Начать разговор я хочу, как ни странно, со лжи. Это не значит, конечно, что я собираюсь врать вам, читатель, а единственно означает, что вся наша жизнь пропитана ложью. И отличать правду от лжи нам нужно уметь. Говоря словами одной Булгаковской героини: "Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков..." В полной мере отношу эти слова и к себе самому и пытаюсь учиться.
Единственное, что может погубить Россию, впрочем, как и любое государство, это ложь. Ложь разрушила Советскую власть, со лжи началась демократия в нашей стране, ложью она и продолжается. Посудите сами: неужели понятие "свобода слова" означает возможность для средств массовой информации нести в народ сплетни о жизни звездной и политической "элиты"? Культивировать в людях оголтелый эгоизм, страсть к наживе любыми способами? Ежедневно пугать нас подробными описаниями нескончаемых преступлений? Смаковать сексуальные извращения, поощряя половую распущенность?.. Продолжите список вопросов сами, я же хочу остановиться на последнем, так как он и будет предметом разговора.
Сегодняшняя российская культура начинает допускать, с подачи американского китча, в литературе, в эстраде, в театре и кино низменные, животные проявления человеческой природы - скабрезные шуточки, мат, откровенные сексуальные, если не сказать порнографические, сцены, прикрываясь пошлым лозунгом: "Что естественно, то не безобразно". И искусство из силы, призванной облагораживать человека, превращается в силу, влекущую его в бездну грехопадения. Фактически, нас призывают не восхищаться величием бессмертного духа, а наслаждаться физическими и духовными испражнениями бренного тела. Что ж, мы уже дождались и этого - живописи и скульптуры из фекалий, музыки из сладострастных и непотребных звуков, литературы из словесного поноса и т.п.
Совершенно логичным следствием этого безумия является брак без регистрации - распутство, возведенное в ранг нормальных взаимоотношений мужчины и женщины. Влюбленные люди превратились в половых партнеров. Временное сожительство молодых не предполагает знакомства их родителей и, следовательно, не создает еще одну цепочку родственных связей. Значит, возникает очередной способ разделения народа-общества на отдельные единоличные особи.
В результате мы пришли тому же, к чему и европейские страны: падению рождаемости, неполным семьям и сиротству при живых родителях. Правда, изначально это случилось по другой причине - из-за падения уровня жизни большинства населения страны, а сексуальная революция усугубляет создавшееся положение даже при возможном улучшении благосостояния, о чем и говорит европейский опыт.
Самая большая наша проблема и, одновременно, надежда в том, что мы живем сейчас в другом государстве, абсолютно отличном от того, в котором мы учились, воспитывались и взрослели. Совсем в ином мире, который в то же время не имеет ничего общего с устоявшимися формами государственного устройства Европы и Америки. В этом смысле Российская государственность, как форма существования страны и ее граждан, идет как всегда своим, отличным от других стран и народов путем. И мы, россияне, вряд ли станем когда-нибудь похожи на граждан Старого и Нового Света. Но, тоже как обычно, стараемся, пыжимся изо всех сил доказать себе и другим, что мы можем быть такими же, слепо пытаясь напялить на себя чужой кафтан. Одним из фальшивых проявлений "европейскости" является, на мой взгляд, и внедрение в общественные устои так называемого "гражданского брака".
Пропагандисты, вольные и невольные, такой формы семейных отношений опираются на внешнее сходство парного союза в животном мире и у человека. Тогда как временное создание семейной пары у животных есть не что иное, как чисто физиологическое условие, необходимое для продолжения рода. То есть, это не более чем обыкновенная половая связь, "парование" для удовлетворения инстинкта размножения. Так что же в этом случае "гражданский брак" - освобождение от предрассудков или наше самооправдание шага назад по лестнице эволюции?..
