Глава I: Бессонница, Вопль, визит Муфлона и Мефистофель
Бессонница - это самое ужасное, что смог придумать Создатель. Маленькое, неизбежное подражание аду, когда измотанное тело непрерывно ноет, а не менее измотанный разум не способен даже на то, чтобы помочь организму скоротать время красочными или, на худой конец, блеклыми фантазиями и просто мыслями. Он поставляет лишь одно - желание забыться. Но что толку? Забвения не будет. В ближайшие часы, дни, месяцы, а, может, и годы забвения не будет... Когда-нибудь оно, конечно, придет, однажды ты почувствуешь его приближение и подумаешь: вот оно, долгожданное, истинное забвение. А до той поры придется страдать бессонницей, и воистину счастливый тот человек, который не замечает этого страшного недуга. Живет себе и живет, порой дремлет, считая это жалкое подобие забвения сном, просыпается и снова живет.
Да, есть такой человек на свете. Есть и тот, кто прекрасно сознает всю драматичность мира людей, но исправно забывается ненадолго - совсем на чуть-чуть, только в самое нужное для этого время. А есть такой: не может убежать от собственных мыслей и в конце концов понимает, что бессонница - самое ужасное, что смог придумать Создатель, и что в мире живет всего три человека.
Негодяй и Эгоист, который не хочет знать ничего, кроме собственного блага.
Таинственный Благодетель, свято блюдущий законы вверенной ему обители.
И кусок покореженной проволоки - ни то ни се. В будущем эту проволоку можно изогнуть в Негодяя и Эгоиста, сплести в Благодетеля, соорудить из нее нечто, миру еще неизвестное или просто оставить, как есть.
Бытует утверждение, что мир огромен и непостижим, а на самом деле в нем живет всего три человека... Непостижимо.
Я улыбнулась этому выводу, но тут же приказала себе любой ценой остановить явно не мои мысли, льющиеся в голову непрерывным потоком, и постараться уснуть. Эта ночь была особенной. Бессонницы не ощущалось, но темнота и тишина беспокоили напряженный разум, и это было по-настоящему страшно. Эту тишину безумно тяжело выносить, ничуть не легче, чем отсутствие сна. Кажется, еще немного, еще чуть-чуть, и ее разрушит огромной силы взрыв... Пронзительный звон разбитого стекла... Или нечеловеческий вопль, леденящий душу. Он возопит из ниоткуда, так громко, что из ушей хлынет кровь. И никто не сможет узнать, откуда взялся этот ужасный крик. Все сожмут головы обеими руками и тоже будут кричать, вжавшись в уголок кровати или дивана. Весь мир одновременно заголосит от страха.
Смолкнет ли тогда Вопль? Сумеют ли люди перекричать его?
Вряд ли это случится сегодня, - подумалось мне. Такие мысли всегда возникали в ночной тишине, и все это время дикий вопль существовал только в моей фантазии. Значит, скорее всего, так будет и этой ночью. И следующей. Разве что в две тысячи двенадцатом году, или когда там нам пророчат Апокалипсис, он вырвется наружу. Вот оно, страшное оружие четырех Всадников - они выскочат из облаков и завопят... Было бы забавно.
Но мысли мыслями, а сон все не шел, и сердце билось все быстрее и быстрее. Темнота и тишина уже не хитрили и не строили сложных стратегий. Они сужались, стремясь задушить в своих объятиях, и надвигались, надвигались. Ответственный момент: если раздастся какой-нибудь, пусть даже ничтожно тихий звук, можно умереть от разрыва сердца.
Однако минуты капали, но ничего не происходило. Тяжелая дремота, несмотря на то, что 'я' все еще находилось в страшном напряжении, издевательскими волнами накатывала на сознание. Это был сон - какой-то шорох из коридора... Снова сон - шелест одеяла, в которое мне захотелось поуютнее завернуться. Сон...
ОНО.
Это был не шорох, не скрип и даже не звон. По счастью, и не Вопль тоже. Это было уханье.
Я стиснула зубы от раздражения. Совы. Выводят из себя каждый раз, когда тишину уже перестаешь подозревать в чем-то из ряда вон выходящем. Мерзкие создания, которые требуют жалости к себе. Да, на улице холодно, да, бедняжкам надо заботиться о себе и потомстве. Но это не повод устраивать жилище у меня на балконе. Впрочем, может, их там и не было. Возможно, они как Механическая Ворона, с которой мне однажды довелось столкнуться - вроде она и была, скакала себе по комнате, но пряталась, когда на нее смотрели. И спать она тоже мешала. Как и Муфлон, который неожиданно заглянул в купе поезда. Я не против такого жуткого, сверхъестественного соседства, но здесь я не гость и не путник, здесь мой дом, и меня совсем не устраивает еженощное уханье. Ворона все же большей частью молчала, а Муфлон и вовсе не проронил ни звука. Так, повел рогами, проверил, как дела, и удалился восвояси. Не то что эти говорилки на балконе.
Совы словно услышали мои мысли и вновь вызывающе заухали. Голова стала ощутимо побаливать. Одновременно с этим снова нахлынули вязкие, противные волны сна. Они не уносили в далекую страну фантазий и не отправляли в тяжелую тьму, а просто витали над головой, заставляя дрожать от ужаса при малейшем шорохе, и не выпускали из-под себя. Болезненный бред безжалостно атаковал усталый разум...
Я находилась на кухне. Все как обычно - не так, чтобы порядок, редкие чашки, ложки и пустые полиэтиленовые пакеты разбросаны тут и там. Крошек тоже достаточно. Дверцы шкафчиков чуть приоткрыты. Сквозь оконные стекла на все это великолепие льется свет - совсем немного, достаточно только для того, чтобы не щелкать лишний раз выключателем, если вдруг приспичит попить воды. В общем, все так, как и должно быть. За исключением одной-единственной мелочи.
На стуле, деловито сложив руки на коленях, сидел Муфлон.
Как и в прошлый раз, при нашей первой встрече в купе поезда, на нем были хороший (сразу видно - дорогой) серый костюм, белая рубашка, безукоризненный черный галстук и черные же туфли. Весьма недурно для муфлона как такового, но вполне обыденно для Муфлона.
