Казанцева Марина Николаевна : другие произведения.

Рецензия на книгу В. Воинроз "д1000д"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Рецензия на повесть Вадима Воинроза "д1000д"
  
   После прочтения аннотации я решила, что в произведении речь пойдёт о вампирах - какое-нибудь очередное воинственно-пафосное повествование о несчастном и гордом кровопийце, трагически влюблённом в свою потенциальную жертву. Этакое готически-мрачное действо, обильно приправленное напыщенной претенциозностью. Но делать нечего - мне поручили судить произведения конкурсантов, и придётся вникать в противоречивые мироощущения всякой тенелюбивой нечисти. Да-с, надо признать, что аннотация оказалась так же пафосна, как и обманчива - само произведение вышло совсем иным.
  
   Первый же сюжетный штрих выдал неординарность авторского замысла: обычно самоубийство главного героя завершает трагедию, а тут с него всё только началось. Герой "д1000д" - мёртвый герой, и вся сумасшедшая и преступная его эскапада есть посмертное деяние. Автор честно предупредил в аннотации, что повесть не для слабонервных, и читатель вправе задуматься: в чём ожидаемая острота блюда? Обыкновенный, не сдерживаемый моральными границами трэш с традиционными кишками по стенам? Среди степенной публики, собравшейся на конкурс, едва ли можно найти любителей кровавых рек и гор мясного фарша. Значит, в произведении должна быть достаточно сильно заявленная идея, чтобы оправдать обещанные сцены жестокости и насилия. Признаюсь, я не верила поначалу, что автор справится со своей задачей. Нужно нечто не просто новое, а очень мощное, нравственно оправданное, жизненно верное и логически безупречное решение. Теперь могу сказать: Вадим, поздравляю!
  
   Итак, завязка действия начинается с самоубийства главного героя - как водится, из-за несчастной любви. Банально и старо, как мир: несчастные глупцы, которые лишают себя жизни из-за своей эмоциональной разнузданности, даже не догадываются, насколько же они не оригинальны. Вот и герой повести пребывает в сильнейшем бешенстве: его не оценили, им пренебрегли, возлюбленная ему неверна! Он угорает от ярости, ревности, ненависти, заводит себя до отказа надуманным диалогом с изменщицей, мечется, проклинает, ненавидит. Одного нет в этом коктейле страстей - любви. Герой даже не догадывается об этом - ему в голову не приходит, что в его отношениях с девушкой есть всё, что угодно, только не любовь. Он понятия не имеет, что это такое. Зато - странное дело! - как будто позирует перед невидимым наблюдателем. Он упивается своим страданием, хлещет свое горе, смакует свое безумство. Бедняга просто не знает, что все его чувства - воспалённое самолюбие эгоиста, помрачение нравственного инвалида, примитивное животное бешенство. Вот почему, не в силах более выносить костёр своего же собственного эгоизма, он решается на самоубийство - это акт мести. Чтобы ударить как можно больнее, он посылает девушке СМС-ку: пусть ей тоже будет плохо! Пусть страдает, мучается, укоряет себя, выслушивает обвинения совести - она виновата в его гибели!
   Ещё некоторое время герой играет в смертельную опасность, смакует свой страх, балансирует на высоте, потом тело его подводит, и он падает на землю.
  
   Кажется, на этом всё должно и кончиться - со смертью уходит страдание. Кто сказал? Нет, всё ещё только начинается. Герой, так театрально покинувший юдоль земных скорбей, вдруг узнаёт уже по-настоящему страшную правду: душа бессмертна! И вот эта самая душа, едва выскользнула из тела, как сразу была представлена настоящему суду, и судья безжалостно и ёмко объясняет новоприбывшему клиенту адской топки - какой же он идиот! Вся месть его - чистый идиотизм, зато расплата чудовищна. Все предсмертные терзания героя оказались чистым фарсом перед лицом того, что ему предстоит теперь. И всё это из-за легкомысленной девчонки! Теперь прежняя его ненависть к ней не более чем детская истерика - вот теперь он ненавидит по-настоящему! Она ввергла его в этот ад, она причина его вечной гибели, она во всем виновата - она должна ответить за все.
  
