Гениальная строка Владимира Высоцкого в песне "На братских могилах" - "Все судьбы в единое слиты..." прилепилась ко мне, и повторяется мною очень часто. Универсальная строка, ко всем эпохам-временам, ко всем общественным слоям сословиям. И сейчас повторяю её... ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНОЕ СЛИТЫ.
Из газеты "Русское слово" от 1 марта(16 февраля) 1914 года:
Маринетти.
Маринетти отложил свой отъезд из Москвы в Милан до понедельника.
В ноябре текущего года вождь итальянских футуристов предполагает вторично посетить Москву.
Па этот раз он приедет в сопровождении своих единомышленников - поэтов, музыкантов, художников: Руссоло, Бочои, Буцци и др.
Тогда же ими будет организована выставка футуристской живописи и будет устроено несколько концертов "музыки будущего".
Выставка будет открыта с 10-го ноября по 10-е декабря. ("http://starosti.ru" )
Событiя дня.(01 апреля (19 марта) 1914 года)
" Советом Министров решено снарядить экспедицию из трех судов "Герта", "Андромеда" и "Татиана" для розысков экспедиции лейтенанта Седова и на розыски экспедиции Брусилова и Русанова послать судно "Эклипс".
Произошло извержение сопки Джавтобэ близ Феодосии. Кратер опустился на 2 caжени. Лавой залито 10 десятин.
В Вильне открылся северо-западный съезд российской экспортной палаты.
В Азов прибыл Высочайше командированный генерал-майор Дашков."
Перефразируя Владимира Маяковского(наберусь такой наглости, авось он простит)), скажем:
"Коротка и до последнего мгновения нами изучена жизнь поэта Есенина!"
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затерятся
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки. ...
С.А.ЕСЕНИН
...Это - тоже год 1914. Только сейчас представилось: 100 лет прошло с первой публикации в журнале "Мирок" стихотворения "Берёза" молодого поэта Есенина.
И названо имя. Обласканного ли жизнью-злодейкой, или отвергнутого ею? Но до конца испившего и сладость жизни-любви, и горечь разочарования...
Как же мало отпущено было судьбою, как трагически короток "век" поэта. И - странно пророчески прозвучали строки из этого же раннего стихотворения "Край любимый":
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
( 1914 )
Крестьянский сын Сергей Есенин родился 21 сентября, или 3 октября по новому стилю 1895 года. Родился он "в том краю, где жёлтая крапива..." Край этот прозывался селом Константиново Рязанской губернии.
Деревенские дома. Село Константиново
Нигде, ни в каких воспоминаниях не упоминаются среди мальчишеских игрушек детские кубики. Забаву эту детскую для мальчишки заменяло складывание слов. И невдомёк было крестьянской маме, что сыновняя забава называется СТИХИ.
Т. Ф. ЕСЕНИНА
О СЫНЕ Родился в селе Константиново. Учился в своей школе, в сельской. Кончил четыре класса, получил похвальный лист. После отправили мы его в семилетку. Не всякий мог туда попасть, в семилетку, в то время. Было только доступно господским детям и поповым, а крестьянским нельзя было. Но он учился хорошо, мы согласились и отправили. Он там проучился три года. Стихи писал уже. Почитает и скажет: -- Послушай, мама, как я написал. Ну, написал и кладет, собирал все в папку. Читал он очень много всего. Жалко мне его было, что он много читал, утомлялся. Я подойду погасить ему огонь, чтобы он лег, уснул, но он на это не обращал внимания. Он опять зажигал и читал. Дочитается до такой степени, что рассветет и не спавши он поедет учиться опять."(http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0470.shtml)
Наивные, не по возрасту "серьёзные, глубокомысленные", но почему-то вызывающие снисходительную улыбку:
Милый друг, не рыдай,
Не роняй слез из глаз
И душой не страдай:
Близок счастья тот час...
Поэзия? Да ведь отроку, хотя, и не отроку ещё, ребёнку - 12 лет! Простительны и эта наивность, и это подражание "лучшим" образцам "слезливо-слюнявой романтики".
"У всех великих людей биография тёмная..." - говаривал мой знакомец, когда я интересовался отдельными фактами его юности. Вот и у Сеpгея Александровича: "то ли крестьянский сын, то ли примазался, дабы невзначай к кулачеству не определили... То ли из старообрядческой семьи, то ли - истино православный..." Всё это из "воспоминаний современников". "Воспоминания современников" - продукт сугубо субъективный. Встретился автору герой к вечеру, усталый, угрюмый - вот вам клише: "Нраву наш герой сумрачного, глядит на окружающее изподлобья." А другому герой повстречался спозаранку, когда шёл, улыбаясь и утру, и солнцу весеннему. И тотчас же - отметина в воспоминаниях:" Дружелюбен, светел ликом, улыбчив."
