- Не знаю. Не читал, - уже в дверях крикнул Вовка, поймал книжку на лету и вышел за дверь. В классе уже никого не было, звонкие голоса одноклассников раздавались в гулком коридоре школы, на полу лежал чей-то двойной тетрадный листок. Сережка поднял его, лист был измятый и пожелтевший. "Старый какой. Наверно из книги Вовкиной выпал", - подумал Сережка. Сверху, заглавными буквами было написано: "ИНСТРУКЦИЯ или что делать, чтобы мама не ругалась". "Интересненько, - подумал Сережка, уселся удобнее за парту и стал читать дальше: "Ответы на самые сложные вопросы жизни. Данное руководство составлено на основе опроса учеников 3 "Б" класса". Почерк был довольно корявый, буквы прыгали в разные стороны, но сам Сережка писал также, поэтому без труда прочитал первый пункт инструкции:
"Что нужно делать, чтобы тебе купили собаку".
"Во! Это очень актуально!" - подумал Сережка и продолжил чтение: "В течение целого месяца нужно убираться в своей комнате, получать только четверки и пятерки, не опаздывать на уроки, не обижать младшую сестру (или брата), если они есть". Дальше другим, но не менее корявым почерком было дописано: "При неисполнении 2 и 3 пункта можно рассчитывать только на хомячка".
- Ну нет, хомячок у меня уже есть, - вырвалось у Сережки.
- Какой хомячок? Ты сам хомячок! - послышался в дверях девчачий смех и удаляющийся топот быстрых ног.
"Противная Маринка!" - подумал Сережка. Раньше у него были ровные и спокойные отношения со всеми девчонками класса, но в этом году все кардинально изменилось. Маринка, первая ученица класса, стала над ним постоянно подшучивать - то записку на спину прилепит, то портфель спрячет, а недавно она накрошила мела и всего его обсыпала так, что Сережка стал похож на приведение. Татьяна Анатольевна не поверила, что отличница на такое способна, выставила Сережку за дверь и замечание в дневнике написала. Сережка боролся с Маринкой как мог - бил по спине портфелем, дергал за толстую косу, однажды даже все ее учебники и тетрадки спрятал в мужской раздевалке спортзала, но их все равно почему-то прозвали женихом и невестой.
Сережка быстро собрал свои вещи и выбежал во двор, но Маринки уже и след простыл.
А на улице был май. Май - самый трудный месяц для всех учителей, кроме физкультурника, конечно. В классе весна еще не так сильно чувствовалась, а во дворе она дышала полной грудью и опьяняла так, что даже девчонкам учиться не хотелось, а про мальчишек и говорить не чего.
Домой Сережка шел с большой неохотой. Он еле брел по дорожке и часто вздыхал. Портфель сильно оттягивал плечи, ноги заплетались и не хотели идти, мешок со сменкой то и дело цеплялся за кусты. Где-то там, в портфеле, на страницах его школьного дневника, таилась причина Сережкиной грусти, записанная четким учительским почерком.
Подойдя к подъезду, Сережка достал листок с инструкцией и развернул его. Следующие два пункта гласили:
"Лист с двойкой в дневнике выдирать запрещено!!! Мама все равно увидит. Признаваться только после обнаружения". Слово "после" было подчеркнуто и другим почерком было дописано: "Плакать можно".
"Маленькую сестру (или брата) бить запрещено!!! Попробовать хитрить".
После обеда Сережка сидел в своей комнате и делал вид, что читает книжку. На самом деле он думал о Маринке. Нужно было придумать что-нибудь такое, чтобы она навсегда отстала от него.
- Сережа! Лиза! Идите сюда! - крикнула мама из кухни.
Сережка прибежал на мамин зов сразу, а маленькая Лиза немного задержалась, зацепившись детской коляской за угол шкафа.
- Я вам сегодня забыла шоколадку отдать. Держите, только поделитесь, - сказала мама и протянула Сереже плитку шоколада.
- Дитца! - радостно воскликнула Лиза.
Сережка покрутил плитку в руках, вздохнул и разломил ее на две части. У шоколадок есть такое странное свойство - они почему-то не хотят делиться на две ровные части, поэтому маме пришлось отломить от Сережкиной части небольшой кусок и отдать его Лизе. Лиза положила добычу в коляску и укатила к себе в комнату, а Сережка устроился у окна на кухне и откусил маленький кусочек, потом второй, третий. На пятом кусочке шоколадка закончилась. Сережка сразу загрустил и пошел в детскую. Там он обнаружил Лизу, которая продолжала катать свою шоколадку в коляске. "Нужно хитрить" - вспомнил Сережка.
