В отличие от многих радиостанций, которые вещают на различных частотах, Радио Х.А.О.С нельзя поймать на радиоприемнике и послушать его в автомобиле, на кухне или гуляя по улице с плеером в кармане. На этом радио нет ведущих и ди-джеев, там нет рекламы, развлекательных программ, рубрик "по заявкам слушателей" и прочей шелухи, которой заполняют пространство между песнями. О коммерции на этом радио нет и речи. Никто не знает администрации этого радио. Никто не знает, где находится радиовышка Радио Х.А.О.С. - если таковая вообще есть. Никто не знает, откуда ведется вещание. И, что самое интересное - в ротацию Радио Х.А.О.С. включены песни, которых никто нигде не слышал. Авторы и исполнители неизвестны, этих песен нет в Интернете, они не продаются ни дисках. Вы можете удивиться - как Радио Х.А.О.С. может называться радио, если оно не звучит из приемников, если оно не имеет своей вышки, и так далее?
Вы ошибетесь, отрицая существование Радио Х.А.О.С. Те радиостанции, что вещают обычным способом, звучат из приемников. Волны Радио Х.А.О.С. принимаются человеческими сердцами. Но здесь есть небольшой изъян - у большинства людей сердца настроены на другие волны, поэтому Радио Х.А.О.С. слышно лишь самым чувствительным...
Я не помню точно, как я познакомилась с этими людьми - людьми, которые изменили мою жизнь. Я уже потихоньку забываю их лица. Сейчас эти воспоминания туманны, размыты, будто картинки из раннего детства. Точно такие эмоции ты испытываешь, когда пытаешься вспомнить, как ты встретила свою любовь, хочешь вспомнить все до мельчайшей подробности, чтобы заново пережить это сладкое чувство, но вдруг ты понимаешь, что эти события уже слегка размылись в твоей памяти.... И что-то утерялось, что-то определенно ушло...
Что я помню из того февральского дня? Я четко помню свой путь из Альметьевска в Елабугу. Друзья позвали на праздник, и я рванула в Альметьевск в ту же минуту, как положила трубку телефона. Да, я не склонна обдумывать решения, я всегда поступаю безрассудно и делаю то, что захочу я, а не мой здравый смысл. Если таковой у меня, конечно, есть. В Альметьевске я пробыла два дня, и все 48 часов из этих дней (ну, или 45) я провела в гулянках. Отдохнула и повеселилась неплохо - денег не осталось даже на дорогу.
Выхода было два - занимать у кого-то лавандоса, или ехать автостопом. И здесь снова проявился мой безрассудный характер - вместо того, чтобы клянчить у кого-то денег и бегать в поисках такого спонсора, я поехала автостопом.
Я помню это кафе на границе Заинского и Тукайского районов. Собственно, там все и началось, вся эта дикая и необъяснимая история. Называлось это кафе "Родник". Я помню звенящий, кристальный воздух, я помню солнце, которое сверкало в два раза сильнее, но ничуть не грело, точно верхние слои морозной атмосферы поглощали его тепло. Я помню оживленную трассу, по гололеду которой осторожно ехали автомобили и бесстрашно перли огромные фуры. По другую сторону трассы - крутые холмы, густо поросшие ельником, отчего эти холмы напоминали подбородки бледных бородачей. С одного из холмов, по просеке между елями, спускалась лыжня, и я видела крохотные точки лихачей, спускающихся вниз на лыжах. За кафешкой раскинулось бесконечное белое пространство, сверкающее миллиардами солнечных бриллиантов. Я помню четыре одинаковых "питербилта" какой-то немецкой компании. Помню их красивые, отбеленные зимним солнцем, фуры. Водители этих стальных гигантов сейчас отдыхали в тепле кафешки. Неподалеку чадила жаровня, на которой жарился шашлык, и жиденький дымок тут же растворялся в холодном воздухе. Помню проститутку, которая стояла возле трассы, переминаясь с ноги на ногу - ей так хотелось войти в кафе и выпить стакан горячего кофе, но мимо проезжало множество потенциальных клиентов, и нельзя было упустить ни единой возможности.
Там я оказалась абсолютно случайно. Добрая тетенька, что везла меня от самого Альметьевска, могла подкинуть меня до Челнов, причем бесплатно. Мы сидели в уютном, теплом салоне "Дэу-Матиза", где приятно пахло кожей с чехлов и дорогим освежителем воздуха. Мы без умолку трещали всю дорогу - как оказалось, эта женщина была преподавателем в НГПИ (я же была студенткой ЕГПУ), и всю нашу поездку мы живо обсуждали современную систему образования. Она ехала очень осторожно, возле постов ДПС вела машину так медленно и боязливо, что гаишникам следовало штрафовать её не за превышение, а за понижение скорости. И, выехав за пределы Заинска, я решила пошуровать по-своему бэгу - я искала то ли телефон, то ли записную книжку, и на дне сумки - хотите верьте, хотите - нет, - нашла смятую сторублевую купюру и несколько пятаков. При всем уважении к водительнице, я решила не платить ей, но почему-то испытала желание перекусить в придорожной забегаловке. Я могла спокойно доехать до Челнов, а после еще спокойнее - до Елабуги, но какой-то внутренний голос просто умолял меня слезть возле кафе. Вряд ли это был внутренний голос - скорее, голос пустого желудка. В общем, придя к выводу, что современная балльно-рейтинговая система в вузах, и бестолковая погоня за западными системами образованиями - громадное заблуждение нашего министерства образования, мы попрощались возле кафе "Родник"