Поэтому - доверимся первому лицу:
"У меня отец крестьянин,
Ну а я крестьянский сын."(Сергей Есенин)
Всё. Давайте поверим. Тем более, что всей своей короткой жизнью великий человек Сергей Есенин доказал свою преданность своей родине - русской деревне.
"Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой."
В бесконечных воспоминанях современников о Есенине он предстаёт то "сорви-голова", предводитель всей деревенской мальчишеской братии, то - тихоней.. Оно и понятно. Одному видится так, другому - разэтак... Конец 19-го века... Деревушка, раскинувшаяся на изумительной красоты приокских берегах... Но сомневаюсь. Сомневаюсь, что у крестьянского дитяти было в ту пору время доказывать своё верховенство в стае одноплеменников. Крестьянский труд - он тяжек, и с малолетства - будь любезен, впрягайся. А выяснять, кто верховод, а кто - под ним - да не крестьянское это дело.
Поэтому поверю сказанному: из воспоминаний Н. Сардановского: "Тихий был мальчик, застенчивый, кличка ему была Серега-монах"
В тихом мальчике был характер. Надо было остаться на второй год в третьем классе церковно-приходской школы(1907-1908 гг.), чтобы черeз год закончить школу с похвальной грамотой с формулировкой: "...За весьма хорошие успехи и отличное поведение, оказанное им в 1908-1909 учебного года""(http://esenin.ru/o-esenine/biografiia/lekmanov-o-sverdlov-m-zhizn-sergeia-esenina)
Самолюбие. Жуткая, однако вещь, заставляющая тебя стремиться "всё выше и выше!" Да ведь это - в двенадцатилетнем мальчишке...
А добавьте к этому самолюбию неуёмную жажду знаний, стремление(откуда? в крестьянском сыне?) к литературе...И он жадно поглощает, зaпоем читает литературу.
В Городе он появляется таким же тихим Серёгой-монахом. Город! "Куда нам, лапотникам..." И робко, застенчиво заявляет он себя перед Александром Блоком:
портрет Есенина этой поры в мемуарах Георгия Адамовича: "Есенин держался скромно и застенчиво, был он похож на лубочного "пригожего паренька", легко смеялся и косил при этом узкие, заячьи глаза" (Адамович 1993: 90).
Из воспоминаний А.М.Горького:
" Впервые я увидал Есенина в Петербурге в 1914 году 1, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати -- семнадцати лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки Самокиш-Судковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом. Было лето, душная ночь, мы, трое, шли сначала по Бассейной, потом через Симеоновский мост, постояли на мосту, глядя в черную воду. Не помню, о чем говорили, вероятно, о войне: она уже началась. Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге."
(С.А.Есенин в воспоминаниях современников)
Город встретил "Серёгу-монаха" с интересом и с усмешкой. Пресыщенный в начале ХХ века декадентской поэзией Город встретил живое слово Есенина если не восторженно, то - одобрительно. Казалось, будто в затхлое, удушливое помещение через форточку проник свежий воздух. Константин Ляндау: "...Мне показалось, как будто мое старопетербургское жилище внезапно наполнилось озаренными солнцем колосьями и васильками. <...> Когда Есенин читал свои стихи, то слушающие уже не знали, видят ли они золото его волос или весь он превратился в сияние. Даже его "оканье", особенно раздражавшее нас, петербуржцев, не могло нарушить волшебство его чтения, такое подлинное, такое непосредственное. Его стихи как бы вырастали из самой земли" (цит. по: Летопись. Т. 1: 219).
А усмешку вызывала форма, в которой эта поэзия подавалась. Форма - в буквальном смысле слова. В воспоминаниях современников Есенин в этот период: " Большинство смотрело на него только как на новинку и любопытное явление. Его слушали, покровительственно улыбаясь, добродушно хлопали его "коровам" и "кудлатым щенкам", идиллические члены редакции были довольны, но в кучке патентованных поэтов мелькали очень презрительные усмешки" (Чернявский: 203).
Городецкому пришла мысль нарядить Есенина в шелковую голубую рубашку, которая очень шла ему. Костюм дополняли плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи.
