Я бросил голубям кусок булки - тотчас на него накинулось несколько птиц. Так бы и склёвывать им булку, мирно, по-кусочку. Но нет. Откуда-то с небес спикировал голубь. Такой же масти, ни толще, ни выше ростом остальных, а враз разогнал всех, крутясь и клокоча.
Среди птиц была одна голубка без ноги. Не совсем без лапки, а по колено. И удивительное дело - всех разогнал этот ярый голубь, но хромоножку не тронул, позволил ей клевать, как равной.
"Благородный, великодушный, добрый" - перебирая эпитеты, восхищался я, зная, что всё это называется антропоморфизмом и нет в животном мире таких понятий. Там побеждает сильнейший, а увечный и слабый - погибает.
Быть может, это была его супруга? Или он не видел в ней конкурента? Или...действительно великодушный, добрый голубь...
Почему мне хочется, чтоб было именно так? И что есть доброта? Не жизненная ли необходимость для нас, людей?
...Давным-давно, в пещерные времена жили в соседстве два племени. И вот однажды наступила страшная засуха. Потрескалась земля, иссохла река, сгорела трава и листва, исчезли животные.
"Надо идти к далёкому озеру Голубых камней" - сказали старики.
Люди первого племени не послушались, остались на месте. От голода они начали поедать сперва детей, потом слабых и увечных, потом стариков. В конце концов, осталось несколько молодых, сильнейших, раз они выжили дольше остальных. Но и они жили недолго. Они не умели изготавливать нужных орудий охоты, не знали, как высечь огонь и где растут целебные травы. Они съели своё будущее и прошлое. Племя перестало существовать.
Люди второго племени вняли совету старцев. Они двинулись к далёкому озеру Голубых камней, неся на руках ослабших детей, не бросая больных, отдавая последнее старикам. Многие из них погибли, но многие и дошли до живительного озера. Племя всё-таки выжило, сохранив своё будущее - детей, не уничтожив свой опыт - стариков...
Выходит, антигуманность невыгодна виду.
В нравственности не меньше неумолимых законов, чем в алгебре. У искусства множество функций, но основная - посредством образов давать образцы жизненно необходимой человечности. Утверждать иные, чем в животном мире понятия силы и слабости, доказывать, что гуманность и доброта биологически важны для сохранения великого людского племени, утратив которые оно может самоуничтожить себя.
Как те, пещерные, у которых сильные руки и челюсти - не победили.