Однако, как бы ни было холодно это описание, я замерла, в ужасе и благоговении вглядываясь в чуть вытянутую серо-бурую морду, в большие витые рога. Потом я уставилась на его руки, точнее, на их подобие - среднее между человеческой кистью и копытом, если такое вообще можно представить. Отметив тот факт, что нечто вроде пальцев все-таки было, я с медлительностью, характерной для сна, снова подняла взгляд на голову Муфлона. Неожиданный гость смотрел на меня, не отрываясь. Одна его нога была закинута на другую, руки по-прежнему сложены на колене. Неудивительно, что у меня создалось впечатление, будто я или вопиющим образом вторглась на чужую территорию и непременно должна быть наказана, или пришла на некое собеседование к строгому и потому пугающему начальнику.
Но ведь это моя кухня. Почему он здесь? Я терялась в догадках. Сколько бы я ни бодрилась, одобряя разнообразные потусторонние соседства, Муфлон, в отличие от Механической Вороны, не имел ко мне прямого отношения. Это я знала точно.
Время шло. Он молчал. Я тоже.
Вскоре мне стало скучно. Взгляд блуждал по кухне, улавливая и теряя знакомые предметы. Разум начинал потихоньку догадываться, что все происходящее - всего лишь сон. Но прежде, чем понимание этого пришло окончательно, случилось нечто страшное.
Все мое существо пробрала дрожь. Глаза поневоле вновь уперлись в Муфлона. А тот вдруг поднялся на ноги, задрал голову... И завопил.
Это был тот самый, безумный, невообразимый Вопль из страшнейших кошмаров, когда-либо приходящих в земную тишину. Молчание разбилось на осколки и с жутким грохотом посыпалось вниз. Реальность исчезала. Голова грозилась вот-вот разорваться. Я сдавила ее ладонями и закричала что было сил. Кричали все, кричало все...
Я подскочила на кровати, тяжело дыша и оглядываясь. Сон. Обыкновенный сон. Никакого уханья с балкона. Гробовая тишина, только привычно шумели трубы - видно, соседи с утра пораньше готовили ванну. Часы показывали ровно пять.
У меня было еще несколько часов, чтобы выспаться, но, хотя голова сама собой вернулась на подушку, сердце гулко билось, никак не желая успокаиваться. В ушах предательски звенело. Что со мной сегодня?
Я как следует завернулась в одеяло, тупо глядя в стену. Интересно, подумалось мне, а что бы сказал психиатр, навести я его? Шизофрения? Ну нет, это слишком. Переутомление? Вот это возможно, но от чего? Не от бездействия ведь, в самом деле. Наверное, врач бы начал убеждать меня, что Муфлона, Вороны и Сов не существует. Врачи и скептики (что почти синонимы) вообще забавные люди. Они свято уверены, что того-то и того-то не существует, в то время как все это существует в какой-то степени хотя бы потому, что об этом ведется беседа. Беседа не может вестись о том, чего не существует. Если этого и не существовало раньше, то оно зародилось в реальности, когда об этом заговорили.
Вот чем опасен этот мир. Только зачем я, спрашивается, об этом думаю? Куда лучше было бы согласиться с моим воображаемым психиатром, забыть обо всем и жить себе, как живет человек первого типа - тот, который Негодяй и Эгоист и знать ничего не хочет.
Так и буду, - решила я и закрыла глаза. Но буквально через пять минут тихий звук вновь вынудил меня открыть их и даже сесть на постели.
С кухни доносились шорохи.
У меня в буквальном смысле этого слова волосы встали дыбом, и все благие помыслы о неведении словно стерли ластиком. Воспоминание о сновидении было еще слишком свежо, чтобы не подумать о Муфлоне.
Я сидела, не смея двинуть даже пальцем, несколько секунд. Снова раздался шорох. Потом звук шагов... Скрип отодвигаемого стула.
Страх сковал меня целиком и вдруг совершенно неожиданно отпустил. Я решительно откинула одеяло, встала и направилась на кухню. В конце концов, лучше уж сразу встретить лицом к лицу все ужасы, чем оттягивать их до позднего утра в надежде, что они исчезнут. А если это новый страшный сон, в который плавно перешел прежний кошмар, тем быстрее он закончится. Ни к чему ждать. Лучше все сразу, в одну минуту, чем на многие часы, дни, недели...
Шорохов больше не слышалось. Я не стала зажигать свет - решила просто демонстративно, с олимпийским спокойствием войти и выпить воды. Пусть все расшалившиеся темные и светлые силы видят, что я не обращаю на них внимания, - подбадривала себя я, ступая по истертому ковру.
В кухне оказалось серо. Точно так же, как и во сне. Кружки и пустые пакеты на столе. Приоткрытые дверцы шкафчиков. А на стуле кто-то сидел.
Мои руки дрожали, пока я наливала в стакан воду из графина. Сердце, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди. Уши наполнились тягостным жужжанием, ожидая нечеловеческого Вопля. Я всеми силами старалась не смотреть в сторону окна, у которого стоял стул.
Через пару секунд, а, может, минут, я с грохотом поставила пустой стакан на край раковины, будто надеялась, что громкий звук прогонит видение прочь. В тот же миг за окном послышалось знакомое уханье, и я повернулась на этот звук...
Это был не Муфлон. У окна сидел, копируя позу недавнего гостя из сновидений, черноволосый паренек лет пятнадцати.
- Собственно, так кричать я не умею, - сказал он, будто бы возобновляя прерванный разговор. - Да и к твоему знакомому не имею никакого отношения.
Известен всем и каждому этот заплесневелый штамп реальной жизни и всех ее производных - литературы, фильмов, да и просто ни во что не воплощенных фантазий: стоит произойти чему-нибудь необычному, и перед главным персонажем встает уже много веков как скучный выбор - либо засомневаться в собственном рассудке, объявить себя сумасшедшим и отрешиться от нахлынувших видений, либо принять все как бандитскую реальность. Но есть ли толк вопрошать у видения, как оно пробралось в твою драгоценную обитель? Это не раз и не два вызывало у меня недоумение. Уверена, что не только у меня.
Так или иначе, я не подумала ни о том, ни о другом. Это удел двух других жителей этого мира - Негодяя и Благодетеля. А я покореженная проволока, и потому мне просто стало страшно. Без единой мысли о том, что и почему происходит, как в мою квартиру пробрался этот незнакомый подросток, и откуда он знает о Вопле.
