Ах, какое славное, замечательное время настало! Раньше ведь как? Выходишь ты поутру из коммунальной своей комнатки размером "7х8, 8х7", общей площадью 15 квадратов в кухонку, а там уже Олеся Андриивна керогазку свою поддувает с целью приготовления завтрака своим отпрыскам. И так она милейшим голосом:"Добрейшее вам утречко, Михайло Потапыч! Как спалось-то ныне?" А Михайло Потапыч с ответом-то вскоростях:"И вам того же, Олесенька!" А торопится он занять очередь в общественный санузел, уже "оккупированный" Олесиной "порослью" - Грицаем и Миколой. Мордашки свои надраивают перед школой. Перед Михайлом столбом стоит Петька, водитель автобуса. Ну, где Петька, там и Глашка. И точно: "Дядя Миша, не обессудь, за мною Глашка очередь занимала!" (Глафира - это евоная, то есть, Петькина жена) А дядя Миша - что? непонятливый? Понимает он, что их дело - молодое, нетерпеливое. Это он сызмальства и к терпению, и к выдержке приученный. И пока они с Петькой "в очереди" застопорились, начинается между ними традиционный диспут.
- "Спартак" нынче вперёд выйдет!
- Не, Петро, ЦСКА не пустит!(это Михайла Потапыч с "бобровских"* времён в ЦСКА влюблённый)
Любят они так посудачить о делах спортивных, и хоть и есть в их привязанностях расхождения, но в чём сходны были, так это во всеобщей нелюбви к "Динамо".
А тут ещё голос из кухни дополнительный:
- Олеся Андриивна, позанимались мы с твоими огольцами арифметикой. Скажи им, пусть вечером заходят, грамматикой займёмся.
- Ох, спасибочки вам, Семён Лазаревич! Я нынче стирку затеваю, вы бельишко своё принесите, простирну всё!
Ещё один постоялец коммунального общежития Семён Лазаревич Дрейден, вдовец, в школе учительствует в области физики. И подходит он к очереди, опять опоздавшим. И Михаил опять впереди, как всегда. Прям традиция какая-то нерушимая. А Михайла уже с Петьки-Глаши на Семёна перекинулся:
- А скажи нам Семён Лазаревич про текущий политический мОмент?
- Текущий политический момент, Миша, - отвечает Семён, - есть повышение всеобщего благосостояния народа!
А сам смотрит укоризненно на Михаила, мол - "нашёл место и время, когда про политический момент спрашивать..."
Вот такая жизнь текла можно сказать в каждой ячейке государства. Скучно, однако... Ни тебе экстриму, ни драйва, ни... этого, как его? Ну, на "дри" начинается? - Ааа... - Точно! Точно! Адриналину! Ни адреналину нет!
Иное дело - нынче! Вулкан! Этот самый, Эйяфьятлайокудль, который в Исландии! Всё бурлит! Кипит! Разум возмущается! А всё с чего? Сказать - так и не поверит никто! Вам скажу - тоже не поверите! Но скажу: из-за Орфографии сыр-бор нешуточный приключился. И всё из-за каких-то простеньких предлогов русского языка: НА и В.
Тут дело было, пригласил известный шоумент Владимир Соловьёв к себе в гости двух дам. С целью выяснения ихних жизненных позиций по животрепещущим вопросам окружающей среды. Дамы уже в сознательном возрасте, обе - интеллигентные. Одна - Хакамада ей фамилия, бизнесвумен в прошлом, нынче - литератор. Другая именем Крашенинникова - учёная и в депутатах.
И всё бы ничего, интеллигент ведь интеллигента издалека видит, по-интеллигентному разговор могут вести. Но тут вдруг выскочило: а как правильней: "В Украину" чи "НА Украину"? Хакамада себя в грудку бьёт и всё зудит: "В-В-Вввввв!" А Вероника ей этак снисходительно и твёрдо: "ННННА! НННА!" Хакамада в истерике уже: "Надо соблюдать Правила ОРФОГРАФИИ! Есть Орфографические Законы, которые незыблемы и постоянны!" Но Крашенинникова - даром, что ли "политолог", член Общественной Палты за номером 6 при Президенте РыФе!
- А у нас - традиция! Мы у нас привымкшие говорить "НА Украину!"
А как тут против традиции попрёшь? И никакие орфографические правила и законы здесь не канают! И всё! "НА Украину!"
И вот когда возникла такая орфографическая дискуссия, взлетел сразу же лозунг: "КТО не "НА", тот - "В"!
Хорошо, что за прошедший период резко возросло всеобщее благосостояние, о котором ещё Семён Лазаревич мечтал, нынче каждый проживает в отдельно отведённой ему кубатуре, А если бы Вероника с Ириной в коммуналке? Да ещё в очереди в общественный санузел столкнулись? Страшно себе изобразить картину эту в масляных красках...
