В моем кармане лежат два пригласительных билета на открытие выставки французских художников в арт-галерее "Джи гараж". Почему перед словом гараж стоит некое Джи. И почему вообще гараж - это история умалчивает. Главное - пригласительные на столь светское мероприятие мне достались бесплатно (хвала Головастику!), и это очередная попытка найти общий язык с современным искусством. Второе гораздо важнее, ибо у меня складывается некий комплекс трагладита, когда я общаюсь в компании высоколобых интеллектуалов, которые с мимикой истинных ценителей прекрасного смакуют подробности инсталляции в галерее "Крокус" известного деятеля (даже не художника!) Неформатыча или прелестные изгибы картонных зомби на выставке в Шанхае. Не-по-нят-но! Ну не укладывается в моей тупой голове, что сотня кирпичей, уложенная на манер стены, даже не самим автором, а рабочими музея - это крик души против монотонности мегаполиса. А еще больше не укладывается в ней вид сосредоточенных зрителей всей этой хрени, из которых половина вероятно решает в голове один сложный вопрос- Зачем я отдал 2 000 рублей, чтобы посмотреть на две сотни кирпичей, которые бесплатно могу посмотреть в магазине стройматериалов?
Вот и все, что я хотел сказать про войну во Вьетнаме...
Хех! Анжелика восприняла приглашение с должным ей оптимизмом. Оказывается о выставке слышала, но билетов не достать и вообще времени не было и тому подобное. И как хорошо, что я так удачно и так далее. Пулемет изобрела женщина, только это скрывается военными историками.
СМС.
"Буду скоро. Не сердись."
И не думал.
Сидя на скамейке перед входом в "Джи гараж" я стал от нечего делать классифицировать посетителей мероприятия. Социологический срез вышел и впрямь забавный. Что не говори, а тщеславие это любимый грех сатаны. Вот спрашивается какого лешего ты сюда приехал в окружении свиты, прихлебателей и штатных лизоблюдов лингвистического уклона? Ах, да. Подруга, жена, любовница затащили, уговорили, уболтали и настояли. Тем более друг спонсор и вроде бы как неудобно отказать, да и пресса кругом, статус опять-таки, а может и сам мэр приедет. Все ясно, отнесем таких как ты к классу - богатая жертва-, вас много, вы слабо ориентируетесь в расстановке сил в современном искусстве и просто стараетесь не отставать от других. И что самое обидное, самый пошлейший китч на стене кабинета, оставшийся с дремучих девяностых, вам милее, чем все это иностранное фуфло и в этом вы правы. Следующий из класса хищников, он порождение тусовки. Тусовкой оплодотворен, выношен и рожден. Акула ночных раутов, метаболизм зависит от количества коктейлей, перенесенных воздушно-капельным путем сплетен и слухов. Сюда тебя привел великий зов тусни. С тобой почти все ясно. Ты трешься рядом с тушами -богатых жертв - как рыба-прилипала на теле китовых акул. Ты бесхитростен и эффективен как самурайский меч. Кто там еще? Бурундуки и овцы ох эти то персонажи из...
Но домыслить эту бредовую классификацию видов я не успел, легкое прикосновение ладони к моему плечу прервало благородную затею.
Я медленно посмотрел вверх.
Ба!
Вот пожалуй и все, что мне пришло в голову.
- И? - Анжелика улыбалась, чувствуя нанесенный мне удар.
Иногда, женщины могут сами того не подозревая нанести тактический ядерный удар
Что тут сказать? Все в тему! И платье, и макияж и украшения и...
Можно я отожмусь? Был такой прикол у команды КВН белорусов, они когда на разминке не находили ответа на зрительские вопросы просто отжимались.
- Э, сказать, что ты прекрасно выглядишь значит не сказать всей правды.
- Пойдем, будем считать, что это был комплимент.
Как заправская школьная парочка, держась за руки и исключительно на пионерском расстоянии друг от друга, мы направились в галерею. Самое забавное, я отметил, что почти все дамы для такого случая принарядились в самое лучшее. Выходило - либо выставка создана для показа вечерних нарядов, либо так принято. Я сделал для себя вывод, что так принято. Ибо валовая стоимость надетых побрякушек прямо пропорционально зависит от статуса мероприятия. Так сказать, закон жизни.
Вот это да. Столько любителей прекрасного я не видел и в Третьяковке! И какие люди. Просто именины сердца для папарацци. Я уже устал жать руки и здороваться, почти все мои клиенты и еще куча их знакомых. Не говоря о публике рангом пониже. Некоторых персонажей и представить не мог в таком стремлении к искусству. Век живи век удивляйся. Столпотворении дикое. И главное все ходят и что-то сосредоточенно (с той или иной долей искренности на лицах) смотрят. Проникаются. В общем пытаются настроиться на волну созерцания. Только официанты с подносами, уставленными бокалами с шампанским и пирамидками из канапе, несколько нарушают обстановку и вообще не в тему.
Хиросима.
Инсталляция работы Ванн Бен Ладана. Ни ума, ни таланта. Оно конечно, художнику виднее, но сломанный телевизор, обклеенный билетами на самолет, ну как-то не вытягивает это название.
Или я чего-то не понимаю.
Хиросима...
