- Олегыч, ну будь ты человеком! Я ж не как некоторые, я ж отдам!
Вариант эмоциональной фразы. Просто и нескучно. Тайны нет, динамики тоже, но есть малая интрига: нальют или нет? Выпросит ли, а если выпросит, то как? Хочется читать дальше, т.е. зачин удался.
Присутствие автора:
Степан Олегович, хозяин маленькой пивнушки на Привокзальной, поставил протертый бокал на полку и кисло взглянул на просителя. - Классическое присутствие автора. Оправдано. Так начинаются многие и многие произведения.
- Вот спасибо, человечище ты наш! - Семен, так звали беднягу, схватил бокал... - присутствие автора не оправдано. Ведь достаточно вставить в прямую речь бармена имя персонажа, и возрастёт динамика письма, исчезнет отвлечение.
Пример:
- Хрен с тобой, Семён, все равно не отвяжешься ведь. Но только один.
Из крана с эмблемой "янтарь" в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены.
- Вот спасибо, человечище ты наш! - Семен схватил бокал и в три глотка влил в себя содержимое - Спаситель!
С другой стороны именно присутствие автора позволяет привнести в текст нужную интонацию. Лёгкую иронию, например.
Пример:
Мужичонка укоризненно покачал головой.
Для бармена он Семён, Гульден, местный дурачок. Для автора мужичонка.
Можно изменить:
Семён укоризненно покачал головой.
Что получили? Отсутствие интонации.
Композиция:
Прямоточная - последовательное изложение событий. Наиболее простой и традиционный способ подачи материала. Идеально подходит для несложных коротких историй с ограниченным числом персонажей.
Детализация:
Цветовые детали - использованы, но преобладание какого-либо одного цвета не наблюдается. Правильно подобранная и преобладающая цветовая деталь не только добивается зрительной выразительности, но и создаёт экспрессию. Что в данном тексте можно было бы эффективно использовать.
Из крана с эмблемой "янтарь" в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены. - замечательно. Почему бы не продолжить использовать эти цвета?
Запах - забыт и не использован.
А возможностей по тексту множество:
Есть желтый полосатик, есть угорь копченый, вот пачка сушеного анчоуса. Вчера только привезли. Сам ем, ей-богу! - замечательный вариант не только нарисовать, но и дать читателю понюхать.
А утром в пивнушку завалился Семен Гульден. Был он непривычно трезв и собран... - и с запахом одеколона. Усиливается контраст по персонажу, эмоциональное воздействие.
Звук - дополняет прямую речь, присутствует в описании дождя. Мало? Возможно. Детали в описании действий и места действия, рождающие программные звуки не использованы.
Пример:
Из крана с эмблемой "янтарь" в бокал ударила мутно-желтая струя, вверх поползла белая шапка пены. - описание рождает звук. Отлично!
Пример:
Потом развернулся и отправился к выходу, бормоча что-то о ночном дожде. - если изменить: Потом развернулся и побрёл к выходу, бормоча что-то о ночном дожде, толкая тугую дверь. Возможно, предложенный вариант в текст не вольётся, но смысл я думаю понятен.
Осязание - использовано.
Степан пожал твердую сухую ладонь и представился. - хорошо и достаточно для малого произведения.
Вкус - возникает из описания.
Есть желтый полосатик, есть угорь копченый, вот пачка сушеного анчоуса. Вчера только привезли. Сам ем, ей-богу! - браво!
Детализация персонажей - слабая, но оправдана малым объёмом текста. Персонажи проявляют себя посредством диалога.
Бармен поглядел ему в след, задумчиво почесал родинку под глазом. - хорошо, но почему в финале рассказа? Это читателю не очень интересно, тем более, если не упоминалось про родинку ранее. Читателю в финале нужен финал, а не новая деталь персонажа.
Жест, мимика - присутствует.
Пейзаж, интерьер - отсутствует. Но они и не нужны. Действие ограничено одним помещением. Диалог создаёт атмосферу.