Нельзя сказать, что они привлекли мое внимание. Я их просто не заметила, входя в кафе. Там было людно, граждане липли к стойке как колорадские жуки к ботве, и я нагло втесалась в очередь. Почти все столики были оккупированы, четыре водителя "Питербилтов" активно работали челюстями, пережевывая шашлык, кто-то потягивал кофе, кто-то - чай с пирожками и пиццей. За самым дальним столиком сидела компания подозрительных типов, пьющих пиво. Подальше надо от них держаться, решила я. В кафе было тепло, пахло вкусным, играла приятная музыка - настолько натуральная, что не верилось, что она доносится из радиоприемника. Я обернулась по сторонам и чуть не упала - в углу, на специальном пятачке, стола группа бродячих музыкантов с полным набором аппаратуры и инструментов. Даже барабанщик был. Двое гитаристов жались на этом пятачке, чуть не задевая друг друга грифами гитар. Все были одеты в голубые рубашки и белые брюки. "Носить белые брюки зимой - сигнал дурного тона", - подумала я. Но больше всего мое внимание привлекла их вокалистка - высокая, длинноволосая и бледная девушка в газовом платье и с броским кулоном, охватывающим длинную и хрупкую шею. Казалось, что девушка эта сияла - сияли её лоснящиеся черные волосы, сиял её кулон, сияло её платье. Тонкая и гибкая - точно ивовый прутик. Она стояла чуть впереди своих музыкантов, одной рукой держалась за микрофонную стойку, другой нежно и плавно жестикулировала в ритм музыке. Она пела легко и непринужденно, её вокал лился и струился в теплом воздухе, её глаза бегали по помещению. На какой-то момент она посмотрела мне в глаза, и тут же перевела взгляд на водителей грузовиков. Мне стало даже обидно - как можно дарить свой чудесный голос жующим и трындящим людям, в ушах которых эта песня перемешивалась с собственным чавканьем? И вот приближался конец песни - девушка закрыла глаза, с блаженной улыбкой подняла лицо к потолку и без всяких усилий вытянула сложнейшую ноту. Барабанщик ускорил ритм, гитаристы вывели последний торжественный рифф. И вот песня закончилась.
Оваций не последовало, хотя, на мой взгляд, такой песне должны аплодировать полные Лужники. Один из дальнобойщиков ухмыльнулся, подошел к девушке, которая что-то говорила басисту на ухо. Подозвал её. Певица обернулась и посмотрела водиле в глаза. Мужик достал бумажник и вытащил на свет какую-то купюру. Девушка легко засмеялась. Водитель в недоумении смотрел под ноги, но чего-то не находил.
- Мы не берем денег, - мягко сказала девушка. Басист тоже улыбнулся.
- Так зачем вы играете здесь?
- Ради удовольствия, - девушка пожала изящными плечами. - Нам это нравится. Надеюсь, удовольствие получаете и вы.
- Но если вам за это платят, то как можно отказаться от денег?
Девушка, все так же загадочно улыбаясь, покачала головой.
- Может, вас куда-то надо подвезти? Я не могу не вознаградить вас за такой чудесный вокал... - мужик с недоуменной физиономией смотрел на певицу.
- Нет, у нас свой транспорт. А лучшая награда для нас - это ваше внимание к песне.
Я усмехнулась, увидев очумелое лицо дальнобойщика, когда он отходил от девушки. Убрав купюру обратно в бумажник, он вернулся за стол и продолжил поедание шашлыка.
- Вам что, девушка? - услышала я. Пришла моя очередь.
- Эээ... Мне один чай, одну пиццу и одну сосиску в тесте.... Нет, лучше два чая.
Хотите - верьте, хотите - нет, но я уложилась именно в ту сумму, которая была при мне. В дорожных кафешках наши кошельки воют волками. Я оглянулась по сторонам - лишь один столик был свободен. Я шустро отнесла чай за столик, припарковала рядом со стаканчиками пиццу и сосиску, принесла салфеток. На часах был полдень. Певица подошла к стойке, положила на нее локти и заговорила с продавщицей. Музыканты отдыхали, подтягивали гитары, играючи перебирали струны, барабанщик легко позвякивал тарелками. Певица купила стакан сока и кекс. Оглянувшись, она также разочаровалась в наличии свободных мест, и поэтому направилась к моему столику. Я заметила, что походка у нее была странноватой - она будто бы плохо видела.
- Приятного аппетита, - улыбнулась она, поставив стакан с соком на стол.
- Большое спасибо, - ответила я. - Вам того же.
А у нее и вправду со зрением не все в порядке. Она щурилась, осматриваясь по сторонам. Одной рукой она изящно подпирала подбородок, а ее глаза (сейчас не совру) - светло-серебристого оттенка - внимательно изучали кафе. Какая же она красивая, да и одета не для дорожной кафешки. Даже не для ресторана.
- Песня замечательная, - сказала я, желая завести с ней разговор. Девушка перевела на меня свои серебряные глаза. Нет, в них на самом деле было что-то мистическое. Какое-то пульсирующее сияние исходило от этих глаз. Мне стало приятно, и в то же время немного жутко.
- Огромное спасибо. Именно ради таких комплиментов мы и даем наши представления.
- Вы на самом деле не берете денег?
- Нисколько. Не меняем творчество на грязную макулатуру.
- И цель вашего творчества - дарить людям счастье?
- Мы просто приносим свет в этот грязный мир. Мир денег, наркотиков, пьянства, гопоты, убийств и машин можно вылечить только одним способом - принести в него красоту. Музыка не дает людям черстветь. Без музыки человек выгорает. Но я имею в виду правильную музыку.
- Кто вы? - я чуть не оборвала ее. Настолько я была восхищена ею, что не смогла удержаться. - Чем вы занимаетесь? Вы - студенты?
- А что, похожи? - девушка рассмеялась. - Нет, несмотря на то, что выглядим мы молодо, мы не студенты. Мы уже отучились. Все, что нам надо в этом мире - петь и играть - мы умеем. Но еще не в совершенстве.
- Так кто же вы? Бродячие музыканты?
