Кирпичев : другие произведения.

Тайны якутского ножа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.45*42  Ваша оценка:

  Многие, наверное, слышали выражение: "одиночество в толпе". Эти слова кажутся абсурдными - действительно, как можно быть одиноким среди массы людей?
  Можно, ведь толпа безлика, и в ней так же легко потерять свою индивидуальность, как и найти другую.
  В век всемирной глобализации многие народы и народности оказались среди толпы себе подобных. Плавильный котел наций работает без остановки, поэтому даже маленький предмет, по которому можно идентифицировать национальность мастера, его сделавшего, является сейчас той соломинкой, за которую хватаются народы, опасающиеся потерять свою самобытность.
  У одних народов таких соломинок много, им нечего бояться - они внесли свою лепту в набор предметов, рассказывающих о путях становления нашей цивилизации. У других их мало - поэтому иногда национальным объявляют любой мало-мальски отличающийся от других предмет. Естественно, чтобы не быть голословными, этому предмету придается сопроводительная легенда, в которой чаще всего рассказывается о том, как долго, путем мучительных проб и ошибок, этот предмет создавался. О том, как много поколений мастеров совершенствовали его форму, чтобы однажды на свет появился самый настоящий шедевр. Какой? А вот тут уже может поработать ваша фантазия, но в данной статье речь пойдет о национальных ножах. Разных, но которые объединяет одно - "великая сила конструкторской мысли" далеких предков, родивший этот "замечательный шедевр".
  Начну, наверное, с ножа, не слишком известного. Среди любителей холодного оружия он, конечно, широко известен, но обычный человек нередко удивляется, услышав словосочетание: "характерный якутский нож".
  
   []
   Обыкновенный якутский нож.19 в
  
   Вообще-то, любой мастер, который сам начинал ковать ножи из всяческого доступного материала, за время своего становления "выдавал на гора" и крисы, и печаки, и кукри, и еще много всего - наверное, десятками, сам о том не подозревая. Но немногие мастера в ходе самостоятельного обучения ищут аналоги тем формам, которые выходят из-под их молотка. А зря - интересная могла бы получиться история...
  Хотя, почему бы "могла"? Сейчас я вам ее расскажу.
   Сибирь. Огромнейшее пространство Евразийского материка, с незапамятных времен заселенного разными племенами. Десятки, сотни племен и народов с различной историей, живших и живущих на пространстве от Уральских гор до Тихого океана. Чтобы рассмотреть все, у нас не хватит ни сил, ни времени, поэтому остановимся на якутах - народе с яркой и давней историей.
  
   []
   Якутский всадник с Амгинско-Ленского плоскогорья
  
   Как вы уже, наверное, догадались, речь в статье пойдет о якутском национальном ноже. Якутский нож нам известен с...
  Сделаю небольшое отступление, потому что тут сразу возникает некоторая проблема. Она не в том, что нет возможности точно сказать, с каких пор нам известен этот нож - проблема в том, что в данном случае мы вообще не можем ничего сказать. Парадокс: нож есть, а сказать о его появлении ничего нельзя. Почему?
  Попытаюсь объяснить. Когда плотно сталкиваются два народа, готовых на контакт как в социальном, так и в технологическом плане, при недостатке археологического материала невозможно определить время, с которого начали видоизменяться некоторые традиционные предметы (часто у обоих народов). Дело усложняет то, что описание часто запаздывает, и происходит уже тогда, когда влияние стало и заметным, и необратимым.
  Например, пришли некие поселенцы или торговцы (а они и есть первые исследователи) в неизвестные им края и установили контакт с аборигенами. Некоторое время между представителями народов идет меновая торговля, в ходе которой характерные для обоих народов предметы активно перемещаются в обоих направлениях.
  
   []
   Доставка мамонтовой кости в факторию. Якутия. Начало 20 в.
  
