Венок Н.А. Римскому-Корсакову (цикл японских сонетов по мотивам поздних опер)
1
Римский-Корсаков
не совсем с ума сошел,
сочиняя песнь
то на пять долей,
то на семь, а то порой -
на одиннадцать.
Симметрии чужд
строй российских просторов.
Что ни град - свой нрав,
все пути - без повторов.
2.
Мать сыра-земля,
отчизна болезная,
чадо хворое...
Белым саваном
исхудалое тело
с плачем накроют.
А душа замрёт
Светлояровой чашей.
Се жених грядет -
солнца красного краше.
3.
Чудо чудное
видел вещий скиталец
в небесах ночных.
И дивясь, гадал,
Сирин ли, Алконост ли -
божьи вестники.
Птица Сирин в рай
путь сияющий кажет.
Алконост же смерть
возвещает страдальцам.
4.
Русь-избранница
Марфой безумной бродит,
о счастье бредя.
Царской невесте
в брачный чертог не войти.
Девичий терем
пуст - калитка ведёт
в сад, исхоженный в детстве.
Пусть себе поёт.
Больше некуда деться.
5.
Околдованы
Шемаханской царицей
царь и сыновья.
Узкоглазая,
легкая, словно птица,
мёд и яд в устах.
Звездочет-скопец
знает: красота чужда
и добру, и злу -
как огонь, воздух, вода...
6
Сказка звонкая
малым сим непонятна.
И намёк не впрок.
Пусть же тешит их
моря шум мусикийский
и шмелиный гуд.
Кто погиб, любя,
тот воскреснет, услышав
нездешний прибой:
Лебедь крылья колышет...
7.
Русский художник
Хокусаем пленился,
"Волну" увидев.
Добавил бочку
влекомую бездной вод
на берег сирый.
Изящный лубок
утаил плач и вопли
Матери с Сыном.
Слышит их только море.
8.
Великий Кащей
мусикийской науке
вовсе не был чужд.
Гуслей костяных
звон вызывал метели
и остуду душ.
Кто не знал любви,
принимал за искусство
ледяное бряцанье
самогудных струн.
9.
Чародей седой
с прямотой офицерской
чушью заумь мнил.
Но перо в перстах
выдавало посланца
мира горних сил.
Не всегда дано
ведать вестнику смыслы
доносимых слов.
Век истёк. Сроки - вышли...
10.
Во вселенский храм
да взойдет тварь любая
как в древний ковчег.
Цапелька, ведмедь,
сохатый - чада земли,
а не пасынки.
Коли Град Небесный есть,
Лесу как не быть?
Земнородным - благовест:
рай открыт - для всех.
11.
Рай открыт - для всех.
Век истёк. Сроки - вышли
и добру, и злу.
Се жених грядет -
Сирин ли, Алконост ли -
о счастье бредя.
Все пути - без повторов:
кто не знал любви
Матери с Сыном,
тот воскреснет, услышав:
"Рай открыт - для всех"...
Примечания
Озорная мысль - попробовать соединить экзотическую новоизобретенную форму японского сонета с традиционной русской силлабикой вроде "Мать сыра-земля, прими сиротинушку" - внезапно упала на давно созревшую почву моих личных и профессиональных симпатий к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова, и особенно к его поздним операм, от "Сказки о царе Салтане" (1900) до "Кащея Бессмертного" (1902), "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907) и "Золотого Петушка" (1908). Нетрудно заметить, что некоторые из этих опер писались в годы русско-японской войны, и Япония была тогда у многих на устах не только как вражеская держава, но и как родина удивительного искусства, многие мотивы которого оказались усвоенными и даже присвоенными мастерами русского модерна. Прошло столетие, мы живет в эпоху постмодерна, но большинство из прозрений русского "сказочника" (на самом деле - Вестника, по мнению Даниила Андреева) обнаруживают пугающую актуальность. Написанное мною - не более чем дамское рукоделие, однако таких узоров, насколько мне ведомо, никто еще вышивать не пробовал.
Некоторые реалии и аллюзии, вполне понятные музыкантам, требуют, вероятно, пояснений для прочих читателей. Они даются к каждому сонету по порядку.
1. Как гласит известная байка, обнаружив в "Садко" хор "Уж ты Сад-Садко, пригожий молодец" в диковинном размере одиннадцать четвертей, дирижер N подтекстовал его фразой "Римский-Корсаков совсем с ума сошел". Другой одиннадцатидольный хор имеется в финале "Снегурочки" ("Свет и сила, бог Ярило"). Семидольных мелодий у Корсакова еще больше, а пятидольные со времен Глинки для русской музыки вполне привычны - таков строй русского языка.
2. "Китеж", смерть Февронии: под церковное песнопение "Се жених грядет" Февронии является призрак погибшего жениха, княжича Всеволода. Светлояр - озеро, в которое, по преданию, погрузился Великий Китеж. Оно реально существует (находится в Нижегородской области) и имеет почти идеально круглую форму.
3. "Китеж", смерть Февронии, явление вещих птиц.
4. "Царская невеста", последняя ария безумной Марфы - "Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем" - обращенная к уже замученному опричниками жениху, Лыкову.
5. "Золотой петушок". В первых постановках Звездочету намеренно придавали внешнее сходство с Римским-Корсаковым (хоть тот вовсе не был, как его герой, скопцом)...
6. "Сказка о царе Салтане". Под "шмелиным гудом" подразумевается широко известный номер "Полёт шмеля" для солирующей виолончели. О мистическом смысле этой сказки Пушкина и оперы Римского-Корсакова стали писать и говорить относительно недавно.
7. Иван Билибин, "Сказка о царе Салтане"; знаменитая иллюстрация к изданию сказки Пушкина (1905) с посвящением Римскому-Корсакову. Изображение волны, захлёстывающей бочку, содержало явную аллюзию на гравюру Хокусаи "Волна".
8. "Кащей Бессмертный". Кащей со своими гуслями-самогудами появляется и в "Младе" Римского-Корсакова как персонаж из свиты Чернобога - этакий Анти-Орфей.
9. Римский-Корсаков в старости: портрет В.А.Серова. О своем решительном неверии в загробную жизнь и всевозможную мистику композитор неоднократно говорил друзьям и близким.
10. "Китеж", молитвы Февронии в 1 акте ("Похвала пустыне"), в 3-м (молитва Земле) и в 4-м (послание Гришке Кутерьме).
11. Сонет скомбинирован из строк всех предыдущих сонетов. Поскольку сонетов получилось 11, то и строк в последнем сонете тоже 11. Так мы на ином уровне возвращаемся к идее одиннадцатидольника, заявленной в первом сонете.