- Нет, - девушка потрясла головой. - Нет, мы работаем. У нас есть работа, а здесь мы... проходим практику. Точно, производственную практику!
- И где же вы работаете?
- На радио, - сказала она, сделав глоток чая.
- Серьезно? - я аж вылупила глаза. - И на какой радиостанции?
- Ты такую не знаешь. Она называется "Радио Х.А.О.С."
- А где она вещает?
- Везде. В любой точке планеты, - девушка вдруг посмотрела на меня так пристально, забралась своими серебряными глазами мне в душу. Я немного похлопала глазами, поскрипела мозгами, и лишь потом до меня дошло:
- По всему миру.... Вы хотите сказать - это радио в сети Интернет?
- Нет. Ничего общего с Интернетом, - улыбнулась певица.
Мои мозги заскрипели опять. Она меня разыгрывает? Наступила небольшая пауза, она глотнула соку, а я дожевала пиццу. "Радио Х.А.О.С." вещает в любой точке Земли. Чушь! О таком радио я и слыхать не слыхала! И что за название?! Я вдруг вспомнила, что у Роджера Уотерса есть сольник под названием "Radio K.A.O.S.". Имеет ли он какое-то отношение к этому радио? Или радио - к сольнику? Или же просто создатели радио сперли название, заменив в нем всего одну букву? Я уже собралась спросить, что входит в ротацию этого "хаотического радио", но девушка меня прервала:
- Нам стоит познакомиться, - она протянула мне руку. - Меня зовут Анита.
- Алина, - я пожала руку. - Студентка 73* группы Елабужского государственного педагогического университета. Учусь на инфаке. I like English... No, it"s much better to say that I love English, I speak it everywhere, even if my partner doesn"t understand me .
- Be sure, I understand , - Анита моргнула мне.
- Как это здорово.... - сказала я. - А ты откуда знаешь английский? - я не заметила, как перешла на "ты".
- Еще со школы помню, - сказала Анита. - Но меня ничто не волновало, кроме музыки. Музыкой я живу и дышу. Как сказал великий Лев Николаевич, "музыка - это стенограмма человеческих чувств". Никакой вид искусства не может так чисто передавать чувства, как музыка и литература. На мой взгляд, ни танец, ни кино, ни живопись не могут. Это только мое мнение, тебе не обязательно соглашаться.
- Я согласна. Я ведь тоже музыкой живу. Даже сама пою, и песни сочиняю, и музыку на компьютере пишу. Просто играть я ни на чем не могу, поэтому пользуюсь программами для написания музыки. А вот в стихах моих нет ни капли романтики и красоты. У меня есть лирика, но нет романтики.
- Прочитаешь что-нибудь?
- Да без проблем! Я не из тех, кто прячет стихи в столе. Так вот. Я живу в общежитии, и редко езжу домой. Бурная неделя, девки со мной целых шесть дней, но вот воскресенье.... Это день одиночества и раздумий. Я редко сплю в ночь с субботы на воскресенье. И как-то раз, сидя перед окном, глядя на огни ночной Елабуги, я сочинила... нет, скорее, выплеснула наружу некий крик души.... Так я читаю?
- Я вся во внимании, - Анита даже отодвинула недопитый сок в сторону.
Я прокашлялась и начала:
- Бессонница.
Тяжелая подушка на макушке,
И свежесть синей ночи за окном,
И сигарета - лучшая подружка -
Оставлена, конечно, на потом.
Не спится что-то. Чаю наглотаться?
И просто спать, не напрягать мозгов?
А, может, трупом на полу валяться,
И слушать песенки голодных комаров?
Одна. Я - одиночка до рассвета,
А поутру - друзей огромная толпа.
Так почему я тьму предпочитаю свету?
Так отчего же ночь мне так мила?
Дождусь. Закат взорвется на востоке.
Луна сбежит, и просияют небеса,
Придут на место ложь и злые толки
И побежит по кругу та же полоса.
Досадно. Утро будет бестолково,
И глупые подруги в будничном борще.
У них ведь каждое второе слово -
"Короче" "Я, такая" и "Ваще".
Противно. В грязь не хочется соваться,
И за моей спиной - шушуканье опять.
Какой была, такой хочу остаться!
Но в их глазах я выгляжу как блядь.
Закос! Наша поганая эпоха заменила
Все наши чувства, охладила кровь.
И, знаешь, даже в хохоте дебила
Больше смысла, чем в слове "любовь".
Надоело. От тоски ничего не спасает.
Только музыка - вот для души аспирин
Вот уж "Флойды" чудесную песню играют
Этой ночью. В середине всех середин.
И замерла, ожидая разочарования или даже отвращения на лице Аниты. Я только сейчас вспомнила, насколько чистой и прекрасной была лирика ее песни.... Я оказалась орком, а Анита - эльфом, мои стихи были написаны на языке варваров, ее стихи - на литературном русском. Анита молчала, а лицо ее оставалось таким же, как и во время прослушивания. Она будто бы продолжала слушать меня, мое молчание. Или же стихи были записаны в ее голове, и теперь она заново прослушивала свежую запись, чтобы лучше уловить суть.
- А ты умеешь тонко чувствовать, Алина, - наконец, заговорила она. - Необычные, оригинальные стихи. Есть, правда, пара ляпов с рифмами. Но они не похожи на рифмованную писанину современных молодежных поэтов. Это уже плюс, причем огромный. Сразу видно, уже по одним только стихам, что ты выделяешься из толпы. Тебя не понимают, тебя не все любят, у тебя много друзей, но три четверти из них - лишние люди. Несмотря на свой возраст, ты уже видишь противоречия во всем, ты не находишь себе места, ты в вечном поиске. Ты похожа на героя толстовских романов, что всегда находятся в душевном смятении, даже если они окружены роскошью и материальным достатком.
Я сидела с открытым ртом, не в силах поверить тому, что слышала.