   Мастера, видя популярность тех или иных инородных вещей, тут же пытаются на волне появившейся моды наладить свое производство - часто внося небольшие изменения в уже традиционные конструкции.
  Дело движется, контакты продолжаются - в этот момент обычно и подтягиваются официальные историки, дабы лицезреть и описать.
  Примерно так же дело обстоит и тогда, когда ведутся неспешные военные действия - есть время оценить и попользоваться трофеями, и даже попытаться их копировать, если они того стоят.
  Поэтому в своих рассуждениях я буду учитывать этот фактор, о котором редко кто вспоминает вообще.
  Действительно, русское влияние на якутов было сильно. Этот открытый народ легко и быстро перенимал все новое и для него полезное. Рубанки, сверла (раньше якуты сверлили дерево ножом), струги, стамески у якутов с давних пор той же формы, что и русские, и называются так же.
   Вообще, неизвестно теперь, какая мебель была у якутов до прихода русских - она уже в 19 веке имела сильные следы русского влияния и звалась по-русски.
  
   []
   Горшок, стол, стул, ларец для посуды, таган.
  
  
   Дошло до того, что якуты уже и сами не знали, что у них было до прихода русских, а что - после. Встречались и те, кто говорил, что русские научили якутов добывать железо "из камня".
  Хотя, конечно, это не так.
  Якуты давно познакомились с металлами. В конце второго - начале первого тысячелетия до н. э. они плавили бронзу и изготавливали из нее как предметы обихода, так и наконечники копий, топоры-кельты, кинжалы, мечи.
  
   []
   Бронзовый меч, найденный в окрестностях Вилюйска
  
   Но очень мало. Знали и любили серебро, работали с золотом, медью
  
   []
  Подвески к поясу
  
   В это время якуты имели связи с Китаем и степными районами Сибири. Железный век для якутов начался где-то в первой половине первого тысячелетия нашей эры, однако в это время на территорию Якутии, где обитали племена охотников-рыболовов, начали проникать из Забайкалья племена скотоводов - тюркоязычных предков нынешних якутов. В это время развитие металлургии и металлообработки замедлилось - может, по этой причине, может, по другой, но ...
  Если взглянуть на карту, то видно, что якуты к 16 веку были почти полностью окружены племенами тунгусов (эвенков и эвенов).
  
   []
  
  Эвенки и эвены имели довольно развитое кузнечное дело, но не могли сами добывать железо из руды.
  
   []
   Перекочевка. Эвены. Якутия 1905 Экспедиция Н. Иохельсона. коллекция МАЭ
  
   Если посмотреть еще дальше, то некоторые племена - например, на западе относительно миролюбивые ханты, а на северо-востоке заносчивые и агрессивные чукчи - с железом знакомы не были. Кузнецы у них были, но сами они железо не добывали.
   Выдержка из диалога с хантами из "Материалов по фольклору хантов" В. М. Кулемзиной и Н. В. Лукиной (Томск, 1978 г.):
  "Остяки с Ермаком не воевали. Когда Ермак пришел, то наш вождь встретился с ним, встали они напротив друг друга и поменялись, передавая из рук в руки лук и ружье, тот нашему - ружье, а наш - лук.
  А до этого все было из кости: и ножи, и топоры. И сейчас, если бы нужно было, я бы сделал топор из лопатки лося. Из клыка медведя можно сделать маленький нож".
  
   []
  Ханты. Стойбище. Современная фотография.
  
  Другие далекие соседи, кузнецы оседлых чукчей и эскимосов, умели изготавливать лишь простые изделия из полос железа методом холодной ковки.
  Получается, что Якутия тех времен - это небольшой металлургический оазис в окружающем пространстве, лишенном железа, полученного из руды. Скорее всего, что и тунгусы, и чукчи впервые с железом познакомились благодаря якутам.
  
   []
  Чукотский воин в ламеллярном доспехе
  
   Однако отсутствие плотных связей с внешним технологически развитым миром и невозможность познакомиться с приемами и методами обработки железа, используемыми мастерами других народов, заставили якутских кузнецов "вариться в собственном соку".
  