Но эти вопросы, похоже, волновали прежде всего незваного гостя. Его явно не устраивало, что я, хоть и думаю о них какой-то частью своего разума, ими, в сущности, не задаюсь. Вопросы есть, но ответы не требуются. Как-то так.
Через минуту лицо парня стало выражать нетерпение. Несмотря на то, что он появился словно бы из ниоткуда (ведь скрежета в замочной скважине и скрипа дверей я не слышала), ужас наводила только неестественность его присутствия, а не он сам. Была в нем некоторая капризность, придающая ему вид озорного ребенка, и это немало успокаивало. Во всяком случае, до той поры, пока я не заметила, что его удивительные глаза красного цвета более чем серьезны, даже угрожающи: будто он что-то задумал, и ему не терпелось претворить задуманное в жизнь. Капризность вкупе со всем этим служила не самой лучшей приправой для успокоения, и мой интерес быстро прошел, вновь сменившись страхом. Но я держала себя в руках.
- Очень хорошо, - сказала я ничего не выражающим голосом. - Кто ты?
Ответ на этот вопрос замечательно дает представление о собеседнике. Если он с некоторым недоумением назовет свое имя - значит, он и сам не знает, как себя характеризовать, и считает вопрос в целом глупым: что он еще такое, собственно, кроме вот этого своего имени? Если незнакомец с сарказмом заявит, что является человеком или неким иным существом - перед тобой глубоко мыслящий субъект, у которого хватает ума не выкладывать свою жизненную философию перед первым встречным, а просто опустить его за слишком простецкую и в принципе неуместную постановку такого важного вопроса. Ну а случись так, что человек в ответ растерянно и грустно пробормочет 'не знаю' (как сделала бы я в этом случае), то он просто проволока - ни то ни се. Со временем определится.
- Я? - с некоторым удивлением и даже возмущением выпалил незваный гость. - Ну, если ты так хочешь знать, я - Мефистофель.
Все ясно, подумала я, передо мной представитель первого типа - Негодяй и Эгоист.
- То есть дьявол? Демон? - уточнила я не без иронии.
- Чего? - наморщил лоб Мефистофель.
- Ничего. Забудь, - сказала я. - Но спросить все равно следовало.
Парень, явно неискушенный ни в мистике, ни в литературе, только недоуменно пожал плечами. Потом, после короткого раздумья, полюбопытствовал:
- А если бы я сказал 'да'?
- Ну сказал бы и сказал. Было бы забавно. Демон, и вдруг Мефистофель.
Сразу стало ясно, что он не понял, что я имею в виду. Но он и не пытался выказать обратного - только неопределенно хмыкнул. Я снова окинула его пристальным взглядом.
Да уж, несмотря на красные глаза и темное облачение, на демона он был мало похож. Недлинные черные волосы спереди падали на лоб, а сзади забавно топорщились. В лице, как я уже упоминала, смешались капризность, снисходительная усмешка и жуткое самодовольство. А вот одежда была в высшей степени странная, во всяком случае, верхняя ее часть. Надо бы сказать, что на Мефистофеле была черная майка без рукавов, украшенная двумя поперечными серыми полосами, да только один рукав все-таки был, причем такой длинный, что из-под него выглядывали лишь кончики пальцев. В остальном все было вполне обыденно - черные штаны да довольно высокие сапоги с ремешками. В общем, придраться как к явлению темному к такому созданию хоть и можно, но сложно.
- Можно я пойду спать? - спросила я.
- Почему нет? - развел руками Мефистофель. - Приятных сновидений.
Я кивнула и направилась обратно в комнату. Прежде несущееся галопом сердце билось теперь в самом замедленном темпе. В голове было пусто. Сознание лелеяло надежду, что удастся глубоко уснуть, а, проснувшись, обнаружить все на своих местах... Хотя, если подумать, разве нарушился известный порядок?
Внезапно остановившись, я обернулась. Мефистофель по-прежнему сидел на стуле, не меняя деловитой позы.
- Да-а? - насмешливо протянул он - должно быть, ему было прекрасно известно, что я остановлюсь и обернусь.
- Что нужно Муфлону?
Вопрос сорвался с моих губ еще до того, как разум решил, позволять ему это или все же не стоит. Я редко говорила о таких вещах вслух, подозревая, что они прозвучат полным абсурдом. Что ж, ожидания оправдались в полной мере.
Но Мефистофель невозмутимо ответил:
- Кто знает? Тебе лучше спросить у него.
- Где же я его возьму? - удивилась я.
- А ты подумай об этом с точки зрения Муфлона, - посоветовал Мефистофель. - Стал бы он переться в такую даль из-за ничегонеделанья? Вряд ли.
- Но чтобы спросить, его надо как минимум найти, - рассудила я.
- Или ждать его прихода, - подсказал Мефистофель. - Но ведь он может и не повториться? Кажется, ему здесь совсем не понравилось.
Я вспомнила Вопль, и меня пробрала дрожь. От одного воспоминания кровь стыла в жилах. Ведь случилось то, чего я так долго ждала в темноте и тишине, боясь и прячась под одеялом от неизбежно приходящих мыслей об этом страшном звуке.
Губы Мефистофеля растянулись в издевательской улыбке. Меня тут же охватило несильное, но все же раздражение, и я, заняв оборонительную позицию, решила воспользоваться приемами Негодяев и Эгоистов. Почему бы и нет? Легко ли не выйти из себя, когда в собственной кухне ведешь разговор о подобных вещах, да еще с незнакомым, неизвестно откуда взявшимся подростком?
- Если подумать, кто этот Муфлон вообще такой? - призвала я на помощь логику и холодный рассудок.
- Если подумать, Муфлон, - ехидно проговорил Мефистофель.
И ведь не поспоришь, с досадой подумала я. Что ж, не стоило пытаться использовать способности, которых у меня нет.
- Как же его, в таком случае, найти? - спросила я.
- Ну, если ты не увидишь его здесь, надо поискать в другом месте? - предположил Мефистофель с видом крепко задумавшегося философа.
- Наверное. А где? Я его и увидела-то впервые после того, как в поезде...
- Вот там и поищи, - сказал Мефистофель.
- В поезде? - изумилась я.
- Почему нет? - Мефистофель, казалось, тоже немного удивился. - Вроде бы логично поискать именно там, где вы уже виделись.
