Я, наверное, самый добрый арбитр. Ну, во всяком случае, один из самых добрых. Конкурс - мое детище, и думать о нем плохо мне трудно. А кроме того, я вижу, чем отличается даже самый слабый из рассказов финала - от тех рассказов, что лежат в нашей почте, в письмах со спамовыми заголовками "срочно в номер" или "в отдел фантастики".
Отсюда, однако, не следует, что я буду ставить баллы от пятерки и выше. Ничего подобного. Раз уж правила разрешили оценки от 1 до 10, глупо не пользоваться этой возможностью. Оценки, которые я поставлю рассказам, связаны не столько с их абсолютной ценностью для мировой литературы, сколько с тем, хочу ли я, Елена Клещенко, перечитать этот рассказ на страницах "Химии и жизни" или не очень. Мои оценки означают примерно следующее:
10 - Этот рассказ нужен нашему народу!!!
9 - И этот тоже.
8 - Ну, если вакансий хватит.
7 - В принципе тоже можно, вдруг кому-то понравится?
6 - Рассказ в целом ничего, но журнал не резиновый.
5 и ниже... - Ну, в общем, эти лично мне не понравились или показались неподходящими для журнала.
Критерии у меня обычные, как у всех: люблю уверенное владение словом (это, ранее необходимое, качество писателя сегодня приходится оговаривать особо), оригинальный замысел и сюжет, достоверность реального и вымышленного, живые мысли и чувства. На мой взгляд, помимо простого инстинктивного стремления создать текстовый файл и послать его на какой-нибудь конкурс, у автора должна быть цель. Нечто такое, что заставило его взяться за работу, будь то желание записать необыкновенный сон или поделиться с людьми интересной мыслью.
Не люблю: ляпы, штампы и всякого рода неумение, бессодержательность, а также бессмысленную жестокость к персонажам, особенно несовершеннолетним. Я в курсе, что сейчас давно уже не стыдно убивать героев, чтобы растрогать читателя, но прием это дешевый. (Хотя, наверное, я зря ругаюсь: абсолютное большинство некрофилов и педофагов до финала не добралось...)
1. Джу-Лисс. Агасфер и Жосефина. 10
Что тут скажешь: хорошая вещь. История рассказана профессионально, умно, психологически достоверно. История и жесткая, и добрая. (Вот случай, когда человек пишет про страдания ребенка не от неумелости, не потому, что ничего завлекательного больше в голову не приходит, а потому, что так нужно!) Если цепляться к мелочам - по-моему, за время, необходимое для чистки зубов, кофе пригорит не чуть-чуть, а весь, и не в джезве, а непосредственно на плите, так что в чашку наливать ничего не придется. ;) Разве что перед катаклизмом газ совсем ослабел?
2. Таис. Хиж-2. Хлам. 5
Неплохо. Собирательное описание хлама как такового в начале - так просто очень здорово. Лирика, психология. Но... не поражает глубиной и новизной идея рассказа. Рационализм убивает любовь, списывая ее в "хлам" - это противоестественно и вообще не нравится автору и читателю. Ну да, противоестественно, не нравится, и все-таки - хотелось бы шагнуть чуть дальше. Фантастику про то, как ужасно убиение любви рационализмом, пишут как минимум со времен "Мы" Евгения Замятина. Что ужасного-то, конкретно? Помимо того, что Любовь Это Самое Святое И Жизнь Без Любви Пуста? Образ регулятора эмпатии, как мне кажется, запоздал лет на пятьдесят. В наше время любви угрожает совсем-совсем другой рационализм - не научный, а коммерческий, romantic love становится ходким товаром. (В том числе и в литературе. ;) Ох, да если бы люди XXI века в самом деле были бы так рассудительны, как героиня рассказа, верили бы науке и логике, а не покетам и глянцам, скольких бы проблем у нас не было!
Говоря коротко, у меня сложилось в печатление, что в рассказе механически воспроизводится очень старый прием. Поэтому оценка не будет такой высокой, как могла бы.
На таком уровне технологии, который позволяет создавать киборгов вроде героини, сомнительно наличие столь архаичной медицинской техники, как тонометры и фонендоскопы. ;) Впрочем, для притчи сойдет.
3. Медведева Е. Жил-был ты... 7.
