Кави Рина Игоревна : другие произведения.

Зарисовка 6. Два урока мудрости Жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Зарисовка # 6
  Два урока мудрости Жизни
  
  На протяжении долгих лет, начиная еще с детства, я часто посещала одну деревню. Природа, красота, благодать - одним словом, сам Бог велел.
  В отношениях между жителями той деревни всегда чувствовалось некое напряжение (деревенский люд сложный попался, суровый). Особенно заметно это становилось, когда речь заходила об одном старике.
  Был такой дед (назовем его Матвеем): строгий, ворчливый, малообщительный, но справедливый. Знаете, как в сказках бывает, какой-нибудь мудрец, к которому все за судом идут, мол рассуди нас по-справедливости. Вот и тут что-то похожее. Во всяком случае, сложилось у меня такое впечатление. Держался он особняком, его сторонились, но его слово имело определенный вес среди местного общества. И как ни странно, но как раз он-то и нравился мне больше остальных.
  Именно от него, деда Матвея, услышала я два урока мудрости, которые запомнились на всю жизнь. Мне бы не хотелось распространяться о том, каким образом достались мне эти знания, поэтому повествование буду вести от третьего лица.
  Было это довольно давно, но я постараюсь написать максимально точно и, по возможности, дословно.
  
  Урок первый: О поступках и ответственности.
  
  Дед Матвей увел своего ученика в лес подальше от тропы, чтобы никто не помешал уроку. Там он нашел дерево, к ветке которого привязал увесистую дощечку на веревке. Дощечку предварительно он окунул в илистое болото. С одной стороны от веревки поставил ученика, с другой стороны, напротив него, встал сам.
  - Представь, что эта дощечка твое слово или твой поступок, - объяснил дед Матвей. - А теперь кидай ее в меня.
  Ученик взялся за дощечку обеими руками и толкнул. Старик не шевельнулся, а остался стоять на месте. Дощечка до него не долетела и стала просто раскачиваться, как маятник из стороны в сторону.
  - А что у тебя за спиной? - указал дед Матвей пальцем на что-то позади ученика.
  Ученик обернулся, и как раз в этот момент дощечка больно шлепнула его по затылку. Ученик упал.
  - Твои слова и твои дела сами к тебе вернулись, мне и трудиться не пришлось, - объяснял старик, отвязывая и складывая веревку с дощечкой. - Все, что ты скажешь и сделаешь, будет иметь последствия и в первую очередь для тебя.
  Кроме этого дед Матвей обратил внимание так же и на то, что сам он (мало того, что усилий для ответных последствий не приложил никаких) остался чистым. А вот ученик не только руки в болотном иле о дощечку испачкал, так еще и сам выпачкался после падения от удара.
  Дед Матвей заметил, как ученик потирает ушибленный затылок.
  - А шишка тебе на память.
  
  Урок второй: Об одиночестве.
  
  Дед Матвей вывел своего ученика к широкому лесному ручью. По дороге он велел ученику набрать круглых камней и небольших тонких веточек. На широком ручье среди бегущей воды старик выложил камни таким образом, чтобы образовался круг и в его центре остался один камень. От него между остальными камнями старик проложил по веточке, чтобы получились маленькие тоненькие мостики, разбегающиеся во все стороны. Ученик смотрел внимательно. Дед Матвей закончил свою работу, сел на пенек и стал объяснять.
  - Представь, - говорил старик, - что каждый камень это человек. Веточки между камнями - это отношения между людьми, а вода - это жизнь, время. Жизнь идет, и каждый поступок человека влияет на его отношения с другими людьми. Со временем отношения изменяются, крепчают. От каждого человека тянется еще множество связей к другим людям. Через одного можно наладить отношения с другими людьми, и это есть постоянное движение. Но случается так, что связи рушатся сами собой или человек намеренно отказывается от них.
  Старик пальцем переломил один "мостик" между камнями.
  - И тогда, - продолжал дед Матвей, - становится уже невозможно дотянуться до тех людей, которые имели связь с потерянным для тебя человеком. А если ты отказываешься от всех, - старик переломил остальные "мостики", - это есть одиночество. И тогда движение останавливается. Человек развивается внутри: изменяется, совершенствуется, но чего-то достичь за пределами себя уже не сможет. Достижения возможны только с помощью людей, ибо люди есть жизнь.
  Ученик возразил:
  - Но ведь можно снова наладить отношения.
  Дед Матвей покачал головой.
  - Отношения - штука хрупкая, и потерянное доверие вернуть невозможно. А жизнь - это вечное движение, и со временем прошлое забывается.
  Старик указал рукой на ручей, и ученик увидел, как вода смывает последнюю переломленную веточку (от остальных уже не осталось и следа).
  
  Когда-то услышанные мной уроки показались мне чрезвычайно интересными. Но с тех пор я обратила внимание на то, что сам дед Матвей неуклонно следует своим знаниям. Весьма умело в отношениях с местным людом он балансировал между прочным общественным положением и строгим одиночеством, при этом беспрекословно неся ответственность своих поступков, умело используя ее для своего блага. Могу лишь еще добавить, что более мудрого человека мне впоследствии не повстречалось.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"