Кизим Антон Викторович : другие произведения.

О значении подвига братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о значении подвига святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба. О том почему они погибли, и о том, как повлиял их образ на историю Древней (точнее, Средневековой) Руси.


  
   Недавно мы отметили 1000 лет со дня кончины Владимира Святого, при котором произошло Крещение Руси. Но, кроме того, в этом году исполняется 1000 лет после гибели двух его сыновей, Бориса и Глеба, которые тоже прославлены Церковью, как святые. Более того, они были канонизированы ранее Владимира, так что их называют "первые русские святые". Какое значение имел их подвиг и их канонизация для истории Руси?
   Для начала посмотрим обстоятельства их гибели. 15 июля 2015 года скончался святой кн. Владимир. Борис и Глеб были его любимыми младшими сыновьями. А вот со старшими сыновьями у него отношения явно не сложились.
   Его старшим сыном был Святополк, которого Владимир незадолго до смерти посадил в острог. Также незадолго до смерти Владимир собирался воевать с другим сыном - Ярославом, который сидел в Новгороде. Ранее у Владимира был конфликт с другим своим сыном - Изяславом, который стал княжить в Полоцке и скончался ранее отца.
   Как же так получилось, что Владимир конфликтовал как минимум с тремя своими сыновьями?
   По аналогии вспоминается другой святой - царь Давид, который со своим сыном Авессаломом даже воевал. Еще Давида и Владимира объединяет то, что они оба были многоженцами. И едва ли это случайное совпадение.
   Почему у правителей-многоженцев часто возникают конфликты с сыновьями? Потому что сложно быть хорошим отцом для всех детей сразу. Хотя жен много, любимая - одна. И соответственно ее дети - любимые дети, а ее старший сын - потенциальный наследник. Сыновья от других жен могут никогда и не видеть своего отца, которому некогда. При этом они знают, что отец не хочет, чтобы они стали его приемниками. В результате отец становится врагом.
   Все-таки не случайно у христиан моногамия. Но, к сожалению, это не гарантирует отсутствие конфликтов между отцами и сыновьями. И если приглянуться к примерам, то выяснится, что большинство примеров опять же связано с многоженством. Такие конфликты возникают, когда правитель женится повторно. У нас самый известный пример - это Петр I и его сын Алексей. Что-то похожее случилось между равноапостольным Константином и его сыном Криспом.
   Но вернемся к св. князю Владимиру. Парадоксально звучит "святой христианин-многоженец". Но это так. И это объясняется просто: он не всегда был христианином. В начале своего правления он занимал языческую позицию. Тогда же он стал многоженцем. В языческой Руси это было нормально. Более того, сам он стал князем именно потому, что на Руси многоженство было законно, и все сыновья князя считались его законными наследниками.
   При этом князем он стал после убийства своего старшего брата Ярополка. И одной из первых жен его стала вдова Ярополка. От нее и родился его старший сын - Святополк. Еще ранее Владимир женился на полоцкой княжне Рогнеде. Сделал он это после того, как убил ее отца Рогволда и братьев. От Рогнеды у него родились Изяслав, Ярослав и Мстислав.
   Позже Владимир сделал то, за что мы его помним и почитаем. Он крестился сам и крестил Русь. При этом он женился на греческой царевне Анне. Но его статус многоженца остался. И его сыновья от разных жен все звались князьями и были его наследниками. Не объявлять же их всех "незаконнорожденными". В результате Русское княжество стало христианской страной с языческой традицией.
   Любимыми сыновьями Владимира были младшие Борис и Глеб. По одной из версий - дети византийской царевны Анны. По другой - дети болгарыни (в пользу нее говорит болгарское имя "Борис"). И он хотел, чтобы ему наследовал Борис, который находился рядом с ним, и под началом которого была часть киевской дружины.
   А с сыновьями от первых жен у Владимира отношения и не сложились. Изяслав, будучи малолетним, даже попытался напасть на отца, чтобы отомстить за обиды матери. Тогда Владимир послал Рогнеду и Изяслава в Полоцк. Изяслав стал основателем полоцкой княжеской династии. Другой сын Рогнеды Ярослав, княживший в Новгороде, готов был воевать против отца, но "не дал Бог порадоваться дьяволу" и Владимир скончался во время подготовки похода.