Из воспоминаний Владимира Маяковского:"В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками и крестиками, - вспоминал Владимир Маяковский. - Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более, что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
- Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
- Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной... посконной...
<...> Но малый он был как будто смешной и милый.
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
- Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убежденной горячностью."
Эта "форма", образ, предлагаемый Есениным своим слушателям, был всего лишь - "товаром", "обёрткой" для содержимого. Своим крестьянским умом Есенин понимал, что, вряд ли его крестьянская поэзия будет услышана, выступай он во фраке или в городском костюме.
И пройдёт всего лишь несколько лет, когда прорвётся у Серёги-монаха:
"Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!..."
Город! Что же ты сотворил с тихим мальчиком-монахом?
Да ничего... Просто "тихий, скромный", одарённый и талантливый, от рождения искренний, вдруг увидел в Городе - Фальшь, Лицемерие, Лжеискренность...
В одном из писем к другу Грише Панфилову Есенин пишет из Москвы:""Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде "Вокруг света", "Огонек". Люди здесь большей частью волки из корысти" (Есенин. Т. 6: 50).
"Какому Богу поклонялся?"
И всё это его хулиганство, "пьянство" и "фанаберия" - насмешка над Лицемерным Городом.
Счастье, - говорил он, -
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым
Самое высшее в мире искусство.
И только в прикосновении с деревней был он искренним и преданным.
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Из газеты "Новое время" от 01 августа (19 июля) 1914 года:
" В Петергофе состоялось чрезвычайной важности совещание министров.
В Финляндии объявлено военное положение.
Всеобщая мобилизация в России началась 18 июля и проходить с большим подъемом.
В Москве состоялось заседание городской думы. Постановлено открыть кредит в один миллион рублей из запасного капитала на организацию врачебно-санитарной помощи на театре военных действий и в Москве.
Состоялись патриотические манифестациии в Одессе, Николаеве, Варшаве, Риге, Либаве, Кишиневе, Харькове, Новгороде, Минске, Москве, Хабаровске, и т. д. "
Непосредственное участие Сергея Есенина в 1 Мировой войне началось с апреля 1916 года, когда он был причислен санитаром к военно-санитарному поезду. Традиция давать благотворительные концерты в госпиталях перед раненными сложилась вовсе не в Великую Отечественную. Традиция эта была заложена ещё в 1 Мировую. Есенину часто приходилось выступать со своими стихами на таких импровизированных концертах. На одном из них, в госпитале под патронажем императрицы Александры Фёдоровны, он был услышан, и был представлен императрице.
Но ещё раньше, в январе 1916 года Есенину вместе с другом - Николаем Клюевым довелось выступить перед Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной и её окружением. Елизавету Фёдоровну привлекала и поэзия Есенина, и сам образ "человека из народа". И для императрицы, и для Великой Княгини, внимание к Есенину и Клюеву было своеобразным актом патриотизма. В суровые военные дни продемонстрирована была близость к народу, к его культуре. Для друзей-поэтов в этих выступлениях не было никаких меркантильных целей. И можно было бы предположить мысли самого Есенина по поводу этих слушаний:"Нечто они - императрица и княгиня - не люди?", выступали перед всеми, выступили и перед высшим светом.
Однако реакция была...
"Реакция "общества" была бурной:"гнусный поступок" Есенина не выдумка, не "навет черной сотни", а непреложный факт; Возмущение вчерашним любимцем было огромно. Оно принимало порой комические формы. Так, С. И. Чацкина, очень богатая и еще более передовая дама, всерьез называвшая издаваемый ею журнал "Северные записки" -- "тараном искусства по царизму", на пышном приеме в своей гостеприимной квартире истерически рвала рукописи и письма Есенина, визжа: "Отогрели змею! Новый Распутин! Второй Протопопов!" Тщетно ее более сдержанный супруг Я. Л. Сакер уговаривал расходившуюся меценатку не портить здоровья "из-за какого-то ренегата". (С.А.Есенин в воспоминаниях современников, Т.1)
Российская либеральная интеллигенция всегда отличалась своей высокой принципальностью. Одним из принципов, которому поклонялась интеллигенция. была постоянная оппозиция власти. Любой, не либеральной. Но стоило только либералам дотянуться до власти, как приходил черёд другому принципу: беспощадной борьбе с заклятыми противниками этих самых принципов.
Сергей Александрович Есенин ни сном, ни духом не ведал об одном из этих принципов, когда читал свои стихи в присутствии царственных особ.