Кирикова Ирина Борисовна : другие произведения.

Блудливая Улыбка Над Невой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано раньше "БОЛЬШОГО ДУРИЗМА", но с тех поря, кажись, маразм "раскучерявился".


   БЛУДЛИВАЯ УХМЫЛКА НАД НЕВОЙ
   или ПЕТЕРБУРГ ГЛАЗАМИ ХАНСА (смешно о грустном)
  
   Несмотря на разнообразные перипетии нового времени, наш прекрасный город и его романтически-зыбкий близнец, вырастающий из вод более 60 рек и каналов, славятся по всему миру пронизанными скупым северным светом и насыщенными морским воздухом лаконичными лучами основных улиц, нанизанных на золотую иглу-доминанту, царственно примостившимся рядом кладезем мирового искусства и культуры, в большинстве своем приветливыми жителями. Во все времена никакому внешнему врагу ни разу не удавалось промаршировать по улицам феноменального города, основанного великим русским царем-феноменом. Блокада, напрочь уничтожившая треть довоенных строений, не смогла подмять под себя непреодолимую крепостную стену сыновьей любви и гордости жителей к своему городу-легенде. Упорство и воля совершили невозможное: слепой оскал руин превратился в довоенный облик северной столицы. Уже поэтому послевоенные поколения туристов стекаются в наш город, чтобы хоть косвенно прикоснуться к неразгаданным самими русскими тайнам русской души. Именно у нас снимаются кинофильмы (к/ф "Закат" о разбомбленном Берлине непосредственно перед его штурмом) иностранных режиссеров о последних днях минувшей Мировой войны, потому что из боязни воспоминаний о войне, капиталист Запад зализал свои раны в современный высокотехнологический новодел.
   Однако, Санкт-Петербург, основанный рожденным под астрологическим знаком Близнецов Петром Великим под тем же самым небесным знаком, традиционно сохраняет двойственность своего характера, подмеченную Пушкиным ("Город пышный, город бедный..."), прочувствованную Гоголем ("О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Он лжет во всякое время..."). Необходимо с определенной степенью объективности обсудить сегодня некоторые вещи, недопустимые для великой культурной столицы, распахнувшей волей Петра в начале 18 века свои двери иноземным гостям. Современный турист не столь наивный слепец, чтобы не замечать многих явлений, складывающихся в не самый положительный облик города на Неве. Любая высокопрофессиональная рекламная компания окажется бессильной перед негативными впечатлениями, привезенными множеством обывателей в родные пенаты...
  
   "Таможня дает добро..."
  
   Зачастую первый же негатив раскрывает широкие объятья нашим иностранным гостям на таможенной территории. Конечно же, таможня - суть федеральная структура, но Санкт-Петербург должен бы озаботиться этой проблемой. Все известны широкие полномочия сотрудников таможенных служб, вставших на грешную землю "с левой ноги", до краев переполнять чашу терпения путешествующих часовыми пробежками а-ля "с вещами на выход", даже при отсутствии причин для подозрения в более тяжком преступлении, чем непроизвольное мочеиспускание в нежном возрасте "zwischen 70 und tot" ("между семидесятью и кладбищем"). И это при всемирной известности "прозрачности" таможенных границ России для всевозможных видов правонарушений.
   Возьмем автобусные группы, пребывающие в наш город через страны Балтии. Обычно встреча таких туристов, всю первую половину дня убивших на неравную борьбу с опогоненными эстонскими и российскими инквизиторами, происходит в Иван-городе ближе к вечеру. Гидесса, прибывшая к месту событий на автобусе "Евролайн" часам к 12-ти, в традициях Ярославны на забрале мозолит свои очи ясные, активизирует свои шпионские задатки с целью вычислить местопребывания вожделенного автобуса с усталыми и одновременно озлобленными бюргерами на борту. В очередной раз надо подчеркнуть, что на всех витках своей эволюции наша страна никогда не заботилась о комфорте своих граждан. В этой же струе можно отметить полное отсутствие какого-то ни было места для ожидания для наших встречающих их прибывающих. Тут и не посидеть и не "попудрить носик", благо усиленным употреблением различных сортов пива в широком масштабе нам навязан новый этикет более тесного общения с кустами, деревьями и фасадами ( что, к своему большому удивлению и неудовольствию, также неизменно замечают наши дорогие гости ). Пол-беды, если день выдался солнечный: ну, сидишь себе под палящими лучами солнца в траве или просто на газетке на асфальте проезжей части у шлагбаума, уже не стесняясь того, что после телефонных звонков на сотовый лидера группы, призывных размахиваний рукой, группа идентифицировала изящно одетую фигурку с гидом, а не бомжом, и фотографирует этот трагикомический образ всеми известными науке способами. Гораздо хуже приходится гиду, если на весь день зарядил проливной дождь...Первое брюзжание на старомод-ную тему прав человека раздается в радостный момент слияния гида с группой, которую уже до конца знакомства почти никогда не удается переубедить, что гид-переводчик, в отличие от итальянского коллеги -"чичероне", не безработный без определенной профессии, а, даже будучи, в большинстве своем, действительно безработным, имеет за своими плечами очень даже неплохое высшее образование, ведь "корочки" дипломов стали продавать сравнительно недавно (это явление, типичное для питерских подземок Метрополитена, также неизменно вызывает риторические вопросы наивных граждан капиталистических стран, где можно купить все, кроме чести и совести).
   Театр начинается с вешалки, страна - с границы, тупость на которой надо бы ограничить, чтобы дать нам всем возможность чувствовать себя полноценной частичкой Европы.
  