   []
  Якутские кузнецы
  
   К приходу русских якутские кузнецы могли делать железные пластинчатые доспехи, копья и мечи, однако все это производство находилось на довольно примитивном уровне по сравнению с другими народами, познакомившимися с железом примерно в то же время. Даже японцы, у которых железо начало получать широкое распространение только к пятому-шестому веку н. э. и даже позже, к 15 веку уже делали конструкционно сложные мечи-катаны, считающиеся и сейчас вершиной кузнечного мастерства.
  
   []
  Катана. Музей
  
   Не знали якуты чугуна (джугун), сверл, воротков, коловоротов, плохо работали с углеродистой сталью, не умели делать пружин, не знали полировки.
  А теперь о том самом якутском национальном ноже. Кузнечное дело якутов сдвинулось с мертвой точки только с приходом русских. Вот здесь и начинают вырисовываться контуры будущего якутского ножа.
  
   []
   Якутский нож. Современная работа.
  
   Нож якутов, как отмечают многие исследователи, действительно довольно любопытен.
  С одной стороны он был плоский и часто даже немного вогнутый, с другой - слегка выпуклый.
  Небольшой, в 10-12 см длиной, очень узкий, толщиной в обухе от 7 до 12 мм, он, конечно, обращал на себя внимание.
  Вообще-то это очень странная для ножа форма. Ее надо было как-то объяснить, и по этой причине якутский нож, как и другие национальные ножи, снабдили соответствующей и подходящей историческому моменту легендой.
  Историки не поскупились и дали ножу богатую историю, протянув его корни в самый палеолит, По их теориям, именно уже тогда совсем дикие якуты начали делать скребки из кремней и кости и задумываться о нетрадиционных формах. Уже тогда, считают некоторые ученые, зародилась эта неизменная традиция делать нож выпуклым, похожим на обломок трубчатой кости
  
   []
  Якутский нож с широким долом. 19 в
  
  .(Если это так, то якутов можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса как самый верный своим древним традициям народ. Хотя, уже есть один такой - традиционно и бездумно вырезающей на своем ноже выемку, которая теперь совсем не нужна. Об этом - в другой раз).
  Другие говорят, что это не так - просто якуты изобрели самую универсальную форму для ножа, использующегося для обработки дерева и разделки мяса.
  Не знаю - их же соседи резали тысячу лет прямыми ножами и особо за якутскими формами не гнались. Да и никто не гнался. В чем же тогда дело?
  
   []
   Некоторые формы древних ножей найденных на территории Сибири
  
   А дело не слишком сложное, на мой взгляд. Начнем с дола.
  Вот изделия якутских мастеров, найденные на территории Якутии.
  Можно заметить, что долов на них нет.
  
   []
   Наконечники копий. Меч. Музей
  
   Некоторыми историками считается, что с долом якуты были знакомы давно - он в примитивной форме иногда встречается на литых бронзовых изделиях.
  Но когда появился дол на якутском ноже, выяснить точно, скорее всего нельзя, хотя догадки есть.
   Русско-якутские войны - а вернее, стычки - случались неоднократно. Приведу цитату из одной статьи:
  "...После попытки повторного сбора ясака якуты пришли в недоумение от действий русских, и они осадили острог. 9 ноября якутские воины, возглавляемые такими вождями как Наракан, Корени, Буруха, Бойдон, Ногуй. Осада длилась с 8 ноября 1630 до 9 мая 1631. Но огнестрельное оружие европейцев оказались сильнее в осадной войне, чем копья, луки и стрелы. Потеряв много воинов ранеными и убитыми, якутские ополченцы разошлись по своим поселениям. Отряд Добрынского не потерял ни одного человека убитым и вернулся в Тарухан".
  Были, конечно, и не такие удачные для русских отрядов сражения, но тенденция не менялась - русское оружие было намного эффективнее традиционного якутского.
   Русские промышленные ножи, быстро вытеснили с территории Сибири, здешние традиционные формы. Русские ножи моментально "прижились" почти у всех народов. Я говорю почти, потому что якуты, легко впитывая в себя элементы русской культуры и технологий, не хотели менять свои ножи на другие. Якутский нож сохранял свою прежнюю форму, но все же, в него были внесены некоторые изменения.
  Я не знаю, были ли попытки сформировать долы на якутском мече, только я не нашел фотографий таких образцов. Хотя, зачем это было делать, если бесполезность меча против огнестрельного оружия была выяснена довольно быстро?
  Меч якутов, как и меч японцев, имел ярко выраженное ребро - похоже, таким путем идут все народы, пока не изобретают долы.
  