Сказка. Очень красивая сказка, яркие и не совсем стандартные персонажи, множество вкусных слов. Однако не уверена, что бальзамин - вьющееся растение, а в барежевом платье сподручно выпекать хлеб и вообще шустрить по хозяйству. Нет, может, и сподручно, барежевый - не обязательно шелковый, но зачем вообще здесь это слово со всем шлейфом ассоциаций из "Горя от ума" - "ах да, барежевый, ах, прелесть, ах как мил!"? Виверра - однозначно не кошка, даже не похожа. Странно смотрятся в сказке слова вроде "реакция на отказ". Рюкзак главного героя, не мешок какой-нибудь заплечный, а именно рюкзак... ну ладно, будем считать, что он у нас путешественник между мирами. И фонари "у калиток" и "на калитках" - наверное, все-таки не одно и то же? Мелочевка, конечно, но когда таких досадных мелочей много, иллюзия рассеивается.
По существу - для меня все портит одна деталь. С каких это пор за мастерство платят чужой, а не своей жизнью? Жизнью любимого человека или случайного прохожего - все равно, непонятно. Как-то это искусственно. Магия, не магия - так не бывает. Чисто формальный прием, низводящий волшебную сказку до компьютерного квеста.
4. Бондаренко Е.А. Хиж-2: Общество активного потребления. 10
Надеюсь, никто не ждет, что я буду ругать рассказ, который своей рукой добавила к списку финалистов? Пускай его ругают другие арбитры, я буду хвалить.
Да, про общество потребления и про то, как оно ужасно, написано много. Реже пишут про другое: как потребление становится добродетелью и гражданским долгом. Есть отличный роман Веркора и Коронеля "Квота" - там это хорошо дано. (Не говоря про "О дивный новый мир" - его, наверное, здесь уже вспоминали.) Как с неотвратимостью дарвиновского естественного отбора общество вырабатывает определенные нормы поведения, благоприятные для экономики. Как способность и стремление покупать делается синонимом правильно устроенной жизни (и чем больше покупок, тем правильней!), а привязанность к старым вещам - странностью, патологическим симптомом... Да, собственно, где тут фантастика? Это уже реальность. Понравилась шутка про Новую Зеландию. Вполне уместное в контексте напоминание о том, что товар можно сделать из всего - даже из тех странных рукописей английского профессора, которые 15 лет назад запоем читали отдельные странные личности.
Глеб про этот рассказ ехидно написал: "Конец предсказуем". Да, предсказуем. В том-то и проблема. Наш с вами конец (и общества, и литературы) тоже предсказуем, если мы не нащупаем хоть какого-нибудь решения.
5. Днепров С.В. Хиж-2: Глаза Василиска. 8.
Веселый рассказ. Поэтому имеет шансы. Мрачных прогнозов и пессимистических взглядов здесь хватает, вот с юмором дела обстоят хуже. И придуман хорошо. Когда в конце концов герой узнает, что не только ковер-самолет ему низачем не нужен, но и виноград покупать не следовало, а вот камешек, подаренный бомжом... Смешно.
Не могу промолчать: автору было бы полезно разобраться с пунктуацией - когда запятая ставится и, главное, когда НЕ ставится. С этим просто катастрофа. ;) Да и вообще, что касается литературного русского... скажем прямо - еще есть куда расти. ;)
6. Мореа. Падшие ангелы ценятся выше. 5.
Пасмурный город, убиенная девочка, злодейские колдун и наемник... Все вроде бы на местах, а вот почему-то не трогает. Не оставляет ощущение вторичности. Не знаю, почему так: зло в сказках, допустим, у братьев Гримм, - действительно страшное и отвратительное, а зло в фэнтези (не считая лучших образцов жанра) как-то напоминает малобюджетное кино. Надо бы ненавидеть этого гада, который втыкает ножик ребенку в живот, или двух других гадов, которые мучают ангела - а вот нет ненависти. Постоянно кажется, что все это понарошку.
7. Боевой-Чебуратор. Хиж-2: Сэм. 8.
Честно признаюсь, хотела снизить оценку на балл за рамочки и шашечки: "Умом надо отличаться, умом!" Потом вспомнила, что с этим рассказом играет автор бестселлера всех времен и народов "Html и Самиздат", и ему, наверное, положено вдохновлять личным примером. ;) Ладно, не будем придираться.
