От озера отходил длинный, узкий канальчик, местные называли его "галея".
В этом канальчике жил выводок утят.
Однажды в жаркий полдень, притаившись в кустах, наблюдал я, как мать-утка вывела всю семью на берег и, видимо, срезая путь до озера, повела утят сушей.
Летевшая ворона заметила выводок. Она резко изменила направление и спикировала. Утка с криком бросилась назад, утята - за ней, к спасительной воде. Ворона, чуть-чуть опоздав, осталась с носом.
Но, оставшись ни с чем, она не улетела сразу, а села рядом на пень и принялась тщательно чистить перья и хвост, словно специально для этой чистки и спикировала.
Может, её охватил какой-то нервный зуд от осечки? Нет, думается мне, она этой чисткой отвлекалась, забывалась.
Заметьте, как кошка долго крадучись к голубям или воробьям и, наконец прыгнув и ничего не поймав, тут же вдруг начнёт смотреть пристально и сосредоточенно совсем в другую сторону, будто и не было неудачного броска, будто забыла она о нём и её теперь очень интересует что-то вдали. Но там никого и ничего нет. Кошка, подёргивая хвостом, отвлекается, переключается на что-то другое.
Бросьте дисциплинированной собаке лакомый кусочек, и когда она приблизится к нему, подайте команду запрета. Запах бьёт в нос, кусок рядом, он уже почти в пасти, и вдруг эта неумолимая команда.
Собака тоже начинает что-то сосредоточенно рассматривать в другой совсем стороне, прислушивается или начинает чесаться.
Это отвлечение от расстройства, рассеивание внимания.
Я подмечал его у многих животных. И у людей. И у себя.
Когда в кино случалось смотреть что-нибудь щемяще-жуткое, трагическое до слёз, я нарочно отводил глаза от экрана, как бы возвращаясь к реальности, отвлекаясь от переживания, поглядывая на зрителей, на шапку в руке, успокаивая себя, что, мол, это кино, что человека ведут на казнь не по-настоящему, а играет его актёр, идут съёмки...