"Оптина Введенская пустынь находится в 4 верстах от уездного города Козельска.
Начало своё она получила в половине пятнадцатого века.
Основателем её по преданию, был гроза прежних дремучих лесов Опта.
До обращения ко Христу это был жестокий предводитель шайки разбойников в Козельских вековых дебрях. Но милосердие Божие благоволило взыкать грешную душу, и недавний ещё вождь душегубов стал руководителем и отцом истинного иночества в своей области.
К девятнадцатому веку Оптина пустынь расцвела, окрепла и стала в числе первых обителей по строгости иноческой жизни.
Одна выдающаяся сторона Оптиной пустыни, резко отличающая её от многих обителей - это внутренний строй, единство духа иноческого жития, благотворное влияние старцев на массу богомольцев, издание назидательных книг для благочестивых читателей".
Православные Русские обители
Оптинские старцы в основу лечения телесных и духовных болезней верующих "полагали таинство покаяния".
Различными вопросами старцы подводили больных к воспоминанию о грехе, учили осознанию и сердечному о нём согрешению.
Св. Старец Амвросий Оптинский говорил:
" Бывает, что грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть не перестает упрекать нас...
Всякий грех требует очистительного наказания...
"Крест для человека" (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как не тяжек бывает у иного человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан всегда вырастает на почве его сердца...
Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других...
Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних".
Святой Старец Макарий в письмах к духовным детям писал:
-Вы обрели спокойствие и утешение в нашей обители.
Но на поприще жизни и в сообщении с людьми нельзя пребывать всегда в таком состоянии духа. В нас ещё не истреблены страсти, и лежат сокрытыми...
И по тому надобно иметь борьбу со своими страстями, и отнюдь не укорять других,
показующих нам наше устроение...
Буде что вами такое содеяно, которое ранит вашу совесть, немедля прибегайте к покаянию, с намерением, при помощи Божией, хранить себя от подобных случаев".
Безусловно, венцом добродетелей святых Оптинских старцев являлась любовь к Богу и ближним.
Молитва, составленная Оптинскими старцами - духовное завещание для тех, кто в миру желает обрести душевное спокойствие, стяжать любовь, научиться смирению и милосердию ко всем.
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что
принесёт мне наступающий день.
Дай мне предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего
дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить. Аминь.
ЧАСТЬ - 3
Старец Захария
(1850-1936гг)
Когда Захарию было семь лет, сельский священник о. Алексей предсказал его матери:
-Твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживёт до глубокой старости.
В шестнадцать лет Захарий лишился матери.
Перед смертью Татьяна Минаевна благословила сына на монашество, предвидя волю мужа предостерегла:
-Отец будет принуждать к семейной жизни, ты не слушай.
Несколько лет просил Захарий отпустить его в монастырь, но отец настаивал на женитьбе сына.
Пришлось юноше пойти на хитрость, обратился он к отцу с просьбой:
-Отпусти меня сходить в Белые Берега. Мать дала обед и не успела выполнить.Я решил за неё выполнить его.
Игумен монастыря Белые Ворота послал юношу в Оптину:
-Я не прозорливый, ты зайди к отцу Амвросию, что он скажет, то и делай.
Старец Амвросий встретил Захария ласково, не успел Захарий и рта раскрыть,как старец, опередив его, сказал:
-Ну, что голубчик, мать умерла твоя. Послушай меня, оставь невесту, не женись, а иди в монастырь. А об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит, не будет препятствовать тебя в твоём намерении стать монахом.
А что сюда пришёл хорошо сделал. Видишь, на стене записаны твои четыре греха. Ты покайся в них, сходи в Белые Берега и отговей там. Помни в царстве Небесном для тебя посажен зелёный дуб.
Получив благословение прозорливого старца Амвросия, Захарий вернулся в монастырь Белые ворота. Не прошло и нескольких дней, как Захарий серьёзно заболел. Монахи отвезли послушника в больницу в Брянск, и известили его отца, что сын при смерти.
Три месяца находился Захарий между жизнью и смертью, однажды приснилась больному Пречистая Приснодева, Она коснулась его головы и сказала:
-Ты ещё поживёшь, монахом будешь...
К всеобщему удивлению, проснулся Захарий совершенно здоровым.
Подробнее о жизни схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры старца Захария, о чудесах исцеления верующих по молитвам старца можно прочесть в книге:
Старец Захария
Вот лишь несколько случаев из жизни старца:
Когда трое чекистов ворвались в его келью, и потребовали чтобы он уходил вон из лавры, старец взял крест, осенил им своё жилище, и, проведя крестом границу между собой и "гостями", спокойно произнёс:
-Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, которой я как бы обвёл мою келью, попробуйте и тотчас вы упадёте мёртвыми.
Ни один из вооружённых молодых людей не осмелился переступить за черту.
Когда старец остался один, он ещё долго молился за всех монахов.
Старец Захарий последним покинул Троице-Сергиеву лавру
В Москве старец поселился у своей духовной дочери.
Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом.
Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.
Однажды во время службы в церкви одна из женщин, пришедшая посмотреть на старца, увидев его, подумала:
-Ну, уж какой монах, где ему привлёчь народ в церковь, он и ходячих-то всех разгонит.
Старец принял мысленный вызов, вместо того чтобы пройти в алтарь, направился к женщине, и, подойдя, сказал:
-Ольга, не бойся никого не разгоню.
Поражённая прозорливостью старца женщина тут же попросила прощения за свои мысли, и потом не раз приходила к нему за советами.
Из воспоминаний духовной дочери старца:
-Однажды я подумала: "Если бы я была учёная, совсем другое дело, я бы угодила Господу скорее, чем теперь, когда я такая малограмотная.
Старец тут же взглянул на меня и громко произнёс:
-Богу учёных не нужно, ему одна любовь нужна!
Поучения старца
" Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает.
Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется её творить, всё внимание поглощают разные желания и страсти...
Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает.
Это страсть - уныние - мертвит всё святое, всё живое в человеке.
Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями.
Читайте
"Да воскреснет Бог и расточаться врази Его".
Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову,
а потом распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас".
Берегите совесть свою, она есть глас Божий - голос Ангела Хранителя.
Нельзя не заботиться о своей совести, ибо можно и потерять её, она может стать сожженной немощной, и тогда не будет голосом Божиим.
Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского.
Он стяжал благодать Святого Духа.
Мудрость без благодати есть безумие.
Помните слова отца Амвросия:
" Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного".
Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение.
Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех...
Премудр тот, кто стяжал духа святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы.
И если он премудр, то и смирен. Чем выше человек в духовном отношении, тем больше он видит сколь велик Господь и сколь он - человек - ничтожен и беспомощен, сколь грешен в сравнении с тем, к чему надо стремиться".