- "Радио Х.А.О.С." создано для таких, как ты, - сказала Анита, допив чай и поставив чашку на стол.
- Пардон?
- Его нельзя поймать на радиоприемнике, это не простое радио. Но ты на него настроишься, я тебе обещаю.
- Я не понимаю.
- We"ll meet soon , - сказала Анита, подмигнув мне. - А теперь прости, но мне пора возвращаться к работе.
Шурша своим эфемерным платьем, Анита соскочила со стула и неровной походкой направилась к микрофону. Встав у стойки, она что-то сказала гитаристам - скорее всего, название следующий песни. Парни подергали струны, вспоминая ноты и аккорды. Уже там, стоя у микрофона, Анита еще раз посмотрела на меня серебряными пульсирующими глазами. Теперь я была убеждена, что она - не человек. Ангел, инопланетянин, эльф, современное воплощение Маргариты, променявшей швабру на микрофонную стойку. Ну, или просто девушка не от мира сего. Не дослушав песню до конца, я схватила бэг и отправилась прочь из кафе. Мне было жутко и чудесно в один и тот же миг.
За свою жизнь я повидала много гадости.
Меня никогда ничем не баловали. Не баловали конфетами, сюсюканьем и игрушками. И уж меньше всего - отцовским вниманием. Отца у меня нет, и не было. Вполне нормальная картина - мать и дочь. Для современной России эта картина обыкновенна, натуральна.
Уже с детства я во всем сомневалась. Я никогда не входила в те круги, где было больше всего народу. То есть, не поддавалась стадному чувству. Когда я стала подростком, я исчезала из дому, шлялась по клубам и дворам, я зависала в обществе панков, неформалов и готов, я слушала только рок и ходила во всем черном. В классе меня прозвали "костлявой". Нет, я была далеко не тощей. Просто мои тупые розовые одноклассницы видели во мне Смерть - черная, с черными до синевы волосами, с черным макияжем и черными мыслями в черной голове. И еще подкалывали меня - мол, где твоя коса, костлявая? После нескольких драк со мной, они прекратили свои насмешки, но это еще сильнее отдалило меня от класса. Я не переживала - у меня всегда было свое общество, где поймут.
Когда я перешла в старшие классы, я потихоньку начала изменяться. Я начала слушать другую музыку, более серьезную и сложную, нежели грубый дэф-метал. Мои полки пополнились "Наутилусом", "Машиной времени", "ДДТ", "Флойдами" и "Цеппелинами". Я врубалась в рок-культуру, изучала ее с самого дна, пытаясь выяснить ее предназначение. Порой мне удавалось достигать некоторой истины, но, услышав новые песни новых групп, мои выводы перечеркивались одной линией. Рок - очень спорная музыка.
В 16 лет я впервые закурила, и курю до сих пор. И до сих пор не вижу причин бросать. Через полгода после знакомства с сигаретой, я распрощалась с девственностью. А вот насчет этого испытываю досаду - надо было дождаться восемнадцати лет, как я планировала до этого. Как и любой девушке, мне хотелось красивого секса теплой ночью на морском берегу (да, и еще под пальмой), но реальность выдала толкотню на заднем сиденье "десятки" с каким-то полупьяным типом (не то что рожи, даже имени его не помню). Точно так же я начинала курить - ждала от сигареты удовольствия, а получила едкий дым. То же самое с алкоголем - впервые напилась, ожидая эйфории, но немного переборщила, и в итоге проблевалась.
Реальность никогда не спрашивает мнения у наших мечтаний.
Я видела много драк. Я всегда суюсь куда не стоит. Я вечно попадаю в передряги, обнаруживаю себя среди непонятных и незнакомых типов - сегодня неформалы, завтра - гопы, послезавтра - панки. Я шлялась по бесчисленным дворам и ночным районам с незнакомыми компаниями, я побывала, наверное, в каждом клубе Татарстана, я бывала на множестве концертов - даже на выступлении "Green Day" в Москве! Много раз я попадала в милицию, я сотни раз теряла телефон, паспорт и все деньги. Да, я живу полной, веселой, разгульной жизнью. Теперь не только мои подруги, но и вы с уверенностью можете сказать, что образ жизни мой - распутный, развратный и бестолковый.
Вы скажете все это, а я прибавлю - мой образ жизни еще и свободный и независимый! Я могла быть очень прилежной ученицей, сидеть дома и учить уроки, слушаться маму и жить в узком мире. Я бы получала только "пятерки" и не думала ни о чем, кроме учебы. Я бы не знала жизнь изнутри, я бы принимала участие в глупых диалогах своих одногруппниц, у меня были бы ограниченные мысли, зато гигантский запас знаний! Но истинный ум не характеризуется объемом информации, затолканной в голову. Только эмоции и обильное прошлое дают базу для истинной мудрости. Я не говорю, что плохо знаю английский язык, я могу лопотать на разговорном уровне, но мне наплевать на его правила. Я никогда не получала хороших оценок - мне противны тексты вроде "Бетти Смит" и однообразные диалоги про семью, жратву и шмотки. Знания я беру сама, если мне что-то надо, я учусь этому сама, и не следую программам и правилам.
И за это меня не любят. Не любят только потому, что не понимают. Если нет понимания, нет и любви, даже симпатии. Толпа не понимает моего отношения к учебе, и недоумевает, откуда у меня такие знания - если захочу, я могу обставить студентку, которая учится по программе. Толпа не понимает моего стиля одежды - как я, на инфаке никто не одевается. Толпа не понимает, почему я не общаюсь с толпой ("ой, а я, такая...", "а я, значит, сказала / позвонила / СМС-ку написала /, а он такой...", "ну, блин, они ваще..."). И оттого я не любима. Есть стадо одинаковых овец. И вдруг среди них появляется непохожая на остальных овца. Она не похожа на стадо. И что дальше? Стадо ее не любит. Но это бестолковое стадо просто не догадывается, чего только я не повидала в своей жизни, каких только картин мне не доводилось видеть....