- Вот только зачем мне его искать и о чем-то спрашивать.
- Зачем-то надо, - ответил Мефистофель. - Ты ведь пока и дня прожить не можешь без того, чтобы не задуматься о какой-нибудь глупости.
На этом наш разговор закончился. Мне смутно помнилось, как я добрела до кровати, забралась под одеяло и, прислушиваясь к уханью Сов, постепенно провалилась в тяжелый сон. Когда я через час снова проснулась, Мефистофеля, конечно, уже и след простыл.
Я не стала строить догадки о том, был ли его визит сном, плодом воображения или реальностью - времени на это уже не оставалось. Но, выходя из дома, я всерьез задумалась о том, не послать ли к чертям свою мало-мальски налаженную жизнь...
Мне вдруг очень захотелось взять билет на поезд.
Глава II: Необычный способ рассказа, Пустошь и поиски Вороны
- Вот и все, - завершила я свой рассказ. - С тех пор меня больше никто не наставит на путь истинный. Никто не поможет.
Мефистофель, как обычно, сидел на огромном каменном валуне и помахивал ногами, словно бы слушал некую презабавную историю. Его импровизированный трон чуть ли не в два раза превышал мой - я уже заметила, что этому негодяю нравится возвышаться над людьми во всех смыслах этого слова.
- Ну-у, - протянул Мефистофель. - Если тебе так нужен наставник, то я к твоим услугам, - его губы скривились в коварной ухмылке. - Однако! - он поднял вверх указательный палец. - Должен предупредить, что последствия моего наставления могут быть самыми плачевными. Например, ты будешь возвышаться над своими страхами подобно тому, как я сейчас возвышаюсь над тобой. Но поскольку лично мне плевать, что думают остальные, я не побоюсь пригрозить неугодным Воплем. Мне сойдет с рук, а ты до конца дней своих окажешься в правильном месте. Где лечат душевнобольных.
- Как же ты пригрозишь кому-нибудь Воплем? - удивилась я. - Муфлон не станет кричать только потому, что ты потребуешь.
- Я не потребую, - назидательно проговорил Мефистофель. - Я поклонюсь ему, выскажу все слова почтения, которые только смогу придумать, и он просто не сможет мне отказать.
- Ты отвратительный лжец.
- Может быть. Зато у меня проблем нет.
Я отвела взгляд от Мефистофеля и посмотрела на бескрайнюю пустыню. Здесь всегда было пусто и оттого спокойно. Но нельзя сказать, что это доставляло удовольствие, некую сокровенную минуту вечной тишины - нет, это была апатия в чистом виде, сильная настолько, что ее даже нельзя назвать болезненной. Здесь я почти ничего не боялась. Даже воспоминаний о Муфлоне.
После того, как меня угораздило увидеть сон о Вопле и встретить на собственной кухне Мефистофеля, в моей жизни кое-что изменилось. Нельзя сказать, что перемены эти были из ряда вон выходящими, но довольно странными - теперь я частенько оказывалась в самой настоящей пустыне, однообразный пейзаж которой разбавляли разве что солидных размеров камни, где юный Мефистофель, сияя коварной улыбкой, оказывал мне услуги психотерапевта. Он выслушивал мои невеселые, сбивчивые, но жутко медленные истории из повседневной жизни, сводящиеся в основном к душевным мукам и неопределенности, и давал советы. В большинстве случаев бесполезные. Он старался убедить меня в том, что лучший способ разобраться с проблемами - это стать таким же, как он, то есть Негодяем и Эгоистом. Но пока мне этого решительно не хотелось.
Следует уточнить, что эти встречи не были снами. Ну или снами в полном смысле этого слова. Я мало задумывалась об их природе и вообще о Мефистофеле. Все равно толку от него в реальной жизни было ноль. А вот в нереальной - совсем другое дело. Он с удовольствием рассказывал мне о Муфлоне, Совах и вообще обо всем, что напоминало галлюцинации. Может, Мефистофель был одной из них. Не могу сказать точно, потому что для навязчивого видения он обладал очень широким кругозором.
Впервые я ощутила себя среди пустынного пространства с несколькими каменными глыбами на следующий день после визита Муфлона. Я возвращалась домой, уставшая и разбитая. На улице разразилась настоящая буря - ветер, завывая, беспощадно гнул деревья к земле и то и дело бил в лицо зарядами снега. Я брела сквозь стихию, думая почему-то только о том, как переживают такие ветра Совы, живущие на моем балконе. Наверное, заползают под какой-нибудь ящик, чтобы дуло не так сильно...
Когда я ввалилась в квартиру, сил у меня ни на что не осталось. Я уютно устроилась в кресле и сама не заметила, как провалилась в дремоту. Уставшее сознание тревожили странные, смутные мысли. Совы... Поезд... Муфлон... Вопль.
Стоило мне о нем подумать, как в уши дикими, раздирающими, несуществующими нотами начала вливаться оглушительная тишина. Предвестник Вопля. Я изо всех сил пыталась проснуться и хоть чем-нибудь разрушить давящую тишь, но тщетно. Где-то вдалеке раздался... Нет, не Вопль, но его едва слышный отголосок. Создавалось впечатление, что Вопль все-таки был, но далеко-далеко, на другом конце света.
Потом я проснулась и вспомнила о том, что была в пустыне и говорила с Мефистофелем. Это будто происходило на самом деле, а будто и нет - определенно, в какой-то степени это было, но выпало из памяти. Как во сне. Сновидение идет своим чередом, наутро исчезает, а к полудню снова предстает во всех красках, и ты с изумлением понимаешь, что это все действительно было.
Я встала с кресла и пошла на кухню, пытаясь припомнить, о чем был разговор. Не вышло. Но стоило мне переступить порог, как я увидела сидящего на стуле Мефистофеля.
- Привет, - сказала я.
- Привет, - отвечал Мефистофель с обычной своей ухмылкой. - Почему так удивленно?
- Потому что на моей кухне сидит совершенно незнакомый мне парень, - объяснила я мрачно, наливая в стакан воды из графина и стараясь не смотреть на не то плод воображения, не то вполне реального человека, который зачем-то пробирается ко мне в дом, а заодно и в душу лезет.
- Нехорошо, - поцокал языком Мефистофель. - Ты же сама меня позвала!