Одной из основной причин такой подвижки в общественном сознании, по моему мнению, является эмансипация - порождение западной цивилизации. Уравнивание женщин в правах и обязанностях с мужчиной превращает ее, и в собственных глазах в том числе, из возлюбленной и матери, которым поклоняются, в партнершу по работе и любовным утехам, которую просто используют. Вместо того чтобы возвыситься в глазах противоположного пола, женщина добилась эмансипацией только одного - действительного равенства, то есть безразличия или пренебрежения к себе. Разве не так?
Посмотрите: добрачная девственность теперь не является добродетелью, а воспринимается как замшелый пережиток; частая смена половых партнеров сейчас не считается проституцией, а становится чем-то вроде спортивного состязания; любовь из поэтического чувства превратилась в постельное мероприятие, в одном ряду с выпивкой и азартными играми. Таким образом, своим равноправием женщины фактически "подыграли" нам, мужчинам, в стремлении "сильного пола" любое дело превратить в игру. Тем самым поставлен крест и на нормальном воспитании детей. Дети тоже превратились из "цветов жизни" в досадную помеху, отвлекающую родителей от работы и развлечений.
Я не зову нас всех назад, в "домострой", прошу лишь не относиться инфантильно к происходящему. Вот пишу и думаю - может, я сгущаю краски и не все так плохо? Может быть, это всего лишь мои голословные утверждения, не подкрепленные никакими научными изысканиями? Да нет, Юрий Семенов, например, один из ведущих российских специалистов по этнологии, доктор исторических наук, говорит в своих статьях следующее:
"Начнем с того, что ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака.
Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
В животном мире нет ни общества, ни норм, регулирующих отношения между полами. Поэтому в нем, в лучшем случае, можно встретить лишь биологические аналоги брака и семьи, да и то не всегда".
"Изменение положения женщин в обществе не могло не сказаться на их положении в семье, а тем самым и на характере семьи. Началось крушение господства мужчин в семье и соответственно - патриархического брака и патриархической семьи. Тот факт, что семейно-брачные отношения в современном капиталистическом обществе претерпевают серьезнейшие изменения, признают все западные социологи без малейшего исключения. Они лишь расходятся в оценке этих перемен. Одни из них говорят о реорганизации и прогрессивном развитии семьи, другие - о ее дезорганизации, разрушении, регрессе.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что в современном буржуазном обществе происходит переход от старой формы семьи к новой. Новую семью они характеризуют как основанную, прежде всего, на взаимной привязанности ее членов".
"Западные социологи, придерживающиеся второй точки зрения, характеризуют происходящий процесс как упадок и разложение семьи. Они указывают на резкое возрастание числа разводов. Обычным стало многократное вступление в брак, частная смена мужей и жен. В результате, говорят они, в современном обществе мы имеем дело по существу не с моногамией, а с последовательной или хронологической полигамией. Крайнюю терпимость стало проявлять общество к внебрачным связям обоих супругов. Как самое обычное явление стали рассматриваться добрачные связи не только мужчин, но и женщин. Резко выросло число внебрачных постоянных сожительств. И наконец, получили известное распространение "новые формы" супружеских отношений: "групповые браки", "коммунальные браки", "обмены супругами" и т.п.
В действительности происходит несколько тесно связанных, но различных процессов. Прежде всего идет процесс гибели старой и возникновения новой формы индивидуального брака и семьи. Но происходит не просто смена форм индивидуального брака и семьи. Идет процесс существенных изменений во всей сфере отношений между полами. Они настолько серьезны, что вместе взятые получили название сексуальной революции. Старая половая мораль, ставившая женщину в неравное положение с мужчиной, рухнула, а новая не возникла. В результате уравнивание мужчин и женщин в сфере отношения полов выразилось не в появлении новых норм поведения, которые были обязательны и для тех и для других, а в признании за женщиной права вести себя так, как вели себя мужчины на протяжении всей истории классового общества.
Брак перестал быть единственным регулятором отношений полов. Добрачные н внебрачные отношения стали по существу рассматриваться как столь же приемлемые, что и отношения в браке. Перестало быть общественной ценностью целомудрие девушек. Широкое распространение и по существу общественное признание получило парование. Все это обнаруживает огромное сходство с тем, что имело место в первобытном обществе".
