Кич Максим Анатольевич : другие произведения.

Бд-8: Предупредительный выстрел в голову

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Мои критерии оценивания рассказов на БД-8



   

Предупредительный выстрел в голову

   Здравствуйте, господа участники конкурса "Блэк Джек", а также особы неравнодушные и сочувствующие. Если вы читаете эту статью, значит вам либо интересны мои критерии оценивания, либо вам интересно позубоскалить в комментариях. В любом случае, постараюсь никого не разочаровать.
  
   Со времени БД-6 особо ничего в моих вкусах не изменилось. Однако, практика требует на этот раз описать, каким образом, в принципе, мной рассматриваются работы. Я не особо придирчив к стилю и пунктуации - ибо не гуманитарий. Основной аргумент в выставлении оценок - зацепило/не зацепило.
  
   Затем, следует отметить, что я считаю фантастику литературой, и претензии у меня к ней - как к любому другому литературному произведению. Сугубо за техническую идею я больше тройки не поставлю, и да простят меня фанаты Гернсбека и Гамильтона.
  
   Теперь, о списке опасных тем, который в прошлый раз ошибочно сочли запретными. Разумеется, писать можно (и нужно!) о чём угодно. Но писать, в любом случае, надо уметь. И идею тоже надо уметь развивать и представлять в новом свете. Посему, вот он, пресловутый расстрельный список:
  
   Тема: Светодавы им. Гернсбека-Гамильтона.
   Описание: Отважные водители светодавов (космопланов, спейсшипов, летающих тарелок), покрытые недельной щетиной (татуировками, цитатами из Торы), в скафандрах (гермошлёмах, аквалангах) бороздят просторы нездоровой авторской фантазии.
   Комментарий: В теме освоения космоса, самой по себе, ничего плохого нет. Плохо то, что абсолютное большинство авторов наступает на одни и те же грабли, принимая за образец вышеупомянутых Гернсбека и Гамильтона. Более того, в силу какой-то мистической синергии, это абсолютное большинство выписывает одни и те же ляпсусы в одних и тех же ситуациях. Кроме того, в большинстве случаев, авторский слог берётся из книг о похождениях капитана Фьючерса, что режет глаз и напрягает морально.
   Лекарство: Учить физику и астрономию. Читать не только классику жанра, но и классику в принципе. Посмотреть все сезоны "Звёздного Пути" и принять за аксиому, что сюжетные ходы, встреченные в этом сериале, для вас - табу.
  
   Тема: Машина Времени им. Вельтмана-Уэллса
   Описание: Очередная попытка выяснить, можно ли убить собственного дедушку, переспать с собственной бабушкой и надавать по попе собственному пра-пра-внуку.
   Комментарий: Современная наука с идеей путешествия во времени не особо дружит. Термодинамика и теория информации с разных сторон отрицают возможность вернуться в прошлое. На моей памяти, относительно грамотно удалось вывернуться только Симмонсу, в его цикле "Гипериона". Кроме того, вероятность того, что вы станете пусть и неосознанным, но плагиатором стремится к единице. За почти два века использования фантастами заглавного механизма, идею обмусолили до косточек и только гений сможет действительно оригинально подойти к тематике путешествия во времени.
   Лекарство: Быть гением.
  
   Тема: Ёльфы им. Профессора
   Описание: Фэнтези во всех разновидностях.
   Комментарий: Существует несколько причин, по которым скорее верблюд пролезет через угольное ушко, чем автор напишет качественный фэнтезийный рассказ в конкурсных рамках. Во-первых, фэнтези подразумевает, что некоторое отличное от нуля количество персонажей долго и нудно куда-то бредёт. Это не абсолютный критерий, но, почему-то так всегда получается. Вместить очередной эпохальный поход к минотавру на рога в объём конкурсного рассказа практически нереально. Во-вторых, авторы фэнтези примерно так же дружат с историей, как авторы НФ - с физикой. Не то, чтобы от фэнтези требовалась архи-какая историчность, но минимального соответствия здравому смыслу чаще всего недостаёт. В-третьих, авторы фэнтези в массе своей слабо представляют себе что такое холодное оружие, как оно применяется, а как применяться не может ни под каким соусом. В-четвёртых, благодаря замечательным переводам книг и компьютерных игр, жаргон "толкьенистов" и прочих "ролевиков" пестрит англиканизмами всех мастей. Можете меня зарезать, но болт - это такая штука, на которую накручивают гайку, а файерболов и прочих визардов вообще в русском языке нет и не предвидится.
   Лекарство: Грамотное фэнтези может написать только человек никогда не читавший ни Толкьена, ни его подражателей, никогда не общавшийся с "ролевиками" и никогда не игравший в фэнтезийные RPG.
  
