Каунатор Яков : другие произведения.

Где Ты, Где Ты Облако-Рай...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  

Яков Каунатор

ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ ОБЛАКО-РАЙ...

  
  
  
  

Кинорежиссёру НИКОЛАЮ НИКОЛАЕВИЧУ ДОСТАЛЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ:

Николай Николаевич Досталь (21 мая 1946, Москва - 18 января 2023)

  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
   Несколько лет назад я уже писал своё мнение о кинорежиссёрах. Повторюсь, но уже другими словами.
   Разделяю всех кинорежиссёров на ширпотребовских и штучных. С ширпотребовскими всё ясно, их девиз: "ВЫ ХОЧИТЕ ЗРЕЛИЩ? ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!" Они и поставляют вам зрелища в полном соответствии с вашим эстетическим вкусом.
   Точно так же, как Канский и Венецианский кинофестивали предоставляют европейскому и американскому истеблишменту зрелища, соответствующие его вкусовым рецепторам.
   "Искусство принадлежит народу". Знаем. Учили. Забудьте всё, чему вас учили. Искусство принадлежит тем, кто за него платит.
   Иными словами ширпотребовские и кинофестивальные режиссёры - всего лишь обслуга, которая постоянно вопрошает: "Чего изволите?"
  
   Штучный кинорежиссёр предлагает зрителю подняться до своего высокого уровня эстетики, справедливо полагая:"Я предлагаю вам свой товар и гарантирую его высокое качество".
   Таким штучным режиссёром является кинорежиссёр Николай Николаевич Досталь.
  
   В фильмографии Николая Досталя НЕТ НИ ОДНОГО ФИЛЬМА, НИ ОДНОГО СЕРИАЛА, соответствующего принципу "Чего изволите?"
   Всё его творчество подчинялось лишь одному закону - ЗАКОНУ НРАВСТВЕННОСТИ. Этому принципу он был верен с самой первой своей картины " Ожидаются похолодание и снег", 1981 год до самой последней - "Монах и бес", 2016 год.
   В этот временной промежуток вошли знаковые ленты и сериалы: " Гражданин начальник", "Штрафбат", "Завещание Ленина", "Петя по дороге в Царствие Небесное", "Облако-рай", "Коля - перекати поле"...
   И в каждой своей ленте он оставался верен себе - своему пониманию нравственного долга.
   И вспоминается мне Николай Рубцов:
   "До конца,
   До тихого креста
   Пусть душа
   Останется чиста!"
   Душа Николая Николаевича Досталя осталась чиста.
  
   В разговоре о режиссёре, а, наверное, правильней - о художнике Николае Николаевиче Достале я остановился на его картине "Облако-рай". Почему? Имею право. Это ведь моё слово о нём,любой другой человек волен сказать о нём своё слово.
   "Облако- рай". Год создания картины - 1991.
  
   Из рецензий и откликов на фильм:
  
   ks95:
   "Очень умело режиссёр показал унылый пейзаж рабочей провинции: бесконечные просторы складов, перевалочных пунктов, пристаней, котлованов, пыльных перекрёстков, сараев, унылых дворов, неухоженных полей, облезлых домов и прочей "задрищенской" эстетики... И в этом заколдованном пространстве, будто сонные мухи, зачем-то существуют люди... Они и сами не знают, в чём смысл их существования, зачем наступил этот день, хорошо это или плохо, если сегодня пойдёт дождь, - ведь каждый день одно и то же, те же лица, та же серость и безотрадность, тот же продуктовый магазин (слава Богу, что не закрыли!)"
  
   nadya.koshlyakova:
   "На самом деле каждый наш провинциальный город как две капли воды похож на другой. Что-то подобное мы уже замечали в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", но там герои в целом находили определенный позитив ситуации, когда все наши квартиры идентичны и можно запросто перепутать свое жилье с чужим. Немного по другому обстоят дела в фильме Николая Досталя "Облако-рай", который смотришь и не знаешь - смеяться от увиденного или нет.
   "Облако-рай" мне понравилось, потому что это кино о жизни, которое снято именно с доброй иронией. Николай Досталь порадовал своим стилем, манерой подачи истории и в целом сюжетом, в котором каждый может увидеть что-то близкое для себя.
  
   sinup:
   "Исключительно высокие оценки данной ленты давали надежду на то, что увижу как минимум шедевр. Мне в итоге так совсем не показалось.
   Сюжет в одном предложении: чтобы поднять интерес к себе, задолбавший всех бездельник придумывает байку, что уезжает, но не рассчитывает последствия резонанса - уехать придётся на самом деле, ибо все уже хотят, чтобы он побыстрее свалил (хоть будет о чем поговорить). Атмосферность поддерживается видами серых промзон, безликих хрущоб и убогих комнатушек главных героев. Драма маленького человека как она есть. К атмосферности и актёрской игре претензий нет, есть к содержанию."
  