   "Дураки и дороги"
  
   Естественно, было бы неправдой и лицемерием утверждать, что наши дороги - самые плохие дороги планеты. Африка и Азия - это не всегда "автобаны". В бывшей ГДР федеральное правительство Германии не успело еще привести все уголки страны, без исключения, в идеальный вид. .
   Администрация города в последнее время много предпринимает для, по ее выражению, повышения коммерческой привлекательности Санкт-Петербурга: обустраивается Митрофаньев-ская дорога, создается транспортное кольцо.
   Трассы правительственного значения, типа Московского проспекта, по которому наряду со всеми гостями на правительственном уровне, прибывает наибольшая часть обычных гостей, чье мнение о нашем городе, в частности, и сложится в окончательное общественное мнение за рубежом о нашей стране, резко отличаются от реальных городских дорог. Это неизменно вызывает из глубины туристической души всем понятный с середины 18 века термин "потемкинские деревни".
   Необходимо в ближайшее же время при непосредственном участии беспристрастных сотрудников ГиБДД начать решительную борьбу против всепоглощающего цинизма манеры автовождения отдельных граждан, среди которых необходимо особо выделить постоянно растущее на наших магистралях число недешевых иномарок из Москвы с "дешевоприбамбасными" региональными номерами типа "666 177", "177 177", не озадачивающих себя даже приблизительным знанием о существовании неких автоправил.
   Если вернуться к аспекту туризма, то с сожалением надо подчеркнуть, что он у нас отнюдь не так сильно процветает, как это можно почерпнуть из многочисленных докладов. Иногда из-за транспортных "пробок" на дорогах добрую половину городской экскурсии гид проделывает, стоя где-нибудь на Адмиралтейском проспекте без особых перспектив на значительное передвижение. Вполне естественны на этом фоне рекламации недовольных необоснованными высокими затратами на не продуманный в деталях автосервис иностранных гостей.
   0x08 graphic
  
  
  
   "Входили в нашу гавань корабли..."
  
   Огромное количество гостей ежегодно прибывает на питерскую твердыню по воде...
   С мая по сентябрь в наш город с упорной регулярностью и чисто немецкой деловитостью приходит белоснежный океанский лайнер, многоэтажность которого можно сравнить если только с ядреным русским матом. Еще в позапрошлом году данное плавучее предприятие называлось "А Роза блю", и название это оправдывалось изображением лежащей в горизонтальном положении в верхней части судна алой розы, претендующей на звание бутона, но рядом с ней падающие в никуда
   алые же лепестки возвращали мечтателей о нетронутой юности данного растения на грешную землю. Трудно понять немецкую логику, но именно умирающая роза должна была символизировать надежность океанских туристических перевозок осчастливленных этим судном путешественников. А что касается слова "блю-ю-ю", то его значение гиды-переводчики, облагодетельствованные этой работой, понимали сразу, как только клиент опускал свои стопы на пыль питерских мостовых.
   Но в межсезонье что-то случилось на непредсказуемых тропах туризма и с прошлой весны к нам стало захаживать также "клубное" судно, той же туристической фирмы. Только на его бортах красуется иное название - "Аида блю". Где-то поблизости нанесено слово "cara" (кажется, из-за соображений экономии, это судно приписано за каким-то итальянским портом), что, по идее, в переводе с итальянского должно означать "дорогая".Но, во-первых, не все водители автобусов, совершающие в нашем городе перевозки иностранных туристов в совершенстве владеют сладкозвучным итальянским языком, а, во-вторых, туристы - в большинстве своем бывшие граждане бывшей дружеской и даже братской ГДР, и в соответствии с этим, не могут без содрогания вспомнить те годы, когда с целью облегчения соития в любовном экстазе, Советский Союз посылал лучших представителей нашего мужского народонаселения в маленькую демократическую республику, грызущую локти от чувства исторической национальной вины. Большинство из наших засланцев с мирной миссией прибывало в военных мундирах с оружием в качестве мирных фаллических символов в руках. Кому-то это было излишней деталью, потому что у этих лучших из лучших в голове была легенда, правда шпионская, пардон, разведческая...И вот лелея воспоминания о служебной юности будущего нашего Гаранта Конституции, фрицы-гансы и анны-лоры скукоживаются, отводят глаза от водителей и гидов и... чаевые не дают. Вот и произносит русская туристическая обслуга итальянское слово "cara" ("кара") на еврейский манер гортанно "саггга".
   Но самое примечательное в судне - это нос корабля. Представьте перед мысленным взором дождливую питерскую хмурь часов эдак в семь утра или же расслабленный апофигизм большого города, которому новый летний день ничего нового не даст, кроме, автомобильных двигателей, закипающих в транспортных пробках из-за прибытия в Северную столицу очередного очень важного для дальнейших судеб России африканского вождя или же по-дауновски не разбирающегося в дипломатических перипетиях новейшей истории, но любящего жонглировать своими бомбами и убивать своих политических оппонентов намного раньше календарной даты исполнения незаконного приговора лучшего друга нашей страны - президента страны кавбоев и классических гангстеров - Джорджа Буша. Картина не из самых обнадеживающих. Но, тем не менее, чтобы не грохнуться от смеха на пол, пристегнитесь к своему любимому креслу какими-нибудь ремнями: слегка вихляя боками в зависимости от особенностей русла Невы, медленно появляется белая махина, смотрящая на встречающие ее невские берега блудливо озабоченными, откровенно вульгарными голубыми глазами, скученными на обоих бортах непосредственно перед носом корабля, а под ними в дешевом сочном поцелуе топорщатся две ярко-красные плотоядно-греховные губищи...Если рассматривать эту "высокохудожественную роскошь" сбоку, то ощущается какое-то физиологическое "дежавю": веселая капелька с длинным хвостиком упорно стремится вперед...
   0x08 graphic
Рабочий день гида скоро начнется.
   Особенно несоотносимо смотрелся белый "лыбящийся" монстр на историческом месте "Авроры". Как жаль, что бывшие партийцы, ныне руководящие благоденствием города, так быстро забыли лоно матери их и свои недавние святыни в поисках сиюминутных прибылей! Надо бы позаботиться и о правомерных гордости и честолюбии еще не отправившихся в мир иной представителей старших поколений, для которых "Аврора" могла иметь то или иное личное значение.
   Боясь задеть болезненно ранимое чувство немецкого достоинства, однажды задала дебильный вопрос одному из немецких туристов по сути изображенного одним из современных дюреров или лукасов кранахов *. Заморский гость с большим запасом терпения объяснял мне о некоей древней красавице, которая символизировала собой безмерную любовь. Ну, вообще-то, глядя на намалеванные алые губы я и сама подсознательно догадывалась о древних корнях определенной любви. Но я не решились-таки намекнуть ЧЕМ закончилось земное существование красавицы, чтобы не озадачить господина еще одним, риторическим вопросом: каким боком это соотносится с лучшими пожеланиями замечательных впечатлений и доброго пути для множества пассажиров этого лайнера.
   Апофеозом регулярного исторического захода этого лайнера то на Английскую набе- режную, то на набережную лейтенанта, чья фамилия исправно возбуждает любого шмидта- мюллера-майера, то в ароматизированный аммиаком и разукрашенный разбро-шенным везде, особенно на проезжей части, полусгнившим металлоломом, торговый порт является массовый исход бюргеров на нашу грешную землю, подслащенный образом немецкого же молодого и худющего гражданина, напялившего на место, которым он думает, ушанку из серого дворового существа, неоднократно изнасилованного еще при жизни. Все, что не прикрыто этой ушанкой, спрятано под сомнительного вида рыжим кожаным макинтошем до пола, явно стибренным еще в прошлом веке из витрины некоего военного музея. Этот эпатажно облаченный немецкий гражданин без устали изображает неплохо оплаченную служебно-дружескую улыбку, позируя перед штатным фотографом в обнимку с каждым из сотен пассажиров корабля.
   При очередном заходе в наш город этого пестрого чуда немецкого туризма, переполняе- мая радостным предвкушением в тридцать тысяч десятый раз задаваемого вопроса: " А "Аврору" Вы нам покажете? Нам так много рассказывали о ней в школе!", гидесса спешит по трапу мимо этого ганса-комика в служебный туалет, но несмотря на очень ранний час, ее мозг готов к восприятию окружающей действительности и она спотыкается об ганса в пальто своим туповато-каверзным вопросом: "А кто это, в смысле, Вы?". "Я - немец",- находчиво отвечает ганс. "Не-а, кто это?"- гидесса тычет десницей указующей в неприличного вида рыжий макинтош. "Это - русский!". "Найн, найн, это я - русская. Русские не такие!" Ну, это уже издержки здорового патриотизма, потому что при ближайшем рассмотрении хотя бы того же туризма, в том же старом добром уездном городе Петербурге иногда очень трудно не согласиться с немецким гостем в пальто.
  
