Катюша : другие произведения.

Город, который стоит на вершине горы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Мы слишком мало знаем о старчестве, а чудесные книги, которые могли бы принести духовное утешение многим людям часто недоступны.
  Собрав данные о жизни старцев, и их высказывания, я решилась, несмотря на мое неумение и духовную незрелость, излагать их в очерках.
  Первоначально мне хотелось по ходу изложения материала использовать строки из библии, приводить высказываниями святых отцов по данной теме, но позже я решила, не прерывать повествования, а ограничиться лишь несколькими цитатами, разместив их в самом начале очерка.
  
  "Придите... и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем. Мф. 11.28-29."
  "Преуспевание в духовной жизни означается всё большим и большим сознанием своей негодности".
   Епископ Феофан Затворник.
  "Сущность гордости - замкнуться для Бога, а сущность смирения - дать Богу жить в себе...
  Уныние, и тем более отчаяние, есть признак малодушия...
  Мужественные и твёрдые духом не отчаиваются в искушениях, каковы бы они ни были, но терпеливо ожидают конца их, и только усиливают молитву".
   Схиигумен Савва.
  "На лице смиренного отблеск радости, незлобия и кротости...
  Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность...
  Кроткая любовь невинного привлекает к смиренному сердца окружающих...
  Благодаря обильному сиянию в душе смиренного невещественного света благодати, он ясно видит свои недостатки и грехи. Самоукорению его и снисходительности к другим нет меры. Он оправдывает, извиняет немощи окружающих безгранично ".
  Епископ Вениамин Милов
  "Как зарождение и оформление цыплёнка в яичке определяют по времени, потому что скорлупа скрывает тайну роста зародыша, так рождение, обновление и оформление духовного человека можно, до некоторой степени определить тоже по времени с момента вступления его на путь истинного покаяния...
  Когда человек, вступив на путь покаяния, полностью предаётся воле Божией, и когда врага своего спасения начинает видеть не в окружающих, только лично в самом себе, и когда яростное сражение начинает вести не с кем-то, а лично с собою, со своим высоким Я, тогда-то и начинается его бурный тайный духовный рост...
  Благодать, как самая нежная и любящая мать, награждает человека за победу над самим собой и утешает его, миром и покоем...
  Сила, свет, теплота (любовь), энергия в человеке накапливаются, увеличиваются, возрастают до гигантских размеров, и в этот момент скорлупа (тайна) разрушается...
  Не может укрыться от взоров тот город, который стоит на вершине горы..."
  Схиигумен Савва.
  
   ЧАСТЬ 1
  
   СТАРЕЦ САМПСОН
   (1898-1979)
  
  Эдуард Сиверс родился 27 июня 1898 года в городе Петербурге.
  Мать будущего старца - Анна Васильевна, образованная англичанка, скрывающаяся в России от наемного убийцы, встретила графа Эспера Александровича Сиверса - своего будущего мужа, на балу в Петербурге.
   В 1909 произошло некое событие, которое явилось как бы предзнаменованием будущей исповеднической деятельности Эдуарда.
  В этом году некая еврейка, заметив пробегавшего мимо Эдуарда, внимательно посмотрев на мальчика, сказала его матери:
  -Вы знаете, что он будет из чреды Аарона?
  Из чреды Аарона - священников.
  
  Читая духовную литературу на немецком, французском, английских языках, Эдуард имел возможность многое узнать о католичестве, протестантстве, французском реформаторстве, учениях Цвингли и Кальвина.
  По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать.
  В 1917 году при крещении в Православной Церкви Эдуард получил по жребию имя Сергий.
  -Уже ребёнком я знал, - рассказывал старец своим духовным детям,
  что люди мне не помогут. Упование мое было лишь на Господа Бога-Он мне подскажет, как поступить правильно.
  Смыслом моей жизни стало убеждение, что Православие есть единственная Истина на земле, а Православная Церковь - единственное благодатное сообщество сохранившееся от катакомб, от Господа, от святых Апостолов.
  Есть Вечная Вечность и путь спасения через Православную Церковь!
  Любовь к уединению, к Богообщению привели Сергия в монастырь.
  В 1919 году большевики арестовали Сергия, ошибочно думая, что он из царского рода.
  -Стреляли из ружья с 10-15 шагов. Попали в руку. Мне стало жарко, я потерял сознание. Кто-то ковырнул меня носком сапога: "Готов", - вспоминал старец.
  Раненного Сергия подобрали монахи, переодели в красноармейскую шинель, и под видом раненого красноармейца привезли на лечение в Петроград.
  Чудом хирургии называл старец сохранение правой руки, ведь после ранения началась газовая гангрена.
  