   Mystery_girl:
   "Лушевно и трогательно
   Общее впечатление: Душевная история про одинокого человека.
   Жил на свете Колька (Андрей Жигалов), но скучная и серая жизнь провинциального городка порядком надоела ему. И Николай взял да и сказал соседям что уезжает к другу на Дальний Восток. Каково же было его удивление, когда весь двор начинает участвовать в его сборах и проводах."
  
   phazzze:
   "Что может случиться, если пускаешь всё на самотёк.
   В данном фильме мне более всего интересны роли и мотивы. Каков был мотив Коли, придумавшего поездку на Дальний Восток? Приукрасить себя, показаться для окружающих лучше, интереснее, чем он есть на самом деле. Далее в игру вступает толпа. Им нужен праздник. Алкашу нужен повод выпить. 'Лучшему другу' хочется проявить себя, создать новости, разбавить скучный быт. На Колю соседям как-бы наплевать.
   Да, всё гротескно, гипертрофированно, ситуация быстро выходит из-под контроля Коли по причине того, что он не проявляет волю, отпустил ситуацию, позволил себе плыть по течению. Но и одновременно он озирается на окружающих, с ужасом понимая, что похоже, эта среда его выталкивает, он не понимает, неужели те, кого он считал близкими людьми, на самом деле готовы без сожаления его отпустить?"
  
   МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИЗЫ КИНОФИЛЬМА "ОБЛАКО_РАЙ":
  
   1991 - "Кинотавр". Приз "За разрушение барьера между фильмами для всех и кино для избранных" - "Облако-рай"
   1991 - Кинофестиваль в Локарно. Приз Серебряный леопард - "Облако-рай"
   1991 - Кинофестиваль в Локарно. Приз экуменического жюри - "Облако-рай"
   1991 - Кинофестиваль в Локарно. Приз ФИПРЕССИ (Международная ассоциация кинопрессы) - "Облако-рай"
   1991 - Кинофестиваль в Локарно. Приз C.I.C.A.E. (Международная конфедерация киноискусства) - "Облако-рай"
   1991 - Второй Международный Кинофестиваль европейского кино (Франция, г. Ля Боль). Гран при - "Облако-рай"
   1992 - "Золотой овен" Приз Российской кинопрессы "Открытие года" - "Облако-рай"
  
   И сопоставьте теперь, будьте любезны, цену этих заслуженных наград с тем, что увидели в картине авторы рецензий и откликов на "Облако-рай"...
  
   "Облако-рай" - картина вовсе не о скуке, вовсе не о глуповатом Коле и его таких же, как он сам друзьях и соседях.
   Это фильм о безысходности. О попытке вырваться от этой безысходности.
   В ленте есть замечательный кадр, которыйн длится долю секунды. На двери комнатушки главного героя Коли маленький плакатик - "1991 год". Этот кадрик - ключ к пониманию всей картины.
   1961 год. 22 съезд КПСС, торжественно провозгласивший курс на построение коммунизма в СССР. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Программа построения коммунизма в отдельно взятой стране была спланирована на 20 лет.
   Прошло не 20. Прошло 30 лет. То, что было создано согласно планам 1961 года отражено в первых кадрах картины. Эти первые кадры длятся не доли секунды, а минуты. Панорама промышленного района провинциального городка - это документалка. Эти документальные кадры - своего рода увертюра к самому действу.(Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura 'открытие; начало') - инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому) И после такой "увертюры" начинается само художественное действо: "Ваш выход, маэстро Коля!" в блистательном исполнении Андрея Жигалова. И выход начинается с песни, ставшей лейтмотивом ко всей картине.
   Вот отсюда и щемящая песня Коли - "Где ты, где ты облако-рай..." Последние кадры фильма, как и первые - документальные, оказались символическими. Автобусная остановка. Толпа провожающих Колю. Кажется, весь посёлок собрался у автобусной остановки. Показавшийся автобус подъехал, развернулся и остановился прямёхонько у остановки. Остановка - тупиковая. Дальше неё, дальше этого посёлка с его жителями, автобус не идёт. Развернувшись, он отправляется в обратный путь... БЕЗЫСХОДНОСТЬ...
  
   Кинорежиссёр снял не картину. Он показал зеркало. Гоголевское, из "Ревизора": "НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛЬ РОЖА КРИВА..."
   В фильме много знаковых кадров.
   Валя, жена друга Коли Феди. Воскресенье. Коля уезжает. И Валентина срочно надевает единственное своё нарядное платье, скудный макияж - и - во двор! ПРАЗДНИК! И ожидание восторгов. Восхищённых взглядов. И - пустота...
   Кто-нибудь обратил внимание на "ИСКРУ", побудившую Колю уехать?
   Должник, который взял в долг 10 рублей:
   " А тебе что, приспичило? УЕЗЖАЕШЬ ЧТО ЛИ? Да отдам я тебе десятку через два дня..."
  
   Позвольте мне добавить несколько слов о ещё одном таланте кинорежиссёре Николае Достале. О его умении в выборе актёров. В "Облаке-рае" как и в других картинах Досталя выбор актёров - это попадание в "десятку", каждая роль запоминается благодаря блестящей игре актёров.
  
   Облако рай фильм Коля перекати поле & СССР 1990 &

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"