   Тема: Кибердека им. Гибсона-Тюрина
   Описание: Обкуренные и обколотые киберковбои (хакеры, клоакеры), покрытые недельной щетиной (татуировками, цитатами из трудов Пригожина) в мнемоюстах (VR-шлемах, кибер-ванночках) бороздят просторы нездоровой авторской фантазии.
   Комментарий: Когда-то давно, в 80-х, когда киберпанк появился в роли асимметричного ответа на засилье второсортного фэнтези и псевдонаучной фантастики, он был оригинален и крут. В последствии, киберпанк (или, по крайней мере, то, что писала Пятёрка) остался всё таким же крутым и оригинальным. Потому что эволюционировал. А наши поклонники жанра так и остались в фетишистских декорациях из хрома и кожи.
   Лекарство: Посмотреть на календарь. Читать не только классику жанра, но и классику в принципе. Эволюционировать.
  
   Тема: Иллюзион им. братьев Вачовски
   Описание: Весь окружающий мир является иллюзией. Настоящая реальность - "где-то рядом".
   Комментарий: Подобные идеи возникали, судя по всему, ещё в те староглинянные времена, когда шумерская клинопись была скандально новым видом письменности. Ваши шансы придумать что-то оригинальное, мягко говоря, невысоки. Впрочем, здесь можно легко выкрутиться если подходить к теме исподволь и по касательной.
   Лекарство: Не увлекаться второсортной голливудской фантастикой.
  
   Тема: Как бы чего не случилось
   Описание: Новые технологии служат источником неприятностей.
   Комментарий: К данной конкретной категории произведений моё негативное отношение носит во многом субъективный характер. Знание аморально - особенно если это практически применимое знание, а не общефилософские измышления о природе несуществующего. Отсюда: любая попытка применить мораль к прогрессу не только глупа, но и кощунственна. Кроме того, грамотно аргументированных рассказов подобного плана, я ещё ни разу не встречал.
   Лекарство: Сдать себя в ближайший биореактор.
  
   Тема: Ранимая душа робота им. Азимова
   Описание: Робот (клон, искусственный интеллект, микроволновая печь), наделённый человеческими эмоциями, в бытовых и не очень бытовых ситуациях.
   Комментарий: Частный случай предыдущей темы. Представлен отдельно, потому что чаще всего жертвами рефлексирующих гуманитариев являются именно роботы и прочие киборги. Видимо они, в силу антропоморфизма, наиболее привлекательны в качестве объекта сочувствия. Авторы в абсолютном большинстве случаев проявляют полное незнание принципов электроники и программирования, бессовестно давят из читателя слезу и взывают к так называемым "общечеловеческим ценностям".
   Лекарство: См. выше.
  
   Тема: Марсианская вольта с чёлочкой
   Описание: Выжимание читательской слезы всеми доступными способами.
   Комментарий: Приём любим кончеными гуманитариями и сопливыми юнцами. Классический пример слезоточивой прозы - рождественская побасенка про девочку со спичками, которая глупо отдала концы в какой-то подворотне просто потому, что автору для создания трогательной картины пришлось сделать её непрошибаемой дурой. В этом, кстати, и заключается главный грех слезогонки - для того, чтобы герои страдали вместо того, чтобы искать выход из ситуации, приходится конкретно занижать их интеллектуальные способности.
   Лекарство: Перестать слушать Tokyo Hotel и/или читать Толстого. Найти себе занятие близко связанное с человеческими страданиями (санитар, врач, следователь, военный, налоговый инспектор, воспитатель в детском саду).
  