   Коварные потусторонние силы предлагают герою поистине адский план: хорошее местечко в этом сонмище грешников, своё личное адское шоу, где он будет властвовать, подобно Богу, а гореть в этом котле будет эта подлая изменщица, его девушка - вечно!!! И платой за это будет тысяча обесчещенных и убитых им девственниц - лакомая добыча для преисподней.
   Перспектива ужасна - герой вовсе не садист по натуре - но деваться некуда. Но его решимость подогревает мысль о вечной, нескончаемой мести своей возлюбленной. И начинается эта чудовищная эскапада по девичьим жизням - каждую ночь герой облачается в плоть, чтобы насиловать и убивать. Ему даны в помощь мистические сверхчеловеческие возможности - он практически демон.
  
   Как совместить ужас творимого с претензией на справедливость мести - герой отнюдь не негодяй, ему требуется моральное обоснование своих поступков. Ответ он находит быстро, как и ранее: они все виновны! Да, все его жертвы виновны - они не ценили свое сокровище, они предавались развратной жизни, они искали порока, они не были осторожны! Каким-то чудом все эти девицы не успели потерять свою невинность, но всё это лишь формально, на самом деле за какие мелочи они продавались - за тоненькую пачечку зелёных, за дозу наркотика, за просто так! Таинственные силы каждую ночь предоставляли этому новому чёрному ангелу возмездия очередное поле, и он снимал свою кровавую жатву, уверенный в том, что все его жертвы виновны. Они добыча ада, а он лишь исполнитель - ему было легче так, и неизменно подогревала мысль о том, что в конце этого марафона будет вечное шоу с главной исполнительницей на роль грешницы - этой предательницей, виновной в его смерти. Это она убивает этих девушек, а не он.
   Но тешиться самообманом главному герою долго не дают: его настиг голос совести - в лице его Ангела. Эта безгрешная особа ставит на вид своему подопечному его грехи и обвиняет в том, что по его милости она теперь тоже должна понести наказание. Вот это уже слишком! А где она была, когда он влюбился в эту недостойную возлюбленную, допустила их встречу?! Позволила им быть вместе?! Где она шлялась, когда он полез через перила?! Почему не остановила, не объяснила, не успокоила?! Виновна!!! Какая там свобода выбора, какое нравственное чувство?! Какая любовь?!! Это он-то не любил?!! Он, который из-за любви бросился с крыши?!! Виновна!!!
  
   Высокомерная уверенность Ангела в её недоступности греху в одно мгновение разрушается той дьявольской яростью, которую только способен извергнуть доведённый до крайних пределов отчаяния человеческий эгоизм - это необычная деталь авторского замысла, мощный штрих. Кажется, заоблачный голос совести должен посрамить грешника, а получается наоборот - он посрамляет формальные упрёки морали. А действительно, что делают все эти ангелы-хранители, когда их подопечные в количестве просто уму непостижимом на протяжении всей истории человечества только и делают, что погибают, или впадают в грех? А где были ангелы-хранители того множества девственных жертв, которые герой уже успел принести в дар тёмному властелину?
   Герой срывает с Ангела крылья и убивает её. И вот она бесплотным духом преследует его: грязная, страшная, оставленная в пищу адскому огню. Теперь она уже не так высокомерна - она сострадает жертвам, ненавидит и мучается. Её попытки образумить героя напрасны - он не хочет понять её, не признает своей вины. Он бы, может, и признал, да альтернатива уж больно страшна - ему более ничего не остается, как покупать страшной ценой свое местечко в аду. Уже не так ему и хочется видеть в этом личном отделении преисподней свою главную жертву - эту изменщицу, из-за которой он совершил это глупое самоубийство. Не так уж это приятно. Всё, что остается ему - это продолжать упрямо утверждать, что все жертвы его развратницы. Но иллюзии приходит конец.
  