- Лизка, давай делиться, - предложил он ей.
- Дитца! -улыбнулась сестра, и Сережка разломил пополам ее порцию.
Он быстро съел свою половину, а Лизка все еще катала свой кусок в коляске.
- Лиз! Поделимся? - спросил Сережка снова.
- Дитца! - согласилась она. В результате дележа у нее в коляске остался всего лишь один маленький квадратик шоколадки, который все равно очень смущал Сережу.
- Дитца? - спросила Лиза и протянула ему свой кусочек.
- Молодец! - сказал Сережка, - делиться надо обязательно. Вот только кусочек маленький, не ломается. Давай я буду держать, а ты кусай.
Он аккуратно взял шоколадку двумя пальцами и протянул сестре, а через секунду раздался Сережкин вопль.
- Что такое? - испуганно спросила мама, прибежавшая с кухни, - опять подрались?
- Нет, мы шоколадку делили, - ответил сквозь слезы Сережа, рассматривая на пальце следы Лизиных зубов.
3.
- Сережа! Это что такое? - посреди комнаты стояла мама с дневником в руках.
"Плакать можно" сразу вспомнилось Сережке, но он решил немножко подождать со слезами.
Вот и открылась причина Сережкиной грусти - в дневнике красовались сразу три двойки и запись красной ручкой: "Не готов к урокам!". Мама удивленно опустилась на диван и прошептала:
- Как же так? Мы же вчера с тобой все сделали, все решили?
- Мам, ты прости меня, пожалуйста, - начал оправдываться он, - я не думал, что так получится. Татьяна Анатольевна спросила домашнее задание, а я его не взял, вот и двойка.
- Как не взял? - мама была удивлена еще больше, - мы же с тобой портфель с вечера собираем. Неужели я что-то пропустила?
- Мам, не переживай, ты тут не при чем. Просто я обещал Петьке всех солдатиков принести, а они в портфель не влезали. Вот я и выложил все учебники и тетрадки.
От удивления мама просто не знала, что сказать, поэтому Сережка продолжал:
- Ты пойми, я же Петьке честное слово дал, что принесу. А папа говорит, что слово надо держать!
- Ты прямо как князь Святослав, - сказал папа, входя в комнату, - у него девиз был: "Кто слову изменит, тому да будет стыдно". Молодец! Обращаться со словом нужно честно.
В глазах мамы Сережка прочитал, что она не совсем согласна с папой, и никакой он не молодец. Где-то там, в зеленой глубине ее глаз, он даже увидел угрозу отбывания наказания в углу, поэтому собрался уже и слезы пустить в ход, но мама промолчала, потому что это был мужской разговор.
- Только пообещай нам, что двойки обязательно исправишь! - добавил папа.
- Исправлю, - пробормотал Сережка и взялся за учебники.
Вечером, лежа в кровати, Сережа думал о том, как он сегодня легко отделался. Если бы не папа, то мог и ремня схватить. "...тому да будет стыдно" - звенело у него в ушах. "Странная вещь, это честное слово, - подумал Сережка, засыпая, - вроде бы и сдержал его, а все равно стыдно".
4.
Было раннее утро, но Сережка уже не спал. Из-за этой противной Маринки в школу идти не хотелось. Он достал из-под подушки инструкцию и нашел нужный пункт:
"Что делать, чтобы в школу не ходить". Первым пунктом значилась запись "Заболеть", но была приписка другим почерком - "Не интересно, вызовут врача, будут лечить таблетками, гулять не пустят". Второй пункт гласил: "Сказать, что заболел", но опять же была приписка: "Не интересно, см. выше + накажут за вранье". Третьим пунктом значилось: "Попросить маму (папу)". Объяснение к нему было наиболее развернутое: "Пробовали десять человек. Не работает даже у отличников". И четвертое: "Прогулять". Сережка сразу задумался об этом, но дальнейшее замечание его остановило: "Опасно. Реакция мамы непредсказуема".
Сережка встал с кровати и отправился чистить зубы. Дверь в ванную комнату оказалась закрыта.
- Я тут! - раздался Лизин голос.
- Ну до чего же они противные, эти девчонки! - не сдержался Сережка и вернулся в свою комнату дожидаться, когда Лиза соизволит выйти из ванной.
От нечего делать он решил дочитать инструкцию до конца.
"Что делать с Ленкой?". Предложение было подчеркнуто, и в конце стоял очень жирный вопросительный знак.
- Ну-ка! Интересно! Тут Ленка, у меня Маринка, - пробормотал Сережа и прочитал вслух, - Ударить портфелем. Спрятать дневник. Забросить портфель на дерево. Толкнуть в лужу.