- Правда? Когда? - я хлебнула воды, но и после этого наваждение не исчезло.
- Она еще и не помнит! - воскликнул Мефистофель. - Ну что ж, так и быть, напомню. Слушай.
И тогда произошла очень странная вещь. Все куда-то поплыло. Я вроде как осталась стоять на месте, тело мое никуда не делось, но ощущение меня охватило такое, словно любой, посмотревший в мою сторону, ничего не увидит. Перед глазами теперь была не кухня, а пустынное место с камнями. На одном камне сидел, помахивая ногами, Мефистофель, на другом - я. В самом деле, я.
Несколько раз мне доводилось видеть во сне саму себя, да еще не в одном экземпляре, и это было очень страшно. Но здесь страх отсутствовал. Я как бы просто просматривала видеозапись. В роли комментатора выступал Мефистофель - не тот, что сидел на камне напротив 'меня', а, видимо, тот, который по-прежнему находился на моей кухне.
- Тут ты и заявилась, - говорил он. - Не мог же я тебя проигнорировать?
Я не нашлась, что ответить. Мои глаза были устремлены на пустыню, где сидели мы с Мефистофелем. Выглядела я несколько потеряно, впрочем, как и обычно. Видимо, я только что 'заявилась', как изволил выразиться Мефистофель, потому что он приветствовал меня шутливым поклоном и - к чему бы это? - фразой из одной из моих любимых песен:
- Добро пожаловать в этот проклятый мир!
А, может, это его издевательская манера разговора напомнила мне мелодию песни. Я, что сидела на камне, в ответ на это кисло улыбнулась.
- Спрашивай! - великодушно ободрил Мефистофель. - Раз уж ты здесь, - добавил он.
- Куда исчезла Механическая Ворона?
Вот, оказывается, что взбрело мне в голову. Что ж, какая-никакая логика здесь есть. Едва ли Мефистофель мог раскрыть мне тайны мироздания, зато, раз знал о Муфлоне, возможно, знал и о Вороне тоже. В конце концов, та и впрямь долгое время скакала по квартире, надоедая скрежетом металлических лапок и прячась всякий раз, когда мне хотелось посмотреть на это чудо природы (или чего-то иного), а потом пропала, словно воображаемый друг, надобность в котором исчезла.
- Спросила ты, - прокомментировал вдруг Мефистофель, появляясь передо мной и указывая рукой на застывшую сцену в пустыне. Выглядело это забавно - прямо учитель перед изображением проектора. - А я ответил...
Мефистофель, сидящий на камне, удивленно вскинул брови и сказал:
- Как это 'куда'?
- Раньше была. А сейчас ее нет. Где она сейчас?
- Давай-ка посмотрим, - Мефистофель с нарочито озадаченным видом приложил палец к подбородку. - Ворона пропала потому, что исчезла причина ее пребывания рядом с тобой. А куда деваются те, у кого больше нет причин оставаться где-либо?
- К новым причинам? - предположила я.
- Может да, а может и нет, - Мефистофель зевнул и потянулся, потом снова посмотрел вниз - то есть, на меня. - Если хочешь, можем поискать ее.
- Можем.
Пустыня, Мефистофель и я исчезли. Я тряхнула головой. Конечно, я была на кухне, и напротив меня стоял Мефистофель - в той же самой позе, в какой он комментировал происходящее.
- Занятно, - сказала я, имея в виду его наглядное пособие. - Значит, сейчас мы пойдем искать Ворону?
- Пока нет, - Мефистофель снова сел на стул, закинул ногу на ногу и сложил руки на груди. - Я что, по-твоему, всемогущий? Откуда я могу знать, где какая-то там Ворона?
- Зачем же ты тогда здесь? - удивилась я.
- А что, нельзя? - вдруг обиделся Мефистофель.
- Можно, - сказала я. - Просто ты явно не из тех, кто приходит под каким-нибудь предлогом, чтобы залезть в холодильник...
- В холо... что? Ах да. - Мефистофель покосился на белый ящик со смесью подозрения и недоверия. - То есть нет. На самом деле, я хотел уточнить. Как выглядит эта твоя Ворона?
Значит, подумала я, Мефистофель все-таки не часть моего больного воображения, раз не знает то, что знаю я. Хотя это, наверное, не показатель.
- Ну... Металлическая, - сказала я. - Как будто ее собрали из обломков. Глаза черные... Большие, угловатые. Без зрачков. Будто заплаты из чего-то черного. Везде заклепки, шурупчики. Лапки всегда скрипят.
- Так я и думал, - Мефистофель зевнул. - Ладно, пойду еще что-нибудь разузнаю.
После этого разговора Мефистофель стал не таким уж редким гостем на моей кухне. И я в Пустоши, как я стала называть это место, появлялась довольно часто, причем желания там оказываться у меня не было никакого. Но и ненависти к ней - тоже. Просто я частенько туда попадала, и все тут. По большому счету, у меня это никаких особых чувств не вызывало. Возможно, дело в самой Пустоши - Мефистофель сказал, что хотеть чего-то, находясь там, очень тяжело, но это не повод расстраиваться (расстроиться, кстати, тоже сложно, как выяснилось). Позже я поняла, что это очень даже хорошо. Можно говорить о самых разных вещах и ни о чем не волноваться, а потом уже, сидя в квартире и попивая кофе, все обдумывать и оценивать по МШАИС - Международной Шкале Абсурда и Странностей. Если, конечно, кто-нибудь не помешает. Например, тот же Мефистофель, периодически заглядывающий с очередным насмешливым комментарием, а потом скорбным голосом добавляющий, что Ворону пока не нашел.
Между прочим, примечательно, что после первого не очень памятного визита в Пустошь Механическая Ворона не выходила у меня из головы. Она стала олицетворять собой жизнь, оставленную позади, и которую мне отчаянно хотелось вернуть. Я часто думала о том, как было бы здорово снова услышать успокаивающий скрип ее лапок, и даже с надеждой прислушивалась, но отвечала мне лишь звенящая тишина или, в лучшем случае, уханье Сов.
- Слушай, - отвлеклась я от воспоминаний.
- Чего тебе? - Мефистофель глянул вниз.
- А почему ты все знаешь о Муфлоне, а о Вороне - почти ничего? Мне казалось, это одно и то же... Ну, я имею в виду...
