, что теперь будет плохо спать по ночам. Это было слишком много для него.
  Вывела из забытья мальчика Лида, которая подошла к Стасу и сказала:
  - Станислав Иосифович, мне позвонили и сказали, что отправят отчёт на факс в ваш кабинет.
  "Я даже не заметил, когда она говорила по телефону. Стас меня когда-нибудь прикончит своими откровениями" - Саша тряхнул головой.
  - Спасибо, Лида. Я сейчас приму. Саша, есть вопросы?
  - Да, один есть. Только он не по этому делу. - Мальчик ощущал острую необходимость закончить разговор на другой теме. - Почему Вы не запрещаете пользоваться сотовыми в этом помещении? Здесь же аппаратура и так далее.
  - Волн в мире намного больше, чему могут принести сюда сотрудники.
  - А изоляция?
  - Нам это не нужно. Наоборот, мы же изучаем мир как он есть: с сотовыми, микроволновками и спутниками. Все эти волны создают рябь на поверхности, о которой мы говорили с тобой. Кстати, многие потусторонние способны улавливать эту рябь, а некоторые с удовольствием слушают телефонные разговоры. - Стас усмехнулся. - Поэтому у меня телефона нет. Лучше говорить лично.
  - Они подслушивают... - Саша снова начал впадать в ступор.
  - Нет, они просто иногда прислушиваются. Пойми, когда мы говорим с тобой сейчас, то посылаем слабую волну через воздух. Потусторонние её просто не услышат, она погаснет раньше. А если бы мы говорили по сотовому, то это равносильно истошным крикам по их меркам. Некоторых это раздражает, некоторых пугает, а другим интересно, о чём тут так громко разговаривают. Первые и вторые уходят от поверхности подальше, вторые подбираются поближе. В их мире кое-что меняется. И именно это мы сейчас активно изучаем. Пойдём в мой кабинет, поможешь мне с бумагами. - Неожиданно сменив тему, Стас повернулся к двери.
  Саша вернулся к реальности в одно мгновение.
  - Это не помощь, а какая-то эксплуатация! Почему я должен это делать?
  - Потому что я делюсь с тобой такими знаниями, какие в школах преподавать начнут только лет через десять, а то и пятнадцать. Где благодарность? - Стас уже стал Станиславом Иосифовичем. Видимо для того, чтобы Саше было труднее ему возразить. Мальчик уважал старших и неосознанно больше доверял не Стасу, а его более пожилому варианту.
  
  Усевшись на жесткий стул в кабинете, Саша спросил:
  - Какие ещё бумаги нам нужно разобрать?
  - Не нам, а тебе. Только придётся не разбирать, а делать записи. - Станислав Иосифович положил на стол перед мальчиком стопку бумаг с напечатанным текстом. Саша сник. - Понимаю, работа не самая весёлая, но мне тоже трудно придется. - Из ящика стола он извлёк несколько бумаг, на которых что-то было написано, но это не было похоже на текст.
  - Что это?
  - Это послания с того света, - Стас улыбнулся ("Сегодня он меняется намного чаще, чем обычно..." - заметил Саша). - Шучу, конечно. Однако в каждой шутке.... Видишь ли, не всегда для общения мы используем круги. Их может использовать почти любой. Но это дорогостоящее занятие, и не очень эффективное. Это сейчас, за государственный счёт, мы разжились столькими "окнами". Однако это всего лишь способ пронаблюдать за морем (помнишь, я рассказывал), на крайний случай, послать информацию туда. А для получения ответов приходится использовать "одержимые" предметы. Ручки, например. Лида в этом деле специалист. Она может подготовить ручки и бумагу так, что потусторонние легко с ними управляются.
  - Как это происходит? - Саша ни разу ещё не видел такого эксперимента, хотя и полагал, что Стасу уже нечем его удивить.
  - Она берёт две абсолютно одинаковые ручки (спасибо возможностям современно промышленности) и две стопки бумаги. Не буду вдаваться в подробности, как это происходит, но в результате обработки мы получаем две ручки - то, что пишет одна, повторяет другая. Первую ручку и пачку бумаги отправляют в "окно", другую оставляют здесь. Потусторонний пишет там, у себя, и мы получаем тоже самое изображение. То же можно проделать и в обратную сторону. Хотя смысла в этом нет.
