Трисмегист : другие произведения.

Как много буддизма в книгах о нем?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Впечатление после встречи с геше Тинлеем.

  Геше Тинлей - это буддист из Тибета. Недавно он читал лекции в Уфе. Мне очень близок буддизм. Это религия для философов.
  
  У меня нет никаких претензий к самому геше Тинлею. Он оставил о себе только благоприятное впечатление. Наконец-то я повстречал мистика, чья длинная речь ни разу не вызвала у меня неприятия, которое надо было мужественно преодолевать. Но прочитав после лекции две книги геше Тинлея, я почувствовал некоторое недоумение по поводу буддизма, по крайней мере, в его интерпретации. Я не специалист и не знаю, насколько она точна.
  
  Мы усердно пытаемся сделать счастливыми себя, и лишь задним умом понимаем, что в итоге оказались бы счастливее, если бы всю жизнь старались делать счастливыми других. Идеальный человек просыпается с мыслью: кого сегодня он может сделать счастливым? Эту истину трудно осознать, не пережив трагической смерти или разлуки. Но однажды ее понимают все. Высшую степень сочувствия к страданиям других существ буддисты называют "бодхичитта".
  
  Буддисты не говорят о себе: мы буддисты. Они говорят: "мы практикуем Дхарму". А Дхарма - это как раз такой образ жизни, когда человек просыпается с мыслью: кого он может сделать счастливым сегодня?
  
  Однако буддисты, подобно христианам, всячески превозносят крайнюю степень самопожертвования, граничащую с абсурдом. Например, в книге геше Тинлея приводится поучительный пример, как добрый принц накормил своим телом больную тигрицу, готовую от голода съесть собственных тигрят. Но почему этот принц не подумал о страданиях отца и матери, потерявших любимого сына?
  
  В книгах геше Тинлея рассказываются трогательные истории про учеников, которые расставались с ценным имуществом и здоровьем, включая части тела, лишь бы сделать учителю подарок. От геше Тинлея я узнал про людей, не убивающих даже комаров, которые сосут у них кровь. А как вольготно, наверное, живется на теле буддийского святого вшам, клещам и клопам!
  
  Глупо критиковать религию. Религия всегда такова, какой она должна быть. Однако, мне действительно непонятно: в чем проблема людей, искренне мечтающих стать бодхисатвами? В наше время достаточно неизлечимо больных, так подарите им печень, почку или сердце, если Вас искренне восхищают поступки древних святых. В городах много бездомных собак - накормите их своими ляжками. В стране живут бедные люди, страдающие без денег. Подарите им свои квартиры, автомобили, имущество. Рай близко. Небольшое усилие - и ты уж там.
  
  А если Вы не поступаете так, тогда зачем восторженно пересказывать истории о том, как подобные вещи якобы совершали другие?
  
  В христианстве тоже есть лицемерие, когда говорится одно, а делается другое. Но разве можно еще больше усиливать уровень этого лицемерия и радоваться ему, как великому достижению? От лицемерия достойнее избавляться.
  
  Согласно учению Будды, суть страдания не в сансаре как таковой, а в омрачении ума, ослепленного сансарой. Не понимая скрытой сути вещей, мы страдаем из-за миражей. Поэтому, чтобы по-настоящему избавить живые существа от страданий, надо не потакать их плотской слабости, а повышать их духовность. Ведь нельзя же из сострадания подарить алкоголику водку, а садисту - кошку.
  
  Очевидно, в каждом отдельном случае есть конкретный способ сделать живое существо счастливее. Чтобы его угадать, нужен проницательный ум. Здорового человека можно напоить сладким чаем, диабетика - нельзя. Благородному человеку можно пожертвовать деньги, жулику - нет. А если буддист начнет поражать всех добрыми подвигами, не взирая на обстоятельства, тогда он нарцисс, а не бодхисатва.
  
  Сострадание присуще не только святым. У самых обыкновенных людей бывают столь острые приступы сострадания, что они совершают заведомую глупость. Но лучше все же глупостей не совершать. Мудрый человек обязан предвидеть последствия своих действий. А если человек ничего не предвидит, значит, он далек от просветления и его эмоции сильнее его ума.
  
  Ну не выгодно кормить тигриц принцами! Это попросту бесхозяйственно. А чтобы служить источником радости для других не обязательно самому быть нищим и голодным.
  
  Подобно женщине, которая наряжается и красится, желая доставить радость близким, каждый имеет право радовать окружающих своим здоровьем и благополучием. Ведь у нас есть друзья и родственники, которым трудно понять, что для тебя и в шалаше рай. Они искренне огорчатся, решив, что ты неудачник. Недостойно причинять им страдания своим возвышенным аскетизмом. К тому же чем больше у тебя сил и возможностей, тем легче тебе служить источником радости для других.
  
  Теоретически, буддизм должен приводить человека к пониманию того, насколько во всем важна мудрость, умеренность и справедливость. Однако, у меня нет уверенности, что он приводит к такому пониманию всех буддийских философов, и я немного не понимаю почему.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"