- Одного и того же рода создания? Н-да, услышит тебя Муфлон - получишь Вопль целенаправленно в мозг. Дура.
Особой злости от оскорбления не возникло, но я все-таки слезла с камня, подняла с земли небольшой булыжник и с размаху запустила его в Мефистофеля. Он выругался и, уклонившись от тяжелого снаряда, чуть не упал со своего насеста.
- Объясняй давай, - спокойно проговорила я, снова усаживаясь на место.
- Совсем обнаглела! - никак не мог отойти от шока Мефистофель. - Первый и последний раз прощаю, поняла?
- Объясняй, - повторила я. - Покажи, что умнее меня, и прекрати задираться.
Мефистофель тут же закрыл рот и посерьезнел. Иногда он ничем не отличался от маленького ребенка.
- Так и быть. Муфлон - это Муфлон. У него свое почетное место в системе мироздания. А Ворона - существо незначительное. Иными словами, кому-то принадлежащее и непосредственно к работе Системы отношения не имеющее.
Значит, подумала я, Механическая Ворона это, должно быть, придуманное кем-то создание. Но тогда получается, что Муфлон никем не придуман и действительно существует во вполне реальном мире? В это было сложно поверить. Я, безусловно, верила в то, что он есть, но не здесь, а в неком параллельном мире, из которого приходят ночные кошмары и идеи для сюрреалистических шедевров. А если следовать выводу, что он ну совсем настоящий, то придется смириться с тем, что он спокойно ходит по улицам, ездит на автобусах или сидит в своей квартире, потягивая кофе и читая газету. Это сложно.
- Кому-то принадлежащее? - переспросила я, немного запутавшись в своих рассуждениях. - Мне?
- Ну, если бы тебе, она бы не исчезла, - вразумил меня Мефистофель. - То есть исчезла, но ты бы знала, куда. А ты не знаешь. Значит, не тебе.
- А кому тогда?
Мефистофель пожал плечами.
- Пытаюсь узнать. Первая и основная версия - вернулась к создателю. Кстати, если так, то вряд ли ты сможешь ее вернуть, - при этих словах он посмотрел на меня взглядом искренне сочувствующего поврежденному в уме человеку.
- Чего смотришь? - мне этот взгляд не понравился.
- Ну, захотеть вернуть вечно шебуршащую Механическую Ворону, которая шатается по твоей квартире, пока ты на нее не смотришь - это нужно уметь. Это, я бы сказал, слишком даже для тебя.
- Да я тогда просто так спросила. А теперь... Теперь мне интересно, кому она принадлежит и можно ли ее вернуть. Поможешь найти?
- Да ищу, ищу, - проворчал Мефистофель.
Интересно, почему он мне помогает? Я решила пока об этом не спрашивать. Меньше знаешь - лучше спишь, при бессоннице это особенно желательно. А вот кому принадлежит Ворона - это и впрямь интересно. О чем я и сообщила Мефистофелю.
- Сложный вопрос, - вяло проговорил он. - Она могла прицепиться к тебе по миллионам причин...
- Как же ты тогда узнаешь, кто это был?
- У меня свои методы, - Мефистофель надулся от важности.
Мы немного помолчали. Небо Пустоши почему-то ощутимо посерело, хотя ни о каких облаках и речи быть не могло. В этом месте никаких погодных изменений вообще никогда не бывало.
- Слушай, возвращайся-ка ты домой, - вдруг занервничал Мефистофель. - И мне пора. Пока! - он спрыгнул вниз с высоченного камня и был таков. Я удивленно посмотрела ему вслед, потом, недоуменно моргая, уставилась прямо перед собой. Как раз в этот момент налетел порыв ветра (значит, по крайней мере ветер здесь все-таки был) и поднял в воздух клубы песка и пыли.
Через минуту я открыла глаза и поняла, что нахожусь во все том же кресле, где привычно устроилась вечером. Это ли и есть мое 'вернуться домой'?
За окном выл ветер. С балкона доносилось уханье Сов. Все забываю спросить Мефистофеля, надо ли их кормить, - вяло подумала я, перебираясь, как все нормальные люди, в кровать. Где бы ни находилась Пустошь и находилась ли вообще, после невольных визитов туда я чувствовала себя так, словно решила с два десятка сложных уравнений по математике. Правда, одолеть такое количество я, наверное, и не способна. Интересно, а Муфлон знает математику? Ну вот, опять глупый вопрос. Мефистофель прав. Когда-нибудь я получу Воплем 'целенаправленно в мозг', как он выразился, и навсегда поселюсь в психиатрической больнице. Или сразу на кладбище, как повезет. Я ведь все еще толком не знала, какие последствия имеет Вопль полной силы, да и не хотела знать.
На этой тревожной мысли я уснула. Во сне меня преследовал силуэт Муфлона, виднеющийся в Пустоши за облаком песка и пыли. И хотя это был просто сон, в котором я не отдавала себе отчета, где я, кто я и что вообще вокруг происходит, по пробуждении мне стало немного страшно. Уж не Муфлон ли вчера напугал Мефистофеля? Жутковато. С другой стороны, тогда, чтобы его увидеть, мне не придется садиться в поезд и куда-то ехать. Вопрос в том, стоит ли нарываться...
В этот день заняться мне было абсолютно нечем. Помаявшись немного без дела, мне пришло в голову, что неплохо бы помочь Мефистофелю отыскать Ворону - все же это мне нужно, а не ему, и вряд ли у него пропасть свободного времени, чтобы этим заниматься. Не знаю, почему, но я была уверена в том, что у Мефистофеля есть дела поинтереснее, чем быть моей личной галлюцинацией. Между прочим, если это не так, то у меня дел меньше, чем у галлюцинации. Прискорбно. Но что поделаешь, я сама виновата в том, что моя жизнь практически замерла на одном месте.
Итак, решено - искать Ворону! Дело за малым: как это сделать? Вряд ли возможно что-нибудь разузнать, вбив в сайт-поисковик 'Механическая Ворона'.
Тем не менее, я уселась за компьютерный стол, включила музыку и задумалась. Мне всегда хорошо думалось под музыку. Слушая ее, удобно рассуждать обо всем происходящем как о мудреном сюжете, чтобы лишний раз не давать Мефистофелю повода пригрозить 'правильным местом'.