   "Водочный король" от литературы...
  
   Все мы знаем искреннюю нелюбовь некоторых сотрудников органов внутренних дал к работе с заявлениями граждан, да и к самому приему этих самых заявлений. Все в курсе также об удивительной слепоте человека в соответствующей униформе к реальным проявлениям криминальной деятельности в центре города, в общественном транспорте.
   Многим питерцам, да и не только, известно имя Виталия Викторовича Кричевского. Не имея гастрит и не будучи "подшит", он по-своему откликнулся на широкомасштабную государственную пропаганду борьбы с народной жаждой при помощи горячительно-возбуждаю-щих напитков уже весьма сомнительного качества. Его протертому перу принадлежит издавав-шийся неоднократно опус "Русская водка", внесенная неким американским автором Паулем Диксоном в Книгу Рекордов Гиннеса в 1988 году. В холодные зимние вечера в периоды гидовской безработицы этот переводчик с немецкого языка собрал к 2003 году 5999 слов и выражений, связанных с этой жидкой реальностью нашего бытия.
   И вот этой ( на тот момент еще пока голодной) весной данному киту пера и языка Господь Бог в виде какой-то туристической фирмы послал кусочек хлеба насущного в образе штук трех-четырех немецких граждан, видимо, по причине сугубо немецкой скупости, предпочитавших в Великом городе с великим числом "мастеров карманной тяги" передвижение не в комфортабельных авто, а на своих двоих, благо уж их-то обувь - реально западного, а не армяно-азиатского пошива, годная лишь на почетное место на полке, либо на позорное изгнание из дома на помойку еще на первом месяце своего существования. Будучи размещенными в гостинице "Москва" ( которую мы еще упомя- нем в связи с гарантируемым нашим гостям дискомфортом ), уже в вестибюле станции метро "Площадь Александра Невского" они подверглись пристальному вниманию пары молодых парней, ничем не выделявшихся, кроме одинаковых курток. Будучи по-советски бдительным и порядочным, пишущий сударь почел своим долгом заверещать во всю мощь своего тихого, проникновенного голоса о недопустимости опускания рук одних лиц в карманы других. Следствием данного демарша мог быть лишь боксерский прием в область стеклянного продолжения зоркости и проницательности пишущего очевидца нашей пьяной эпохи, вызвавший острую боль, настоящий вопль и полет очков писателя на длинную дистанцию, За сим деятели в одинаковых куртках растворились в толпе, а наивные немцы добавили боль писателю, спросив его: "Вам больно? Мы уже едем?"
   Оперенная совесть эпохи всю первую половину дня пыталась выяснить: "Что делать? Доколе? Кому на Руси жить хорошо?". Первая же попытка на данную тему материализовалась еще на вышеуказанной станции метро благодаря находившимся поблизости стражам порядка. Порядочные стражи высказали заслуженное раздражение наивностью гида-писателя, не просвещенного на тему того, что даже последний школяр знает, что на данной станции карманные кражи - дело обычное и даже нормальное, так что, если что, так уж сам уж и виноват уж...Спустившись по эскалатору, писатель, в ущерб жаждавшим культурной информации туриствующим немцам, заново поднял выше перечисленные вопросы в трубку специального информационного телефона. Голос другого конца их связи изображал наивность и тугоухость, выслушав вопросы и выдав в качестве резюме : "Мне ничего не слышно!".
   Около двух часов дня писатель, до которого плохо доходила реальность бытия и сознание которого плохо отходило от осознания этой самой реальности, в последний раз не унимался в трубку такого же телефонного ящика где-то на "Горьковской". Там совесть эпохи в лице гида-писателя нашла родственную душу, откликнувшуюся: "Когда это произошло? Куда нам ехать!". Приятно удивленный Кричевский с готовой "съехать крышей" поехал дальше...
  