   Да, легко обвинять пьяных дурочек, шатающихся по ресторанам и продающихся за понюшку дури. Но вот приходится делать совсем уже грязную работу, когда и оправдываться нечем: жуткое побоище на выпускном балу, или несчастные девчонки, и без того попавшие в лапы торговцев живым товаром. Тогда герой находит утешение в холодном цинизме - уже не пытаясь более оправдываться, мол, такова их судьба. Не он их выбирал, он просто исполнитель, который ни за что не отвечает - нет в этом его вины. Виновата та, что предала его. Ангел тоже виновата - пусть страдает. Слова последней о спасительной силе любви герой не понимает - ему это недоступно. Он отстранённо делает свою работу - отправляет в ад души. Наверно, все эти жертвы не так уж и невинны, иначе бы не попались.
   И вдруг сам того не желая герой находит свою настоящую любовь - среди потенциальных жертв! И начинается подлинный кошмар: как-то ему надо делиться между своей "работой" и новым для него состоянием. Как совместить нечеловеческий ужас преступления и нежное, трепетное чувство, не тронутое плотской страстью - чистое, ангельское сияние добра?
  
   Герой решается на бунт - отказывается насиловать и убивать. Расплатой служит непереносимое мучение физического тела, данного ему только для преступления, не для любви. Измученная страданием Ангел пытается поддержать его, но силы слишком неравны - герой сдается и продолжает свою "работу". Его ведут на жёстком поводке, не давая возможности увильнуть от исполнения договора. И выбор жертв лишает его последних иллюзий относительно их якобы виновности - в нём начинает страдать человеческое, просыпается совесть. В его-то положении!
   Весь творимый героем ужас безжалостно обличает погубивший его эгоизм, за который платится тысячекратно! Он, который выносил гневные обвинения своей убийце, теперь убивает невинных! Никакой послабы, нечем более обманываться, некому бросить обвинения. Он пытается хотя бы не зверствовать, облекает совращение в одежды романтизма, утешает себя иллюзией, что даже смерть жертв была сладка - напрасно обманывать себя.
   Ужасное чувство герой испытывает, когда в очередной раз его посылают на "спецзаказ" - обесчестить и убить девочку-инвалида. Он прикасается к её разуму, надеясь увидеть тайную, несбыточную мечту калеки от рождения: принца в белом, чудесного возлюбленного (я возьму тебя нежно, дитя, и смерти своей ты даже не заметишь). А она думает о младшем братике - беспокоится. Господи, за что такое мучение! А остаток ночи герой проводит со своей любовью, ища в этой невинной светлой душе хоть каплю оправдания себе. Но оказалось, что чаша испытаний ещё не вся испита - его подлинная любовь есть не что иное, как жертва дьяволу, последняя в той тысяче убитых и обесчещенных девственниц, которыми он вымостил себе дорогу в ад. Делай свою работу, иначе её сделает настоящий демон - куда более жестоко.
  
   Попытка мятежа, в которой Ангел пытается помочь, кончается ужасным крахом - им не победить дьявола в его вотчине да ещё его же оружием. В попытках спасти хотя бы одну невинную душу (не героя, нет, его судьба предрешена!) - девушку, Ангел переступает последнюю грань, совершает деяние, противоестественное для слуги Господней. Эта отчаянная попытка есть дань человеколюбию, самопожертвование - то, в необходимости чего она убеждала героя. Но слова, сказанные Ангелом ранее, были просто фальшью - ни к чему не обязывающей проповедью неконкретного, безликого добра. А тут ей предлагается в подтверждение своей веры совершить преступление.
   Но я погибну, в ужасе говорит Ангел - расплатой за поступок будет низвержение в самые низы ада! А разве самопожертвование ради спасения другого не есть акт величайшей любви? Разве она не умоляла о каждой новой душе, не просила помиловать и смириться с приговором - то есть отвечать за свое деяние самому, не подставляя вместо себя чужие души? Теперь ей предлагается самой пройти этот путь - как сказано в Библии: от слов своих осудишься, и от слов своих оправдаешься. Вот теперь-то она вдруг поняла, что значит вера: каждое твое слово есть испытание в первую очередь для тебя. Докажи, что веришь - пожертвуй собой во спасение невинной души. И Ангел решается - в надежде на высшее милосердие, которое поймёт и простит. Но Бог промолчал.
  