   Святополка же Владимир посадил в острог. Вероятно, не хотел, чтобы он пришел к власти после его смерти, но у Святополка было немало сторонников, и он стал Киевским князем и начал войну.
   Братья Борис и Глеб были ему особенно ненавистны. Они получили ту любовь, которой он был обделен. Более того, он видел в них главных конкурентов.
   Он решил, что должен остаться только один. При этом можно сказать, что он следовал примеру предыдущего поколения, ведь после смерти Святослава тоже началась братоубийственная война. В результате нее сначала погиб второй Святославич Олег (князь древлянский) а затем погиб старший сын Ярополк. Победителем вышел новгородский князь Владимир. Святополк эту историю знал и делал вывод, что спокойно сможет править только после смерти своих братьев.
   А Борис и Глеб не начали войну. Они не продолжили "братоубийственную традицию" языческих времен. Они остались лояльны Киевскому князю и старшему в роде. Христос подчинился даже тем, кто хотел Его казнить, так они подчинились даже тому правителю, который хотел их убить.
   И они погибли. Борис погиб на реке Альте, где его бросила дружина, когда стало ясно, что он не собирается бороться за власть. Глеб погиб по дороге к Киеву, куда направлялся, получив письмо от Святополка.
   Сейчас кто-то их может назвать "лузерами", а также - плохими и слабыми политиками. Но дело в том, что "не в силе Бог, а в правде". Для христиан главное, чтобы люди были хорошими, а сильные они или нет - это уже второстепенно.
   После Бориса и Глеба погиб еще один Владимирович - Святослав Древлянский. В отличие от братьев он пытался бежать и погиб в битве. Поэтому к лику святых не был причислен.
   Ярослав тоже не стал ждать. Он, продолжил традицию отца и, будучи Новгородским князем, начал войну против брата - Киевского князя. И, подобно отцу, одержал победу, хотя это было непросто. Война с переменным успехом длилась четыре года и закончилась победой Ярослава в битве на реке Альте. Святополк бежал за границу, где и умер.
   Когда Ярослав стал Киевским князем, он мог продолжить "каинову традицию". У него были еще родственники, которые могли стать его жертвами. Но к счастью этого не произошло. Вообще, кажется, Бог оберегал Ярослава от особенно плохих поступков. Смерть Владимира отменила намечавшуюся войну между отцом и сыном. А бегство Святополка не дало Ярославу возможность его убить и стать братоубийцей.
   На следующий год после победы над Святополком Ярослав похоронил Глеба рядом с братом в Вышгороде. Есть версия, что тогда же произошла канонизация, но все-таки это маловероятно. Скорее всего, они были канонизированы во второй половине XII веке. А вот почитание их скорее всего началось уже 1020 году. И если Борис и Глеб стали героями, то Святополк Окаянный - антигероем.
   И тут хочется обратить внимание на последствия канонизации Бориса и Глеба. На какое-то время братоубийство практически прекратилось. Да и просто Рюриковичи перестали убивать Рюриковичей.
   У Ярослава был родной брат, сын Рогнеды Мстислав Тьмутараканский. Между братьями разгорелась война. В основной битве Ярослав потерпел поражение, но Мстислав не стал продолжать конфликт и предпочел договориться. Братья поделили Русь по Днепру. Земли западней Днепра, включая Киев (Правобережье), получил Ярослав, земли восточней Днепра - Мстислав. Это был первый случай, когда конфликт между братьями закончился миром. Раньше такие войны шли по принципу "Русь слишком тесна для нас двоих". Либо один из братьев погибал, либо убегал за границу. Теперь выяснилось, что конфликты можно останавливать по обоюдному согласию.
   Мы не знаем, как бы поступил Ярослав, одержи победу он. Но, даже если мир с братом для него был вынужденным, то тут также можно увидеть Божий промысел и помощь святых братьев-страстотерпцев.
   В 1036 году Мстислав умер бездетным (его сын погиб на охоте) и Ярослав смог объединить земли.
   В том же году у Ярослава был конфликт с другим братом, Судиславом Псковским, который был кем-то оклеветан. Ярослав его посадил в тюрьму, ликвидировав Псковское княжество. Судислав просидел в тюрьме вплоть до смерти Ярослава, после которой его освободили.