Вот вам, пожалуйста, это называется - докатились! Значит, не зря мне кажется, что пришла пора бить во все колокола.
Озаботились проблемой, наконец-то, и на государственном уровне, и православная церковь не осталась в стороне от темы. "С подачи" Алексия II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с 2008 года, в день памяти святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, начинает отмечаться День семьи, любви и верности. Митрополит Кирилл, возглавляющий Межрелигиозный совет России, сказал по этому поводу: "Что происходит с людьми, когда они любят друг друга? - Они отдают себя друг другу. Нет любви и верности без жертвенности, без способности ограничить свою самость. Муж хорош для жены тогда, когда он отдает себя жене, а жена хороша тогда, когда отдает себя мужу. Если эта взаимная отдача исчезает, исчезают и верность, и любовь".
А вот выдержки из наставлений Святителя Филарета, Митрополита Московского, со ссылками на Священное писание: "Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого. Муж и жена приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар. Для супругов благословением и счастием признается видеть своих детей".
Религия права в том, что "браки заключаются на небесах", но без документального удостоверения брачного союза в "государственном реестре" семья, даже освященная церковным венчанием, не будет никогда законной. Стереотип допустимости брачных взаимоотношений без факта документального оформления - не что иное, как пропаганда обыкновенного сожительства. Все отговорки и оговорки, что такой вид семьи дает возможность "притереться", "проверить любовь" - просто ложь. В русском просторечье такое поведение испокон веку именуется одним, непечатным словом...
Конечно, вы можете тут же обвинить меня в консерватизме и ханжестве, но суть дела от этого не изменится. Не говоря уже о моральной стороне, юридически не оформленная семья с точки зрения закона есть фикция, и в случае отрицательного результата "проверки чувств" лишает бывших супругов любых взаимных обязательств и материальных претензий, что в первую очередь ударяет по женщине и детям.
Но и это, на мой взгляд, не самое главное. Главным является то, что "гражданский брак" не дает возможности молодым людям взрослеть и учиться ответственности друг за друга и за свои поступки. При такой простоте взаимоотношений это не более чем детская игра. Всегда, в случае чего, можно крикнуть: "Чур, я не играю!", и смыться в кусты при первых же трудностях. А когда возникает необходимость ответственности еще и за детей, тут уж неполноценность "гражданского брака" удесятеряется - нормально воспитывать детей в ущербной ячейке общества невозможно.
Что я понимаю под нормальным семейным воспитанием? Прежде всего, гармоничное, "двухстороннее" развитие ребенка в полноценной семье. Прививание ему и матерью и отцом первичных понятий о добре и зле, о действительных ценностях жизни. Очень доходчиво об этом написал Мишель Монтень в своих "Опытах", акцентируя наше внимание на том, что прежде чем учить детей наукам о техническом устройстве мира, нужно научить их разбираться в себе и в людях, "чтобы сделаться лучше и разумнее". А выдающийся педагог А.С. Макаренко высказался именно об отцовской ответственности в семье более конкретно: "Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка, - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".
Конечно, настоящая семейная жизнь это непросто, трудно и порой очень больно. Но женщина, не ставшая хранительницей семейного очага и матерью, подобна пустому кувшину, в котором никогда не было воды и цветов. Так и мужчина, не сложивший очага и не ставший настоящим отцом, прошу прощения за такое "поэтическое" и не очень культурное сравнение, - есть просто засохшее дерево, у которого вся сила ушла в бесполезный корень.
А вы можете представить себе, что ответственность может быть счастьем?! Счастьем ощущать себя человеком, который может сделать счастливыми других людей - жену и детей, чувствовать свою силу в том, что можешь защитить от невзгод своих близких и подарить им радость человеческого общения. Чем больше таких островков счастья будет в обществе, тем больше связей возникнет и между ними, и тем добрее люди будут относиться друг к другу, даже совершенно чужие.