Рассказывают, что дети любили Аркадия Гайдара за то, что он разговаривал с ними, как со взрослыми, как с равными. И не только разговаривал, но и относился.
Сейчас много толкуют о воспитании. Это хорошо, что толкуют. Я же здесь, в лесу, подумал вот о чём. Часто слышу, что к ребёнку, отроку, юноше нужен особый подход, особые отношения, особое жизненное поведение. Вроде бы надо прилаживаться к нему, вести себя при нём так, а без него эдак. Вроде бы воспитание трудная, кропотливая работа, которой можно и нужно учиться.
Не вижу никакой разницы в отношении к ребёнку и к взрослому. Как вообще с людьми - хам ли, неврастеник, эгоист, лицемер или чуткий, добрый, честный - так и с детьми.
Дети - маленькие взрослые. Разница тут в размере обуви и опыта.
Говорят - индивидуальный подход. Что, мол, применимо к одному, недопустимо к другому. А разве в отношении к взрослым дело обстоит иначе?
Курсы домоводства, кройки и шитья. И воспитание детей. Разве этому можно научиться. Разве учатся человеколюбию или чуткости? Или это дрессировка животных, хотя и там - по дрессировщику медведь.
В отличие от образования, воспитание
не профессия, а постоянная, естественная передача своей внутренней сути другому, побуждение его к самовоспитанию по хорошему или, увы, дурному образцу.
Высоконравственные родители, не кончая курсов, воспитывали высоконравственные личности. Тому примеров достаточно: Чехов, Достоевский, Юрий Гагарин.
Вдумайтесь в мудрые пословицы, их мудрость не тускнеет. "Каковы сами, таковы и сани", "Яблоко от яблони недалеко падает".
Тут добавлю: с яблони груша не свалится. И, увидев под ногами грушу, не поднимая головы, определю - какое дерево плод уронило.
При всей генетической предопределённости, всё же не верю, чтобы один сын у родителей - Дантес, а другой - Пушкин. Или один - угрюмый палач, другой - добрый сказочник.
И ещё: нынче как в космос взлетел или погиб при пожаре, спасая чужого ребёнка - ищут воспитателей, на телевидение приглашают. Правильно, велика их заслуга в создании героя и человека высокой чести. Но я бы искал воспитателей и приглашал их также в народный суд, чтоб дали ответ - почему стоит за барьером ничтожный склочник, подлец, жулик.