А нынче - ничего. Ну, поорали, открыли собой широкую дискуссию, что первично, а что - вторично? Правила Орфографии или Традиция отдельно взятой территории с отдельно взятым на ней населением? Дискуссия бурная, с изливанием всех накопленных чувств. Одни зудят: "Вввввввввв",
а другие им в ответ: "НННна-те вам! Нннна-те!"
И вот на фоне этой дискуссии обозначилась некая тенденция: цельная прослойка населения не определилась со своим орфографическим местоположением. Ну, конченные отморозки, как в том анакдоте про обезьяну, которая металась, пытаясь определиться: она - умная или красивая? А прослойка-то растёёот! И тут кто-то из этих отморозков вдруг вскричал: "А идите вы все НА(пи-пи) В(пи-пи-пи)! И слиняли они все в Европу! ( или - "НА Европу"?) Господи, вразуми! Не дай оплошать! Как правильно-то: В Европу или На Европу???? Господи, подскажи: что первично, а что - вторично?
Странное, удивительное время наступило... Когда традиции, порой сомнительные, подменяют собой общепринятые Правила и Законы... Когда ложь вдруг стала символом национальной идеи... Когда стремятся погромче озвучить и прокричать ложь с целью обратить на себя благосклонное внимание... Когда Кривда стала символом Правила и Закона...
И вновь вспоминается Владимир Семёнович Высоцкий. Чем дальше от нас он уходит, тем отчётливей осознаёшь, что был он не просто Голосом своего времени, но гениальным и провидческим.
Баллада О Правде И Лжи
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,-
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз,
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово,-
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так - ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
- Ложь это все, и на Лжи - одеянье мое!..
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса:
- Духу чтоб не было! На километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа.
Тот протокол заключался обидной тирадой,
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама, вся как есть, пропилась догола.
Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Впрочем, леко уживаться с заведомой ложью,
Правда колола глаза и намаялись с ней.
Бродит теперь, неподкупная, по бездорожью,
Из-за своей наготы избегая людей.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его - правды на ломаный грош:
-Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.
Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть - это чистая правда, ребята!
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь, а конем твоим правит коварная Ложь.
" Ты за Луну или за Солнце?" - детская загадка, которую надо было отгадать немедленно. И ты мучаешься незнанием подвоха и тяжкой проблемой безошибочного выбора. А здесь - всё ясно, и понятно, где Правда, а где Кривда. И выбор твой вовсе не мучительный, а осознанный. И те, кто согласно Традиции - "На Украину! За Новороссию!" ничем не рискуют. Времeна не сталинские, когда за ошибочный выбор лишались головы... Нынче весь риск - в потере куска белой булки с намазанным на неё маслом и паюсной икрой.
И как же трудно, какого мужества требует от человека противостояние Лжи! Но ведь и это - осознанный выбор, когда невозможно поступиться принципом...
"Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку...
Каждый выбирает по себе." Ю. Левитанский.
Среди тех, кто как и Ирина Хакамада, условно говоря, стоит на позиции "В Украину!", есть учёные, литераторы, музыканты, киношники. Научная и творческая интеллигенция. Несколько имён: Лия Ахеджакова, актриса театра и кино, народная артистка России; Владимир Войнович, писатель; Вероника Долина, поэт, бард; Михаил Ефремов, актер театра и кино; Андрей Макаревич, рок-музыкант, поэт, певец, композитор. Всего лишь несколько имён из нескольких десятков тех, кто открыто выступил против аннексии Крыма.
Да ведь имена тех, кто выступил за Традицию, не менее громки, а зачастую и более звучные: певцы Лев Лещенко, Надежда Бабкина, Николай Расторгуев, Олег Газманов, актеры Василий Лановой, Алексей Баталов, Сергей Безруков, Михаил Боярский, режиссеры Станислав Говорухин, Олег Табаков.
Время нынешнее имеет краткое и ёмкое имя - РАСКОЛ. Слово-то - как залп... РАС-КОЛ... Когда говорят о расколе общества, следует сделать маленькое уточнение: общество состоит из индивидуумов, которые объединяются в семьи, в друзья, в творческие и производственные коллективы... И вот актёр Михаил Ефремов примкнул к "В", а друг его, Иван Охлобыстин, у которого "талантов" - прямо семь пядей на лбу, парадно и громко присоединился к "НА"... Вот Макаревич совершил поступок, обозначил чётко и недвусмысленно свою позицию. И друг его, с которым немало было спето, наверное, и выпито, Александр Ф. Скляр - торопиться откреститься от Андрея Макаревича, чтобы - не дай Бог и тень его не упала на Скляра...
Опять Высоцкий, опять его гениальные строки:
"Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так..."
Очень и очень давно довелось прочитать одну мысль, что человек, его характер остро проявляется в кризисные моменты истории. Вся шелуха одёжек сползает с него обнажая подлинную человеческую сущность. Как там было-то у Галича? "Вот стою я перед вами, словно голенький..."