Климычев Борис Николаевич : другие произведения.

Умирают Ли Легенды?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сносят памятники архитектуры, сначала сняв памятные доски, разрушают историческую память


   ЛЕГЕНДЫ НЕ УМИРАЮТ, ЗРЯ ИХ ПЫТАЮТСЯ УМЕРТВИТЬ
  
   По поводу статьи Татьяны Весниной "Как умирают легенды" - в газете "Томский Вестник" за четверг 28 июня 2005 г.
  
   Сообщение о том, что мы принимали за комендантский дом постройки 18-го века совсем другой дом - весьма сомнительное. Ну, нашли просьбу девицы Ефремовой о строительстве дома, что это доказывает? Нумерация тогда была другая, и дом Ефремовых стоял напротив бывшего дома Девильнева, т.е. на другой стороне улицы.
   Нашли в стенах дома Девильнева кирипчи более позднего времени, и что? После смерти коменданта Девильнева, домом владела городская Дума, затем он перешел в собственность купца Гадалова, потом здание было национализировано советской властью. Каждый собственник, судя по всему, ремонтировал, перестраивал этот дом, и не раз.
   В статье Татьяны Весниной "Как умирают легенды" упоминается, что второй этаж дома, сделанный из бруса, некогда был декорирован "под кирпич". Да, был. А еще раньше верхний этаж был выполнен не из бруса, а из вековых бревен чудовищной толщины. (Старые томичи помнят это). Бревна подгнили, вот и заменили их брусом, тем более что этот современный материал сделал верхний этаж более просторным. Но я помню, что тогда томичи возмущались изменением исторического облика дома.
   Таким же путем, при перестройках и реставрациях, вероятно, появились в стенах дома новые кирпичи.
   В ансамбль комендантской усадьбы входило и здание кордегардии, находившееся напротив Воскресенской церкви. По воспоминаниям современников в кордегардии располагалась офицерская гауптвахта, и по праздникам добрый комендант шел через свой двор с корзиной горячих пирогов в руке, чтобы угостить своих пленников.
   Гостившие у Девильнева официальные лица и путешественники оставили описания комендантского дома и усадьбы. Судя по этим описаниям, дом Девильнева как раз там и находился, куда к нему гиды водили экскурсантов, хотя и неоднократно перестроенный, но в целом сохранивший свой прежний облик. Потом охранную мемориальную доску с него сняли, дескать, не было тут комендантского дома, не было никакого Радищева. И превратили этот дом в руины.
   Кордегардию сломали, хотя вполне можно было и её отреставрировать, чтобы сохранить старинный облик центра города. Осталась пока одна стена, где можно видеть старинную кладку.
   Очевидно, есть у некоторых господ страстное желание посягнуть на святая святых - исторический центр города. Очистить ровную площадку на Воскресенской горе и понастроить там чего душа пожелает: банков, супермаркетов и.т. п. А все эти разговоры, что кирпич не тот, и дом не тот, идут только от желания построить в выгодном месте, в центре города, прибыльное здание.
   Аргументы могут быть любыми, когда требуется память превратить в беспамятство. Стоит снять с дома мемориальную доску, и все! Можно строить дворец новомосковского стиля. Размещать там магазины или офисы. Так вот в свое время сняли мемориальную доску с дома, где жил великий заступник народа, просветитель и борец за лучшую жизнь для людей писатель Николай Наумов. Сперва доска исчезла, а затем и сам дом. Теперь там стоит новобоярское многоэтажное произведение. И знаете, все эти белого металла колпаки на крышах, напоминают колпаки клоунов. Никакого эстетического комфорта, не говоря уж о восторге.
   Реставрировали старинное томское здание "Магистрат" и вроде удалось скопировать наружный внешний вид. Но для чего пристегнуто к зданию бывшего магистрата нечто узкое, высокое аэродромно-стеклянное? Зачем поставлена эта халабуда, дикого стиля, своим видом напрочь убивающая ансамбль исторических зданий? Спрашивается: у наших архитекторов совершенно никакого вкуса нет? Думаю все же: чему-то их учили. Вкус прививали. Просто кому-то была нужна такая пристройка, а на такую-сякую историю - плевать с высокого дерева.