Классическая тема "пришельцы под колпаком у военных" отыграна очень красиво. Масса симпатичных деталей. Изящно построено: читателю предлагается понемногу отгадывать смысл фантастических эпизодов, пока, наконец, все не становится ясно. Однако игра в угадайку не затянута настолько, чтобы успеть надоесть, - все в меру. Трудности контакта, то, что "Сэм" пользуется нарезкой из подслушанных слов, чтобы объясниться с героем, - хорошо придумано. Но финал, с переливающейся одеждой, которая на самом деле Сэм, мне не очень понравился. По сравнению с "сеансами" - надуманно и скучновато. Как будто автору надоело, и он решил поскорее закруглиться. Может быть, не хватает сцены "одевания"? Как они вдвоем до этого додумались, как они это сделали? Хотя сцена может получиться вполне шизоидной. Но с другой стороны, кто говорит, что это плохо? ;)
8. Ястремский. Хиж-2: Жемчужница. 9.
"Когда носорог глядит на луну, он напрасно тратит цветы своей селезенки". ;) Красота. Мне понравилось. Вот это и есть настоящая фантастическая мистика - и фантастика, и мистика. (Слишком часто в рассказах на СИ, помеченных двумя этими жанрами, ни того, ни другого не сыскать. О присутствующих, разумеется, не говорим.)
Тут спрашивали, за что Земле такая честь и неужели до нее ни у одной из планет, сожранных жемчужницей, не было спутников. Может, и были. Но то, что ни у кого не было такого любимого спутника, как наша Луна, - вполне вероятно. У одних вообще не было, у других - полное небо мелких лун, третьи не имели привычки наблюдать небо, у четвертых атмосфера недостаточно прозрачная... А ведь это ключевой момент: жемчужница не ест абы что, ей нужны небесные тела, вмещающие всю культуру цивилизации. Так что адекватной заменой Земле могла быть только Луна.
Очень хорошо придумано. Спасибо. Надеюсь увидеть рассказ напечатанным, если не у нас, так где-нибудь в другом месте. Это надо поощрять и развивать.
9. Максимов Ю.В. Двадцать минут. 10
Тоже понравилось. Даже больше, чем прошлогодний рассказ того же автора на нашем конкурсе. В плане фантастики - достойный ответ пану Станиславу Лему с его хохмами про миссионерство среди негуманоидов. Натурально, безумно смешно, когда почкующимся таукитянам проповедуют целомудрие, ну а если все-таки перестать ржать и задуматься? Какие идеи замкнуты внутри нашей культуры, какие - шире нее?
Если рассматривать фантастический элемент как метафору - очень напоминает что-то из реальности, диалоги воцерковленных с новообращенными. Тот, кто робко (или нахально) приступает с расспросами к "этим странным православным", не всегда сознает, каким его видят из свечного ящика: возможно, именно таким мохнатым существом, которое непонятно зачем заползло в храм. Как там он сказал - "спасибо, что говорил со мной"... Цистерцианин как название инопланетной расы разумных - смешно, хорошая находка.
Ну и вообще, приятно, что хоть у кого-то из писателей герои не "размахивают паникадилом". Человек знает, о чем пишет. Это Логинов, помнится, публично спрашивал, может ли христианин быть фантастом? - Может, может.
10. Бархатов Ю.В. Хиж-2: Два ведра наноботов. 2.
К сожалению, не понравилось. Очередная история про то, что нет проку в техническом прогрессе, пока не наблюдается прогресса человека. Тема, безусловно, вечная, умозаключения, бесспорно, справедливы, но уж очень неинтересная реализация. Речевые характеристики героев неряшливы: с одной стороны, "в позатом году" и "чего такого", с другой - "стоит в одной и той же позе" (нет бы хоть "не шевельнется"!) Да в довесочек еще одесское "боже ж мой".