   История, конечно, печальная, но здесь важны следующие моменты. Во-первых, много лет Судислав спокойно княжил в Пскове. То есть братья могли княжить одновременно и даже не конфликтовать (с тем же Мстиславом Ярослав стал жить вместе только после поражения). А во-вторых, Судислав не был убит. Он смог дожить до своего освобождения и умер в монастыре. Конечно, это тоже печальная участь.
Но показательно уже то, что для него братоубийство стало чем-то недопустимым.
   Еще у Ярослава был племянник в Полоцке - Брячислав, сын Изяслава. С ним Ярослав тоже воевал. И эта война тоже закончилась миром (хотя отдельные конфликты происходили вплоть до смерти Брячислава). Полоцкая земля стала уникальна тем, что там правили не Ярославичи, а Изяславичи. Так начиналась традиция пресловутой "раздробленности", о которой мы скажем ниже.
   Итак, Ярослав мог с родственниками договариваться и уживаться (замечено, что в основном договаривались потомки Рогнеды: Изяслав, Ярослав и Мстислав были родными братьями, что лишний раз говорит о пользе моногамии), Ярослав остановил "каинову традицию". А помогали ему в этом святые братья-страстотерпцы. И если при Ярославе началось их почитание, то при Ярославичах они были канонизированы.
   Братоубийства у Рюриковичей практически прекратились. Не только братоубийства, но и просто случаи "Рюрикович убил Рюриковича". Лет двести (с 1015 по 1217 гг.) русские летописи таких случаев не знают. Только в 1217 году на княжеском съезде в Исадах Глеб Рязанский организовал убийство своих шестерых родственников. Вскоре он был разбит и бежал к половцам, где вскоре сошел с ума, а затем скончался. Впрочем, можно предположить, что сумасшествие началось уже тогда, когда он задумал братоубийство.
   Конфликты между Рюриковичами были. Но они были более цивилизованными, чем у Святославичей и Владимировичей и, как правило, заканчивались договорами.
   Князья погибали в битвах. Но по этому поводу на Руси говорили: "За удаль в бою не судят". Это не случай предумышленного убийства. Так, один из сыновей Владимира Мономаха погиб в бою против князя Олега Святославича. Но Владимир с ним примирился, написав в письме "...Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя... Разве удивительно, что муж пал на войне?"
   Правда, есть случаи убийства князей вроде Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Игоря Черниговского. Но при этом нет доказательств причастности к этим убийствам других Рюриковичей. Есть в летописях высказывания о подозрениях. Святополк Изяславич высказывал конкретные подозрения, кто приказал убить его брата, но убедительных доказательств не было. Очевидно, что для Рюриковичей это было табу.
   Тот же Святополк Изяславич подло взял в плен Василько Ростиславича, которого подозревал в причастности к смерти брата. Но он его не убил, а ослепил. Позже Василько оказался на свободе и даже возглавлял войска, которые победили Святополка (отомстил). В принципе можно спорить, что хуже - убийство или ослепление. Но факт в том, что на князей влияли нравственные ограничения.
   И если кто-то из князей и "заказывал" кого-то из других, то это было сделано так, что современники (и летописцы) не имели достаточных улик, и это событие в летописи не попадало. Можно найти немало "спорных" случаев, но они именно спорные, а летописцы почти всегда исходили из презумпции невиновности.
   Самые печальные случаи это "пожизненные заключения", когда князья умирали в тюрьме. Но тоже показательно, что на убийство никто не решался. За исключением упомянутого выше сумасшедшего Глеба Рязанского. Но других случаев, когда Рюрикович убил Рюриковича, до монгольского нашествия не зафиксировано. А после начала монголо-татарского ига наступила другая эпоха, которая за рамками нашей темы.
   Одним из следствий принципов неприкосновенности Рюриковичей стала так называемая феодальная раздробленность. Князей становилось все больше. И как следствие все больше становилось княжеств. Уже у Ярослава было меньше власти, чем у Владимира, так как Ярослав договорился с племянником в Полоцке. У его сыновей власти будет еще меньше. Мстислав Великий будет последним князем, о котором можно было сказать - "безусловный лидер".