  - Почему?
  - А потусторонним лень будет разбирать нашу письменность. Этот способ передачи информации им чужд и кажется бесполезным. В их пространстве это происходит иначе. Но для нас очень удобно получать вещественные записи их ответов на наши вопросы.
  - Но если он им чужд, как же они пишут?
  - Они могут писать, то есть изображать свои мысли по определённой системе на листе бумаги. Потусторонние редко делают то, что не считают нужным. Например, посылать нам записи они считают удобным способом. Но мы-то можем им просто сказать через окно. Зачем же тогда им напрягаться, читая наши записи?
  - Хм... И это, - Саша указал на листы у Стаса в руках, - и есть их записи? - Посмотрев на них, мальчик вздрогнул: на бумаге было начертано что-то совершенно иррациональное, однако в этих линиях как будто была заметна логика. Потусторонняя логика.
  - Да. А это, - Стас в свою очередь указал на стопку бумаги, лежащей перед Сашей, - перевод первых двух листов.
  - Что?! - Саша хотел подняться, но от удивления не смог даже пошевелить ногами.
  - Успокойся. - Стас строго посмотрел на мальчика. - Не паникуй. Всё в порядке. - Его голос зазвучал более мягко. - В мире много вещей, которые тебе будет трудно принять так, сразу. И эта не самая страшная. Мне нужно, что бы ты помог мне перевести остальное. Обычно, мне помогает Лида, но она занята.
  - Что... что я должен сделать. - Саша почувствовал, как изменился голос Стаса. Мальчик понял, что тот уже пустил в ход свои способности к управлению голосом. Но на этот раз Саша был даже признателен - ощущение пассивности, охватившее его, успокаивало.
  - Возьми чистую бумагу и ручку. Я буду говорить в слух, а ты записывать. Не волнуйся, рука сама за тебя всё сделает, только держи ручку и меняй бумагу, когда нужно. - Стас опустился в кресло и собрался было начать диктовать, но, заметив замешательство в глазах мальчика, спросил: - У тебя вопрос?
  - Да, если можно. Как вы переводите это? И почему именно вы? Разве эту работы не могут делать лаборанты?
  Стас улыбнулся:
  - Лаборантам это не под силу. Как, впрочем, и остальным сотрудникам. Эта способность редко встречается. А перевожу я по наитию. - Неожиданно ответил Стас. - А теперь, преступим. Объясню позже.
  Стас говорил, Саша записывал, почти ничего не понимая. Мальчик надеялся, что перевод что-либо прояснит, но он только ещё больше запутал.
  Пока шла работа, Саша стал замечать, что вокруг него всё меняется. Мальчик старался уловить природу изменений, но она ускользала от его взгляда. Лампа стала более тусклой? Нет, всё как было. Пылинки в лучах света стали складываться в замысловатые узоры, но стоило Саше взглянуть на них и всё рассыпалось. По комнате проходили невидимые волны, всё чаще и чаще. Саша не мог остановить ручку, но уже отвлёкся от неё. Он стал замечать, что Стас говорит всё медленнее, он чаще просил зачеркнуть или исправить предыдущее предложение или слово. Но Саша писал столько же, сколько и вначале. Когда он обратил на это своё внимание, то изумился. Почему так происходит? Волны накатывали сильнее, пылинки уже не прятались, а водили свои загадочные хороводы прямо перед Сашей, теперь они сами источали свет. Хлопок прервал этот танец.
  Оказалось, что этот хлопнул в ладоши Стас.
  - Саша, извини, но ты не можешь больше мне помогать. - Стас говорил очень тихо.
  Саша заметил, что комната заполнена мраком, и только тусклый свет настольной лампы рассеивает его над столом. Ни один луч света не проникал из коридора или из-за оконных штор. Мальчик взглянул на Стаса и застыл в оцепенении: Саше показалось, что глаза того светились. Приглядевшись, он понял, что это те же светящиеся пылинки, что донимали его минуту назад, только теперь они танцевали в глазах у Стаса. Не было видно ни зрачков, ни радужки, а только этот завораживающий танец.
  - Почему? - Саша, наконец, осознал смысл сказанного Стасом. - Я что-то нарушил или сделал не так?