Ну, что тут у нас... Имеется персонаж, в квартире, где он живет, в какой-то момент появляется странное создание - Механическая Ворона, которая со стрекотом скачет тут и там, пока на нее не смотрят. Вскоре наваждение прекращается. Персонаж обеспокоен исчезновением и обращается за помощью к Специалисту. Специалист выслушивает пациента (другого слова не подобралось), изучает ситуацию и делает вывод, что Механическая Ворона - чье-то создание, но не персонажа, а кого-то другого. Кого? Это герою и предстоит выяснить, но как это сделать, он, то есть она, понятия не имеет.
Я зевнула и потянулась. Звучит увлекательно - во всяком случае, мне так казалось. Так кому может принадлежать странное создание? Первый вариант - персонажу, ведь Ворона долгое время находилась рядом с ним. Но нет, более осведомленный Специалист это отрицал. Значит, у Вороны должны были быть причины оставаться рядом с персонажем. Что-то в этом роде Мефистофель, то есть воображаемый 'Специалист', тоже говорил. Как же узнать о причинах? Можно представить себя этой Вороной. Появляется два варианта - или ее что-то привлекло, или... Возможно, она просто временно поселилась, так сказать, по знакомству. Это интересно. Может, Ворону создал тот, кто знаком со мной?
Я стала вспоминать всех своих друзей и знакомых. Почти все жили в других городах. Раньше я постоянно ездила туда-сюда, а теперь вот почему-то закрылась у себя и отказывалась высовывать нос, думая о Совах, боясь Муфлона, а теперь еще и беседуя с Мефистофелем. Мне было стыдно и мерзко, но что тут поделать? Во мне что-то сломалось, и это надо починить, прежде чем являть миру свое, в общем, никому не нужное существование. Может, поиски Вороны - это как раз шаг на пути к этому.
В памяти медленно проплывали уже смутно знакомые лица, и каждое из них я пыталась связать с Вороной. Кто способен на такое? Пара кандидатур нашлась, но как-то не верилось. Что же дальше? Позвонить и спросить о Вороне? Глупее не придумаешь.
- Привет, - раздался вдруг голос у меня за спиной.
Я чуть не умерла от ужаса, но, когда обернулась, передо мной с издевательской улыбочкой на устах стоял Мефистофель.
- Месть за камень, - пояснил он. - Чем занимаешься?
- Думаю, как найти Ворону, - буркнула я.
- Бесполезно! - ободрил Мефистофель - да-да, именно ободрил, иначе его тон расценить было невозможно. - Предоставь это мне. Что это у тебя играет? - прислушался он.
Я искоса глянула на название песни и сказала:
- 'Клетка'. А что?
Мефистофель просиял.
- Я знаю потрясающую историю о клетке! Хочешь, расскажу? - он шутливо поклонился, протянул мне руку и коварно ухмыльнулся. Не знаю, почему, но я послушно коснулась его ладони - видимо, инстинкт самосохранения в общении с Мефистофелем не действовал. А вообще-то, от человека с такой улыбкой лучше бы убежать и спрятаться.
Однако ничего страшного не произошло. Я осталась сидеть на стуле, но картина перед глазами сменилась. Это был начальный кадр рассказываемой истории: какое-то заброшенное здание, перед которым стоял Мефистофель. Указав на него рукой, он начал рассказывать.
Глава III: Клетка, Проволока, неоправданное доверие и заоконная философия
- Здесь происходят очень странные вещи. Правда, этого никто не замечает... Кроме, конечно, тех, кто вынужден бывать тут постоянно.
Из дома послышался громкий крик. Кое-где за зарешеченными окнами загорелись огни. Человек все кричал - так сильно, так отчаянно, что, казалось, его рвут на части.
- Вот так все и случается, - невозмутимо проговорил Мефистофель.
К крику присоединились голоса, более спокойные, но тоже громкие. Некоторые испуганные, другие полные ярости.
Раздались удары о металл. Крики стихли.
- Пойдем посмотрим, - предложил Мефистофель.
Мы, разумеется, никуда не пошли, но он обернулся, дверь здания распахнулась, и я увидела тусклый, обшарпанный коридор. Освещение было настолько плохое, что я не сразу заметила, что там, испуганно вжавшись в стену, кто-то стоял.
- Это Тони, - указал на человека Мефистофель. - Славный малый.
- Ты уверен? - осторожно поинтересовалась я.
Мне удалось разглядеть лицо человека. Выглядел он как порядком перепуганный психопат, только что сбежавший из соответствующего заведения.
- Конечно, - пожал плечами Мефистофель. - На его счету, правда, не одно убийство, но менее славным это его не делает.
Я хотела возразить, но не успела. В конце тусклого коридора отворились белые двери, похожие на больничные, из них высыпали люди. Компания была на редкость странной, словно кто-то выдрал с разных концов города первых попавшихся людей - женщины в некогда белых лабораторных халатах, рослые мужчины в серой форме, смахивающие на охранников, один молодой человек в костюме и при кейсе и два подростка. Глаза их были странными, совсем пустыми. Ребята наверняка врезались бы в ближайшую стену, если бы их не вели за плечи - одного опекала женщина, другого мужчина. Именно он, поравнявшись с вжавшимся в стенку парнем, рявкнул:
- Какого черта ты здесь делаешь?!
Мне подумалось, что бедняга и впрямь забрался сюда тайком, и отсюда этот ужас, написанный на его лице. Но нет.
- Я... Я... - залепетал он. - Мне стало плохо.
Мужчины в серой форме рассмеялись. Женщины завели подростков, никак не отреагировавших на эту маленькую сценку, в другую дверь. Как только они скрылись, один из мужчин схватил Тони за плечо и толкнул в сторону помещения, откуда они вышли минутой назад.
- Слабак, - сказал он. - Иди давай, работай.
- А там... Там уже все?
- Конечно, все! Иначе зачем бы ты там сдался?
Они снова рассмеялись, прихватили с собой молодого человека с кейсом и неспешно вышли на улицу.
- Что это за место? - спросила я.
Мне было очень не по себе. Примерно то же я чувствовала во время просмотра одного фильма, где показывали психиатрическую больницу с ужасающего вида оборудованием для 'непослушных' больных.
Молодой человек по имени Тони тем временем скрылся за дверьми.