   Битва за повышение туристической привлекательности города
  
  
   После того, как некое неизвестное лицо, - однако, если верить утверждениям городских обывателей, лицо, очень даже известное всем и вся в городе,- купило гостиницу, которая по тогдашним утверждениям некоторых, "нерентабельная", видимо, потому что она расположена в конце старейшей и по сей день главной улицы города, на Неве, напротив монастыря с красивейшим собором, историческими кладбищами, да и вообще имеет свое личное метро в соседнем подъезде, началась настоящая битва с прекрасной мраморной облицовкой открытого балкона, протянувшегося вдоль всего фасада, а также в зимнем саду, параллельно этому балкону. Престижный переход от жилых помещений гостиницы до офисных кабинетов, украшенный роскошными растениями, шумливыми фонтанчиками,
   романтическими бассейнчиками и беломраморными скамеечками методом зубила и молота был превращен в очередной храм бизнеса.
   Но и это не все. Глобальная коммерческая мысль и длинные руки добрались и до крыши, пришпандорив к ней нечто онкологическое, что сейчас уродует многие прекрасные здания, добравшиеся до нас из 19 века.
   Если бы это и было апофеозом данной перестройки, на этом можно было бы и не заост рять Ваше ценное внимание. В период всеобщей церетелизации мозговых рудиментов это было бы чисто нормальным...
   В конце мая , когда город штурмуют сотни туристов, страдающих бессонницей, в этой самой гостинице "Москва" разместились и два специалиста фирмы "Окна "ROTTO"", которые пожелали знакомиться с красотами города не только днем. Ночная экскурсия длилась до 3-х часов. Когда не отошедшая от целого пьянваря с его белыми горячками, суицидами и фейерверками гид увидела огненные грозди, она устало предположила, что это сто тысяч китайцев поджигают низкокачественные петарды, немецкие специалисты также, даже более устало разочаровали ее, поведав ей, что все ночи и дни, как они находились в гостинице, ударными темпами, бесперебойно велись сварочные работы, что не отразилось на снижении цен за проживание...
   Кстати, о заселении городских гостиниц туристами. С удовлетворе-нием прослушав очередную победную реляцию о, якобы, не по дням, а по часам набирающем масштабы потоке туристов, посмотрите на реальную ситуацию. Когда-то шикарная, прежде всего, благодаря уникальному виду на море из большинства окон, как и из панорамных окон гигантского по размерам ресторана "Прибалтийский", одноименная гостиница, все более отторгаемая от перспективы на Финский залив, со сказочно живописными натуральными "картинами" восхода и захода над морем северного солнца, заселена ныне, в основном, китайцами, да школьными группами, не верящими в такое счастье. С китайцами все ясно. Это актуальная тема для долгого разговора и целого букета проблем, которые нам предстоит разгребать в ближайшие десятилетия, без особой надежды на полное избавление от побочных проблем новомодной строительной гигантомании "желтой" сборки. Как могут на полноправных условиях конкурировать многочисленные (полупустующие!) гостиницы нашего города, сооруженные в прежние времена и гарантирующие высокий стандарт обслуживания гостей, с массой непродуманно, хаотично обустроенных и вновь возникающих частных мини-отелей, где зачастую забывают даже регистрировать прибывших постояльцев. А что, скупил несколько старых коммуналок в центре города, не важно, был ли когда-нибудь в этом доме капитальный ремонт, замаскировал стены гипроком и процесс пошел! Под "отели" подминаются и бывшие заводы и фабрики. Так, например, в отеле "Наутилус" на Таллиннской улице, несмотря на примерно-показательную выправку хорошеньких "герлз" службы портье, некая пара безработных из бывшей ГДР все дни пребывания чувствовала себя "не в своей тарелке", словно в местах предварительного заключения: заводские стены ни при каких валютных вливаниях не станут гостеприимнее. А вот, если раньше в этом здании было какое-то промышлен-ное производство, значит, "это было нужно"...Родине.
   Числящаяся по всем информационно-туристическим каналам гостиницей некая "Эспланада" в доме 48 по наб. Обводного канала, является ни чем иным, как "плодом любви" к коммерции некоторых сравнительно высокопоставленных сотрудников 11 о/м Фрунзенского района, носящих не совсем славянские фамилии, и, выступающего официальной ширмой в образе совладельца, дружественного им лица, также азиатского происхождения. А, если еще конкретнее, опять же, несколько купленных квартир в обычном жилом доме, который, по некоему "счастливому стечению обстоятельств", даже сумел, не получив на то законного права, значительно преобразовать свой фасад, приделав не предусмотренные первоначальным проектом начала ХХ века балконы, что сделало дотоле неприглядный дом в центре города действительно "коммерчески привлекательным". С этой же целью вышеупомянутым о/м и частным лицом была захвачена часть придомовой дворовой территории. Жильцам соседнего, действительно привлекательно выглядящего жилого дома, пришлось ровно 2 года доказывать во всех инстанциях незакон-ность установки серой "берлинской стены", время от времени покрывавшейся жильцами "обиженных" домов по соседству жизнеутверждающими надписями. Лишь благодаря вмешательству губернатора города Матвиенко В.И. и Городской прокуратуры без комментариев была демонтирована стена, за которой неизменно парковались разногабаритные (зачастую грузовые фуры) автотранспортные средства из различных регионов страны и из стран "ближнего зарубежья".
   Паспортно-визовая регистрация в подобных случаях также оставляет желать лучшего. В период, когда российская паспортно-визовая система более, чем "прозрачная", на руках у не всегда законопослушных граждан имеется большое количество фальшивых паспортов, изготовленных, в основном, на настоящих бланках, много вопросов вызывает, опять же связанный с той же гостиницей "Эспланада" факт перевода весной прошлого года паспортно-визового отдела 11 о/м в подъезд "частной" гостиницы...Борьба государства за "чистоту" российских паспортов в таких условиях напоминает вкупе сизифов труд и танталовы мучения! Паспортно-визовый контроль, так же, как и производство вино-водочных напитков должно быть исключительной прерогативой Государства.
   А в качестве резюме необходимо подчеркнуть, что недопустимо резко перекраивать исторически сложившуюся значимость Петербурга как города промышленности, культуры и искусства в гостинично-развлекательную "банановую республику" для горстки нуворишей. Именно такое решение было бы дорогой в никуда!
  
