С шестилетним сыном мы впервые ловим вместе рыбу. Сколько радости было, когда он сам вытащил первого окушка: маленького, красноперого, трепещущего. Окушок глубоко проглотил добычу, и когда я вынимал червяка, послышался еле слышный писк. Рыбаки знают, что иногда и рыба пищит.
- Ей больно, осторожней, - жалостливо попросил сын.
Я бросил окушка на дно лодки. Воды там ещё не было, и сын, черпая ладошкой воду из озера, поливал окушка, приговаривая:
- Ему жарко без воды, жарко...
В этот момент он вообразил себя на месте погибающего окушка. Это ему было жарко, больно от крючка. В шесть лет он уже способен силой воображения сделаться другим существом, ощутить боль рыбки или кошки как свою. А значит и боль человека.
У него было воображение, как, впрочем, у всех детей.
...В Филармонии рядом сидящий мужчина сделал то, от чего умер чеховский Иван Дмитриевич Червяков - он чихнул. Сосед же по креслу не только не умер, но вовсе не смутился, не оглянулся, не устыдился, а после ещё раз весело чихнул, потом покашливал, так же нимало не стесняясь, словно находился в зале один.
Скажут: невоспитанный человек. Я скажу иначе: человек без воображения. А без воображения и не может быть истинной воспитанности, то есть уважения других людей.
Воображение - фундамент воспитанности. Человек может не знать правил хорошего тона - скажем, есть рыбу с ножом, что по мне - нелепая условность. Но он не станет чавкать, не пойдёт за женщиной, поднимаясь по крутой лестнице, не будет сидеть перед пожилым человеком в троллейбусе. А если закашляется в Филармонии, то убежит в фойе. Он всё время представляет состояние других людей в данной обстановке. У него есть дар подстановки себя на место другого.
Общение с животными развивает воображение. Я не могу догадаться, у кого в семье собака или кошка, но почти всегда определяю - у кого в семье нет животного.
Когда на Кузнецком мосту упала лошадь, смеялись над ней не лишённые воспитания люди, а люди лишённые воображения. Они не могли вообразить, как этой лошади больно, тяжело, стыдно за себя и людей.
Поэт, наделённый этим даром, тут же поставил себя на место упавшей лошади, вообразил, что это он упал на мостовую. И стал утешать, а не смеяться...
Стихи, сказки, рисунки - призваны с малых лет развивать в человеке фантазию, воображение, без которых не только не был бы изобретен золотник парового двигателя, открыта специальная теория относительности, написана сцена самоубийства Анны Карениной, но - и это самое главное - в человеческом общежитии не существовали жизненно необходимые качества: сопереживание, доброта, благородство.
Человек добрый, чуткий - значит, наделённый воображением, перенесения своих чувств на другого, подстановки себя на его место.
Возразят: нормы поведения привитые с детских лет должны войти в привычку и никакого тут не надо воображения. Да ведь ситуаций в жизни неизмеримо больше, чем пунктов правил. И здесь только чутьём души поймешь, как поступить в конкретном случае. Ведь не заготовишь: "Если лошадь упала на мостовую - не надо над ней смеяться. Это неприлично".
Чёрствость сердца, эгоизм - там, где человек ощущает только себя и не может вообразить чужую боль, радость, стыд, горе.