Один мужик взял лист бумаги и написал на нем большими буквами слово "Г_ВН_". Причем написал с таким подтекстом, что оно, мол, кругом и повсюду. Написал и сидит, такой, радуется. Пять букв, и ни одной ошибки. Перечитал, смакуя, и понял, что текст оставляет своеобразное послевкусие. А это, как он знал, является неизменным признаком хорошего текста. Обрадовался мужик еще больше и решил показать свое творение людям. Люди прочитали и сказали ему: - Мужик, ты г_вн_ написал. Реальное такое г_внище. Отруби себе пальцы. Не пиши больше и не размножайся. - Злые вы, бл_ть, у_бки черствые, -- возмутился мужик, -- и в литературе н_хр_на не понимаете! И ушел с гордо поднятой головой писать слово "Х_ЕТА".
На просторах сайтов вроде самиздата, фикбука, на разных форумах и т.д. я встречал и встречаю сотни подобных "мужиков" (которые пишут вроде как для себя) свято уверенных, в том что их кто-то будет читать.
"Я пишу для себя!", "Это авторский замысел!", "Вы просто не понимаете мою идею!", "Вы просто не поняли мой рассказ!", и. так далее и тому подобное - этими "волшебными словами" объясняется абсолютно всё:
отсутствие здравого смысла
логики
причинно-следственных связей
сюжета
героев и многого другого, что делает книгу - книгой. А не бессмысленным бессюжетным бредом, который набрала ваша кошка, пробежавшись по клавиатуре. Меня уже начинает раздражать артхаус в литературе от Мурки, Бобика и Попки-дурака, который позиционируется выкладывающим его человеком, как произведение.
Но сейчас задумайтесь о другом, все эти писатели-для-себя, раз они выложили свои тексты в интернет, хотят, чтобы их прочитали. Верно?
Значит, их книгадолжназаинтересовать читателя, чтобы он захотел ее прочесть.
И тут возникает следующий вопрос:
Зачем люди вообще читают книги?
Если вы хотите, чтобы ваши книги читали, вы должны понять, почему люди вообще читают книги, какими побуждениями они руководствуются.
Итак, если задуматься, то читатели чаще всего читают книги по следующим причинам:
1. ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Это, пожалуй, самый популярный вариант. Люди покупают книги, чтобы получить удовольствие. Как говорил писатель Джеймс Фрэй в книге "Как написать гениальный роман -2": "Люди в самом деле читают ради удовольствия, но за этим стоит нечто большее. Читатель рассчитывает, что книга перенесет его в другое место. И если описанные события и вправду заставляют его на время забыть о существовании реального мира, можно считать, что перенос удался". Именно поэтому в метро так много людей с книгами -- все они хотят приятно скоротать время и расслабиться, забыть о своих проблемах и погрузиться в волшебную атмосферу другого мира. В идеале, читателю хочется побывать в том пространстве, где он никогда не был и куда вряд ли когда-либо попадет. Книга -- это уже изобретенная "машина времени", на которой можно перенестись в любую эпоху по заказу. Хотите заглянуть в 19 век, застать дворянскую эпоху, побывать на балах и поучаствовать в дуэли? Пожалуйста! Желаете побывать на Диком западе, пообщаться с ковбоями? Без проблем! Читатель впитывает интересующие его подробности быта. При этом, не имеет значения, существует ли в реальности то, о чем вы пишете. Главное, чтобы вы писали достоверно, -- если читатель верит писателю, он поверит во все, что угодно: в то, что инопланетяне едят на завтрак клей и что принцессы летают на птеродактилях.
2. ЧТОБЫ УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ.
Из первого пункта вытекает второй. Читатель хочет не только развлечься, но и узнать что-то новое. Иными словами, он надеется найти в книге интересные факты, подробности, мысли, шутки, -- словом, все то, что можно запомнить и при случае рассказать в компании. "Помнится, Моэм говорил, что только поэт и святой способны поливать мостовую в надежде, что на ней расцветут лилии" -- читатель хочет прослыть интеллектуалом. При этом рядовой читатель несколько, как бы это сказать, ленив. Ему неохота перелопачивать справочники и словари ради интересующих его сведений. Куда приятнее, если эти сведения понимающий тонкую натуру читателя автор преподнесет на блюдечке. Кстати, именно на этой слабости читателя отлично сыграл писатель-публицист Александр Никонов, который в своих книгах преподносит научные факты в легкой, ироничной манере.
3. ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ.
Часто читатель ищет в книгах волшебную пилюлю, которая помогла бы ему решить проблемы. Девушки читают романы, чтобы узнать, что нравится мужчинам (странный факт, если учесть, что подавляющее большинство романов написано женщинами, но это так!). Мужчины читают боевики, чтобы узнать, как постоять за себя. Клерки читают фэнтези, чтобы набраться смелости и дать волю мечтам. В философских и психологических книгах мы ищем волшебные рецепты по преодолению жизненных трудностей, выходу из кризиса, решению личных проблем, поиску себя. Все помнят "бум" на книги Коэльо, в которых автор предлагал "философию успеха", тщательно разжеванную для читателя: если ты идешь своей дорогой, вся вселенная будет поддерживать тебя в твоем устремлении.
4. ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ.
В реальной жизни читателю не так часто выпадает шанс доказать миру собственную значимость. Но в книге он может почувствовать себя сверхумным интеллектуалом, способным разгадать загадку быстрее самого талантливого сыщика всех времен и народов (будь то Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро). В книгах мы можем быть на равных с гениальными умами, а то и превосходить их. Хороший писатель-детективщик всегда дает читателю шанс показать свои способности, разбрасывает намеки и крючки, чтобы читатель мог прийти к загадке раньше сыщика. Читатель, который в конце книги может самодовольно воскликнуть "А я с самого начала знал, кто похитил сокровища скифов!", всегда останется доволен книгой, предоставившей ему возможность почувствовать свою значимость. А значит, он будет покупать книги того автора, который позаботился о его чувствах.
5. ЧТОБЫ НАЙТИ ДРУЗЕЙ.
Часто после прочтения книги у нас остается чувство, что мы расстаемся с близкими людьми. Поэтому сейчас так популярны продолжения, серии книг. В современном мире для дружбы остается все меньше времени. Люди кочуют, друзья постоянно исчезают из нашей жизни: переезжают в другие города и страны. А книга -- вот она, всегда рядом. Ее герои всегда готовы пообщаться с нами. И если они интересны, рассказывают необычные вещи, делятся своими проблемами и подсказывают пути решения, мы всегда готовы встретиться с ними снова и снова.
Вместо заключения я просто оставлю здесь эту картинку. (см. ниже)