   Воруют-с...
  
   В последнее время стала воистину популярна щекотливая тема кражи из запасников Эрмитажа двухсот двадцати с лишним экспонатов. Помилуйте, какая мелочь!
   Авторитет Эрмитажа основательно поистрепался еще в празднование 300-летнего юбилея города, когда сотни горожан белыми ночами буквально штурмовали крупнейший музей отнюдь не из-за острой жажды красоты и совершенства "нахаляву", а из-за музейных туалетов, безропотно сглатывавших бремя страстей человеческих, защищая своей грудью питерские стены и подворотни от последствий выполнения плана по торговле "жидким хлебом".
   Уже войдя в вестибюль мирового кладезя культуры, понимаешь по робко, но настойчиво мозолящим глаза стайкам сотрудников в милицейской форме с некоей неутоленной жаждой в пылающих взорах, что все смешалось в доме Пиотровского. Все службы Эрмитажа заняты более насущными делами, чем охрана мировых сокровищ. После многочисленных "проверок" сверху сотрудники милиции, неусыпно бдящие, чтобы ни один "дикий" иностранец, которого теоретически можно было бы одарить любовью к его денежным средствам, не проскользнул к кассам мимо них, поменяли свой стародавний стиль контакта с народом (русские в данной ситуации, как, впрочем, по всей стране в целом, никого не интересуют из-за сравнительно скромного тарифа на входную плату туда, что и так "должно принадлежать народу"). Вместо непосредственного трафика денег-билетов через "чистые" милицейские руки, около окон вестибюля, выходящих на набережную Невы, "тусуются" и "клубятся" нимфетки с пирсингом в носу и первым размером бюста (из ближайшего круга группы поддержки блюстителей порядка). Эти барышни являются буфером между народом и милиционерами, с одной стороны решетки, и принципиальной прокуратурой, с другой (вот мы и узнаем, насколько охотно уважаемые коллеги из прокуратуры обращают свои взоры к нашему скромному печатному органу). Заплатив 50% входной платы, фирмач-гид-турист получает законное подтверждение произведенной сделки в виде древнего занюханного входного билета в тот же Эрмитаж, но, возможно, в завершении комичности наивности синдиката, с отметкой "бесплатный" или "основная категория граждан" (что означает нас с вами, россияне: звучит-то как гордо!), да еще, скажем , на билете помечено, что полгода тому назад с ним штурмовал Иорданскую лестницу всего лишь один россиянин. Однако, на этом историческом документе имеется ювелирным образом на обыкновенный скотч подклеенная "контролька", да еще заскорузлой рукой несгибаемого защитника общественной безопасности карандашиком нанесенная цифра, обозначающая реальное количество иностранных лиц. Вооруженные этим бумажным символом эпохи победившей коррупции, гости перемещаются вплотную к стойке контроля, где обычно ни при каких условиях не проскользнуть не то что мыши да мухе, даже комару! Но вторым этапом чуда является ослепление по примеру евангельского жестокосердного Саула и превращение его в кротчайшего апостола: контролер, вне зависимости от возраста и зоркости, внимательно изучив "левый" билет, "отрывает" контрольку и дает "зеленый свет" туристическому потоку.
   С целью успешной борьбы с неизбежными в России "компанейщиной" и коррупциией, в частности, в правоохранительных органах, хочется внести на рассмотрение предложение о "ротации" сотрудников милиции абсолютно во всех отделениях после пребывания их на одном месте в течение одного-двух лет. Ситуация в стране в последние годы поменялась коренным образом и нелепо ожидать, что все сотрудники милиции поголовно будут "дружиться" в законопослушными гражданами, а для иных будут являться чем-то вроде "семейного психотерапевта и духовника", похожего на уютного киношного Анискина. В порядке отступления от туристической тематики нынешнего разговора хочется подчеркнуть всем давно известный факт: многие сотрудники милиции (имеются в виду, естественно, не особо "чистоплотные") сами приехали в наш город из других, не всегда российских, регионов в результате распада СССР, имели/имеют проблемы с жилплощадью. Кроме того, они же не теряют крепких связей с многочисленными родственниками...А питерские одинокие старики, да забулдыги еще пока под крышей... Вот и переселяются в Санкт-Петербург целые кланы и тейпы с легкой руки некоторых участковых инспекторов.
   Беглый взгляд, брошенный походя на разнообразные предметы прикладного искусства, находящиеся в парадных залах Зимнего дворца, показывает, что все "утекает" и все меняется (правда, не всегда, в отличие от текстов победных реляций, к лучшему) . Так, напольные хрустально-бронзовые светильники в печально опустевшем из-за покинувших свои еще в советское время отвоеванные места витрин с несметным количеством предметов из западноевропейского художественного серебра периода16-19 веков, буквально с весны этого года постепенно теряли свои золоченные бронзовые навершия в виде шишечек, причем верхняя (хрустальная часть) одного из светильников оказалась разбитой и никто еще не озадачил себя хотя бы установкой расколовшихся деталей более корректно по отношению к линии трещины. Вот и топорщится хрусталь наподобие Эльбруса, благо наивный посетитель не всегда догадается так вытянуть шею, чтобы увидеть личную драму хрусталя. Многие, даже парадные залы изысканно скудно освещаются, но достаточно сквозь мрак присмотреться к стенам и потолкам, сразу можно догадаться о причине этой экономии электричества а-ля Чубайс: глубокие трещины в стенах, подтеки, плесень (Авансзал, галерея византийского искусства в Малом Эрмитаже, где над одной из дверей уже года полтора висит вульгарная зеленая сетка, спасающая головы ничего не подозревающих посетителей от систематически падающей пожелтевшей от сырости лепнины). Куда делась историческая английская люстра из бронзы и хрусталя с вращающимся зеркальным шаром, услаждавшая слух принимавшей пищу в Малой белой столовой императорской фамилии изысканной мелодией? В конце 90-х во время грозы молния повредила электричество в этом зале и люстру убрали на краткосрочную реставрацию, по ходу которой уже не каждый музейный смотритель стал способен вспомнить вообще о существовании этой люстры. Бронзовые золоченные птичьи лапки - дверные ручки в Малахитовой гостиной - время от времени теряют граненные шары из гранатового стекла, лежащие в их ладошках... И многое-многое другое...
   Если говорить о мелких музейных огрехах, то прямо в вестибюле Эрмитажа хаотично мечущихся туристов встречают весьма яркие типажи, достойные подробного описания, которых никак не может НЕ ЗАМЕТИТЬ директор музея.
   Прежде всего, это местная наркотка "Сашка", лет 25-30 от роду, реально выглядящая на все 50 лет, потерянных при монархизме-коммунизме, одетая в неизменную черную шляпу, дающую в последнее время повод для размышления: есть ли под ней волосы? На руках иногда черные же перчатки. Ее знает каждый милиционер...На хорошем английском языке изможденная Сашка, сидя на полу, так как уже давно отказывают больные ноги, прощается с перехваченными около музейных касс клиентами в "Павильонном зале". Далее с художественными коллекциями гости знакомятся самостоятельно.
   Так же, как и Сашка, не имея уже с середины 90-х годов ставших обязательными для работы гидом сертификатов (лицензий), некий молодой мужчина, "в меру упитанный", умно надувающий щеки и губы, вещает о мировых шедеврах на нам неизвестно, каком, французском, на отвратительном английском и на немецком (по бумажке) на уровне ставшей "чисто уникальной" фразы "дас ист фантастиш!" с удивительно неправильно расставленными ударениями. Музейные сотрудники, вместо того, чтобы препятствовать ведению неквалифицированных экскурсий, помимо всего прочего, нарушающих права настоящих гидов ежегодно выкладывающих значи-тельные суммы на продление их сертификатов, хором скромно отворачиваются в сторону. Как может понять "дикий" турист, что обильно потеющий в неизменно короткие рукава белоснежной рубашки толстячок не является музейным сотрудником. Общее представление об интеллекте российской интеллигенции значительно страдает от таких "феноменов".
  
