Климова Юлия Александровна : другие произведения.

Азы стихосложения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Без использования терминологии объясняются самые простые правила для начинающих поэтов.




Эта статья появилась лишь
благодаря моему учителю, объяснившему азы стихосложения
простым, доступным языком.



Важно! Сразу оговорюсь: все эти правила в поэзии нарушаются, мало того, для некоторых видов стихосложения они вообще неприемлемы, но... "Что позволено Юпитеру - не позволено быку". Когда Ваши стихи перерастут уровень "новичок" - тогда и будете нарушать. Со знанием дела!

Примеры буду брать из лежащего на столе томика стихотворений Блока.

  1. Количество слогов в рифмующихся строках должно быть одинаковым.
    Да, поначалу просто считаем, со временем привыкнем чувствовать.

    Летун отпущен на свободу. (9)
    Качнув две лопасти свои, (8)
    Как чудище морское в воду, (9)
    Скользнул в воздушные струи. (8)
    "Авиатор"

    Прим: предлоги без гласных (в, с, к) за отдельный слог не считаются, зато даже одна гласная без согласной в конце слова может изменить всю картину:
    Весной - слово из двух слогов (вес-ной)
    Весною - слово из трёх слогов (вес-но-ю)

  2. Я не буду загружать вас теорией про метры, стопы и размеры, если будет интересно, это есть в любом учебнике стихосложения, по-простому правило для новичков звучит так: ударные слоги должны чередоваться с безударными, и совпадать в рифмующихся строках.

    В кабаках, в переулках, в извивах
    - - / - - / - - / -
    В электрическом сне наяву
    - - / - - / - - /
    Я искал бесконечно красивых
    - - / - - / - - / -
    И бессмертно влюблённых в молву.
    - - / - - / - - /

    Безударные слоги обозначены знаком "тире", ударные - косой чертой (слэшем). В некоторых словах ударными могут быть и два слога (интонационно вы это почувствуете) или не быть не одного (слова как бы "проглатываются"). Теперь, при желании, вы разберётесь со всеми этими ямбами и хореями!

  3. Глагольные рифмы, рифмы с однокоренными словами следует использовать очень осторожно и осмысленно. Их, как, впрочем, и просто банальных рифм (коза-гроза, глаз-алмаз) лучше избегать, хоть это и очень трудно, они-то как раз первыми и лезут на ум.
    Вот и всё для начала.

    Упражнение напоследок: тренируйтесь писать быстро, экспромтом, слышать ударения и количество слогов, это приходит со временем, не ждите Музу, учитесь на "отходах". Берите простое четверостишье и трансформируйте его на все лады!

    Пример:
    Город спит, окутан мглою,
    Чуть мерцают фонари...
    Там, далёко за Невою
    Вижу отблески зари.

    Определяем схему:
    / - / - / - / -
    / - / - / - /
    / - / - / - / -
    / - / - / - /

    И начинаем тренироваться: пишем всякую отсебятину, соблюдая размер и рифму:
    Я пойду, мосты минуя
    Эти отблески ловя
    Вспоминая поцелуи
    И напевы соловья.
    И т.д.

    (Пусть экспромты не претендуют на художественность, но чувствовать размер и ритм вы научитесь, заодно и с рифмами поднатореете)
    Удач!


(C)К.Ю. 2011


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"