Нет, мне не довелось там побывать ни до взрыва, ни после. Просто я четко помню рассказ Че, да, вы будете удивляться, с Че я как-то пересекся совершенно мирным путем. Он оказывается большой любитель киоко шинкай карате и кажется обладает каким-то там высоким даном, не в этом суть. В тот вечер я заглянул на пару минут к сэнсею Кураяме, этот добрый старик иногда позволял мне поработать с оригинальными текстами дзен-буддистов, что в свою очередь уже моя слабость. И каково же было мое удивление, когда порог додзе пересекла могучая туша Че.
- А, Сергей, вот уж не ожидал тебя здесь увидеть. - как же не ожидал, серо-стальные глаза спокойны как танк перед мальчишкой из гитлерюгенда. - Какими судьбами?
- Мир тесен.
- Не то слово. Сэнсей сегодня опаздывает. Просил тебе открыть кабинет и позволить поработать с свитками.
- Очень мило с его стороны.
Я уселся на циновку и стал переводить текст (иногда мысль о том, что японский язык - это происки дьявола меня посещают), Че же стал отрабатывать ката. Делал он комплекс ударов самозабвенно и похоже, что мысленно его противником был я. И слава всем силам, что только мысленно.
Это было похоже на театр абсурда. Я среди старинных манускриптов и ангел, выполняющий приемы карате. Еще не хватало розовой лошадки.
Не знаю сколько там времени прошло еще, но часа через три мы уже сидели на крыше спортзала и смотрели на закатное небо, говоря на совершенно нейтральные темы. Удивительно что ни говори!
- Ну так как насчет ангелов? Или это секрет?
Че скривился, улыбаться он не мог, видимо этот оскал был аналогом улыбки.
- Нет, никаких секретов. Ангелом можно стать очень просто. Достаточно быть неравнодушным к страданиям окружающих.
- Это в переносном смысле, как понимаю. А как же крылья, меч огненный и все эти нимбы над головой?
- Отчего? Вот, например, посмотри на того гаишника. Все гораздо проще, Сергей.
Я напряг зрение. Гаишник как гаишник, рожа отъевшаяся, и как водителю со стажем ничего хорошего он мне не напоминает. Тем более ангела.
- И что?
- Смотри своим зрением.
Хорошо. Ну, это человек. Раз. И...
У этого человека действительно были крылья. Небольшие, но все же. Вживленный в мою височную кость чип, послал запрос на сервер нашего офиса.
- Иван Артемьев. Старший лейтенант. Родился, женился, воевал, усыновил. Не берет, не замечен...
Надо же.
- И при всем при этом. Он не знает, что является ангелом. И это хорошо.
Странно все это. Выходит, когда мы читаем в газетах про людей, которые спасают там кого-то и также бесследно растворяются в толпе, не ища ни славы, ни благодарности, это проявление сущности ангела в человеке? Забавная теория. И сколько таких волонтеров?
- Много. Таких как этот Артемьев много. Они действительно волонтеры. Ты знаешь, мне всегда вспоминается рассказ обычного 8-летнего мальчика, только жил он давно и в не совсем простое время. Мальчик то был что ни на есть обыкновенный, разве что место его жительства было не совсем обычным.
- И где же он проживал?
- В Хиросиме.
-О.
Че не отрываясь смотрел на алое солнце.
- Да, это было через несколько часов после взрыва. В городе, вернее в том что от него осталось царили паника, давка, смерть и агония. Пожары вкупе с адской жарой. Тысячи обезумевших от боли и страха людей, порой почти трупов со струпьями обгорелой плоти и отваливающимися кусками мяса на опаленных костях. Еще живые. Еще в надежде спастись. Чистилище в реальном мире. И посреди всего этого, десятки и сотни людей четко запомнили как случилось чудо. Запомнил его и этот 8-летний мальчик. Этот солдат появился неизвестно откуда, он смог вызволить ребенка из-под завалов и пронести на руках через весь город. Через все развалины, пожарища и толпы людей. Затем солдат передал мальчика отцу и скрылся в толпе. Вот так. Ни имени, ни звания.
- Ага, ищут пожарные, ищет милиция.
- Не то слово.
- И ты думаешь, что он не знал? Не знал, что пронес еле живого ребенка через радиоактивные развалины, спас от смерти и при этом тот останется в живых. И что это почти невозможно обычному смертному?
- Думаю, что не знал. - Че с какой-то жалостью посмотрел на меня. - Вернее, он не думал об этом.
- Как-то слишком чудесно звучит словно легенда.
- Спроси об этом сэнсея.
- Ладно, верю. - я покачал головой. На фоне заката эта история звучала как миф древнегреческой трагедии. - И что потом с ним стало? Ну с тем солдатиком?
- Не знаю.
- Не верю, раз уж тебя так эта история зацепила, ты не мог все бросить. Здесь ты не договариваешь.
- Хорошо, я попытался прокрутить цепочку событий дальше.
- И?
- Мне отказали.
- В смысле отказали в дальнейшем расследовании?
-Типа того, формулировка - Иерархия.
Как минимум этот солдат перестал быть обычным смертным после атомной бомбардировки в Хиросиме. Иерархия на арго Верхних, запрет на поиск информации о вышестоящих эшелонах. Логичная концовка для такого триллера.
Какой тут к черту телевизор. Мне хотелось рассмеяться.