  - Можно сказать, что нарушил. - Теперь Стас смотрел на Сашу с интересом. - Думаю, мне следует получше тебя учить. Возможно, тогда ты скоро сможешь сам делать всю мою работу по контакту с потусторонними.
  - Как? - выдохнул мальчик. - Что здесь произошло, объясните мне?
  - Объясню по-порядку: во-первых, ты не можешь мне помогать, потому что сам являешься человеком, способным переводить подобные послания, и поэтому вносишь определённый фон в мой перевод (посмотри, что ты написал на последних листах, это твои собственные помехи, а не то, что я диктовал); а во-вторых, ввиду этого ты, после должного обучения, конечно, сам сможешь переводить, и тогда у меня будет меньше работы. Вот так. Правда, я уже давно заподозрил это. Не зря же Азтарот вылез именно из твоего рюкзака.
  - Я пока что-то плохо понимаю...
  - Не важно тебе надо отдохнуть. Незапланированный контакт - дело не приятное и утомительное. - Стас поднялся с кресла и подошёл к Саше.
  - Какой контакт? - не понял Саша. - Я что, входил в контакт с потусторонними?
  - Нет. Не с ними самими, а с их средой, "океаном". Таким образом, переводчик вылавливает информацию о вариантах перевода рукописи. Потусторонние записывают свои ощущения и мысли, фиксируют их, а мы ищем в "океане" возможные смысловые трактовки и совпадения. Не забывай, ведь этот океан в каком-то роде информационный.
  - Вы будите меня учить? - уставший мозг Саши отказывался перерабатывать полученную информацию. То, что сказал Стас, мальчик пропустил мимо ушей. Он уже засыпал.
  - Буду. Дел у меня и так полно, но это пока важнее. Спи. - Стас поднял на руки уснувшего мальчика.
  
  - Саша, ты должен понять: я не смогу ничего сделать, пока ты не научишься оставлять все свои проблемы за дверью того кабинета!
  Стас встал с кресла и подошёл к мальчику.
  - У меня с учёбой просто беда, а вы меня просите забыть? Родители меня ругают. А вы забираете всё свободное время своими занятиями.
  - Прошла всего неделя! Что ты мог за это время не сдать в школе?
  - Две контрольные, одно сочинение, ещё тройка по географии, не сданный стих. Ещё, вспомнил, два за устный ответ по истории. Этого мало?
  - Что? Это всё только за неделю?.. Да.... Ну, вас и учат! - Стасу стало даже стыдно за свое поведение. Он попытался вспомнить, как же он учился в школе, но не смог. "Я в школе совсем не учился..." - эта мысль заставила Стаса улыбнуться.
  - Простите меня, но я не могу подводить своих родителей...
  - Ты их не подведёшь, если уделишь больше внимания тому, что я тебе говорю во время занятий. О чём ты думаешь, когда мы с тобой занимаемся?
  - О том, что дома мне опять влетит. Мама уже стала говорить, что вы не...
  - Это уже не важно. Ты думаешь не о том! Пойми, сейчас я готовлю тебя к тому, что бы ты стал переводчиком. Но для этого я учу тебя погружаться в "океан", верно? - пока Стас говорил, его взгляд становился всё более весёлым. "Малыш совсем не умеет применять свои знания. Наивная душа". - Что я говорил про "океан"?
  - Что этот океан является информационным и способен улавливать и сохранять... - Саша говорил монотонно. Однако он уже стал догадываться, о чём толкует Стас.
  - И что же тебе мешает выловить необходимые знания из него? У доски, конечно, тебя это не спасёт, но на контрольной, на любой письменной работе - прошу! Пользуйтесь сколько угодно.
  Саша оторопел от таких идей.
  - Разве можно использовать эти умения для своего блага?
  - Да кто тебе говорил, что нельзя?!
  - Ну, я в книгах читал, и в кино говорят... - Саша смутился.
  - Отныне, если эти книги написал не кто-нибудь из "Серого Дома", можешь не верить. Мало ли что можно придумать.
  - А у вас есть писатели? - Саша не любил упоминания о "Сером Доме". Эта организация пугала его. Но мальчик привык говорить, что она просто не внушает ему доверия.
  - Конечно, а почему бы нет. Они даже правду про всё это часто пишут. Но читатели привыкли думать, что это фантастика. - Было видно, что эта мысль доставляет особую радость Стасу.
