О чем фильм? Что мне о нем писать? - возбужденно вопрошал известный российский критик г-н Быков.
Скажите, русалочка это Вы? - допытывался г-н Гордон у очаровательной создательницы фильма.
Да, конечно, и русалка, и другие персонажи фильма - это Я, несколько стесняясь глупости окружающих, отвечала г-жа Режиссер.
Не могу я сопереживать вашей русалке! Она какая-то ненастоящая, искусственная - возмущался Гордон.
Постараюсь вкратце рассказать, о чем же все-таки фильм "Русалка". Присутствовавшие на обсуждении в студии Первого канала критики сразу отметили зависимость фильма от европейской кинематографической традиции. К сожалению, видимо, их знакомство с этой традицией, в буквальном смысле, поверхностно. Ему не достает глубины. Ибо, если хотя бы разок копнуть лопатой эту самую кинематографическую (и не только) культурную традицию Запада последних нескольких десятилетий, то легко обнаружить одну важную фигуру. Это - швейцарский психоаналитик и философ культуры Карл Густав Юнг.
Русалка - классический юнгианский пример символического выражения Анимы, архетипа души, душевности и женского начала в человеке. Потому, разумеется, г-н Гордон, русалка не человек и ей нельзя сопереживать как человеку. Она - часть человека, часть души каждого из нас. Она - символ архетипа. Процитируем пару отрывков из работы Юнга "Происхождение архетипов коллективного бессознательного".
"Тот, кто смотрит в воду, видит прежде всего собственное лицо, но вскоре на поверхности начинают появляться и живые существа, естественно, ими могут быть и рыбы, безвредные жители глубин. Но озеро населяют и призраки - водяные существа особой породы. Нередко в рыбацких сетях оказываются русалки, женщины полурыбы-полулюди, которые способны зачаровать тех, кто с ними сталкивается...."
Если в фильме "Русалка" и есть главный герой, то это, безусловно, Продавец Луны (читай, современный человек). Русалочка такой же главный герой, как и рыбка в аквариуме Продавца Луны. Ибо, эта рыбка - второе символической выражение все той же архетипической сущности. Топ-модель разбивает аквариум. Машина сбивает русалочку. Рыбка-русалочка исчезает. А точнее, находит свое место внутри Человека (уже бывшего Продавца Луны).
Продавец Луны "смотрит в воду", в аквариум без травы и камней. Там он "видит прежде всего собственное лицо". "Собственное лицо" указывает на другой ключевой архетип - это Маска или Persona. Маска это социальная кожа, способная подчинить себе человека и принудить его к нарастающей деградации. Маска делает человека одномерным в терминологии Герберта Маркузе. Маска - это и есть судьба современного одномерного деградирующего человека Большого Города. Маска - это и есть Продавец Луны.
Но Продавец Луны все же отличается в лучшую сторону от большинства обитателей Большого Города. У него есть аквариум с рыбкой, в который он упорно вглядывается день от дня. И, вот, в сетях его взгляда "оказывается русалка, женщина полурыба-получеловек, которая способна его зачаровать".
Продолжим читать Юнга.
"Своей прихотливой игрой душа (анима) дает жизнь пассивной, равнодушной ко всему субстанции. Чтобы рожденная жизнь не исчезла, душа прилагает невероятные усилия для ее сохранения. Она устраивает западни и ставит капканы, добиваясь падения человека, чтобы он спустился на землю, полюбил ее и поселился на ней. Уже в раю Еве (другое символическое выражение Анимы) удалось уговорить Адама вкусить от запретного плода. Не будь этой причудливой подвижности души, человек при всей своей изобретательности и честолюбивых стремлениях пришел бы к безжизненному покою".
Вот, собственно, про что фильм.
В завершение, вспомним еще один ключевой архетип - Тень (Ombra). В отношении присутствия этого архетипа в обсуждаемой картине у меня есть два варианта толкования (обидный для режиссера и лестный для режиссера).
--
Обидный для режиссера. Фигура Тени отсутствует в фильме, что делает картину несколько инфантильной. Если не сказать, просто наивно детской. Эту мысль, кстати, под разными соусами высказывал и Гордон. В этой связи, подозрительной представляется сцена с послефутбольными погромами. Потому как, если режиссер искренне полагает, что в этой сцене Тень манифестирует себя, то это, действительно, детский сад. Погром после футбола - дело подростков, желающих показать другим свое лицо (или какой другой подросший орган тела). Типичный пример все той же одномерной Маски.
--
Лестный для режиссера. Фигура Тени присутствует в фильме своим отсутствием. Иначе говоря, фильм "Русалка" повествует об отсутствии живых инстинктивных (в том числе и темных животных) начал в современном Городе. Есть лишь их симулякры, вроде футбольных погромов. В пользу этой версии толкования говорят магические эпизоды. В первую очередь, взывание русалки к стихиям воды, воздуха и огня. Этот ее отчаянный, безудержный бег к морю. Буря. Пожар. Разрушение. Сила. Да, это Тень. Однако, очутившись в городе, сила русалки вовлекается в борьбу за место под солнцем. Что, по мнению режиссера, должно подразумевать самые мрачные последствия и, в конце концов, этический запрет. Русалка решает прекратить использование Силы. Тень и Большой Город (цивилизация) не совместимы.