Потому-то я вращаюсь в кругах "белых ворон" и "непохожих овец". Если бы я жила в шестидесятых годах, я бы стала хиппи. Ну, а сейчас, в 21 веке, я хиппи лишь в душе.
Когда я вернулась в Елабугу вечером того же дня, я уже забыла мой разговор с Анитой. Странные люди, что поделать. Таких я немало видела. Талантливые, поют и играют здорово, но их заявление насчет "Радио Х.А.О.С." показалось мне сумасшедшим. Даже серебристые глаза Аниты забылись, и этот разговор ушел в архив бесполезных воспоминаний.
В Елабуге я пробыла четыре дня. Все так же, как и раньше, я посещала лекции, занималась английским и не высовывала носа из общаги. Спала я по четырнадцать часов в день, смотрела фильмы со своими соседями и отвергала любые предложения сходить в клуб или просто выпить с друзьями.
И вот, спустя неделю после моего отбытия в Альметьевск, мне позвонили хорошие, даже очень хорошие друзья из Казани с предложением.... Да, вы правильно подумали - новая гулянка. И снова проявилась моя склонность к безрассудным принятиям решений - я, почти что без гроша в кармане, ломанулась в столицу нашей республики. Как оказалось, эти мои друзья не просто собирались устраивать пьянку на квартире, а цивильно отдохнуть в "Опере". Вот и стимул для поездки. Недолго думая, я поехала в Казань, забыв про занятия и лекции - в "Опере" выступала некая группа "Lax", о которой я раньше и слыхать не слыхала. Кроме того, что они - рэпперы, я ничего про них не знала.
А гулянку взяли, да отложили. Я гостила у подруги - за вечер вы выпили лишь по банке "Ягуара".
За окном была поздняя ночь. Небеса на горизонте постепенно наливались синевой, вычерчивались вдалеке голые кроны деревьев, а огни ночной Казани пылали все ярче, точно угли, на которые напал порыв ветра. В квартире все спали. Ирина - моя ровесница, фанатка хип-хопа и уличной культуры - развалилась на диване, еле слышно сопя во сне. По ней нельзя было сказать, что она обожала хип-хоп культуру - она всегда одевалась просто, порой строго, носила каблуки и юбки, не любила свободного уличного стиля, а предпочитала наряды, подчеркивавшие ее женственность. Я обожала эту барышню. Несмотря на ее спокойный образ жизни, нелюбовь к приключениям и необдуманным выходкам, она всегда понимала меня.
Я стояла у окна, задумчиво смотря в одну точку. В руке я вертела флаер, который мне любезно предоставила Ирина. Скоро небо окрасилось в темно-синий цвет, и я уже видела рваные облака, которые неспокойно метались над крышами домов. Через день - нет, через восемнадцать часов - я уже буду в шумном клубе, в цветастой толпе отдыхающих, среди витков сигаретного дыма, шипения открывающихся банок пива и нервных вспышек цветомузыки. Лакс? Я снова посмотрела на флаер - на улице стало достаточно светло, чтобы прочитать на нем самые крупные буквы. Никогда не слышала о такой группе. Откуда они? Может, начинающие? Или из андеграунда? Вряд ли в "Опере" намечается крупное мероприятие, если туда зазвали малоизвестную группу. Их будет слушать только половина зала, и публику завести им вряд ли удастся. Я побывала на множестве концертов и выступлений, и заметила одну интересную вещь - чем лучше удастся завести народ, тем легче им управлять. Люди в состоянии экстаза от любимой музыки теряют ум, превращаются в возбужденных, но не думающих марионеток. Вот, например, концерт "Центра" в Челнах, где я была в сентябре прошлого года. Стоило только Гуфу спросить у зала: "Есть у кого-нибудь курить, что ли?", как к сцене, точно стадо буйволов, ломанулась толпа с открытыми пачками сигарет. А если бы тот же самый Гуф сказал: "Разбейте бутылку об голову того чувака, что стоит около сцены"? Об него бы расколотилось столько бутылок, что чувак умер бы на месте.
Если в России будет новый диктатор, то он наверняка будет из знаменитых рок-музыкантов или рэпперов. Но это, конечно, глупо - утверждать, что рокеры и рэпперы жестокие и злые люди только потому, что рок и рэп - это агрессивные жанры. Вовсе нет.
- Мне "Вермут" с апельсиновым соком, льдом и без водки, - сказала я, усевшись за барную стойку. Мне было непривычно говорить с барменом нормальным голосом. Обычно в клубе гремит музыка, и ему приходится орать во весь голос. Я имею в виду клуб "Манхэттен" в Елабуге. Не очень-то люблю я это место - "Манхэттен" нелогично устроен, в отличие от "Бруклина". Бар там располагается прямо под пультом ди-джея, и у обоих концов стойки находятся колонки. До барменов не доорешься, приходится раз пять надорвать глотку прежде чем они расслышат то, чего ты желаешь. Бедные парни, как они работают возле гремящих колонок.... Вот в "Бруклине" все устроено намного цивильнее - бар в одной части помещения, танцпол со сценой - в другой. Устали уши, болит голова - идешь в бар и отдыхаешь. А в "Манхэттене" все вперемешку, от грохота музыки не укрыться даже в туалете....