Вообще сомнительно, что жители подключенной к Интернету деревни (очевидно, престарелые дети наших с вами ровесников, судя по уровню техники - этак середина 21 века?) будут разговаривать как персонажи деревенской прозы эпохи застоя и зваться Кузьмичами и Еремеями. Я понимаю, конечно, что крестьяне должны носить простонародные имена, это создает колорит и контрастирует с серебристой пылью, но - автор среди наших современников часто встречает людей по имени Кузьма? А в детских садиках у нас Еремеев много? По-моему, немного. Даже в провинции и даже в колхозах - все больше Екатерины и Александры, в крайнем случае Русланы и Светланы. Ну, и до кучи: "прИтворяться" и "прЕтворяться" - два абсолютно разных глагола.
11. Йока Т. Хиж-2: Призрак Офиса. 4.
Вечная история. Призрак невинной девушки ищет доброго человека, чтобы похоронил ее бренные останки и заодно покарал злодея-убийцу. Перенесение в современные реалии, очевидно, должно сделать историю более трогательной. Действительно, это работает. И все-таки: детективная фабула просто жалкая, зачем героя сделали каким-то спецназовцем - непонятно, если по сюжету это ни разу толком не понадобилось, язык местами очень неумелый, и до кучи - с запятыми полная катастрофа. Нет, не понравилось.
12 Чернышева Н.С. Хиж-2: Спасти Землю. 6.
В отличие от некоторых здешних критиков, не считаю данный рассказ устаревшим. Когда и писать о контакте вместо войны, как не сейчас? А единственный способ остановить ненависть - заменить образ врага конкретным человеком, суконные слова - настоящим чувством, тут все правильно. "Звезда по имени Солнце" как песня космических десантников - десять баллов, мне очень понравилось. Но... Есть длинноты, многовато лишних слов. Чем повторять шесть-семь раз, что Ната была Киту вместо матери, лучше бы дать один маленький эпизод из его детства. Меньше говорить, больше показывать было бы верным решением, мне кажется.
Бестактный вопрос: если герой получил дозу радиации, которая была анонсирована как смертельная, откуда у него после этого взялись дети? Я понимаю, что герой не землянин, но все-таки, по-видимому, человек, белковое существо, и какие бы чудеса ни вершила инопланетная медицина, законы природы она не отменит. Странно с девушкой Эн: сначала непонятно с чего вызверилась на Нату, потом, тоже непонятно с чего, стала обниматься... Несколько сбивает с толку, что Земля - то Земля, то Терра.
Рассказ хороший. Но до отличного ему все-таки чего-то не хватает.
13. Булатникова Д. Хиж-2: Пыль на подоконнике. 6.
Длинный, почти на пределе конкурсного объема рассказ о скуке и бездарности бессмертия. Боюсь, это тот самый случай, о котором сказал Бунин: как талантливо ни описывай скуку, все равно скучно. Хорошая идея - использовать наномир, созданный воображением писателя, как лабораторию. Действительно, если устройство обязано построить все, что придумает оператор, значит, в нем можно построить и нанобота с заданными функциями - например, убийцу медицинских наноботов. Нехватку знаний компенсируют совершенство прибора и внутренняя логичность сотворенного мира. Да, это удачно. Интересно также, что случится с "пылью", куда ее занесет тряпка домработницы, поубивают ли драконьи выкормыши других бессмертных, как будет жить мир после смерти творца...
Остается ощущение неверно выстроенного кадра: самое интересное съехало на край, а середина занята тем, что можно было дать гораздо-гораздо короче. Мало, что ли, уже писали о том, как скучны бессмертие и неуязвимость?
14. Афанасьева И.В. Хиж-2: Интервью с Кащеем. 7.
Ну да, это факты известные: Кащей вовсе не старый и страшный, это завистники врут, а красивый и одинокий, да вдобавок еще сексуальны-ы-ый... Хоть ставь в конец рассказа список цитируемой литературы: Ольга Громыко, "О бедном Кощее замолвите слово...", Михаил Успенский, "Кого за Смертью посылать"...
Сразу захотелось снизить оценку на балл за рыжую зеленоглазую ведьму. (Рыжих и зеленоглазых дам на СИ и так гораздо больше, чем в природе, - сколько можно-то?!) Лексикон дамского романа - предательское тепло внизу живота и прочие прелести. Героиня аж два раза готовится "дорого продать свою жизнь" - хоть бы второй раз, с волком, выразилась как-нибудь по-другому! Причем в первый раз она готовится продавать свою жизнь, не замечая ни золота листьев, ни облаков... - Интересный ход: девушка подробно перечисляет, чего она не заметила. (Впрочем, редактируется элементарно: вместо "не замечая" - другое слово, более точное.)
