Как, из чего рождается любовь? Сие есть тайна великая. Возможно нейрохирурги могут ответить на этот вопрос проанализировав все химические реакции нашего организма.
Как бы то ни было, она, любовь, нечаянно нагрянет и ничего с этим чувством поделать не сможешь. Просто подчинись ему, чувству, и живи с ним в мире и согласии.
Я люблю Беларусь.
"За что ты её любишь?" Вот, вот опять вопрос из разряда неотвечаемых. Можно конечно подойти к ответу диалектически, с применением цитат из философии или марксистско-ленинской этики...
Нет, я пойду другим путём. Мне Лермонтов Михаил Юрьевич подсказал этот путь.
"Но я люблю -- за что, не знаю сам..."
Может быть поэтому так внимательно отношусь ко всему, что сопричастно с этой страной, с её историей и культурой.
Из истории:"Развитие духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси было неразрывно связано с процессом формирования белорусской народности. В XIV-XV вв. наблюдается заметный рост городов, соответственно и городского населения. Именно городская жизнь оказывала огромное влияние на развитие культуры, творческой мысли, формирование передовых, общественных и философских взглядов, гуманистических течений, связанных с общеевропейским Возрождением и Реформацией. Города, и прежде всего Вильно (Вильнюс) -- столица ВКЛ, -- Витебск, Полоцк, Менск, Берестье (Брест), Городня (Гродно) и др. стали в XV-XVI вв. центрами образования, где складывались передовые идеи просвещения и где возникли первые, известные по источникам, школы.
В 15-16 веках в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. О расширении просвещения и письменности в Беларуси в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до нашего времени: "Пинская грамота" (юридический документ Пинского княжества XIV в.), Оршанское рукописное "Евангелие", а также белорусское летописание XIV-XV вв. "Хроника Быховца".
В XIII-XVI вв. преобладающую часть всей белорусской славянской письменности составляла церковно-религиозная и богослужебная литература. Типографским способом издавались, как правило, книги религиозного содержания. Светская книга была явлением крайне редким.
В период ВКЛ на белорусских землях получили развитие разные по своей идейной направленности, содержанию и методам работы школы: православные, католические, а также протестантские, возникшие на закате эпохи ВКЛ и активизировавшие свою деятельность в конце XVI - начале XVII вв."https://studfile.net/preview/5358336/page:2/
Для сравнения:
"1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ, РОССИЯ
Церковно-религиозное образование (организованное в виде приходской школы). Эта форма образования была не очень распространена и не играла большой роли в удовлетворении образовательных потребностей населения, но она отвечала интересам господствующего социального института;
От учителя требовали некоторого знания и образования, но не умения учить, т. е. педагогической подготовки.
Общее образование наших допетровских предков было настолько скудно, что не давало никаких основ для реального мировоззрения, для сколько-нибудь правильного понимания мира и его явлений. О природе, о растениях, о животных, об астрономических, физических и химических явлениях учителя почти ничего не говорили своим ученикам, так как сами о таких явлениях ничего толком не знали; но зато много твердили о Боге, ангелах, чудесах, злых духах, их действии на человека. Положительных сведений о мире не было, но о действии в нём божеской и демонической силы, о чудесном, таинственном, мистически страшном -- об этом сообщения были очень обильные, и вера во всё сверхъестественное была самая твёрдая"https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/03/13/razvitie-vospitaniya-i-obucheniya-na-rusi-v
Белорусские просветители:
"Просветитель- это тот человек, который просвещает людей в какой либо науке. В развитие белорусской культуры особый вклад внесли следующие просветители:
Ефросинья Полоцкая - религиозный просветитель, способствовала просвещению народа через доступные для него средства.( Первая женщина - святая у восточных славян).
Кирилл Туровский (каля 1135 - каля 1182)- популизировал религиозные истины, обращался к людям через наставления и притчи, желая повлиять на духовную и моральную культуру народа. (его проповеди и молитвы до сих пор читают в церквях).