  Постриг в мантию Сергий принял от владыки Николая (Ярушевича) 25 марта 1921 года с именем Симеон.
  В 1928 году послушник Александро-Невской Лавры был арестован.
  Удивительно, что за несколько часов до ареста, во сне Симеону явился преподобный Серафим Саровский, и начал читать молитву:
  -Всемилостивая, Владычица моя.
  Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева,
  Богородица Марие, Мати Божия,
  Несумненная и единственная моя Надежда.
  Не гнушайся меня, не отвергай меня,
  Не остави меня, не отступи от меня.
  Заступись, попроси, услыши, виждь
  Госпоже, помози, прости, прости
  Пречистая.
   Проснувшись, старец тут же записал её, а через три часа его арестовали.
  Эта молитва, по словам старца, оберегала его до последних дней.
  
  Старец Сампсон рассказывал, как Соловках его вместе с другими заключёнными бросали в ледяной подвал, в котором жили притравленные на человека крысы. Чтобы люди не сопротивлялись, их прикручивали так, что бы не могли пошевелиться. Крысы съедали людей заживо.
  Из воспоминаний стареца Сампсона:
  -Холод был жесточайший и всюду крысы.
  Я молился:
  -Всемилостивая, Владычица моя...
  Читал и слышал, как плакали люди, когда их съедали крысы.
  Мне же они погрызли только пятки.
  
  Когда утром подняли клетку, и обнаружили, что старец остался невредим,
  испугались его веры, и освободили от принудительных работ.
  Старец так же рассказывал, как однажды зимой, когда уголовники проиграли его в карты, он несколько часов раздетый простоял на морозе.
  Благодаря Всемилостивой и Иисусовой молитвам остался цел.
  Освобождён был старец в 1934 году, а в 1936 году он был вновь арестован.
  Ему предстояло ещё несколько лет провести в тюрьме на Дальнем Востоке.
   В заключении безвинно осуждённый старец поражал всех своей прозорливостью.
  Он врачевал души, общавшихся с ним людей.
  Во время войны, когда японцы вели наступательные бои, тюремное начальство готовилось в случае оккупации района, расстрелять всех заключённых.
  Все готовились к смерти, многие плакали, каялись, молились.
  Ночью старцу было открыто, что доживёт он до глубокой старости.
  Монах увидел себя седым старцем, окружённым духовными детьми.
  Утром он объявил всем, что они останутся живы.
  В1945 году вышел указ об освобождении церковнослужителей.
  