   Страшный путь посмертного раскаяния, слишком дорого оплаченный - есть ли в нём толк, когда конец всё равно известен? Любовь, обретённая в таких страданиях - какой смысл в ней, когда она заранее обречена? Есть ли надежда на прощение свыше? Сам герой в него не верит - слишком много преступлений! Не верит Ангел - её подопечный уже обещан преисподней. Раскаявшемуся на кресте разбойнику Христос сказал: нынче же будешь со мной в раю. А ведь тоже душегуб был этот разбойник. Почему известный евангельский сюжет не вызывает ни у кого протеста, а представить себе прощение нашего героя - страшно? Сознание протестует. Он столько зла наворотил, что раскаяние его, самое искреннее, не искупает содеянной им жестокости. Кто скажет родителям множества безвинно убитых: он прощён, потому что раскаялся? Дилемма, да. Как автор выпутается из ситуации, закрученной им до предела? Устроить хэппи энд, как в мыльных операх, где какая-нибудь злыдня пятьсот серий творит подлости, а в конце все вдруг христиански прощают друг друга? Но это всё выдумки, а вот аналогичный сюжет из жизни.
   В одной из западных церквей протестантского толка был такой случай: бывшая узница концлагеря спустя десятилетия в одном из прихожан опознала гестаповца, который был одним из палачей. Она была свидетельницей его зверств, он лично её пытал. И вот ей говорят: а он раскаялся и прощён. И бывший гестаповец мило улыбается и раскрывает своей бывшей жертве объятия - он же раскаялся! Вопрос стоит так: либо ты веришь в раскаяние и принимаешь палача, как брата. Либо ты не веришь, и тогда ты не христианка. Он стал верующим братом, а сестра ли ты?
  
   Очень легко произносить слова прощения, когда за этим ничего личного нет. Легко нам простить разбойника на кресте. Но как страшно прощать ночного убийцу, который ненасытно рыщет во тьме, вдохновляемый таинственными внутренними голосами, и маниакально ищет жизни наших близких - кто попадётся в эти сети, кому не повезёт, кому пересечёт дорогу тень с горящими глазами? Что нам его раскаяние - вернёт оно умерших страшной смертью?
  
   Да, образ человеческого милосердия есть жажда справедливости, а она осуждает убийцу - пусть Бог милует. Жалкие попытки заигрывать с прощением есть оскорбление памяти жертв. Но за душевное прозрение героя заплачено так дорого - неужели впустую? Будет ли у этой жуткой истории достойный нравственный итог? Каков финал? Не прозвучит ли он фальшиво, сумеет ли автор, закрутив такую историю, выйти из выстроенного им лабиринта?
  
   Сюжетный поворот оказался настолько необычен - я бы не догадалась ни за что! Но логично обусловлен и совершенно убедителен. Да, в такой книге - непритворно оптимистичное завершение, это мастерски сделано. И особенно примечательно то, что несмотря на глубокий трагизм этой истории, вещь в целом не выглядит ни мрачной, ни угнетающей - так в ней силён эмоциональный заряд. Потрясающий эффект присутствия.
   Вот почему я так высоко оцениваю эту книгу, даже несмотря на довольно частые стилистические огрехи и ошибки. Всё это можно исправить, а вот действительно талантливая вещь - редкость.
   Рецензия получилась большой - так много хотелось сказать, но ещё больше осталось несказанным. Так много размышлений подарила мне эта книга, за что я и люблю такие вещи. Редкому автору удается сказать столь многое и ещё больше оставить читателю для развития мысли.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"