Сымон Будный(1530 - 1593), выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.
Иван Фёдоров и Петр Мстиславец привезли в Россию книгопечатание и книжную графику. Российские историки не любят вспоминать, что первые московские книгопечатники: Петр Мстиславец и Иван Федоров были нашими земляками. Тем, кто не силен в географии, напомню, что Мстиславль - это город на востоке Белоруссии. Иван Федоров, а если быть точным - Федорович, был происхождением из белорусского шляхетского рода герба "Шранява".
Книгопечатание было враждебно встречено московским духовенством и вскоре после начала их деятельности, появились обвинения в "распространении ереси". В 1566 году фанатиками была разрушена московская типография Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Печатники вынуждены были вернуться на родину, где нашли пристанище у высокообразованного гетмана Р. Ходкевича. В его имении, расположенном в Заблудове (совр. Белостоцкое воеводство Польши), ими были изданы Евангелие (1569г.) и Псалтырь (1570г.). Позже П.Мстиславец открыл свою типографию в Вильно, а И.Федорович в Львове.
Василий Тяпинский напоминал про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке и призывал к расширению на нём Слова Божьего. М.Скарбевский разрадотал теорию красноречия .Зизаний Стефан(Тустановский; 1550-1634), беларусский писатель-полемист, церковный проповедник конца 16 - начала 17 в. В 1595 г. в братской типографии в Вильно издал "Катехизис" на беларусском и польском языках (не сохранился), который на православном соборе в Новогородке (1596) осужден как еретический. Был лишен духовного сана и отлучен от церкви, оправдан Брестским церковным собором 1596 г. Автор религиозно-философских произведений, отличающихся веротерпимостью, рационалистическим подходом к оценке явлений природы и окружающего мира.
Немаловажную роль во взаимодействии белорусской и европейской культур сыграли просветители эпохи Возрождения. Одним из них был Франциск Скорина, белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель, гуманист, учёный и писатель, содействовал развитию белорусскому книгопечатанию. (была выдана первая печатная книга "Псалтирь" 6 августа 1517г.). Нельзя не упомянуть Миколу Гусовского (1470 - 1533), через его произведения Европа узнала про Беларусь (Песня пра Постаць, Дзiкасць зубра), автора знаменитой поэмы на латинском языке "Песня про зубра". Он учился во Франции и Италии, где оформились его патриотические взгляды на Беларусь. Смолитич стремился отделить русскую церковь от Византийской, основатель пер. Андрей (Ян) Белоботский и Симеон Полоцкий существенная часть их творческого пути была связана с Москвой. Именно с их творчества начинается становление русской силлабической поэзии и распространения барокко в духовной жизни. Лаврентий Зизаний и Милетий Смотрицкий - разрабатывали грамматику славянских языков.Возродил кириллическое книгопечатание один из первых русских и белоруских печатников Пётр Мстиславец, который внёс значительный вклад в развитие не только белоруской и русской, но и общеславянской культур. Свой вклад в развитие как белорусской, так и русской культур внесли Симеон Полоцкий ("Букварь языка славянского", "Псалтирь рифмованая"), Илья Капиевич ("Краткое и полезное руковедение во арифметику"), который издавал учебники на русском языке по грамматике латинской, русской, риторике и т. д. фактом признания наших соотечественнков мировым сообществом может служить внесение таких имён, как Франциск Скорина и Микола Гусовский в календарь международных дат великих деятелей всей славянской культуры."https://zdamsam.ru/a21140.html/
Для сравнения: Просвещение в России начинается с 18 века, c Татищева, Ломоносова, Кантемира, Карамзина.
