Караимы традиционно исповедуют караизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией), либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке. С начала XX века оно проводится также на русском, польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV--XVIII веке.
Считается, что во всём мире их проживает всего около 2000 человек...
И вот, Алексей привёл меня в караимский квартал, где и расположены Знаменитые евпаторийские Кенасы (или в Кенаса, как говорят сами караимы):
Караимские кенаса в Евпатории находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов (караев) занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенаса (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года -- духовный центр караимов России.
Комплекс кенасс в составе Большой кенаса и Малой кенаса был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенаса, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенаса.
Обе кенаса представляют собой двусветные здания зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенаса верхний ряд окон имеет стрельчатое завершение, в Малой -- полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами ("азара"), где ожидали начала службы старейшины общины. Входы в здания выполнены в форме стрельчатых арок, украшенных резьбой по камню. Кровля зданий -- черепичная четырёхскатная.
В 1859 в честь посещения кенаса императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
В 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время немецкой оккупации, была открыта Малая кенаса, тогда же в Большой кенаса был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году.
С 1991 г. лидером Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенаса в Евпатории. В 1998--1999 гг. он руководил строительными работами по восстановлению памятника.
13 сентября 2005 кенаса была снова открыта.
В 2007 была закончена реставрация мраморного обелиска, на верхушке которого, после длительного отсутствия был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.
Комплекс кенаса -- памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека "Карай-битиклиги", а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием "Караман".
Все религиозные тексты караимов написаны на иврите. Но караимы - не иудеи, и вера их не иудейская, что и признавала всегда Русская Православная церковь, хотя они и чтут Тору...
Небольшой некрополь: тут похоронены самые уважаемые граждане...
Стела, посвящённая посещению Кенаса императором Александром Павловичем - отметьте дату: 1 ноября 1825 года...
А теперь просто посмотрите - какая красота...
(;-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))
А это памятная доска - благодарность соотечественнику, помогшему воссоздать такую красоту...