1. Согласно Библии у человечества две возможности.
Первая, жить по-прежнему и умереть. Накапливать противоречия, конфликты, портить планету, - мусорить, травить людей и животных своими "побочными продуктами жизнедеятельности", а то и не побочными, - боевыми и отравляющими, также выверенными политическими средствами, создавая приоритетные неравномерности в распределении условий, услуг и товаров первой необходимости среди широких масс населения.
Древние люди с удовольствием обнаружили свои привилегии, силовые возможности и поспешили ими воспользоваться. Собственно, почему нельзя, когда можно, убить, ограбить, унизить оппонента? Тем не менее, это развитие Библия зафиксировала как самоубийственное еще в доисторические времена. Земля наполнилась грабежом и насилием и случился Потоп. Монополию на насилие сложно удерживать длительное время небольшой группе смертных людей. Это поняли даже в такой организации, как Политбюро ЦК КПСС.
В этом смысле в Ветхом Завете сформировался универсальный и простой жизненный совет, для всякого человека с дубиной, топором, Калашниковым, дроном-камикадзе, - не делай другому человеку того, что не желаешь себе.
Это подтверждает Иисус некоторому симпатичному юноше,- соблюдай заповеди и будешь жить.
Да, вокруг тебя убивают, воруют, грабят, врут как дышат, но ты так не поступай. Да, ты будешь воевать, придется... Да этот мир обречен, ты в нем выживешь если будешь сам соблюдать заповедь, даже когда вокруг все будет рушиться, а может быть и продлиться, хотя бы ради тебя, посмотрим.
Надо сказать, любой консервативный сценарий выживания, - для немногих.
Другая возможность - преобразование мира вместе с преобразованием человека. Эту возможность открыли пророки Ветхого Завета и уже четко сформулировал Исаия.
Люди должны перестать убивать, более того, даже прекратить военное обучение. Все эти "мирные парады", агентурные навыки, боевые искусства, развращающие люмпенизированных подростков должны быть оставлены.
Поскольку Бог будет "судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать." ( Ис. 4.4.)
Более того, после преодоления человечеством агрессии, наступит глубокий мир, который почувствуют животные:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. ( Ис. 11.6-9)
Животные поверят, а человеческие технологии закрепят.
В этом русле высказывается Иисус Христос, Ходатай Нового завета.
Не просто - "не убивай!" а научись убирать напрасный гнев,- там начинается убийство. А еще похоть, зависть, ложь. Пустые обещания, показуху. Сколько ссор из-за этого в нетрезвости!
И обиды. Раны.
Последнее самое трудное, невозможное. Именно здесь, Иисус предлагает совершенно конкретную помощь, - Свое человечество и Свою судьбу.
2. Война - великая нетрезвость, причем для всех ее участников. Это легко почувствовать, если зайти в комнату, где звучит ссора и назревает драка из-за вещи, которую вы просто переложили на другое место.
Моя родственница из Горловки при взрыве петарды стремительно растянулась посреди мирной московской улицы на глазах удивленных прохожих.
А что делать если годами "ждешь прилета"?
А что с героями? "Самсон, филистимляне идут на тебя!" Вскакивает и спросонья крушит всех чем попало...
А еще война это нечистоты. Даже мирный лагерь, снявшийся с места дислокации оставляет много чего. Военные как-то не склонны думать об экологии, тем более в условиях боевых действий, санитария, гигиена, элементарное питание и другие телесные надобности переходят в чрезвычайный режим. Что смог, то и сделал, где, когда, как,- сугубо вторичные вопросы.
Еще для военных, мирные люди,- второго сорта. И должники. И под санкциями. Их выручает приветливость, молчаливость и готовность поделиться всем, что есть с радостью. В противном случае они должны пенять на себя. Если успеют.
На фронте, в окопах связь с близкими мирными болезненна и спасительна, трудна, но если она прерывается, - рушится человечность.