Что сближает современную Беларусь с современной Россией? Диктатура власти. В Беларуси диктатура Алехандро Лукальенде(вспомните Луку с автоматом, готовым защищать свою власть) длится 26 лет. В России диктатура "окурка" - 20 лет. Путин устремлён в будущее и собирается править по меньшей мере до 2036 года. Между Лукой и Путиным есть существенное отличие. Путин никогда не выскочит из бункера с автоматом наперевес. Путин никогда не выйдет на митинг, где его будут посылать подальше.
Но сближает их параноидальное стремление к единоличной власти.
Есть ещё различие между ними. По уровню коррупции при Лукашенко Беларусь занимает 59 место в мире. Россия - 138. По уровню жизни населения Россия с её огромными природными богатствами занимает 49 место. Беларусь со своей бульбой.льном - 60-е место.
Диктатура есть диктатура. Поэтому даже при очень приличных показателях народ выходит на улицы белорусских городов против авторитарной диктатуры.
Я с большим сочувствием наблюдаю за событиями в Беларуси. Смею всех заверить, что сердцем я с этим мужественным гордым народом.Почему же тогда меня одолевают сомнения в успехе борьбы с диктатором?
Оппозиция. Есть ли в оппозиции чётко выраженный лидер? Кажется, оппозиция заявляет о победе на выборах Светланы Тихановской. Вы слышали интервью с нею? Я слышал. Через несколько фраз из неё показывается домохозяйка. И вот уже Мария Колесникова заявляет, что с каждым днём в ней крепнет уверенность, что она становится лидером оппозиции. "Им вождя недоставало. Настоящих, буйных мало вот и нету вожаков!"(Из Высоцкого).
Кто-нибудь слышал о программе оппозиции кроме лозунга "Долой Батьку!"? И я не слышал...
Светлана Алексиевич, замечательная женщина, мужественная, мудрая, активная обратилась к российской интеллигенции.
Кто-нибудь представляет себе лицо российской интеллигенции? Я могу себе представить. Посадите в одну комнату, нет, комнаты будет мало - в один зал всех блоггеров "Эха Москвы".
Виктора Шендеровича, Леонида Радзиховского, Альбац, Латынину, Максима Шевченко и Александра Невзорова, Минкина, Владимира Пастухова, Леонида Гозмана и Сергея Маркина, Аркадия Бабченко, Андрея Колесникова и Александра Подрабинека и других. Их много в одной редакции "Эха Москвы". Представили? Дааа, картина достойная кисти сюрреалиста.
Искренне рад, что кто-то из них отозвался на призыв Светланы Алексиевиц словами поддержки. Но вот из рядов российской интеллигенции раздался "кряк" истиного интеллигента Подрабинека в сторону Алексиевич: "А где ты былa до октября 1917 года?"
В Беларуси ничего не изменится по двум причинам:
а) надо быть очень наивным, чтобы не замечать, насколько государственные структуры Беларуси, особенно силовые ведомства, нашпигованы сотрудниками российских спецслужб;
б) Из Варлама Шаламова:"
" Ложь, обман, провокация по отношению к фраеру, хотя бы к человеку,
который спас блатаря от смерти, - все это не только в порядке вещей, но
и особая доблесть блатного мира, его закон.
Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера
- это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана
- любым способом: лестью, клеветой, обещанием...
Фраер и создан для того, чтобы его обманывали; тот, который
настороже, который имел уже печальный опыт общения с блатарями,
называется "битым фраером" - особая группа "чертей".
Вся воровская психология построена на том давнишнем, вековом
наблюдении блатарей, что их жертва никогда не сделает, не может подумать
сделать так, как с легким сердцем и спокойной душой ежедневно, ежечасно
рад сделать вор. В этом его сила - в беспредельной наглости, в
отсутствии всякой морали. Для блатаря нет ничего "слишком".
Беларусь победит диктатуру Лукашенко только тогда, когда Россия уничтожит диктатуру Путина. Произойдёт ли это в обозримом будущем? Сомневаюсь. Больше месяца Хабаровск смело выходит на улицы под лозунгом "Долой Путина!"