- Пойдем, посмотрим, - проговорил Мефистофель со сладенькой улыбочкой.
Он опять с поклоном протянул мне руку, словно приглашал на танец.
- То есть как? Куда?
Но Мефистофель продолжал смотреть на меня, и я безвольно коснулась его ладони. В следующий момент я пожалела, что сделала это: мы стояли в том самом коридоре, который мгновением назад был всего лишь иллюзорной картинкой перед глазами.
- Что... - выдохнула я. - Эй!
Мефистофель прижал палец к губам и указал на приоткрытую дверь, за которой немногим ранее скрылись женщины с подростками.
Вдруг из щели выпросталась и схватилась за косяк поразительно бледная рука, вся в ссадинах, синяках, уколах и еще каких-то следах. От неожиданности я отпрянула.
В коридор шагнул мальчик лет тринадцати. Я попятилась и, врезавшись в стену, вжалась в нее - наверное, точь-в-точь как бедняга Тони. Меня прошиб холодный пот. Глаза мальчика были подернуты мутной белесой пеленой; зрачки едва виднелись, правый нелепо сполз куда-то в сторону.
Умом я понимала, что подросток просто слеп, но его вид внушил мне дикий ужас. Он напоминал ходячего мертвеца. С почти белой кожей, весь в кровоподтеках, он держался за дверной косяк, как за единственную надежду на спасение, и беззвучно шевелил губами.
Послышались торопливые шаги. Мефистофель схватил меня за руку и оттащил подальше - как раз вовремя, чтобы вышедшая женщина не заметила нас. Она взяла мальчика за плечо и не слишком мягко втолкнула его обратно в комнату. Дверь захлопнулась. Послышался лязг задвигающегося засова.
- Немедленно верни меня домой! - прошептала я.
- Ты дома, - хмыкнул Мефистофель и, видимо, заметив, как расширились мои глаза, терпеливо объяснил: - Я просто рассказываю тебе историю. Ничего не случится. Как будто тебе снится сон, понимаешь?
- Но ведь нас могут заметить?
- А во сне тебя что, никто не замечает? Пошли.
Мне ничего не оставалось, кроме как пойти за ним. Сердце билось где-то в горле. Мне совсем не нравилось это жуткое место.
Мефистофель приблизился к белым дверям, приоткрыл их, заглянул внутрь. Довольно улыбнулся и поманил меня за собой.
Я вошла туда вместе с ним. Мефистофель сразу же тихонько прикрыл двери, словно нас и впрямь могли обнаружить. Но как только мы отгородились от коридора, он, заложив руки за голову, прогулочным шагом прошел вперед, будто бы был у себя дома.
- Смотри, - сказал он. - Клетка!
Он устремился к грязно-серому полотну, заслоняющему собой добрую часть стены, и скинул его на пол. Под ним действительно оказалась большая клетка. Мефистофель присел перед ней, обхватив колени руками.
Я огляделась. Помещение было огромных размеров и напоминало складское. В его глубине высились стеллажи с множеством склянок, деревянные и металлические ящики, какие-то баллоны, несколько больничных коек, сдвинутых к стене, там же - две-три пустые клетки. Сразу становилось ясно, что место, чем бы здесь ни занимались, не было заброшенным, но при всем при этом вид у него был неприбранный, небрежный.
Я перевела взгляд на Мефистофеля. Он поднял с пола какой-то металлический прутик, просунул сквозь решетку и сказал:
- О, живой. Впрочем, он так просто не умрет, конечно. Главные герои никогда так просто не умирают. Хотя, если подумать... - он призадумался. - Я вызвался рассказать историю о клетке, значит, главный герой - клетка.
- 'Клетка' - женского рода, - съязвила я.
- Значит, это главная героиня, а главный герой - он. Видишь, все просто! - Мефистофель снова тыкнул во что-то металлическим прутом. В клетке появилось движение.
За дверьми раздались голоса. Я неуверенно подошла к Мефистофелю - с ним все же спокойнее. Он привел меня сюда, значит, знал, как в случае чего отсюда выбраться.
Я присела рядом и тут же в ужасе отшатнулась. В клетке, скорчившись, лежал человек! Совсем еще юноша, ему было не больше шестнадцати. Он был страшно худ и измучен. На голове, руках, да и, казалось, повсюду - окровавленные, но неумелые и грязные повязки из располосованного серого полотна. Наверное, заключенный накладывал их сам.
Мефистофель снова просунул внутрь клетки металлический прут. Я ударила его по руке.
- Прекрати!
Он проворчал было что-то невразумительное, но прервал себя на полуслове и прислушался. До нас донесся металлический лязг. Запахло спиртом.
- Сюда! - Мефистофель бесцеремонно толкнул меня под полотно, которое, упав на пол, образовало причудливую пещерку с массой изгибов.
Мы затаились там. Я ничего не понимала и поначалу была ни жива ни мертва от страха. Но потом ужас немного отступил. Может, оттого, что пока ничего особенно страшного не происходило, а, возможно, и потому, что я постепенно свыкалась с мыслью - это всего лишь история. Если же нет, и я не нахожусь сейчас у себя дома, то меня пора списывать со счетов: такое приключение случайной галлюцинацией уже не назовешь.
Из глубины помещения показался давешний парень - Тони. Выглядел он еще хуже, чем в коридоре. Его явно мутило. Создавалось впечатление, что, пытаясь избавиться от стресса, он принял внутрь спирта, при помощи которого на ходу протирал скальпель.
Тони присел перед клеткой точно так же, как минуту назад мы с Мефистофелем. С несколько затравленным видом заглянул внутрь. Потом просунул руку между прутьев решетки и легонько потряс заключенного за плечо.
- Ты опять его скинул? - громко спросил он - не зло, просто громко, как говорят, пытаясь достучаться до крепко спящего человека. - Ты же знаешь, нельзя.
Тони взялся за полотно, под которым мы укрывались, и тут у меня внутри снова все похолодело. Но заключенный что-то пробормотал, и парень с обреченным видом убрал руку.
- Ладно, - сказал он. - Скажу, что не заметил, хотя вряд ли они поверят.
Тони встал, собираясь уйти. Его остановил вопрос заключенного:
- Когда меня убьют?
- Ну-у... - Тони явно растерялся. - Тебя не собираются убивать. Они не хотят, чтобы ты умирал.