   Номинация "ВЕРХ ХАМСТВА"
  
   В данной номинации принимают участие, грызя друг другу глотки и вырывая кость первенства, вышеописанный "ХЕРемитаж", как его зачастую называют немцы, Екатерининский дворец Царского ( скорее уже "московского") Села и Юсуповский дворец.
   Для дополнения характеристики нашего болезного Главного Музея страны стоит процитировать недавние сентенции САМОГО и О НЕМ САМОМ, ставшие модификацией старых еврейских ( в хорошем смысле этого слова !!!) : "Не дождетесь, в отставку не уйду !" и "ЕМУ остается повеситься на собственном шарфике..."
   Что касается Екатерининского дворца, сусальное золото для позолоты залов которого после честного Советского периода постоянно "слеживается" и необходимо покупать в Италии золото лучшего ( чем у нас?!!) качества, то хочется вспомнить этот же самый Советский период, когда музейные методисты были старше революции и мудрее Карла Маркса, они уже плохо ходили, зато хорошо преподавали и зверски требовали хорошие знания у слушателей...
   ...И вот по коридору вестибюля передвигается с большим трудом из-за неестественно оттопыренной назад попкой деваха на месте, расположенном перед попкой. А в отверстии, предназначенном для простых смертных для общения с административными личностями, то ли помогают этим личностям, то ли этим величествам мешают детки в кофточках на одной пуговке на уровне одного из сосочков. На смуглой поверхности в 20 сантиметров под пуговкой дышит кислородом деточкин пупочек. А еще ниже, к "молнии" низко зацепившихся на цыплячих бедрышках брючек, сладострастно вцепился в самое "сокровенное" деточки коварный бейдж с надписью "Мутатистка Наташа" ( опечатка: вместо "мутатистка" следует читать "методистка" -прим. автора). Ну, а какой там бардак со входом-выходом простых граждан, а какие "бескорыст-ные" и "мздунеимущие" тамошние вохровцы вкупе с их бдящими!!!
   Однако, с отрывом в несколько плевков в лица посетителей и сопровождающих туристических групп лидирует Юсуповский дворец. Будучи Дворцом культуры учителей, он еще не четко уяснил для себя, что такое "музей" и как этот музей можно поиметь?
   Единственное, что там понЯли, младший персонал должен стучать, если он еще не умеет "писать оперу".
   Подумаешь, хамство в адрес посетителей из сомна соотечественников, которые почему-то в списках туристических надежд нашего ареопага не значатся!. Русские, незаметно для себя ставшие "народонаселением", привычны ко всему. Но, когда иностранцы инвалиды-колясочники, заплатив полный тариф за посещения, давясь горькими слезами, должны ограничиться посещени-ем залов первого этажа и, сжавшись в комочек ощущать на своей шкуре всю никчемность сущест-вования слабых, больных и стариков в возрождающейся России! И все же они не в состоянии поверить, что среди нас есть граждане, провозглашающие Санкт-Петербург в будущем городом молодых. И что же делать старикам и не ворам, но честным людям? Собственно, проявлением единственной заботы о них со стороны государства становятся такие помощники их исчезно-вению, как вида, как низкие пенсии, плохие врачи и рыжий Чубайс. А этому самому государству невдомек, что за рубежом, из которого оно приволокло в Россию безработицу, наркоманию, проституцию и имиг-ггг-антскую подлость, самый беспомощный инвалид - полноправный гражданин, имеющий практически полноценную жизнь.
   0x08 graphic
"Оторвавшись по полной" на недопущенных в их лоно посетителях, Посвященные и Приближенные регулярно организуют пьянки-гулянки для всех и вся, сорящих бешенными деньгами. А после тусовок, из "конкретно уникальных" залов дворца татарских нуворишей технический персонал выносит ведрами окурки...
  