   []
  
   []
   Меч, найденный на территории Якутии. Частная коллекция
  
   Позволю себе небольшое отступление.
  Многие знают о культе карго. Конечно, он не имеет прямого отношения к якутам, я привожу этот пример, как подтверждение того, что копирование, без понимания деталей и принципов работы, вполне возможно.
  
   []
   Самолет из соломы, построенный жителями одного из остовов Меланезии
  
   []
   Аборигены марширующие с "копиями" винтовок американских солдат
  
   Вполне вероятно, что якутские мастера принялись копировать долы на русском оружии в расчете на улучшение рабочих свойств своего.
  
   []
   Якутский нож.19 в
  
  
   Я помню еще те времена, когда среди нашего населения ходили байки о том, что долы на ножах запрещены законом, потому что, если на ноже сделать дол - то он сразу становится холодным оружием "повышенной убойной силы". Для долов даже придумали устрашающее название - "кровостоки", что говорило само за себя. Нарезать "кровостоки" на кухоннике означало стать обладателем "невероятно смертоносного" оружия.
  По этой причине клинков с долами полно в перечне вещей, делающихся "в местах не столь отдаленных".
  
   []
   Нож с долом. Современная работа
  
   С другой стороны, многие считают, что при всей своей бесполезности на коротком клинке, дол на ноже выполняет эстетическую роль.
  
   []
   Ножи с долами современного мастера.
  
   Может быть, и якуты тех времен не были лишены чувства прекрасного, хотя зачем тогда пытаться сформировать его ковкой? Клинок от таких попыток получался несколько изогнутым в поперечной плоскости. Хотя... это разве проблема?
  Есть еще одна версия: говорят, что уменьшение поверхности голомени клинка за счет дола уменьшало налипание на нож мяса в мороз.
  Теория интересная, если не считать, что выпуклая сторона клинка эту площадь увеличивала.
  То, что дол был заимствован с русского оружия, я только предполагал и, по правде сказать, не сильно удивился, когда нашел тому письменное подтверждение конца 19 века:
  "...правая сторона у якутских ножей вогнутая. В последнее время стали делать якутские мастера с этой стороны желобок".
   Долы бывают разные: узкие, широкие, двойные, односторонние, двусторонние, симметричные и несимметричные. Причем на клинках можно встретить самые разные сочетания.
  
   []
   Долы на шашке. 20 в
  
  Попробуем сделать односторонний дол ковкой, ведь на якутском ноже долы только с одной стороны.
  Я попытался сформировать дол на демонстративном клинке, о котором речь чуть ниже.
   []
  
  Я попытался это сделать на наковальне. Если бы я делал это на березовом пне, то нож выгнулся бы значительно сильнее.
  
   []
   Левая сторона клинка.
  
   []
   Правая, вогнутая сторона.
  
   Как можно заметить, попытка сформировать дол привела к приобретению якутским ножом своей "древней традиционной" формы.
   Чтобы сделать двухсторонний дол ковкой - нужно было иметь одно, не слишком сложное, приспособление.
  
   []
   Приспособление для раздачи металла и формирования долов.
  
   Для демонстрации я взял полоску металла, имитирующую форму ножа и сформировал на ней долы с помощью этого приспособления.
   []
  
  Как вы видите, на клинке сформировались симметричные долы, которые не привели к искривлению клинка, хотя такие долы, конечно, следует еще доработать абразивным инструментом.
  