Кащей красивый мужчина и интересный собеседник, однако то и другое чисто декларативно: из всей красоты мы видим только черные глаза, а чем таким он потряс героиню ДО начала интервью, во время застольной беседы, нам не сообщается. (А и в самом деле, о чем мог беседовать хозяин валдайских лесов со столичной журналисткой, если не о себе-любимом? О премьере в Ленкоме?) Только не надо говорить, что ослепительная мужская красота принципиально неописуема и может быть передана только посредством охов и ахов. Опыт Дяченко и присутствующих здесь Александра и Людмилы Белаш говорит обратное. ;)
Изо всех сил верю, что мы имеем дело с пародией на дамскую фэнтези, а не с классическим образцом жанра. Уж очень серьезно автор относится к героине, уж слишком патетичен конец (хотя губная помада на талисмане все-таки дает надежду, что автор шутит). Но, в общем, поскольку с юмористической фантастикой у нас напряги, и поскольку рассказ не так плох, как мог бы, и поскольку угадывать, смеется автор или пишет всерьез, само по себе занятно, - надо дать шанс!
Слабенький текст. Огромная длина, детальное (действительно хронологическое) описание романа героя с неземной красавицей. Множество банальных подробностей, скучные диалоги, остроты, которые, возможно, очень милы в реальном любовном ворковании, но совершенно не производят впечатления в рассказе... и все это ради чего? "Моя девушка - киборг". Да еще примитивнейший "рояль в кустах" с папой героя. Мне все это показалось крайне неинтересным. Рекомендации редактора: сократить текст вдвое и занести в "Химию и жизнь" тридцать лет назад. В семидесятые годы прошлого века это вполне могло бы быть напечатано. Особенно понравилось бы читателям оригинальное фантастическое допущение - карманные телефоны. ;)))
16. Дачевский В. Унь-Унь. 6.
Прошу извинить мою бестолковость, но то, что @-ка - это собака, я тоже догадалась только после того, как почитала критику. А вообще-то симпатичный гротеск про жестокость дивного нового мира. Замечаний нет. Но и сильного восторга, увы, нет. Ну, в конце концов, не может одному и тому же писателю везти сразу на всех конкурсах!
17. Бессонов П. Поганая Топь. 6.
Ужасы. И тема взята страшная - "умереть и не заметить", и к реализации особых претензий, опять-таки, нет... но почему-то не страшно. Вот не знаю, почему. На прошлом конкурсе хорроры Новака и Максимова мне показались гораздо страшнее. В чем тут дело - не берусь объяснить, сама никогда ужастиков не писала. И не страшно, и героев не очень жалко. Может, потому, что чем-то они похожи на клонов из предыдущего рассказа? Будто бы эти Женя и Тимур, как тот старик Лу, выращены автором специально для последующего утопления с назидательно-развлекательной целью. Ладно, будем считать, что рассказу просто не повезло с местом в списке. ;)
18. Поляков А.В. У северных гор на самом краю. 10
Ну вот. Опять рассказ, который я выбрала, никому не нравится. А мне все равно нравится. Интересно, почему народ с таким удовольствием читает про вышивание шелками-пайетками в "Жил-был ты...", но брезгливо воротит нос от выплавки железа из руды? Хотя эта выплавка описана так же вкусно, если не лучше. То ли мы, несчастные декаданты, дети конца века, задвинуты на всем красивом и непрактичном, желательно цветном и серебристом, "и чтобы эльфы над гречихой" ((с) Олди)? То ли в раннем детстве советская литература нас так достала страстями в литейном ковше, что мы на одно упоминание выплавки металла автоматически реагируем снижением оценки? Не знаю. По-моему - рассказ хорош. Ведь это по-настоящему важная и интересная тема: учительство, передача знаний. Кто и кому их передает, почему слабый и до смешного малорослый человек может остаться в истории под именем титана Прометея... Ну и вообще - неужели не интересно, как люди выплавили свое первое железо? Воистину, зажрались мы с этим Интернетом. Стали еще более ленивы и нелюбопытны, чем были раньше.