  В Ставрополе в 1947 старец получил приход в большой казачьей станице Кольгута.
  Появление в станице старца, заставило местные власти обеспокоиться, так как тысячи людей приезжали к прозорливому монаху.
  Он не только был духовным наставником верующих, но и помощником, советником, умело отвечал на житейские вопросы, связанные с ведением хозяйства, с сельскохозяйственными работами.
  Постепенно опустели танцевальные площадки, клубы - молодёжь шла в церковь.
  Близился новый арест.
  В Бакинской тюрьме старцу пришлось провести целый год в одиночной камере.
  В 1948 году тяжелобольной старец вернулся в Борисоглебск, а спустя некоторое время стал настоятелем молитвенного дома в Рузаевке.
  Здесь произошёл удивительный случай, после которого, батюшке пришлось покинуть этот приход.
  К отцу Симеону за помощью обратилась женщина, муж которой - Андрей, коммунист с 1905 года, был тяжело болен.
  Измученный ужасной болезнью, Андрей трижды во сне видел Святителя Николая, который призывал его к покаянию.
  Больного преследовали страшные видения, никто не мог находиться рядом с ним, из-за смрада исходящего от него.
  Андрей попросил жену вызвать старца Симеона.
  Два часа исповедовал старец больного. На следующий день, больной встречал его в чистом белье сам.
  Шесть месяцев Андрей был прикован к пастели, а после причастия встал на ноги.
  Старец Симеон велел вынести и сжечь смрадные вещи, вновь исповедал Андрея, и причастил его.
  Старец при жене и детях просил Андрея сдать красную книжку и написать на бумаге, что он стал православным.
  -Если Господь примет ваше покаяние, вы дождётесь моего следующего прихода.
  -А, если у вас веры нет, умрёте сегодня, - сказал старец.
  Старец отпевал умершего Андрея, и весь город знал о том, что перед смертью старый коммунист покаялся.
  После этого случая старец Симеон по требованию властей был переведен на другой приход.
  Новый приход находился в селе Перхляй.
  О своей первой встрече со старцем Симеоном вспоминает его духовная дочь:
  -Я подала записочку о здравии, и отошла к задним дверям церкви.
  -Вдруг батюшка вышел из алтаря, оглядел всех, и остановился на мне. Подозвал к себе, спросил моя ли записка.
  -Да, моя, - ответила я.
  -Вот это имя не пиши, за него подавай нищим.
  -Он много ругается и пьёт
  Прозорливость батюшки повергла меня в трепет.
  С этого момента вся наша семья неотлучно находилась рядом с батюшкой.
  Вскоре старцу был дан огромный приход в Макаровке, находящейся рядом с Саранском.
   Один из макаровских прихожан рассказывал:
  -Возраст его невозможно было определить. Ему можно было дать и тридцать лет, и восемьдесят. Слова говорил огненные. Он как будто был вне тела. Взгляд острый, пронизывающий душу человека, как у Судии, и в то же время любящий.
  Последним местом служения старца в Мордовии стало село Спасское.
  Весть о прозорливом старце молниеносно разнеслась по окрестным деревням.
  К нему приезжали больные со всей Мордовии.
  Даже врачи психиатрических больниц направляли своих пациентов в Спасское.
  Были ложные обвинения, гонения - приходы в Полтаве, Волгограде.
  Наконец - Псково-Печерская обитель.
  Ему было запрещено показываться даже на клиросе, запрет лёг на переписку с духовными детьми.
  В монастыре старцу было назначено послушание - стеречь сад.
  В эти скорбные дни, охраняя яблоневый сад, старец непрестанно молился и каялся.
  Наконец, после того как настоятель монастыря о. Августин написал ходатайство Патриарху Алексию, все запреты на служение были сняты.
  Однако спустя два года старец был оклеветан, на него было заведено уголовное дело. Началось следствие.
  Монастырская власть не стала дожидаться конца следствия и учредила свой суд - с него сорвали монашескую одежду и стали её сжигать.
  Однако одежда не загоралась. Когда же её, наконец, облили керосином и подожгли, она вспыхнула и истлела.
  Гражданское следствие было недолгим, батюшку оправдали, игумен монастыря попросил прощения...
  Когда старец приехал в Москву, Святейший Патриарху Алексии, увидев старца в гражданской одежде, заплакал и воскликнул:
  -Оденьте сейчас же иеромонаха!
  16 сентября 1966 года старец Симеон принял Святую схиму с именем Сампсон.
  Говорят, что после пострига от старца исходила такая благодать, что многие люди, у которых была не чиста совесть, не могли на него смотреть.
  
  За четыре года до кончины, у старца были похищены книги и многие иконы.
  Иеросхимонах Сампсон сказал тогда:
  - Господь постепенно меня готовит к Вечности....
  24 августа 1979 года здоровье старца резко ухудшилось.
  По счастью в тот день среди посетителей был священник, он при врачах скорой помощи начал читать Акафист Божией Матери, а после акафиста причастил умирающего.
  После этого священник начал читать канон на исход души, на восьмой песне канона старец три раза вздохнул и затих...
  Отпевали Иеросхимонах Сампсона в храме Св. Николая в Кузнецах.
  Похоронен старец Сампсон на подмосковном Николо-Архангельском кладбище.
  Так закончилась сложная земная жизнь старца Сампсона.
  Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков, он был любящим врачевателем скорбящих душ.
  
  
  Первую часть очерка мне хочется закончить словами из книги, материалы которой я использовала выше:
  Да будет вечная и благодарная память в русском православном народе о Старце Сампсоне!
  Аминь.
  И Богу нашему слава.
   Старец иеросхимонах Сампсон. Издательство “ Народная Библиотека” 1994год.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"