  
   До такого приспособления ни якуты, ни, кстати, японцы не смогли додуматься - зато оно активно использовалось в остальной части мира.
  Так как я упомянул японцев, то позволю себе еще одно небольшое отступление.
  Есть один момент в металлообработке, который роднит и якутов, и японцев. По какой-то причине и якуты, и японцы избегали делать на своем оружии долы.
   Некоторые исследователи японского оружия считают, будто вследствие того, что катана - это двуручный меч, японцам долы (облегчающие клинок и несколько увеличивающие его жесткость) были не нужны. Однако традиционно у японцев не делалось долов и на вакидзаси, и на танто (хотя долы встречаются).
  Утверждают, что нарезку долов японцы проводили по желанию заказчика, и делали это ученики мастера. (Об узком доле вверху клинка мы еще поговорим, но уже в истории про другой национальный нож).
  На некоторых ножах без традиционного ребра-синоги делали узкий верхний дол, но, как говорят оружейники: "и катана, и вакидзаси, и танто - это мечи, только разных размеров".
  
   []
   A katana blade forged by Osuminajo Masahiro in 1606
  
   Не были нужны японцам долы еще, как говорят, и по причине использования особых приемов фехтования. Но мне кажется, что все намного проще: японцы просто не успели к появлению на их берегах европейцев создать что-то другое, и нарезной дол они хоть и делали, но делали неохотно по причине отсталой технической базы. А что же тогда говорить про якутов, не угнавшихся в развитии обработки железа даже за японцами?
  Как уже сказал выше, якуты начали делать долы уже после прихода русских.
  То есть, дол на клинке - это не столько конструктивная необходимость, сколько технологическая возможность.
  Посмотрите, как кует меч японский мастер. Он пользуется самыми примитивными инструментами.
   []
  
   По этой причине, как уже говорилось выше, дол (если он подразумевался) долго и упорно вырезали ученики. Однако не все долы нарезались. Вернее, часто нарезались долы при недостаточно развитой технологической базе (отсутствия необходимых приспособлений).
   Сейчас все наоборот - долы в подавляющем большинстве "режут", потому что в нынешние времена нарезать дол не составляет никаких проблем.
  Определить на вид, каким способом делались долы - не сложно. Кованый дол обычно не сужается постепенно к своему концу, даже если его обрабатывали абразивным инструментом.
  
   []
   Вверху вырезанный дол, внизу дол, сформированный ковкой.
  
   Теперь немного о форме клинка якутского ножа.
   Большинство ножей якутов похожи на обычные ножи, сделанные с помощью нехитрых приемов ковки. Такая форма ножа с явно выраженным брюшком часто встречается у тех, кто еще только начал осваивать приемы ковки клинкового оружия.
  
   []
   Якутский нож.19 в
  
   Просто попробуем изготовить этот простенький нож с явно выраженным брюшком.
   Чтобы сделать это быстро, полосу железа следует разрубить под некоторым углом.
   []
   Затем, нагрев металл, "заострить" один конец полосы.
   []
   После этого, держа заготовку за другой край, оттянуть лезвие, иногда кладя поковку "обухом" на наковальню и выравнивая его легкими ударами по "лезвию".
   Очень скоро у меня получилась заготовка для "якутского ножа" "правильной" выпукло-вогнутой формы в сечении.
   []
   Кузнецы-якуты ковали молотками, похожими, по свидетельству очевидцев, на монгольские топоры.
  
   []
   Монгольский топор, 13 в. Частная коллекция
  
   Если оттягивать лезвие, работая молотком с узким бойком, то клинок сам приобретает вогнуто-выпуклую форму в поперечном сечении. А учитывая толщину клинка и его совсем небольшую ширину, то понятно почему при оттяжке лезвия нож становился выпуклым и почему имел одностороннюю заточку - если затачивать с двух сторон, то при такой толщине спусков, угол рабочей кромки окажется очень велик. Попробуйте взять стамеску и основательно подправить ее с другой стороны. Что получите?
   Некоторые историки считают, что существовали якутские ножи для левшей и правшей, потому что редко, но встречаются образцы, где выпукла правая сторона.
  Недаром говорил Суворов, что: "теория без практики мертва". Историки опять все перепутали, ножи для левшей не делались специально - их делали сами левши.
  Кузнец, когда кует клинок, держит его клещами за хвостовик левой рукой, а правой молотком наносит удары. Поэтому при оттяжке лезвия эта сторона получается вогнутой, а противоположная - выпуклой, потому что лезвие клинка удобнее располагать к себе.
  Чтобы убрать выпуклость, мастеру приходится переворачивать и выравнивать клинок, но якуты этого не делали, так как тогда пришлось бы начинать опять "подтягивать" лезвие, ровнять обух уже не об наковальню, а ковкой - в общем, выводить по плоскостям "клин" или придавать клинку другую форму. Похоже, якуты этого не любили, а может, просто не умели еще.
  Если кузнец был левша, то он держал поковку правой рукой, а левой наносил удары - получался нож, выпуклый с правой стороны.
  Вот так ковали якуты, "в один молот", редко - в два.
   []
  