Мои рекомендации автору: если в дальнейшем будете брать в качестве темы примитивные технологии, сильнее нажимайте на их мистическую суть. Зря, что ли, первые кузнецы и знахари (да и не только первые) считались колдунами? Чтобы духи огня и металла витали над домницей, и Тор с Перуном за плечом, и заклятья "злого жалкого железа" из "Калевалы". И эльфы над гречихой, как же без них? ;) Фантасты мы или где? Тогда народу понравится. По крайней мере, шансы будут.
19. Ватанин Д. Рыбка в банке. 6.
И снова разумные крысы на нашем конкурсе... И даже, как в анекдоте, играют в футбол. Неплохо написано, и сюрприз в конце хороший - что никакого товарища по заключению у героя не было, а было обыкновенное раздвоение личности. Вот только не очень ясно, зачем было писать этот рассказ. Еще раз подчеркнуть, что современный мир жесток и неразумен, а наши игры с наукой до добра не доведут? Да, наш мир - он такой. Но хотелось бы все-таки более конкретных претензий к неправильному миру. Например - как в следующем рассказе.
20. Егорова Н. Хиж-2: Пятна. 10.
Ну что сказать? Если в одну фразу - это будет третья публикация Наташи в "Химии и жизни". ;) Не сомневалась в этом с самого начала.
То ли данный автор хорошо понимает, что нам нужно, то ли просто угадывает, но попадание опять совершенно точное. Сформулировано так, что ни убавить, ни прибавить: современная прикладная наука - разум на службе у жирных задниц. Герою и его дочке выжигают мозги, чтобы выбросить на рынок сверхэффективную гормональную подтяжку и другие столь же необходимые человечеству вещи. Отличное - яркое и детальное описание работы героя, когда он очерчивает пятно. Несчастный идеалист Тель, бедная умница Дениза. Финал, наконец... Хороший рассказ.
21 Томах Т.В. В тридесятом царстве, в тридевятом времени. 6.
Интересно, почему в фантастических рассказах девушку главгера так часто сбивает машина? Даже на этом самом конкурсе, у кого-то из непрошедших в финал, еще одну задавило. ;) Надо будет дописать в фак "Как выжить в современной фантастике": "Если ваш парень пробуется на роль главного героя, не переходите улицу перед близко идущим транспортом, пользуйтесь подземными переходами".
Если чуть серьезнее - рассказ тонкий, лиричный. Жила очень хорош. Апельсин на подносе мне страшно понравился. А вот что не понравилось. Читатель смотрит глазами героя, а в первом абзаце про Жилу: "выгибая острым горбом костлявую спину..." Может умирающий, которого вытаскивают из ванны, видеть спину спасителя в этаком ракурсе? По-моему, нет. Разве что уже начался выход души из тела. Внимательнее надо быть. Но в целом все равно хорошо.
22 Сорокин А.В. Шашлык. 1.
Есть симпатичные моменты: фиолетовые листья, снежно-белые иголки. Газель в смысле микроавтобус - смешно. Есть языковые неуклюжести, но это убирается редактированием. А вот сюжет и действующие лица...
Перечитала раз. Удивилась. Перечитала два. Все верно: герой притащил в лагерь свинопода (кстати, что герой имел в виду, называя его так - свиноногий, если буквально переводить с русско-греческого? - но он же у вас пятипалый...), привязал к дереву и оставил своей девушке записку, чтоб к вечеру был шашлык. То есть наш красавец и умник хотел, чтобы художница-биотехнолог из города Парижа: а) заколола свинку; б) освежевала и разделала тушу; в) замариновала и т.д. Насколько мне известно, даже в деревнях не каждый хозяин сам забивает своих свинок, многие нанимают специального человека. То, что дело это не женское, само собой разумеется. Но почему-то герою это в голову не приходит. Более того, не получив шашлыка, он залепил якобы любимой женщине пощечину (что само по себе омерзительно). Мое читательское впечатление: хам и полный идиот, напрасно его шреки не съели. А и девица, честно говоря, особых симпатий не вызывает. Фиг с шашлыком, но могла бы хоть сублимантов приготовить, что бы ни значило это слово (сублиманты - те, кто сами сублимируются?). Творческие натуры, которые забывают готовить еду в походе, тем более для любимого якобы мужчины, лично мне не нравятся. Правда, в реальной жизни мои знакомые творческие натуры в походах вели себя более адекватно. Тем более странно, что, по сюжету, героиня в походе не первый раз.