   Красная площадь Петербурга
  
   Около полутора лет тому назад около входа в книжный магазин, расположенный на Лиговском проспекте в здании гостиницы "Октябрьская" был убит некий студент - Тимур, что, никто не спорит, явилось весьма трагическим событием. Неоспоримо омерзителен сам факт убийства. Очевидна необходимость всем обществом безоговорочно осуждать такие события, равно, как и осквернение еврейских, русских и иных кладбищ. Однако, если у погибшего оказалось большое количество преданных друзей и возникла группа их поддержки, то не надо было им опускаться до уровня наскальной живописи, а просто обратились бы они к губернатору города, к Законодательному Собранию с инициативой на вполне законных основаниях установить памятную доску. Однако, фасады одной из крупнейших и центрально расположенных гостиниц до сих пор украшают некие абстрактно угрожающие надписи: "Тимур, МЫ (прим. автора: это кто, мы с Вами? Или у нас в городе имеется некая террористическая организация милых мирных студентов?) тебя не забудем!(прим. автора: аналог слэнга наших политиков -"Не забуду мать родную"???)" Горят свечи, гниют свежие цветы. Удивительно, что все это время у директора гостиницы не хватило ума и диоптрий убрать это "спонтанно" организованное безобразие, устрашающее обывателей и гостей города и отвращающее от похода в книжный магазин. Жаль молодого человека, ставшего пешкой, а затем и жертвой чьей-то далеко идущей идеи, который, как о нем рассказывают, не понятно, на какие средства подкармливал бездомных людей и бездомных собак. Но сейчас, когда нам вынуждены были сказать правду о чисто хулиганских мотивах убийства, не пора ли прекратить этот цирк в Санкт-Петербурге, столь активно позиционируемом как "бандитский" город ?! Опять же такие страшилки, они же - филиалы Красной площади со всеми причиндалами загробной жизни не могут привлечь мощные потоки туристов, если только они не являются некрофилами и мазохиста
   Да и не отмечать же каждую пядь питерской земли, где происходят ограбления и убийства старушек, изнасилования и шабаши сатанистов! К слову, не придает аттрактивность городу наличие неодобряемых всем здравомыслящим миром тоталитарных сект - дианетики/сайентолоджи, имеющей представительства в центре города, на вышеописываемом месте, сатанистов, оставляющих свои реальные следы в виде граффити и т.п. в общественных местах и представляющих более реальную угрозу общественной безопасности, чем виртуальные фашисты, судя по ТВ-репортажам исчисляющихся буквально по пальцам.
   Да и нет ли опасности того, что, пока мы усиленно обсуждаем пока еще достаточно виртуальные темы в ущерб насущным проблемам, например, почему же мы не любим говорить о Грозном, после восстановления ставшем чеченским, сформированный этими дискуссиями джин все же покинет свою запылившуюся бутылку?
  
  
  
  
   Планов громадье
  
   В начале туристического сезона Информационно-туристический центр СПб опубликовал переведенный на основные языки текст, возвещающий о том, что через пять лет к нам ежегодно будут приезжать по пять миллионов зарубежных гостей (где их реально взять сейчас в период глобального кризиса в сфере туризма на фоне экономической дестабилизации? Откуда взять транспорт для их перевозки и водителей, которые знают, куда везти, не путают Пушкина с Путиным и не считают, что туриста всюду ноги доведут? Куда выгнать на период туристического сезона набивших оскомину питер-цев? Как разгрести транспортные "пробки"?). Конечно, разместить-то их мы разместим, если откроем двери всех приватизированных коммуналок на Невском, превращенных при помощи гипрока в пресловутый "евростандарт", да засыпем Обводный канал (который, кстати, если бы его очистить, можно было бы использовать как водную трассу для тех же туристов и в качестве оригинального выхода из грустной ситуации с хроническими "пробками" на дорогах для людей спешащих по делам), а, может, и Неву с Фонтанкой в придачу!. Нет границ полета идиотизма...
   Чтобы наш город был еще аттрактивнее для туристов, в масленицу к нам из разных регионов страны приедут одинокие красавицы (уж не с Ленинградской ли трассы, да с Тверской улицы Москвы?), и конечно же, всего в природе должно быть по паре, хлынут на эту ярмарку невест тысячи иноженихов. Бррр-ред!
   Да и старейшую идею катаний на тройках зимой, испокон веков проводившихся при советской власти в мотеле-кемпинге "Ольгино", этот любопытный исторический документ подает, как вновь изобретенный велосипед.
   В одном из залов Академии художеств в настоящее время проводится выставка-общественное обсуждение силуэта гигантского стекло-бетонного фаллоса, который своей 300-метровой несуразной (все варианты проектов суть не питерского характера) врежется в наше небо. Насколько целесообразно на фоне классического портрета любимого города подобное "освоение денежных ресурсов"?
   К великому счастью, наш мир состоит не только из недальновидных, нахрапистых "всех-и-вся-имущих", но и из законопослушных среднестатистических граждан/бюргеров, открыто возмущающихся строительными эксцессами, происходящими ныне в городе Святого Петра, и уповающих на скорое прозрение ЮНЕСКО, регулярно забивающего "золотых тельцов" именно во имя 22-х метрового ограничения высоты застройки исторической части города, имеющей более обширные границы, чем, например, Заячий остров? Вряд ли российский газпромовский Сингапур будет привлекать туристические потоки так же, как и небогатый, но достойно содержавшийся Ленинград.
   Воистину, место кухарки не в туризме, а на кухне или даже в чулане, если так плоха эта кухарка.
   Вот таким уголком печального юмора предстает ныне наш городской туризм. А в остальном, все хорошо, прекрасный наш читатель !
  