   Я недаром говорил о японцах, чтобы показать не только схожесть приемов, но и отсталость технологий металлообработки у народов, оказавшихся в относительной изоляции. И якуты и японцы для всех своих клинковых изделий имели одну технологию и одну отработанную форму.
  Как говорят и "катана, и вакидзаси, и танто" это один и тот же меч, только разных размеров. И у якутов форма ножа, повторяется и в копье, и в мече.
  .
   Например, индийские мастера, имевшие связи со многими странами, со временем достигли таких высот, что кажется, будто для них не существовало ничего такого, чего они не могли бы сделать с помощью обычного молотка: от маленького ножа хитрой формы до знаменитой индийской колонны.
  
   []
   Индийская железная колонна в Дели
  
   Чтобы разгадать некоторые тайны, иногда нужно сменить мышление.
  Мы привыкли думать, что и раньше, как это принято сейчас, все разработки рождаются в тиши кабинетов. Считается, что и раньше теоретик, рассчитав и начертив на листке пергамента некий инструмент, шел к кузнецу и просил его сделать необходимое.
  Это совсем не так, и доказательств тому не счесть.
  У меня на полке стоит подаренная мне ее автором книга о гениальном итальянце Леонардо да Винчи - ученом, "опередившим свое время". Многие проекты и разработки этого великого исследователя так и остались на бумаге только по причине отсталости тогдашних технологий.
   Конечно, на примере одного якутского ножа не доказать, что технологические возможности в давние времена всегда превалировали над теоретическими изысканиями. Но то, что они определяли многое - мы еще увидим на примере других национальных ножей. В подтверждение этого приведу слова известного исследователя Серошевсого Вацлава Леопольдовича:
  "Железные изделия, топоры, удила, стремена, огнива, пряжки наконечники стрел, копья и проч. и пр.чрезвычайно похожие на теперешние якутские, широко разбросаны по Европе и Азии в могильниках курганного периода. Меня особенно поразили ножи того периода, тождественные даже в деталях с якутскими современными ножами.
  При самом беглом обзоре Московского исторического музея, я отметил по каталогу 1893 года тождественные с якутскими клинками:
  В водоеме Днепра: Гнездиковский могильник, в водоеме Днепра и Немана, в водоеме р.Десны, в водоеме Балтийского моря, в водоеме Волги в могильниках все почти ножи якутского типа или отмечены как очень похожие...Такие же ножи попадаются в курганах Харьковской губернии, в Богодуховскоо уезда и Полтавской губернии, Роменского уезда; затем в Мощинах, в Спасском городце, в кавказских коллекциях Самоквасова, в Карасской группе курганов Терской области."
  
   []
   Якутский нож. Современный мастер.
  
   Народы, как и начинающие мастера-кузнецы, в ходе самостоятельного обучения идут от простого к сложному, методом проб и ошибок, часто повторяя друг друга, не подозревая даже об этом.
  
  Литература:
   БСЭ. Второе издание. Т.47,49.
   В. Л. Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования.
   Монографии Валерия Хорева "Японский меч. Десять веков совершенства" 2003 года,
  Монография А. Г. Баженова "Экспертиза японского меча"
   "Колонизация Сибири Московским Царством". Виктор Крекер, 2008 г.
   "Материалы по фольклору хантов" В. М. Кулемзиной и Н. В. Лукиной (Томск, 1978 г.)
  Нефедкин Александр Константинович "Военное дело чукчей"
  
Оценка: 5.45*42  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"