Я не собираюсь вступать в дискуссию о мужской и женской психологии, я говорю только о впечатлении, которое персонажи производят на читателя. Впечатление - отвратительное. А раз отвратительное, рассказ не работает. Таким героям невозможно сочувствовать, и это серьезный прокол автора.
Про ассоциации с "Полднем" Стругацких и про то, что сравнение выходит не в пользу "Шашлыка", здесь говорили уже много раз. И я с этим согласна. Не стоило брать сюжет, блестяще разработанный классиками.
Сдается мне, имя Джоан пишется через одно "н".
23. Гарридо А. Строитель мостов. 10.
Замечательный рассказ. Люблю тех, кто строит собственные миры на пустых местах. И героев люблю, которые этим занимаются, и тем более писателей. Конечно, реализм - это наше все: зашел в заплеванный подъезд, дождался лифта, открыл дверь своим ключом, выпил водки, прижался лбом к холодному стеклу... Ну сколько можно-то? Иногда хочется начать на совсем пустом месте. Не используя при постройке более крупных готовых элементов, чем имена собственные и нарицательные - ну, или обрывки других сказок, если к слову придутся. ;) И, главное, получилась не абстрактная картинка, а ясная и цельная история любви. Такой любви, которая построит себе мост над любой бездной и дом с садом на любой пустоши. А что жена у героя - оборотень... эка невидаль, в самом деле. Оборотней у нас в фантастике полно. И демиургов тоже. А вот рассказов таких, как у Алекса Гарридо, мало.
24. Лисица Я. Хиж-2: Cоль. 4.
Как правы были баснописцы... Все люди на самом деле животные. Не очень интересная и не очень новая идея. Слог скорее претенциозный, чем блестящий: "Она сделала глоток, изящно оттопырив мизинец, окольцованный новой бриллиантовой цацкой и стрельнула глазами. Так, хватит тут сидеть и пялиться на красоту, выстраданную в соляриях, салонах красоты и фитнесс-клубах". Красота, выстраданная в салонах красоты... Нет, не понравилось мне это обличение свинцовых мерзостей жизни.
25. Гон В. Идеальное соответствие. 10.
А вот это здорово. Привет "Дому" Бориса Штерна: та же песня, да на мрачный лад. Если у Штерна дом был одушевленным существом и старался подобрать себе подходящих жильцов, то здешний умный дом решил проблему соответствия иначе. Это можно было бы назвать притчей, если бы происходящее не было таким близким к сегодняшней реальности.
26. Данихнов В.Б. Хиж-2: Город отцов. 3.
Вот полезный пример в назидание и поучение всем будущим участникам конкурса "Химии и жизни". Предупреждали мы, что не будем печатать чернуху, если у автора нет ОЧЕНЬ веских причин вводить ее в текст? Предупреждали. Ну и вот: рассказ с дохлыми и тухлыми висельниками, умирающими родильницами и прочими прелестями. Небездарный в своем роде рассказ, очень даже неплохо написанный, но не для "Химии и жизни". В итоге - одно из последних мест. Предупреждали мы? Предупреждали. Вы уж на нас не обижайтесь.
27. Гореликова А. Позови меня в жизнь вечную... 6.
Когда-то журнал "Юность" публиковал повесть на аналогичную тему. Называлась, если не ошибаюсь, "Двое из двадцати миллионов". Герой и героиня чудом спасаются от смерти во время Великой Отечественной войны, влюбляются, женятся, проживают длинную жизнь, дети у них, внуки, а в финале говорится: ничего этого не было, на самом деле они погибли. Здесь по-другому: героиня действительно осталась жить, но это мало что меняет, потому что всё равно все умрут - такие уж люди идиоты, что милость Господня им не впрок, кончится одна война - начнется другая, и даже бессмертного сумеют убить. Справедливо, но как-то бесплодно. От рассказа остается ощущение пустоты. Может быть, в этом и состоит авторский замысел, но мне не очень нравится.
28 Runa A. Ольха. 7.
Да. Лихо закручено. Попробуем изложить все по порядку, может, яснее станет.