  - Дадите почитать? - Саша любил фантастику, особенно ту, которая могла бы быть правдой.
  - Некогда тебе читать! Мы отстаём от программы. - Стас изменил тон, когда посмотрел на часы. - Тебе скоро уходить, а я должен ещё много тебе рассказать.
  - У нас есть программа? - Мальчик был уверен, что Стас просто так его учит, свободно.
  - Да. - Стас стол говорить серьёзно. Саша не понял, что значит эта перемена. Заметив это, Стас решил объяснить. - Когда ты начинаешь погружаться в "океан", потусторонние чувствуют это. Это привлекает их внимание, и это не всегда хорошо. Пока к нам не подобрался кто-нибудь особенно любопытный, тебе нужно научиться ограждать себя.
  - От чего? - теперь вся эта затея с обучением не казалась Саше удачной. - Почему ты меня не предупредил?
  - Пойми, они ведь читают тебя как книгу, когда ты там. Если кто-нибудь из них узнает, что ты не защищён, сразу набегут. Но пока ты не знал, что ты не защищён, всё было в порядке...
  - А теперь что? Я же не умею.... А они знают... теперь узнают... - Лицом к лицу Саша сталкивался только с одним из потусторонних - с Азтаротом. И мальчик был рад, что тот его друг. Стас объяснял, что потусторонние не злые и не добрые. Им это разделение чуждо. И по этой причине они не могут иногда осознать, делают они человеку плохо или хорошо. То есть со временем они выучивают наши устои и запоминают их, как мы таблицу умножения, особо не задумываясь об истоках этих устоев. Но ведь не все знают таблицу умножения. И если кто-нибудь, похожий на Азтарота, подберётся к Саше.... Мальчик вздрогнул при этой мысли.
  - Успокойся! Время сегодня есть. Я всё тебе успею показать. - Стас встал на одно колена рядом со стулом, на котором сидел Саша. - Дай мне руку. Сегодня ты выйдешь туда через меня. Я покажу тебе, чего не следует касаться там и кок оградить себя от любого воздействия. Только слушай внимательно.
  Мальчик кивнул. Страх в его сердце всё рос, заставляя холодеть пальцы.
  - Представь себе многоэтажный дом. Сотни окон с зеркальными стёклами, и в каждом отражается твоё лицо. Когда мы окажемся там, я буду лишь проводником и не смогу тебе ничего говорить. Я сдержу тех любопытных, что подберутся к нам сегодня. По моим представлениям, их будут не много. Ты должен увидеть этот дом и стереть (мысленно, конечно) все отражения. В каждом окне. Если чувствуешь, что не успеваешь, разбей те окна, где останутся отражения. Тогда я выведу тебя обратно.
  - Какие отражения?
  - Просто сделай так! Я объясню тебе, когда сделаешь. У тебя будет только один шанс. Звучит зло, конечно, но это не то. Просто так получается. Сделаешь?
  - Да, я постараюсь.- Саша не любил давать обещания. И Стас его за это всегда хвалил.
  - И ещё. Чтобы было легче, можешь напевать про себя что-нибудь. Просто ту песню, которая придёт тебе на ум.
  Стас взял мальчика за руку и в комнате начал сгущаться мрак.
  Перед Саше выросло из мрака здание. Сотни окон и в каждом его лицо. Оно было не тем, которое Саша обычно видел в зеркале. Это было его лицо, но в то же время что-то в нем иначе. "Стирать отражения, - подумал Саша, - скорее".
  Одно за одним, одно за одним. Мальчик как будто чувствовал за этими окнами кого-то, он шевелился там, ворочался. Это пугало. "Песня, надо напевать. Что выбрать?" слова пришли сами собой. Что-то про огонь. Саше показалось, что этой песни он никогда не слышал, но в ней были слова про окна и отражения. Этим она ему понравилась. Саша понял, что он может выловить любую песню из "океана", если захочет её отыскать. "Так вот о чём говорил Стас! Я могу найти даже то, что никогда не знал".
  Саша был занят музыкой, которую слышал у себя в голове; он не заметил, как отражения кончились. И тут мальчик почувствовал толчок, который породил волну. Она прошла по всему телу Саши и разошлась от него по окружающему "океану". ... в столбе света танцевали пылинки, складываясь в узоры. Теперь Саша умел их читать.
  2005 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"