Казакевич Сергей : другие произведения.

О воспитании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Современная во Христе братия в один голос восклицает: "Надо воспитывать молодёжь!"
  Пожелание благое, но Христос нигде не говорил о воспитании. Он говорил: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" Современная во Христе братия отвечает: "Конечно же найдёт, если мы будем воспитывать молодёжь". Однако в святоотеческом наследии нет опыта воспитания. То есть совсем нету. Наверно это благое пожелание - поправить древних старцев и заняться воспитанием? Проблема в том, что воспитание есть педагогика, а педагогика - это наука. Каждая наука, как и каждая религия балансирует между двумя направлениями.
   Первое направление. Совершенствование себя и этого мира, приближение его к Гармонии.
  Другими словами, приближение к Богу, умножение Любви в этом мире, которая, немаловажный момент, неразрывно связанна со свободой.
   Другое направление - это магия, сущность которой состоит в том, что на первом месте мои личные гуманистические и эгоистические интересы, устремления и желания, а добро, зло, справедливость, любовь и всё подобное потом. Оно, именно потом, после моего главного само как-нибудь устроится и образуется. Утрясётся. На этих двух полюсах стоит и стоял весь мир.
   Как в магии присутствует вторжение в чужую свободу, насилие над чужой волей, так и в педагогике видны те же самые действия. Вот, что пишет современный корифей(1) от педагогики: "Таким образом, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить, как "специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков". Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее". Ключевые слова - организованные, управляемые, контролируемые, а "живая духовная реакция" всего лишь благое пожелание. В этом отношении воспитание древнего спартанца наглядный пример. Воспитанный в суровой системе, мальчик превращался в доблестного мужа, бесстрашного и искусного воина, преданного гражданина. Кто может сказать, сколько мальчиков покалечилось или даже погибло из перемолотых этой системой? Где теперь эти спартанцы? Была выполнена своекорыстная коллективная похоть. Стал ли от этого совершенен человек, мир? Умножилась ли Любовь в этом мире?
   Речь о том, что выражения - православная педагогика, православная психология, православная литература - звучат так же, как и православная физика, православная химия, православная тригонометрия. Если яблоко созрело и может упасть, то молитесь-замолитесь, но упадёт оно по закону Ньютона, а не по тропарю на Яблочный Спас, а потому не надо никого воспитывать и тем более ставить это во главу угла церковной деятельности, но следить, чтобы 'яблоки' не падали на голову надо. И обязательно, и бдительно, и с молитвой.
  ___________________________________________________
  (1)Доцент Дивногорцева С. Ю. (Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 частях, ч.1 - Дивногорцева Светлана Юрьевна)
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"