Имеется некая деревня, в которую попадают умершие. (Приходят - а потом уходят еще в какой-то мир.) Например, Архип и его внук Петька, семья Вороновых, которые сгорели. Дом сжег, как все считают, Витька Воронов, который перед этим женился на заречной Ольге, хотя родичи, и живые, и покойные, были против - зареченские считались какими-то не такими. (Ольга Елохина мистическим образом связана с ольхой?) Витька остался в мире живых, в тюрьме. Ольга, надо понимать, все же попала в мир мертвых, хотела обратно, к мужу, но ольха ее назад не пропустила. В посмертии родичи по мужу держали ее в сараюшке. Ольга (в той, первой жизни?) принесла от своих особенный топор, которым можно срубить ольху - разорвать связь между мирами. Но топор существует и во второй, посмертной жизни. Когда Ольга привела с собой Витьку, этот мир рухнул, и дед с внуком (потому что жалели Ольгу?), поднялись к теплому свету. Остальные исчезли.
В целом все понятно, грех жаловаться. Но, видно, неромантический я человек. Как только возникает подозрение, что автор запутывает сюжетную линию специально, для вящей таинственности, - пропадает охота распутывать. Я поэтому и детективы не люблю. ;)
Хотя, нельзя не отметить, написано талантливо. И когда Петьке холодно, а за окном стоит Ольга, - по-настоящему жуткий момент.
29. Юрт. Хиж-2: Медвединое озеро. 9.
Не могу согласиться с Глебом, это не просто фельетон. Так получилось, что одновременно с конкурсными рассказами я читала "Детство Чика" Искандера: и в самом деле, "вредители" времен Большого Террора и малефики-злотворители времен охоты на ведьм - одна и та же социопсихология. Помимо страха и ненависти - огромное желание, чтобы они были на самом деле. Потому что без них, без этих черных существ, по своей природе склонных творить зло, все гораздо скучнее и противнее.
Пелевина тут кто-нибудь уже вспоминал, с его ГКЧП-тетраграмматоном и прочими вещами? Не удивлюсь, если нет: сколько можно его вспоминать, надоел уже. А рассказ хороший.
30. Ерошин А. Последний шаман. 7.
Не буду говорить, насколько хорошо дана северная природа и культура эвенков: не разбираюсь в этом. Что примечательно: автору удалось не скатиться до пошлого научного атеизма. Злой Харги действительно есть, просто кишка у него тонка тягаться с умными вещами. И, главное, с людьми, которым эти вещи служат. Другое дело - было бы честно сделать следующий логический шаг: у владельцев умных вещей есть свои злые духи, и как с теми сладить, никто толком не знает. Хотя бы со злыми гремлинами, обитающими в моторах самолетов. Есть ли у нас чем гордиться перед старым шаманом, если наши самолеты все падают и падают, и при этом гибнет столько народу, сколько ни одному медведю не задрать? Вот то-то и оно. Да и судьба эвенков, переселившихся в город, как-то не совсем лучезарна, если верить социологам. И смертность у них повышенная даже среди непьющих, и адаптация к городской жизни ниже среднего... Бодрость концовки, как мне кажется, несколько фальшива.
31. Eswet. Хиж-2: Продолжение. 10.
Очень здорово. И метко, и смешно, и грустно. Сколько писали про материализацию чувственных идей и про общение писателей с персонажами (правда, чтобы редактор разбирал жалобы персонажей на создателей - такого не припомню, и это тоже плюс) - а вот все равно здорово. Если на эльфийку и Конана-Волкодава (или кто он там?) я просто улыбалась, то на близнецов уже хохотала в голос. А дракона и его автора жалко... Надо брать рассказ.
32. Сиромолот Ю.С. Хиж-2: Сотори. 9.
Притча изумительной красоты. Что такое искусство, где его корни, зачем оно нужно, в чем его опасность. Как всегда - прекрасный язык, мощная изобразительная сила. Мне очень понравилось, что Огонь белый, а не рыжий. Вообще цитировать понравившиеся места можно до бесконечности. Хороший, хороший рассказ. Жалко, для нас слишком поэтичный. Если в хит-парад не попадет, небось, его опять не выберут. Наш читатель на такое обычно бранится, что ему заумно и непонятно.