Получив стакан с "Вермутом", я сделала миниатюрный глоток, спрыгнула со стула и пошла искать Ирину. В клуб мы пришли вдвоем. Это был обычный вечер в "Опере", группа и вправду была малоизвестная, и я не понимала, почему на сцену выскочил какой-то рэппер и начал что-то читать для разогрева. Если бы за кулисами была "Каста", или "Центр", или "Krec", то толпа вышвырнула бы этого паренька подальше, лишь бы побыстрее вышли знаменитости. Но сейчас всем было безразлично. Пацана слушала лишь четверть публики, остальные трещали между собой, выпивали первые глотки пива, получали первые коктейли. Я заметила, что в клубе было много парочек. Они жались друг к другу, делали первые короткие поцелуи на трезвую голову или же просто мирно разговаривали лицом к лицу. Мы с Ириной подошли поближе к сцене - так как мы не были влюбленной парочкой, мы оставались без дела и решили занять лучшие места. Ди-джей, явно без настроения, колдовал над пультом. Он молчал, даже не думая разогревать публику.
Когда ведущий вышел на сцену, выпроводив оттуда молодого рэппера, мне показалось, что он немного зевнул.
- Дорогие посетители нашего клуба, мальчишки и девчонки, парни и девушки, трезвые и уже вдатые, любители хип-хоп культуры и не только! Ровно в одиннадцать часов на этой сцене появится группа "Lax" - пока еще не слишком известная в широких кругах, но наделавшая немало шуму в андеграунде. Честно говоря, я и сам ничего не знал об этих трех парнях, но, послушав их демо-треки, просто потерял дар речи, - ведущий почесал затылок, не зная, что еще прибавить. Вдруг он поднял голос: - Таким образом, все рвемся в бар, веселеем перед выступлением, и ровно через... эээ, дайте-ка, взгляну на часы... через двадцать пять минут смотрим и слушаем группу, названную в честь лос-анджелесского аэропорта! Ура!
Зал ответил ему, причем не так уж и вяло. Мы огляделись по сторонам - народу прибавилось, и большинством были молодые парочки. Половина парочек, которые вышли этим вечером на прогулку. Вторая половина сидит, наверное, в кинотеатре, и смотрит "Стиляги". Около бара я увидела невероятно высокую блондинку с пышной прической, пышным бюстом, килограммом макияжа на лице и настолько модельной походкой, что хотелось усомниться - человек ли она? Или инопланетянин, который с трудом скопировал человеческий походняк? Лицо каменное, эмоции спрятались под мейк-апом, глаза смотрят в одну точку. Точно - она инопланетный шпион, да плюс к этому, надменный. Того гляди, вытащит из своего декольте бластер, и охрана с ней не справится.... Парень инопланетянина имел вид гораздо дебильный, особенно улыбку. Этой глупой лыбой он хотел показать свою индивидуальность - мол, не у каждого рядом такая девушка. Да уж, этот чувак на самом деле особенный. Мало кто встречается с настоящим инопланетянином! Оставляя на лице свою бессмысленную улыбку, он держал блондинку за локоть и вел ее к бару.
Я и Ирина снова вернулись за стойку. "Вермута" было еще достаточно, и мы ничего не заказывали.
- Чует моя пятая точка, что-то сегодня приключится, - сказала Ирина, глядя на сцену и потягивая "Вермут".
- Ждете чего-то необычного? - спросил кто-то рядом. Я и Ирина синхронно обернулись. Рядом сидел молодой человек и с интересом смотрел на нас.
- От выступления - не очень. Группа неизвестная, никогда о такой не слыхала, поэтому и ожидания у меня не очень большие, - сказала Ирина с улыбкой.
- То есть, талант группы оценивается только по шумихе, которую она наделает? - парень рассмеялся. Что ж, мы постараемся сотворить нечто из ряда вон выходящее, чтобы потом сказали: "О, этот Зулус из "Лакса" плюнул в зрителя"!
- Вы хотите сказать... - я вытаращила глаза, - что вы из этой группы?
- Ага, - парень кивнул головой.
- А что ты тут делаешь?
- Я люблю посидеть в баре, изучить публику перед выступлением. Меня не знают, так отчего же не посмотреть на всех со стороны? Может, когда мы прославимся, я уже не могу позволить себе такую роскошь?
- Во дела... - сказала Ирина. - Что-то ты на рэппера не похож. Одет как-то не соответствующе.
На нем была обыкновенная черная футболка с какой-то надписью - футболка облегающая, подчеркивающая нехилое телосложение рэппера. Обыкновенные светлые джинсы, прическа тоже самая что ни на есть стандартная.
- А потом переоденусь. Мне нравится быть незамеченным, простой серой мышью.
- Интересно, о чем же будут ваши треки?
- В основном, о любви. О взаимоотношениях между людьми, о современном облике так называемой любви.
- Это попса, - сказала я. Меня всегда раздражал рэп про любовь и романтику. Это агрессивный жанр, когда все чувства на накале, когда надо самыми грубыми и громкими средствами говорить о проблемах более серьезных, чем эта любовь.
- А кто сказал, что мы будем пускать романтические сопли? - улыбнулся рэппер.
- Романтики в рэпе быть не может, пусть про нее орут опопсевшие рэпперы. А если вы такими являетесь - славы вам не видать.
- Мы учтем столь важное предупреждение, - рассмеялся парень.
- Ладно, хватит споров! - сказала Ирина. - Можно с вами сфотографироваться?
- Разумеется, - парень соскочил со стула. Мы слезли вслед за ним, Ирина вытащила фотоаппарат. Я просто встала рядом с рэппером, изобразила улыбку на лице. Вспышка. Теперь рядом с ним стоит Ирина. Она взяла его под руку, улыбнулась от души - не то, что я. Общую фотку делать не стали.
- А где ваши коллеги? - спросила я.
- Они не любят торчать в баре. А вот я выпиваю перед выступлением. Для храбрости.
- Настоящий рэппер не боится публики, состоящей из молодых парочек. А что будет, если вас вызовут на батл? Упьетесь в дрова?
- Что будет, то будет, - он еще раз улыбнулся. Странно так, будто бы говоря: "посмотрю я на ваши рожи, когда мы закончим выступление". - Кстати, мне уже пора. Парни ждут. Между прочим, я - Зулус. Зулус читает вступление!