   Тема: Он и Она
   Описание: Архетип, кочующий из рассказа в рассказ. Романтичная парочка кретинов, неспособных адекватно анализировать ситуацию.
   Комментарий: Это просто какое-то наваждение. Из года в год одна и та же пара соплеобильных влюблённых предстаёт в добром десятке вариаций. Меняются декорации, стили, жанры, авторы - и только ни с чем не сравнимый идиотизм главных героев остаётся неизменным.
   Лекарство: Секс с партнёром противоположного пола.
  
   Тема: Спасибо тов. Крапивину за наше счастливое детство.
   Описание: Главный герой - подросток ещё не вошедший в пубертатный период. Мир соответствующе прост, ярок, трогателен и полон счастливого идиотизма.
   Комментарий: Есть такая клиническая категория писателей, которая пытается писать для детей, априорно считая ребёнка умственно отсталым. Причём, судя по конечному результату их потуг, ребёнка они видели только на плакате и только в разрезе. Сюжет, как правило, скромно отходит в сторону, уступая сцену разлапистым сопливым описаниям пасторального свойства. Технические ляпы и стилистические огрехи - неизменные спутники подобных рассказов.
   Лекарство: Не писать о том, чего не помнишь.
  
   Тема: Проснуться суперменом.
   Описание: Лох обыкновенный в силу причин стихийного характера обретает незаурядные способности.
   Комментарий: Приём, на котором стояла и будет стоять коммерческая фантастика. Секрет успешности его - психологического характера. Все мы, в той или иной мере - лохи. И все мы упорно не хотим этого признавать. Кроме того, все мы, в той или иной мере ленивы. Поэтому, искреннее желание стать крутым совмещается с не менее искренним желанием не прилагать к этому никаких усилий. А поскольку читатель ассоциирует себя с главным персонажем, то и персонаж, реализующий эти его подспудные желания, читателю особенно симпатичен. И сюжет, в котором лох становится супергероем просто потому что повезло (а ведь и тебя, мой друг, может укусить паук-мутант и ты тоже сможешь ползать по стенам!), лоху-читателю приятен. Но целью конкурсного рассказа не является стрясти денег с лохов фэндома, посему использование этого приёма приравнивается к жульничеству.
   Лекарство: Перестать читать фантастику, предназначенную для разводки лохов.
  
   Тема: Альтернативное Евангелия от Автора
   Описание: Оригинальное авторское прочтение сюжетов религиозного толка.
   Комментарий: Не буду спорить с тем, что Дэн Браун развёл огромное количество лохов со своим "Кодом Да Винчи". Не буду также спорить и с тем, что и Лео Таксиль, и Марк Твен сумели создать образчики искромётной сатиры. Но вероятность того, что в вас спит второй Таксиль невысока. Кроме того, он, в отличие от повального большинства, Библию читал от начала и до конца. И не один раз.
   Лекарство: Прочитать Библию, "Забавную Библию", Коран, Упанишады, Веды и ПСС В.И.Ленина. Если после этого ещё будет тянуть на пародии - возможно у вас получится что-то действительное стоящее.
  
   Тема: Имярек не прав, всё было по другому
   Описание: Фанфик обыкновенный.
   Комментарий: Фанфики были, есть и будут изгоями литературы. Точно так же, как и любое другое наглое заимствование никогда не будет в чести. Посему, очередные 'чёрные-тюльпаны-одного-не-хватает' отправятся в топку сразу и без моральных терзаний с моей стороны. В конце концов, человек способный написать действительно стоящий фанфик, никогда не станет этого делать. Предупреждая возможный вопрос: 'Время учеников' у меня плотно ассоциируется с редкостными уродами, изображенными на обложке. По отдельной статье проходят фанфики на компьютерные игры - расстрел с вероятностью 0,9999 такому рассказу гарантирован.
   Лекарство: Написать рассказ, который будет одновременно фанфиком на Дюрренматта, Вайса, Дерриду и Мейерхольда. Это будет называться 'постмодернизм' и найдёт своего благодарного читателя.
  
   Вот, пожалуй, и всё. Хочется добавить, что "Блэк Джек" - это конкурс рассказов, а не иллюстраций или типографики. Поэтому, стоит блистать слогом и сюжетом, а не шрифтом и картинками. Также, предостерегаю от использования эпиграфов - очень часто они затмевают собой остальное произведение.
  
   Удачи! И пусть победит сильнейший.
   



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"