"А что? Дельные советы!" - подумал Сережка, но к его удивлению они были перечеркнуты крест-накрест, и внизу ровным и красивым почерком было написано: "Это не работает. Чтобы она отстала, нужно ее смутить - не обижать, помочь нести портфель домой, подарить цветок".
Сережка был в полном смятении. "И так уже женихом обзывают, - думал он, чистя зубы, - а тут еще и цветы!"
Идти в школу ему пришлось очень медленно, и не потому, что с раннего утра уже припекало солнышко и отвлекало от учебы, впереди маячила Маринкина фигура. Сережка не хотел ее обгонять, он пока не решил что делать - толкнуть в ее лужу или цветы подарить.
- Сережка-картошка, серый хомячок! - сказала громко Маринка, когда он проходил мимо ее парты к своему месту. Сережка не успел отреагировать на эту обиду - в класс уже зашла Татьяна Анатольевна.
В самом начале урока он решительно поднял руку, правильно ответил домашнее задание, получил заветную пятерку и, расслабившись, стал думать о страшной мести Маринке. Чтобы Татьяна Анатольевна не догадалась, что он думает не о математике, а о посторонних вещах, он не сводил глаз с классной доски. На этой доске ему рисовалась картина мести: "Маринка падает в глубокую грязную лужу. Встает на ноги. Капли грязной воды стекают по ее лицу и одежде. Портфель с дневником и всеми пятерками утонул в луже. И даже спасатели МЧС не смогли его найти".
На уроке русского языка ему опять пришлось поднимать руку и отвечать домашнее задание. Честное слово ведь надо держать. Но потом, почти весь урок на классной доске его воображение рисовало новую картину мести: "На самом высоком дереве, на самой высокой ветке лежит Маринкин портфель. Сама Маринка сидит под деревом и плачет, потому что не может жить без своих учебников. Прилетел вертолет МЧС, чтобы достать ее портфель, но спасатели ничего не могут поделать. Неизвестные науке птицы свили в портфеле гнездо. А как всем известно - гнезда разорять никому нельзя, даже спасателям МЧС".
Уроки пролетели в два раза быстрее, чем обычно. Так всегда бывает, когда ты к ним готов. Сережка вышел из школы. Сегодня он шел домой с большим удовольствием. Из-за угла школы на него налетел Вовка. Он был запыхавшийся и раскрасневшийся. Вовка всегда был немногословен, не только на уроках. Он показал пальцем на угол школы и сказал:
- Там! - расхохотался и убежал.
Сережка не удержался и решил полюбопытствовать, что там случилось. Он завернул за угол и... О! Чудо! Свершилось! Прямо перед ним в большой луже лежал Маринкин портфель. Маринка стояла на берегу. Она не плакала. Вот если бы она заплакала, Сережка был бы рад. А раз не плачет, значит неинтересно. Он, молча, широко шагая прямо по волнам, подошел к портфелю и вынес его на сушу.
- Спасибо, - тихо сказала Маринка.
- Не за что, - буркнул Сережка, - давай помогу его до дома донести, а то он мокрый, измажешься вся, мамка тебя ругать будет. А меня не будет, она уже привыкла.
Сережка не знал, о чем можно говорить с отличницей, поэтому до ее дома они дошли молча. Он поставил портфель перед ее подъездом и развернулся, чтобы пойти домой.
- Жалко, - неожиданно сказала Маринка, - у мамы сегодня день рождения. Я ей на уроке рисования цветок нарисовала в подарок, а теперь он наверно промок. Не получился подарок.
Сережка открыл свой портфель, достал альбом для рисования, выдрал из него свой рисунок с цветком и протянул Маринке.
- На, бери. У меня всегда пятерки по рисованию. Твоей маме понравится, - сказал он.
- Спасибо, - снова сказала Маринка.
- Не за что, - повторил он и ушел.
5.
- Когда же ты повзрослеешь?
Сережкин взгляд тут же уткнулся в пол. Такое начало не предвещало ничего хорошего.
- Ты только посмотри, что у тебя творится в комнате! Тут можно ногу сломать или вообще потеряться! Когда же ты, наконец, начнешь порядок поддерживать? - продолжала мама, стоя в дверях Сережкиной комнаты. Пройти дальше ей было действительно трудно - поперек комнаты лежала диванная подушка, а на ней стоял ящик с игрушками.
- Как можно поддерживать то, чего нет? - раздался из кухни голос папы.
- Чтобы через час все лежало по местам, - грозно закончила мама и ушла на кухню.