- Мы будем громко аплодировать! - сказала Ирина, когда Зулус уже уходил в сторону сцены.
- Дешевка, - сказала я, ухмыльнувшись. - Сразу видно.
- Не суди по первому впечатлению, - ответила Ирина. Я ничего не сказала на это. Мы вернулись в бар и решили смотреть выступление оттуда.
- Итак, на сцене - группа "Лакс"! - проорал ведущий ровно в одиннадцать часов. Посетители клуба поприветствовали рэпперов - не слишком восторженно, как знаменитостей, но и не очень вяло. На сцену вышли три человека с микрофонами. Они не подняли рук, ничего не изобразили в качестве приветствия. Я узнала Зулуса - он нацепил на голову рэпперскую кепку, переоделся в широкую футболку с белыми и желтыми полосами и широкие джинсы. Остальные были одеты в том же духе. Ди-джей не стал ждать, и тут же запустил бит. Меня немного передернуло - бит был мрачным, скрэтчи оправдывали свое название - они царапали по душе. Я удивилась - ди-джеем была девушка. В больших солнечных очках, которые тут были не к месту, и в огромных наушниках, она нависала над пультом абсолютно неподвижно. Она не двигалась в такт звукам, не махала поднятой рукой, лишь вертела пластинку и нажимала кнопки на пульте.
- Мы не будем разогревать вас перед основным выступлением, мы не будем читать фристайл и нести отсюда всякую чушь. Трек, что мы хотим исполнить, не должен звучать здесь - вы пришли отдохнуть, но он убьет ваше хорошее настроение. Но, тем не менее, мы обязаны сказать об этом, а вы - должны услышать. Ди-джей, продолжай! - сказал один из рэпперов.
- На самом деле этот трек - о любви. Но не ждите чего-то доброго и оптимистического от нее. Это - современная любовь, поэтому...
- Влюбленные граждане! - сказал Зулус. - Держитесь крепче за руки! Сегодня вам придется усомниться друг в друге!
- Зулус, Нокс, Ruff! "Лакс"! Поехали!
Как он и обещал, Зулус поднес микрофон ко рту, вышел вперед, и начал:
- То, во что мы верим, и то, во что мы верили
Со школьной скамьи, с далеких детских лет,
Все это прогнило на мусорке времени.
По сторонам оглянитесь! Того больше нет!
Издохла Любовь в вихре новых событий,
Ее изнасиловал наш новый век.
Уважаемый мистер Амур, вы простите,
Но шли бы вы в жопу, здесь шеф - человек!
Угасли все чувства вокруг машинерии
Долой ваши чувства, СМС-ки - вперед!
"Привет, мое солнце, ну как там делишки?"
Одну только фразу засунули в рот.
Знакомства в инете, знакомства по пьяни.
Поцелуй - через час, через два - уже секс.
Прогулка под ручку вечером ранним -
Ромео с Джульеттой отправились в лес.
Контроль порнографии в мире безбожном,
Звериные чувства, пьянство и крэк
И чисто любить здесь, увы, невозможно
Собакой развратной вдруг стал человек.
А где же романтика? Наверное, в песнях
А песни, как и фильмы, становятся тупей
И гаснет культура, хип-хоп искажается,
Романтику не любят в обществе зверей
Конечно, текст этот не отличался огромной оригинальностью, но Зулус прочитал его настолько мощным и убедительным голосом, что веселое настроение, витавшее в клубе, исчезло напрочь. Воцарилось напряжение, молодые парочки даже не думали смотреть друг на друга. Двое стоявших недалеко от нас влюбленных перестали обниматься, и теперь стояли порознь, пристально глядя на сцену. Ди-джей крутила пластинку, скрэтчи пилили нервы, и эти трое были единственными, кто двигался в клубе - остальные замерли как деревья. В голосе Зулуса было нечто гипнотизирующее, его речитатив заставлял застыть камнем и покрыться мурашками. Я была уверена, что любовь в этом мире давно пропала, но пропала фиктивно. На самом деле, она просто где-то прячется, но она есть, она существует. Но эти трое уверяли, что любви нет, и это действовало. Даже я - та, которую невозможно переубедить в чем-то одними словами - и то начала верить им. Это был шаманский, колдовской рэп.
- Нокс, Зулус, Ruff, - вступил второй рэппер. Это был Ruff - я догадалась по слову "Ruff" на его белой футболке. - Yo, погнали!
Любовь, или Эрот, ты, конечно, прости
Но ты испарилась, осталось лишь слово
Тебя в Красной книге уже не найти!
То чувство прекрасное нам незнакомо.
А мы все дышим загаженным воздухом,
И сутки не можем прожить без Сети
Ни покоя, ни светлого счастья, ни отдыха,
В этом бешеном вихре не жди!
Мы торопимся с выбором, мы хотим поскорее
В отношения влипнуть, потратить деньжат
На поиск нет времени, лишь бы быстрее
"В контакте" поставить заметку "женат".
Я знал одну девушку, что спала с моим другом
От любви ли от чистой? Конечно же, нет.
Она таким образом бывшему мстила
С кем встречалась, наверное, несколько лет.
Теперь в зале началось шевеление. Парочки уже не держались за руки - они начали смотреть друг на друга, смотреть подозрительно и недоверчиво. Влюбленные так друг на друга не смотрят. Голос рэппера, праведно-гневный, был агрессивен, но вызывал такое доверие, что нельзя было не поверить его словам. Это был зачаровывающий голос, но в отличие от голоса Сарумана из "Властелина колец", он не был мягким и не ласкал душу. Но при всей своей агрессивности, он вселял доверие. Парочки стали расступаться. Я смотрела то на сцену, то на зрителей. Те, кто пришли одни, или с друзьями, стояли задумчивыми и безмолвными, влюбленные же зло смотрели друг на друга, и никто уже не держался за руки. "Боже, какая сила воздействия", - подумала я.