Достоверность - может быть подкреплена несколькими проф терминами бармена, названиями предметов.
Из крана с эмблемой... - может ли пивной кран называться по-другому?
Сюжет:
Для мистической истории мало мистики.
Для сказки много реалий, неоправданно жёстких.
Вопросов после прочтения больше, чем ответов. И даже созданное настроение не спасает от недоумения: кто, почему, как и зачем?
Рассказ превращается в байку.
Главный момент: перемены в жизни Семёна Гульдена поданы невнятно. Сюжет не требует от персонажа выбора.
Предложение по изменению сюжета:
Оставим профессиональную принадлежность Семёна Гульдена в стороне, она не столь важна. Изменим событие: он сбил девочку на автомобиле. ДТП произошло рядом с пивнушкой. Бармен был свидетелем. Семёна оправдали, но он начал спиваться от чувства вины. Найденная монета дала ему возможность загадать желание. Какое? Он может получить деньги, изменить свою жизнь и пр. А может попросить лунный гульден спасти девочку. Но ведь её уже нет.
Он приходит с монетой и своими сомнениями в пивнушку. Говорит с барменом о выборе. Тот не верит, требует денег, смеётся и просит доказать, что монета волшебная. Загадай денег, мне отдашь и человеком станешь. Семён что-то бормочет, потом бросает монету на барную стойку и уходит.
Финал:
Яростный скрип тормозов за окном. Бармен выбегает и видит автомобиль в клубах жжёной резины и Семёна на тротуаре, с ребёнком на руках. Вернувшись в пивнушку, бармен находит монету, странно почерневшую и окисленную.
Значит ли это, что Семён сделал выбор? Возможно.
Нужен ли персонаж с плащом? Вам решать.
И когда начинается дождь?
Исключительно для первой рецензии: поговорим о пунктуации.
- Вот спасибо, человечище ты наш! - Семен, так звали беднягу, схватил бокал и в три глотка влил в себя содержимое(.) - Спаситель!
Семен вернул на стойку пустую тару и(,) наклонившись к бармену(,) тихо произнес:
Авантюрист(,) блин
А! - закинул полотенце на плечо бармен(.) - Дурачок наш местный.
Композиция рассказа основана на "перетекании" фокальной точки от одного персонажа к другому. Автор (настоящий автор рассказа) делает это настолько естественно, что вопросов "зачем" и "кто сейчас говорит", не возникает.
Здесь главное не фантастика, а завороженное наблюдение над тем, как одна точка вИдения уступает другой, поглощается третьей, потом возвращается к первой, проходя круги и создавая парадоксы.
Каждый из авторов - рассказчиков (Йеэх, Ырг, писатель-человек) как бы растворяется в следующем повествователе. Происходит то самое, что Фуко и Деррида назвали "смертью автора" или "смертью субъекта". Отлично использованный постмодернистский приём. Образ автора одновременно цельный и многоплановый.
Порадовал юмор, ироничное, но без сарказма отношение к штампам фэнтези. Гармонично соединены разные языковые пласты - философская "неотделимая часть бытия" за счет верной подачи не смотрится чужеродно рядом с весёлым канцеляризмом "Упомянутая часть тела" и более традиционными для фэнтези оборотами вроде "подумал он, проламывая здоровенной дубинкой череп очередному хохобоббиту".
Ну и, конечно, не оставило равнодушным имя Бррдррргррык.
Рассказ не об орках, а о природе и тайне писательства. Орк-писатель - это воплощение мук творчества. Не-писателям (обывателям) пишущий кажется орком, чужаком, странным неприспособленным к жизни существом, у которого в холодильнике ничего, кроме бараньих ляжек и пива. Орк - символ отступления от нормы, уродства. Но уродства фантастического, волшебного, открывающего иные миры.
Йеэх! И после такой хвалебной части - про финал. Да, финал красив, возвышен и гармоничен.
"И словно бы что-то необъяснимое, но оркски правильное и приятное разливалось в воздухе! История рождалась..."