"Действительно, как можно поддерживать то, чего нет? - подумал Сережа, - Порядок - это же невидимая вещь, вот столб поддержать можно, потому что он видимый". Сережа окинул взглядом комнату. "Беспорядок - это когда что-нибудь потерялось, а я знаю, что и где у меня лежит, - продолжал размышлять он, - вот, например, солдатики залегли в засаде под кроватью. Под столом прячутся от них индейцы. Посреди комнаты я сделал полевую кухню из подушек и одеяла. А самый главный командир - оловянный гусар, он стоит на подоконнике и наблюдает за местностью сверху". Сережка глянул на подоконник и слегка оторопел - там никого не было. "А! - сказал он сам себе, - он же на танке под кроватью!". Танк оказался на месте, но без гусара. "Гусара нужно срочно найти! У меня же целый полк без командира!" - подумал Мишка и забегал по комнате. Он быстро разобрал полевую кухню и сложил одеяло и подушки на место, чтобы не мешали в поисках. Потом пришлось покидать кубики в коробку и убрать их на полку, туда же поставил разбросанные машинки, собрал в один пакет индейцев и солдатиков, даже книжки разложил по местам.
"Может в инструкции написано, что делать, если что-то потерял?", - подумал Сережка и достал листок. Такой пункт действительно был, но помочь он ничем не мог. Там было написано следующее: "Что делать, если потерял сменку?" Ответ был следующим: "В школе ничего не теряется. Спросить утром у тети Тани в раздевалке. Маме сказать вечером, чтобы не переживала".
- Ну да, не теряется, - проворчал Сережка, - еще как теряется...
Он хорошо помнил, как в первом классе пришел домой с одним ботинком в мешке со сменой обувью - на перемене мальчишки играли в футбол его ботинком, и он куда-то так заигрался, что потом не смогли его найти.
Прошло полчаса упорной поисковой операции, Сережа раскладывал и распихивал по местам разбросанные игрушки, но гусара нигде не было. Он в отчаянии сел на стул и огляделся. "Куда же он пропал? - подумал Сережа, - я же во всех возможных укрытиях и засадах посмотрел, даже под одеялом и под ковром". Он поднял глаза, и вздох облегчения вырвался из его груди, прямо перед ним, на полочке, стоял его потерянный гусар.
- Какой порядок! И так быстро! Молодец! - мама обняла Сережку и чмокнула его в щеку.
"Лишь бы с непривычки не потеряться самому в этом порядке, - подумал Сережа и на всякий случай поставил гусара на подоконник.
6.
Перед сном Сережка снова развернул инструкцию, но к его сожалению, все пункты закончились. Вернее был еще один пункт "Что самое главное в жизни?", но ответа на него не было.
В комнату зашел папа, чтобы выключить свет. Сережка не боялся темноты, но спать все равно ложился со светом.
- Пап, - сказал Сережка, - а что главное в жизни?
- А что ты имеешь в виду? - спросил папа, присаживаясь к Сереже на кровать.
- Сегодня мы болтали с Петькой на уроке математике, - стал объяснять Сережка, - а Татьяна Анатольевна сказала, что математика - самое важное в жизни. Потом, на уроке русского языка мы играли с Петькой в морской бой. Она нас заметила и снова сказала, что русский язык - самое главное в жизни. А на физкультуре, когда Петька не захотел бегать, физкультурник сказал, что физическая культура - основа здорового организма, то есть самое главное жизни. Теперь я и не знаю, что главнее.
- В твоем возрасте я тоже думал об этом, - улыбнувшись ответил папа, - но ничего не придумал тогда. Я в то время тоже три двойки сразу получил, и из-за этого мне собаку не купили, но сейчас не об этом разговор. Теперь мне кажется, что самое главное в жизни - это все делать старательно, а не выбирать что-то одно самое интересное. Тогда все в жизни сложится удачно. А теперь спи! Хватит философии.
Папа встал и его взгляд упал на пожелтевший листок, лежащий на столе.
- А это что такое? - громко и грозно, как показалось Сережке, спросил он.
- Это не мое! - стал оправдываться Сережка, - это из библиотечной книжки выпало!
Сережкино сердце громко застучало. Он не понимал, почему папа стал таким грозным и громким.
- Конечно не твое, - ответил папа и повертел листок в руках, - это я писал в третьем классе. А пункт про Ленку сама Ленка исправила, когда эту инструкцию у меня в дневнике нашла. А потом инструкция куда-то потерялась.
- А кто такая Ленка? - хитро спросил Сережа.
- А Ленка - это я, - раздался мамин голос из коридора.