Кириллина Лариса Валентиновна : другие произведения.

Встреча в Венеции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   В Венеции бушует карнавал.
   Не видно лиц - кругом плащи и маски.
   Как будто ты в театре или в сказке,
   и не понять, где подиум, где зал.
  
   Весь город - опера, и каждый - музыкант,
   бери хоть нищего и приглашай в солисты.
   Здесь лишь грабители не голосисты,
   зато у них продюсерский талант.
  
   Так рассуждал, бредя сквозь шум и смех,
   обласканный судьбой маэстро Гассман,
   когда последняя свеча угасла,
   что помнила сегодняшний успех.
  
   Пятнадцатый спектакль, хороший сбор,
   хотя сюжет слегка заплесневелый:
   Ахилл на Скиросе, -- зато кастрат умелый,
   с таким не нужен ни балет, ни хор.
  
   Ну что ж, контракт на будущий сезон
   у венской знаменитости в кармане.
   Маэстро счастлив. Этот город манит,
   как в детстве бубенцов далёких звон.
  
   И хочется рождественских чудес,
   пусть скоро пост и время покаянья.
   Но радость длит небесное сиянье,
   покуда след петарды не исчез.
  
   Так на кого б обрушить фейерверк
   шальных щедрот и милости вельможной?
   Охочих - тьма, но все они ничтожны:
   сгрызут и бросят, как пустой орех.
  
   Мелькают маски, и душа молчит
   в смятенном Флориане Леопольде.
   Вдруг - складные гитарные аккорды
   и дивный дискант ангела в ночи.
  
   Подросточек, оборвыш и худыш,
   выводит каватину из "Ахилла",
   так вдумчиво, так искренне, так мило,
   куда - кастрату!..
  
   -- Погоди, малыш. Ты музыке учён?
   -- О да, синьор. Я знаю грамоту, владею клавесином,
   но, будучи в семье лишь пятым сыном,
   на улице играю с неких пор.
  
   -- Родители не против?
   -- Их уж нет. Был старший брат, но он ушел в монахи.
   А я остался тут, вольнее птахи.
   Синьор, подкиньте парочку монет?..
  
   -- Ты знаешь, кто я?
   -- В маске - не узнать. Но, судя по акценту, вы приезжий.
   И голос этот я не слышал прежде.
   Мне, может, спеть ещё или сыграть?
  
   -- Послушай, мальчик, нынче карнавал,
   и ангелы благоволят причудам.
   Пойдём со мною, назло пересудам:
   я о таком подарке лишь мечтал.
  
   Не бойся, я не тайный блудодей.
   Я - Гассман.
   -- О! Простите, капельмейстер!
   -- Захочешь - мы уедем в Вену вместе.
   Ты станешь не последним из людей,
  
   коль будешь мне покорствовать, как сын,
   ведь у меня нет сына - только дочки.
   Я знаю, как непросто одиночке
   по ледникам добраться до вершин,
  
   и я хочу помочь, не лицемеря,
   тому, в ком вижу искру божества.
   Решайся!
   -- Да, синьор. Я верю вам.
   - А как зовут тебя?
   - Антонио Сальери.
  
  
   --
  
  
   ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:
  
   На самом деле всё было, конечно, не так или не совсем так. Композитор чешского происхождения Флориан Леопольд Гассман (1729 - 1774) действительно привез в 1766 году Антонио Сальери (1750 - 1825), которому шел шестнадцатый год, из Венеции в Вену, воспитал в своем доме, дал самое лучшее образование, ввел в круг общения императора Иосифа II и вообще заменил юноше отца. Но он не подобрал Антонио на улице, хотя тот действительно был сиротой из многодетной семьи. Ещё до Гассмана на талант Сальери обратил внимание венецианский аристократ Джованни Мочениго, оплативший его обучение у местных музыкантов. Так что вряд ли Антонио промышлял ремеслом бродячего певца, хотя до мутации голоса действительно, судя по воспоминаниям, пел ангельским дискантом. В память о своем учителе и покровителе Сальери впоследствии долгие годы возглавлял основанное Гассманом благотворительное Общество помощи вдовам сирот и музыкантов, а со своими многочисленными учениками занимался, как правило, бесплатно.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"