- Это Нокс! - сказал третий рэппер, и бит заиграл с новой силой.
Мы дарим кому-то любовь из-за мести
Мы дарим любовь, перепивши вина
Романтику ищем, не помня о чести
Хотя, эта честь никому не нужна.
У доблестных рыцарей сгнили доспехи,
Прогнили все чувства, все кони подохли.
А что же их леди? Те ради потехи
Снаружи блестят, но душами засохли.
А, теперь, ребята, загните-ка пальчики:
Но пальцев не хватит счесть это в мире -
Эротика, порно, целуются мальчики
Пидорасы и шлюхи - народа кумиры.
Включи телевизор - дебилов увидишь
Залезь в Интернет, посмотри на блядей.
Океан порносайтов, тысячи тысяч,
И только для вас, и для ваших детей.
И где же любовь в этом пакостном мире?
Растаяла? Сдохла? Попала впросак?
Её деньги, бухло и Ти-Ви затравили
Как медведя затравит орава собак.
Бит закончился, и в клубе повисла тишина. Все стояли неподвижно. Девушка - диджей исчезла со своего места. Текст будто оборвался - никакого вывода, никакого логического завершения, никаких проблесков надежды и оптимизма. Рэпперы выстроились в ряд - три могучие фигуры, от которых исходила праведная ярость.
Вдруг тишину в зале нарушил нервный, немного писклявый выкрик:
- Да шла бы ты к черту, дура!
Парень блондинки-инопланетянина развернулся на каблуках, и быстрым шагом пошел вон из клуба. Девушка, забыв о своей надменности и неприкосновенности, бегом бросилась за ним, хныча как ребенок:
- Алеша! Алеша, стой же! В чем дело?
- Да тебе только мои деньги нужны! Тебе выгода нужна, а не любовь!
- О чем ты говоришь, дурачок? Стой же!
- Он прав! - сказал Зулус своим громоподобным голосом. - Ей нужны его ДЕНЬГИ! Жажду роскоши, желание новых шмоток и благ она называет любовью! И эта парочка - не единственная здесь в своем роде! Вы - те же самые, - проорал он, показав микрофоном на еще двух молодых людей. - Когда-то у этой девушки был шанс полюбить, за ней бегал человек, что желал ей счастья. Но она его не выбрала, так как это было... НЕВЫГОДНО! Как известно, любая денежная единица - доллар, например - должна быть обеспечена каким-то количеством золота, без золотого обеспечения это никчемная бумажка. Современная любовь - как доллар. Без денежного обеспечения она не существует. Неужели этого никто не осознает?
Тут зал словно взорвался. Гневные и возмущенные крики наполнили зал, но крики эти были не в сторону рэпперов. Парочки скандалили, послышались пощечины, послышался мат и причитания. Многие, как и парень блондинки, в истерике направились к выходу, остальные - к бару. Сам бармен ходил с огорошенным видом - он не справлялся с заказами и путал напитки.
- ЛЮБВИ БОЛЬШЕ НЕТ! - орал Нокс. - ОНА ОСТАЛАСЬ ЛИШЬ МЕЖДУ ГЕЯМИ И ЛЕСБИЯНКАМИ - УРОДЛИВАЯ, НО ХОТЯ БЫ ИСКРЕННЯЯ! А ВЫ ПРО НЕЕ ЗАБЫЛИ! ПОХОТЬ! ЗВЕРИНЫЕ ЧУВСТВА! ВОТ ЧТО МЫ ИМЕНУЕМ ЛЮБОВЬЮ!
Зал распалялся. Я смотрела на него с округлевшими глазами, с отвисшей челюстью. Нет, я видела перевозбужденное состояние после концерта, когда в зрителях поднимается агрессия, и их тянет на беспредел, но с таким массовым гипнозом я еще не встречалась. А если эти парни вдруг заорут со сцены: "Убейте друг друга"? Это подействует?
Клуб наполнялся шумом и истеричными воплями. В этом шуме и гаме никто не заметил, как группа исчезла со сцены. Ди-джея тоже не было. И тут произошла кульминация вечера - одна девушка, доведенная до крайности, достала откуда-то пустую бутылку пива и расколотила ее об голову своего парня. Он громко вздохнул, взмахнул руками и рухнул на пол. Девушка бросилась отсюда прочь. Парень валялся на полу, рядом блестели осколки, и никто не подходил к нему. Вечер был испорчен, ведущий выскочил на сцену и начал что-то мямлить, но потом принялся успокаивать публику и призывать всех сохранять спокойствие. Затем, увидев тело на полу, он бросился куда-то - видимо, вызывать "скорую". Через десять минут помещение почти опустело, лишь некоторые, кто пришли сюда в одиночестве, допивали свои напитки. Клуб опустел, и лишь угрюмая, злорадная тишина повисла здесь - в месте, где должно быть веселье. Ирина вдруг соскочила со стула.
- Пойдем отсюда, - угрюмо сказала она.
- Это тоже на тебя подействовало? - с ужасом спросила я.
- Еще как! Сегодня я устрою своему ненаглядному! Сегодня я ему все скажу, что у меня в душе накопилось! Идем, Алина, нам тут делать нечего.
Выходя из клуба, я увидела ту самую блондинку. Она с невозмутимым видом дожидалась такси, и на ее безжизненном лице не отражалось ни досады, ни горя, ни расстройства. Она могла найти себе нового мажора.
Но чуть подальше, проходя среди тесно припаркованных машин, в темноту уходила еще одна девушка. Вместе с ней в темноте растворялось тихое, обреченное рыдание. Глаза ее была затуманены слезами, как лобовое стекло автомобиля - дождем, и она натыкалась на боковые зеркала машин.
- Они лгали, - сказала я. - Они говорили правду по большей части, но там была ложь, - сказала я, провожая плачущую девушку глазами.