1. "Спецоперация" пошла во второй месяц. Это плохо. Гибнут люди, множатся страдания, растут разрушения и разгоняются очень плохие чувства. С хорошими чувствами и в мирное время сложно, а в военное... Не поменялся ли уже эмоциональный климат на всей Земле, не знаю. Многие участвуют, многие слушают, многие распространяют некоторый разрушительный сгусток тревожных, враждебных, болезненных чувств, ввиду открывшийся "черной дыры" взаимного, ширящегося и изощренного смертоубийства. Впереди момент, который, конечно, имеет ввиду автор "спецоперации", когда уже будет неважно, кто прав или виноват, а останется один вопрос,- когда же все это кончится? И, каким-таким образом?
Трудно, невозможно жить ввиду массовых убийств. Но как же возможно прекратить горячий конфликт? Более того, как возможен прочный мир, если мы имеем сейчас это? Откуда и почему оно выросло?
2. Надо сказать, история начинается с серьезной войны, по крайней мере, у Фукидида. С конфликта добрых соседей и близких людей. С размолвки Каина и Авеля, которая обернулась нечеловеческой ненавистью, с которой не смог справиться Бог. Феномен такой войны трудно осмыслить, потому что на месте приязни, доверия, любви, обетования жизни, вдруг, обнаруживаются ожесточение, ненависть, а в них, взаимное бесстрашие перед смертью, с одной целью, - уничтожить другого человека. Самое поразительное, здесь,- власть этих стихий разрушения,- Эринний и Фурий,- которые правят героями войны. Поэтому Гомер фиксирует проблему возвращения с войны,- среди многочисленных своих спутников из-под Трои только один Одиссей возвращается в свой дом. Это человеческая катастрофа, но как же ее избежать?
Мир хрупок, ненадежен. Да ценим ли мы мир? Как можем его хранить ввиду легкомыслия, беспамятства нашего потребительского века, разорванности поколений и эффективности пропаганды идей иного пошлого человека?
Все наше миролюбие, право, как скоро ветшающая нечистая одежда, как утренняя роса, как пар от дыхания, скоро пропадающий в ветре бессмысленных желаний новых поколений. И кто же их будет учить миролюбию и как? Да заслуживаем ли мы мир ввиду наших зигующих соотечественников? Да не, обречены, ли войне? Навсегда прокляты и убиты?!
3. Важно, что Писание очень критично оценивает миролюбие человека, но дает надежду.
Помните Исаию
" Перекуют они мечи на лемеха, копья - на ножи садовые, не поднимут более народы друг на друга мечи и искусство войны предадут забвенью." ( Ис.2.4. перевод Кулаковых)
А еще, после установления мира человеческого, придет и мир с животными, и другой порядок на Земле.
"Но из корня срубленного древа Иессея взойдет молодой побег, от самого корня его произрастет новая ветвь плодоносящая;
и пребудет на нем дух Господень, дух мудрости и разумения, благоразумия и силы, дух познания и страха Господня.
Обретет он отраду в благоговении пред Господом. Судить он будет не по наружности и решения будет выносить не по слухам:
бедняков справедливо рассудит и дела обездоленных решит беспристрастно; словом своим он поразит землю, подобно жезлу железному будет оно, дыханьем уст своих он убьет нечестивца.
Правдой он препояшется, верность будет поясом на бедрах его.
Тогда волк будет жить близ ягненка, рядом лягут барс и козленок, друг подле друга будут теленок, и лев, и тучный скот, а дитя малое поведет их на пастбище.
Медведица и корова пастись станут вместе, бок о бок их детеныши лягут, и лев питаться будет соломой, словно бык.
Ребенок сможет играть у самой норы змеиной, и даже в гнездо гадюки запустит руку малыш.
И на всей горе Моей святой никого уже не разорят и не обидят, ибо познание Господа наполнит землю, как воды наполняют море" ( Ис. 11.1-9.)
Бог - Творец и Сам принимает титул Примиритель (Быт.49.10.) А в Иисусе Христе совершает Примирение, которое церковь доносит всему миру.
Я имею в виду, что Бог через Христа примирял с Собою мир, не вменяя людям в вину их преступлений. И Он доверил нам слово примирения.
Мы, стало быть, посланники Христовы. И мы, как если бы Сам Бог взывал к вам через нас, просим от имени Христа: примите Богом даруемое вам примирение!
Он на Христа, не знавшего греха, возложил грехи всех нас, чтобы мы в Нем стали сопричастны праведности Божией. (2 Кор. 5.19-21.)
Итак, необходимо перемирие, чтобы выйти из плотных, цепких стихий мщения, получить время для ума и молитвы и начать строить мир. Это длинное и кропотливое дело. Угрозами невозможно остановить убивающего, потому что таковой уже допустил свою смерть и именно ее пытается навязать другому человеку. Но ввиду Пасхального Примирения он может остановиться. Так же и ненавидящий убивающего, может оставить свои суды Распятому и Воскресшему. Здесь есть шанс для обоих, если они оба сделают этот шаг.
"Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни Богу, как мы Его понимаем".
А иначе, будут разборки, с чередованием взаимных побед и поражений, обоюдная усталость от войны, вмешательство третьих, еще не побитых честолюбивых лиц, прочие временные вещи, никак не устраняющие человеческую склонность к насилию, лжи, грабительству и принудительному сексу. Эти вещи поражают и победителей и побежденных.
Радикальный мир,- Шалом алейхем,- приходит, свыше и, мы можем его готовить в себе.