  
   "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые" (вместо послесловия)
  
   Прошлым летом в гостинице "Москва" пару дней проживал эдакий Барбаросса с пивным животом по фамилии Фишер. Приехал он к его..., нет, не матери, а отцу, который, конечно же, никогда не хотел воевать против России, имел сугубо мирную профессию брадобрея, но все-таки прибыл на нашу землю в сороковые годы в солдатских сапогах, которые ему пришлось "откинуть" под решительным натиском Советской армии. Произошло это в деревушке Мемино. И вот в свои более, чем зрелые годы решил его сын найти могилу отца и преклонить перед ней колени. От дорогостоящей идеи, преподнесенной гидом, о перезахоронении останков на самом крупном в Европе немецком солдатском кладбище в Сологубовке, фриц Фишер отказался по причине относительности факта витания души умершего непосредственно над местом захоронения и своего полного неверия в загробную жизнь. Просто, на финишной прямой жизненного пути даже порядочные циники должны задуматься о чем-то возвышенном.
   Показав гиду по-немецки вылизанный и детализированный план восточных районов Ленинградской области, сделанный в период "блицкрига", Фишер махнул рукой и они поехали. Сначала по Мурманской трассе, потом сошли с более или менее хорошего асфальта в южном направлении в сторону населенного пункта Шум. В определенный момент путешествия, поняв, что дорога ведет в никуда и в последний раз она использовалась, если не войсками Вермахта, так уж в предпере-строечный период, путешественники "взяли языка" в лице разговорчивого человека в хитрым прищуром татаро-монгольских глаз, ведшего при помощи какого-то родственника свое личное коттеджное строительство и оказавшегося, к счастью, местным участковым инспектором милиции. Параллельно с объяснением того, что находящаяся чуть ли не в пределах видимости деревня Мемино не может быть достигнута иначе, чем окружным путем через Волхов и Московское шоссе, потому что теперь здесь непроходимые болота, он пытался по отнюдь не божеской цене содействовать в покупке заброшенных покосившихся хат под дачу. Фишеру под Шумом, как когда-то и его отцу под Питером пришлось отступать. Пока гид за рулем своей машины не без труда преодолевал особенности российских дорог, Фишер обрисовал себя как убежденного циника "по жизни", не смущающегося от идеи "черных археологов" приспосабливать найденные солдатские черепа под пепельницы. Вот и Фишеру достаточно комфортно живется в доме, в котором хранится когда-то им купленная в Африке дудочка, сделанная из берцовой кости... некоего монаха.
   Однако, все усилия рано или поздно вознаграждаются и, свернув с дороги где-то у Манушкино направо, автомобиль покатился почти лесной дорогой в сторону Кривашей-Мемино. Если память не изменяет, именно Криваши находятся непосредственно в паре километров перед Мемино, въехав в которое, Фишер не поверил, что может быть населенный пункт без хотя бы одной занюханной церквушки, и постоянно тыкал озадаченному дорожным ужасом гиду, а потом и местным жителям под нос фото с изображенными на нем на фоне деревянной церкви и нескольких явно не русских могил
   молодцеватых, подтянутых немецких офицеров. Издержки советского строя: церковь была снесена в послевоенный период. Фишер, которого трудно было заподозрить в особой чувствительности, был шокирован по поводу исчезновения немецких могил ("на том свете все должны быть равны!"), с чем гид не обязан был соглашаться в полной мере, (правда, в глубине своей русской души). Справедливости ради, надо подчеркнуть, что этот шок не имел национальных границ, и да толстокожего немецкого бюргера никак не могло дойти, почему останки павших в боях за эту деревню советских солдат были перезахоронены в соседнем местечке, через которое мы только что прогазовали-пробуксовали. Но сделанного не исправить и решивший предстать в положенный ему срок перед нашим общим Господом Богом Фишер принял соломоново решение: всяко надо ехать назад ( в смысле, вперед). Поэтому надо остановиться в Кривашах хотя бы перед обелиском в память павших советских солдат, чтобы хотя бы с их помощью помедитировать в одичавшей российской деревенской тишине с духом отца Фишера. Сказано-сделано. И вот мы стоим перед бетонной стеной, оформлявшейся, по всей видимости, по мере нахождения новых, еще не захороненных останков. Металлические таблицы, испещренные множеством выгравированных имен в советские времена, выглядят еще вполне молодцевато. Но там были и покрытые "матом" и ржавой доски с нанесенными на них еще в качестве "сырых" набросков именами явно уже из переходного советско-перестроечного периода. Все это взывающее к нашей совести разрушающееся убожество донельзя заросло сорной травой. Буквально в паре десятков шагов от того места стоял целый ряд вполне сносно выглядящих домиков. На пороге ближайшего стоял, пыхтя в хрустальный воздух кольцами никотина мужчина. Детина не был похож на дистрофика.
   Тут произошло непредсказуемое. Стало понятно, что такое много раз описанная "скупая мужская слеза". Оснащенный непробиваемой аурой Фишер был сражен под Кривашами полным отсутствием у его российских современников исторической и бытовой совести. Как можно жить рядом с могилами людей, благодаря героической смерти которых мы как раз и живем сегодня, и хотя бы не убрать мусор с сорняками?!
   Все это было высказано гиду, не против гида, но с такой неизбывной болью и укоризной, что пришлось вспомнить, что за молодыми солдатиками в сороковые годы были героический Ленинград и рубиново-звездная Москва. Сейчас Москва уже не в помощь. В поисках "национальной идеи" слишком долго водили нас сытые пророки по пустынящим души кривым дорожкам первобытного выживания хищников. Не найдя иной "национальной идеи", кроме, как "пострел успел и съел", мы потеряли национальную совесть.
   ...Гиду было некуда деться в этой затронутой забвением деревенской глуши. Не отступить перед укором в стальных глазах, не провалиться. С этим надо еще жить. Надо жить!
  
   "Я кругом и навечно виноват перед теми,
   С кем сегодня встречаться я почел бы за честь".
  
   Владимир Семенович
   ВЫСОЦКИЙ
  
  
  
   27 ноября 2006 года ( с дополнениями от 14 января 2007г.)
  
  
  
  
  
  
   12
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"