   Долгие годы не могли отреставрировать дом, где жил писатель Вячеслав Шишков. Видно, тоже сломать собирались? Горы бумаги было исписано, много высочайших порогов обито. Тоже могли бы доказать, что дом не тот, и никакого Шишкова в нем никогда не было. По счастью дом этот расположен в стороне от центра. Может, этого его и спасло? Реставрация, кажется, идет к концу. Слава тебе, Господи!
   Дом, где несколько лет жил и работал Потанин, сломали и строят теперь гостиницу. Конечно, отель в центре города - вещь полезная, это понятно. Но хоть доску мемориальную у входа в гостиницу повесьте, почтите великого старца: так, мол, и так на этом месте прежде стоял дом в котором жил и работал...
   Томск всегда был городом очень своеобразным. Но в последние годы его лепят под единый шаблон, причем довольно пошлый. Способствуют разрушению домов-памятников еще и чиновничья волокита и неразбериха. Снимут с дома крышу, оставят его в зиму, к весне полдома уже, словно кот слизнул, а потом и говорят: "А что его теперь реставрировать?"
   Хорошо бы иметь такой закон, по которому архитекторами, чиновниками, депутатами и журналистами в Томске могли бы быть только коренные томичи! Может, это было бы немножко сурово, но очень полезно для города.
   Такие люди, как Георгий Батеньков, Александр Радищев, старец Федор Кузьмич, Томас Девильнев, Вячеслав Шишков, Григорий Потанин, Николай Ядринцев, Василий Берви-Флеровский, Николай Наумов - это же гордость Томска, гордость всей Сибири и всей России. Нынче подобных подвижников что-то не наблюдается. И чтобы совсем не забыть, что такое благородство, надо бы нам беречь, реставрировать памятные дома, отмечать заветные места памятниками, мемориальными досками. Но мы все выискиваем поводы, как бы уничтожить еще один памятный дом!
   И в писаниях наших журналистов стали уже почти дежурными насмешки над местными легендами. Это подтрунивание есть и в статье Татьяны Весниной. А почти за каждой легендой стоят реальные героические события, и реальные героические люди. Наши легенды - это история нашего народа пусть и мифологизированная. Это наше великое достояние. К этому надо относиться с должным уважением. Я, к примеру, очарован памятником Чехову работы Леонтия Усова. Маленький эпизод из жизни Томска: великий писатель переночевал в местной гостинице, пообедал в ресторане "Славянский базар" и отбыл дальше. Но сколько людей приходят к памятнику. Монумент специально как бы приземлен, чтобы быть близким каждому томичу и гостю города. Я сам к нему хожу часто, подержишься за ручку зонта, словно к истории города прикоснешься. Ручка зонта блестит, и нос у памятника блестит: студенты перед экзаменами приходят подержаться за этот нос на счастье. Барды стали устраивать здесь свои состязания, поэты приходят читать стихи. Думаю, скоро мы увидим и памятник поэту Николаю Клюеву, который изваяет Леонтий Усов. Верю, что это будет прекрасно.
   А какие есть возможности еще больше романтизировать наш город! Можно ведь памятники литературным героям делать. Где памятники героям романов Обручева, и сказочника Волкова? Почему не встать на томских площадях, в томских скверах героям "Плутонии" и "Земли Санникова", а как бы хорошо смотрелась девочка Элли в сопровождении Страшилы и Железного дровосека где-нибудь в буф саду. В четыре века Томска вписалось много по настоящему великих и выдающихся людей, это и казаки, воеводы защищавшие город, это монахи, создававшие летописи, священники. Многие известны персонально. Скажем, отреставрировать дом Девильнева и рядом поставить скульптурную группу: Девильнев и Радищев, запускающие воздушный шар. А разве не заслуживает памятника дьяк Савва Есипов, создававший "Сибирскую летопись" и участвовший в обороне Томска? Нет достойного памятника Гавриле Батенькову. Несомненно, томичи гордились бы памятником великому Эдисону Денисову. Список можно было продолжать и продолжать...
   Ломать, конечно, не строить. Ломать - легче. Общеизвестная истина. Хранить надо все, что в прошлом было создано томичами, нашими предками. В Европе обыкновенные частные жилые деревянные дома стоят по пять веков и больше. А у нас и каменные дома сносят, если это сулит какие-то барыши. Но не все же о деньгах страдать, надо и о душе подумать.
  
   Б.Климычев.
   1
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"