Кюден Рю : другие произведения.

Эстетика смерти. Япония

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа для кафедры эстетики в университете. Энная часть материала взята и переработана отсюда http://leit.ru/


Смерть.

  
  

Всё прекрасно, как сон.

Сон придёт и уйдёт.

Наша жизнь - сон во сне...

(Обата Акира)

Под порывом весеннего ветра

Цветы опадают,

Я ещё легче

С жизнью прощаюсь.

И всё ж, почему?

(Наганори Асано)

  
   Её бояться, ненавидят, пытаются всеми способами найти способ убежать от "Костлявой". Но всё равно рано или поздно она приходит. Смерть наравне с жизнью царит в мире. Однако нельзя утверждать, что она отвратительна и не имеет своей красоты, хотя в большинстве случаев идёт именно обратное утверждение. Смерть - одна из самых мрачных и печальных сторон человеческой жизни, даже если человек верит в реинкарнацию или переселение душ. Красивые, порой совершенно необычные ритуалы можно назвать некоторым отвлечением от фактора ушедшей жизни.
   Жизнь это бытие, смерть - небытие. Это неуловимое мгновение, которое на самом деле существует в нас на протяжении всей жизни. Чтобы понять причину такой двойственности бытия, люди пытаются объяснить этот феномен танатологией - учением о смерти, которая разделяется на эмпирическую, медицинскую и философскую - а так же в рамках художественной литературы, кино и даже мультипликации. Отношение к этому вопросу во много зависит от культуры страны. Одним из самых неожиданных взглядов, наверное, является эстетика японской смерти.
  
   Отношение японцев к смерти может показаться очень странным, кажется, что они совершенно не ценят свою жизнь. Не каждому дано понять отношение самураев к чести и жизни, они ценили и то и другое, видели гармонию и внутреннюю красоту окружающего мира. "Вы можете потерять свою жизнь, но честь - никогда" - основной принцип Бусидо ("Путь воина"), который скорее говорит не о небрежности к жизни, а о причине лёгкости расставания с ней. Уйти в бою с четью - вот что самое главное для воина. Именно поэтому японские солдаты так шокировали остальные народы свободной и добровольной гибелью пилотов-камикадзе. Мужественная смерть это гарантия переселения в мир воинственных духов, возможность защищать дальше свою родину и свои семьи. Однако не только мужчины практиковали сеппуку (у нас более распространённое понятие - харакири), но и женщины осваивали тонкости этого ритуала.
   Цвет смерти в Японии - белый. Если ритуальное самоубийство происходило в доме, комнату драпировали белыми тканями и завешивали гербы рода снаружи дома в знак траура. Самоубийца так же облачался в белые одежды. От гостей требовалось спокойствие и уважение к совершающему ритуал. Спокойствие, как демонстрация выдержки, и тело которое не должно заваливаться на спину, чтобы не нарушать древнюю эстетику. И короткое предсмертное стихотворение хокку перед смертью.
  

Земля и металл

Жизнь мою оборвали,

А время всё там же.

(самурай Ацудзин - написано 10 веков назад)

   В современной Японии ритуальные самоубийства по приказу практически отсутствуют. А вот совершаемые по собственной воле остались, конечно же не в таких масштабах, как это практиковалось в прошлые века.
   Почему белый цвет? Этот цвет ассоциируется с белыми одеждами буддистов-паломников, так по буддизму человек после смерти становится кем-то вроде паломника. У смертного одра на столике зажигают благовония, ставят чашку с рисом и вертикально втыкают в него палочки, на белом листе бумаги выкладывают рисовые булочки. Так же столик украшают свечами, белыми хризантемами и сикими - японскими магнолиями. Голова покойного должна быть обращена на север, а лицо на запад - после смерти в такой позе лежало тело Будды. Во время отпевания умерший получает новое имя - Кайме - (чаще всего составленное из редких иероглифов): так дух человека не будет потревожен, когда близкие будут его упоминать настоящим именем. Конверт для вручения денег на похоронах белый с серебристыми и чёрными ленточками.
   Во время буддийского праздника О-бон - 13-16 августа - духи усопших возвращаются в свои дома. Перед праздником японцы посещают могилы, приводят в порядок семейные алтари. В первый вечер праздника зажигают небольшие бумажные фонарики перед домом и на воротах приветствуя возвращение душ. В последний день так же зажигаются бумажные фонарики, дабы поторопить уши в их мир. Если праздник приходится на первую годовщину смерти - под карнизами крыш вывешивают белые фонарики.
  
   Конечно нельзя ограничиваться человеческой смертью в Японии. У них так же особое отношение к природному увяданию, концу существования, который влечёт за собой новую жизнь.
   Японское понимание эстетики основывается на понятии "моно-но-аварэ", которое есть эстетическая позиция вытекающая из ощущений. Это не западная концепция логической красоты, красота - это ощущения человека. Японское чувство прекрасного субъективно, без безусловных критериев оценки массами. Хотя всё же какую-то общую концепцию японское эстетическое восприятие имеет - понятие "аваре" значит печаль, сострадание. Так что в Японии больше ценится красота мгновения, увядания, смерти. Цветущая сакура прелестна и изящна своим цветом, но ещё прекраснее момент её увядания. Целая аллея в один момент станет засыпать траву бело-розовым снегом, лепестками. Десять сантиметров в секунду - скорость облетания цвета сакуры. Прекрасная картина смерти природы, смерти цветов. Самый известный вид сада камней - песок и камни - созерцание смерти и пустоты. Икебана - застывшее во времени увядание. Это всё не значит, что японцы не считают красивым свежий, только что распустившийся цветок, это то самое сострадание к потерявшим прежнюю красоту вещам. А может быть и извечное напоминание о всеобщей конечности, в отличии от западного утопизма желания и надежды на полное бессмертие.
  
   В современной Японии традиционная эстетика всё больше забивается более простой и привлекательной западной. Вместо внесения чего-то нового современная молодёжь копирует запад. В современной Японии так же стоит проблематика гордости за своё исконное чувство прекрасного и особенной эстетики смерти и даже в современном мире находить хоть немного места для своего традиционного искусства.
  

Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"