   Часто можно увидеть огорчение по поводу того, что Русь "перестала быть единой". Но давайте вспомним, какой ценой достигалось это "единство". Святополк Окаянный убивает Борис и Глеба, а также еще Святослава, и пытается убить остальных. Владимир становится киевским князем после смерти братьев. То есть прямо-таки систематическое братоубийство. До этого мы братоубийства не знаем, но надо отметить, что и история до этого достаточно туманна. Но и туманных сведений достаточно, чтобы понять, что единство достигалось дорогой ценой. Так Олег Святославич был далеко не первым "древлянским сепаратистом". До этого его бабушка Ольга должна подавлять восстание древлян, которые убили ее мужа Игоря. Причем делала она это жестоко. И конфликт с древлянским князем также происходил по принципу "кто-то из нас должен умереть".
   Так неужели нам нужно единство такой ценой. Неужели нам нужно единство, которое постоянно поддерживается убийствами.
   И символично, что первыми канонизированными святыми стали Борис и Глеб, а не равноапостольный Владимир, сильный и порой жестокий политик. Он вообще оказался их антиподом. И его канонизировали только в XIII веке. А о канонизации Ярослава вообще долго вопрос не ставился. Его канонизировали только в 2004 году, спустя 950 лет после кончины (его можно назвать "рекордсменом" по разнице между годом смерти и годом канонизации). Все-таки он был непохож на святых братьев, сделав прямо противоположный выбор - не подчинился старшему, а стал драться с ним. Но при этом, как мы уже заметили, он остановил жестокое братоубийственное "поддержание единства"...
   Русь была крещена, и ее правители стали более цивилизованными. Между прочим, можно заметить, что также прекратилась практика многоженства. Языческая эпоха ушла в прошлое.
   При этом надо помнить, что в эпоху раздробленности единство Руси сохранялось. Во-первых, вся Русь считалась вотчиной Рюриковичей, которые княжили во всех княжествах. Во-вторых, все князья признавали, что Киевский стол - старший. А в-третьих, всю Русь объединяла Русская православная церковь во главе с Киевским митрополитом.
   Но главное, не было причин для объединения под властью одного князя. Борьба с серьезными внешними врагами? С тех пор как Святослав разгромил Хазарский Каганат, и до монгольского нашествия у Руси просто не было серьезной внешней угрозы. В эпоху раздробленности соседи были таковы, что почти каждое княжество могло справить с их агрессией в одиночку. Так что русские князья могли себе позволить усобицы (которые, как мы заметили, были сравнительно цивилизованными).
   Вот присутствует какой-то культ силы, согласно которому правитель обязательно должен быть сильным, победителем врагов внешних и внутренних, а если кого-то ему пришлось убить, ну что ж, "дерево рубят, щепки летят". При этом он должен все взять под контроль и пойти (именно пойти, а не ждать) победить всех соседей. Для тех, кто поклоняется силе, конечно, культ Бориса и Глеба чужд. Но он не был чужд для князей Древней Руси периода ее культурного расцвета.
   Борис и Глеб пожертвовали собой ради других. Они погибли, но их светлый образ спас от братоубийства немало Рюриковичей. Их жертва не была напрасной.
   В XX веке были другие русские святые страстотерпцы. А именно Николай II и его семья. Николая тоже часто обвиняют в том, что он слабый политик. Но опять же для Церкви и Бога важней, чтоб человек был хорошим. Не все могут быть сильными политиками, но все могут быть хорошими людьми. Интересно, что, отрекаясь, он руководствовался примерно теми же мотивами, что и святые братья-страстотерпцы: он не хотел братоубийственного противостояниями между россиянами.
   Убили святое царское семейство большевики, антиподы страстотерпцев. Если Николай II хотел избежать гражданского противостояния, они наоборот призывали к гражданской войне. Если Борис и Глеб предпочли подчиниться законному правителю, большевики (как и другие марксисты) призывали к восстанию против правителей. К чему это привело, мы помним.
   Хочется надеяться, что светлый образ страстотерпцев будет и в будущем останавливать братоубийства. А в тех случаях, если междоусобица началась, постараемся помнить, что почти всегда можно договориться и прийти к компромиссу.
   Святые Борис и Глеб, молите Бога о нас!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"